Затраты предприятия, их структура и пути оптимизации (на материалах ТОО «КазСтройСервис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:16, дипломная работа

Краткое описание

Дипломдық жұмыстың бірінші бөлімінде шығындарды талдау және басқарудың теоретика-әдістемелік аспектілері көрсетілген, яғни, құрылыс кәсіпорынның шығындары: мәні, мағынасы, сыныптамасы, кәсіпорынның басқару жүйесіндегі шығындарды талдау, қалыптастыру ерекшеліктері, құрылыс компаниясындағы шығындарды жоспарлау және басқару.

Вложенные файлы: 1 файл

Затраты на предприятии.docx

— 319.18 Кб (Скачать файл)

К заработной плате относится заработная плата (основная и дополнительная) рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, обслуживанием и управлением строительных машин и механизмов, а также административно-хозяйственных работников, работников пожарно-сторожевой охраны и др.

Суммы амортизационных отчислений, которые предназначены для полного и частичного восстановления основных фондов, числящиеся на балансе строительного предприятия, учитывается амортизацией основных фондов.

К прочим затратам относятся затраты же на служебные командировки и выплату премий наемным бригадам за полученную экономию от снижения плановых затрат; на содержание вышестоящих организаций и оплату услуг, выполняемых управлениями механизации; на арендную плату за пользование машинами и механизмами и другие затраты.

Комплексная (калькуляционная) группировка затрат отражает затраты, которые возникают по месту непосредственного производства строительно-монтажных работ. Эта группировка соответствует составу сметной стоимости строительно-монтажных работ. К комплексным статьям затрат относят: материалы, основная заработная плата работников, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, накладные расходы. Первые три статьи составляют прямые затраты. В статью «Материалы» включают затраты на материалы, конструкции и изделия, электроэнергию, топливо, пар, воду и другие виды материальных ресурсов. Эти затраты определяются по их стоимости франко - приобъектный склад, учитывающие оптовые цены промышленности с наценками на содержание снабженческо-сбытовых организаций, затраты на доставку материалов до приобъектного склада и заготовительно-складские расходы.

В статью «Основная, заработная плата работников» включается основная заработная плата работников, которые напрямую заняты на строительно-монтажных работах и на доставке вручную строительных материалов от приобъектного склада до места их использования. Различают основную и дополнительную заработную плату работников.

Основная заработная плата начисляется работникам за выполненную работу и отработанное время, определяется по тарифным ставкам и сдельным расценкам. Дополнительная заработная плата, начисляемая в соответствии с действующим трудовым законодательством, учитывается в накладных расходах.

В статью «Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов» включаются:

  • заработная плата работников, которые заняты управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов;
  • затраты на топливо, электроэнергию, горюче-смазочные и вспомогательные материалы;
  • амортизационные отчисления и арендная плата за использование машин;
  • затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт машин и механизмов и их перебазирование;
  • затраты по вывозу мусора и другие затраты.

Комплексная статья «Накладные расходы» включает около 45 частных статей затрат. В соответствии с составом сметной стоимости строительно-монтажных работ их можно объединить в следующие группы:

  • административно-хозяйственные расходы;
  • расходы на организацию работ на строительных площадках;
  • расходы на обслуживание работников строительства;
  • прочие накладные расходы.

Частные статьи накладных расходов можно группировать и по другим признакам. Например, в зависимости от места возникновения затрат накладные расходы бывают:

  • накладные расходы, которые зависят от деятельности бригад,
  • участковые накладные расходы,
  • накладные расходы на содержание аппарата управления,
  • накладные расходы на содержание вышестоящих организаций.

Mежду поэлементной и комплексной группировками затрат себестоимости строительно-монтажных работ существует тесная взаимосвязь. Она проявляется в том, что комплексные статьи включают первичные экономические элементы затрат [7, 132].

 

 

    1. Анализ затрат в системе управления предприятием

Процесс хозяйственной деятельности предполагает некоторые расходы, то есть затраты предприятия или экономическую стоимость ресурсов, необходимые для полноценного функционирования.

Природа возникновения затрат и издержек в каждой компании носит различный характер. Расходы как говорилось ранее можно условно разделить на постоянные и переменные. Постоянные расходы не зависят от количества произведенной продукции, а переменные – прямо пропорциональны объему выпуска [9, 23].

Процесