Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:43, контрольная работа
Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз.
Введение …………………………………………………….…………………………….3
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
1.1 Европейский союз и его главные органы управления………...…………..4
1.2 Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
1.4 Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
1.4.1 Индикативные программы ………………………………….…….15
1.4.2 Национальные программы ……………………………………….16
1.4.3 Международные программы ……………………………….…….20
1.5 Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
1.5.1 Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
1.5.2 Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
1.5.3 Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………....……26
1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
2 Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36
Заключение ……………………………………………………………………….……37
Библиографический список ………………………………………………..…………42
Развитие сотрудничества на перспективу было сформулировано в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы), подписанной в Хельсинки 22 октября 1999 года. Подчеркивается, что основными целями Стратегии являются обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире, привлечение экономического потенциала и управленческого опыта Европейского союза и его государств-членов для развития социально ориентированной рыночной экономики. Стратегия сохраняет приоритетные направления сотрудничества, включенные в программу ТАСИС.
Действующая стратегия Евросоюза, включающая в себя реализацию программы ТАСИС в России на 2002-2006 годы, была одобрена Европейской комиссией 27 декабря 2001 года. Действия Союза и Европейской комиссии основываются на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 18 декабря 1998 года.
С точки зрения Евросоюза, эта поддержка должна привести к пересмотру российских нормативных правовых актов и соответствующим изменениям функциональных обязанностей отдельных органов исполнительной власти с использованием европейских моделей и стандартов. Отмечается, что Европейский союз имеет необходимые ресурсы для оказания помощи России в решении серьезных социальных проблем в таких областях, как здравоохранение, образование и социальная защита населения как важнейших факторов закрепления рыночной экономики и демократии.
Особо подчеркивается, что размеры России, ее географическое положение играют ключевую роль в сохранении стабильности и безопасности европейского континента. С точки зрения Евросоюза, помимо важного источника энергии, Россия служит мостом между Европой и Азией и открывает большие возможности для расширения его рынка.
В качестве наиболее важных направлений сотрудничества в настоящее время называются вопросы вступления России в ВТО, содействие экономическому развитию Калининградской области, сотрудничество стран Северной Европы с Россией в бассейне Балтийского моря, выполнение условий международной конвенции по химическому оружию, а также в области безопасного использования атомной энергии.
Стратегия
отмечает, что программа ТАСИС
является одной из ведущих программ
поддержки процесса перехода России
от плановой экономики к рыночной
и осуществления социально-
Помимо программы ТАСИС Евросоюз оказывает России гуманитарную помощь (Программа ECHO – Humanitarian Aid Office of the European Commission). Так, в 1994 году Европейский союз финансировал проекты, включающие: борьбу с туберкулезом; поставки различных грузов гуманитарного характера, в том числе продукты питания; оказание помощи учреждениям здравоохранения и социальной защиты населения.
Начиная с осени 1999 года, гуманитарная помощь оказывается населению Чечни и группам риска населения в соседних республиках Северного Кавказа – Ингушетии и Дагестана. Евросоюз сотрудничает с другими международными организациями, в том числе системы ООН (ВОЗ, ЮНИСЕФ, ФАО), Международным Комитетом Красного Креста, Врачи без границ и др. На эти цели в период с 1999 по 2003 год было выделено 120 млн. евро, что делает Евросоюз основным донором в этом регионе. В 2004 году на эти цели предполагалось выделить 26 млн. евро.
Отмечается, что развитие регионального, субрегионального и приграничного сотрудничества со странами СНГ не является частью региональной стратегии интеграции. Эти страны не могут рассматриваться как какой-то монолитный блок. Существуют важные различия между ними, которые отражаются в их различной национальной политике.
Ссылаясь на это, Европейский союз фактически стал отказываться от использования термина «ТАСИС» в отношении сотрудничества с нашей страной. Так, в материалах Европейской комиссии 2005 года, вместо него получило распространение название: «Программа сотрудничества Европейского союза и России» (EU-Russia Cooperation Program). Во многих документах высших органов управления Евросоюза содержится высокая оценка результатов программы ТАСИС. Например, в документе по стратегии ТАСИС в области регионального сотрудничества на 2004-2006 годы отмечается, что программа ТАСИС является важным дополнением действий Европейского союза в отношении отдельных стран СНГ. Подчеркивается, что эта стратегия является «не только отражением глобальных тенденций в развитии международного сотрудничества, но и фактором стабилизации и безопасности также как и устойчивого экономического и социального развития в общеевропейском контексте… Она отвечает интересам Европейского союза в развитии сотрудничества со странами Восточной Европы и Средней Азии».
По данным Европейской комиссии, она разрабатывает новую концепцию Программы технической помощи и ее новый регламент. В этих материалах подчеркивается, что программа ТАСИС «является основным инструментом сотрудничества Европейского сообщества со странами Восточной Европы, Кавказского региона и Средней Азии, т. е. отмечается тенденция к отказу от использования таких понятий как «страны СНГ» или «республики бывшего СССР». В материалах Комиссии отмечаются определенные изменения в предполагаемой Программе по сравнению с осуществляемой в настоящее время, в соответствии с постановлением Совета Европы №99/2000. Сообщается, что Европейская комиссия начала разрабатывать новую концепцию Программы и ее регламент, которые должны отражать изменения в отдельных странах и регионах в целом.
Это мотивируется процессом углубления экономических различий между странами-получателями технического содействия, большинство из которых теперь относится к категории развивающихся стран, включая семь с низким уровнем доходов (Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан). Внутри стран-получателей «растет осознание существования бедности и социального неравенства, несмотря на улучшение макроэкономических показателей». Указывается на ухудшение показателей, характеризующих состояние образования и здравоохранения. Большая часть материалов посвящена вопросам социально-политических проблем региона, в том числе таких, как демократизация общества, продовольственная безопасность, предотвращение конфликтов – основной проблемы в странах региона. По мнению разработчиков новой концепции программы предоставления технической помощи, эти проблемы должны занимать более важное место, чем прежде, и новая стратегия должна предусматривать применение дифференцированного подхода для каждой отдельной страны. Например, в отношении развивающихся стран Кавказского региона и Средней Азии основное внимание будет уделяться борьбе с бедностью.
В связи с возникновением трудностей управления программой ТАСИС и другими программами, обусловленными расширением Евросоюза, новая стратегия предполагает объединение их всех в рамках упомянутой ранее Программы добрососедства, начатой в 2004 году. Особое значение придается улучшению также взаимодействия Европейской комиссии с ее государствами-членами, международными финансовыми организациями и другими донорами.
Программа ТАСИС является инициативой Евросоюза. Предназначена для оказания на безвозмездной основе технического содействия Российской Федерации и одиннадцати другим странам СНГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан). До 2003 года в число стран-получателей содействия входила также Монголия.
Программа осуществляется в соответствии с регламентами, касающимися оказания содействия государствам-партнерам (странам-получателям содействия). В настоящее время действует Регламент Совета (ЕК), принятый Советом министров №99/2000 от 29 декабря 1999 года.
Действующий Регламент подчеркивает, что «согласно решениям Европейского союза, принятым в 1990 году в Дублине и Риме, Сообщество начало осуществление программы технического содействия в интересах экономических реформ и восстановления экономики на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик».
В статье 1 Регламента подтверждается главная цель Программы, предусматривающая оказание содействия переходу стран СНГ к рыночной экономике, укрепление в них демократии и обеспечение верховенство закона. При этом отмечается, что Программа основывается на принципах и задачах, изложенных в соглашениях о партнерстве и сотрудничестве, подписанных Евросоюзом с каждой страной-получателем.
Регламент подчеркивает, что в случаях нарушения демократических принципов и прав человека Совет по предложению Комиссии может квалифицированным большинством голосов принять решение о прекращении технического содействия данному государству.
Ежегодно
Европейская комиссия обязана представлять
отчет об осуществлении Программы,
который должен содержать оценку
уже оказанного содействия и данные
о результатах мониторинга
Техническое содействие странам оказывается как через национальные, так и через международные программы, охватывающие группы стран-получателей. Примерами национальных программ являются: поддержка правовой и административной реформ, частного сектора экономики, преодоление социальных последствий переходного периода. Примерами международных программ – развитие транспорта, защита окружающей среды и сохранение природных ресурсов, приграничное сотрудничество, а также безопасное использование атомной энергии.
Основами для этой программной деятельности являются Стратегии Евросоюза в странах Восточной Европы и Центральной Азии, которые принимаются на период 5-7 лет. Они определяют долгосрочные цели сотрудничества, приоритеты и характер действий.
Согласно
Регламенту Совета, национальные и
международные программы
Индикативные программы рассчитаны на 3-4 года. Определяют главные цели и основные рекомендации по оказанию технического содействия, а также ориентировочные затраты на их выполнение. Они разрабатываются для каждой страны или для группы стран. В определении приоритетов индикативных программ принимают участие государства-получатели технического содействия. Программы содержат описание действий в разрезе отдельных секторов экономики, решения специфических задач и ожидаемые результаты. Проекты индикативных программ обсуждаются с Комитетом, состоящим из представителей государств-членов Евросоюза, а их приоритеты определяются совместно со странами-получателями содействия.
Программы действий основываются на индикативных программах. Принимаются ежегодно или раз в два года. Включают перечень проектов, которые будут финансироваться Евросоюзом. Разрабатываются для каждой страны, каждой региональной или многонациональной программы. Ориентировочно в программах определяется характер действий и необходимые для этого бюджетные ассигнования на соответствующий год. В ряде случаев в индикативные программы и программы действий в ходе их осуществления могут вноситься изменения и дополнения.
Национальные программы действий отражаются в меморандумах о финансировании, согласуемых Европейской комиссией с каждой страной-получателем помощи.
В дополнение к национальным программам действий в соответствии с Регламентом образуется «Система стимулов» для введения в распределение ресурсов элемента конкуренции с целью повышения качества.
Техническое содействие Евросоюза оказывается странам СНГ посредством действий, содержание которых можно свести к следующему:
- передача опыта и технологий, включая подготовку кадров;
-
развитие промышленного
Помимо этого, Регламент в ряде случаев также предусматривает оказание прямой помощи в материальном выражении:
-
на индивидуальной основе
-
техническое содействие может
использоваться в качестве
Бюджет программы ТАСИС в первые годы составлялся с использованием расчетной единицы – ЭКЮ, основы европейкой валютной системы. Ее стоимость определялась на базе «корзины валют» стран, входящих в Европейский союз. С 1999 года она заменена евро (коллективная валюта государств-членов Евросоюза).
В
настоящее время программа
Информация о работе Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС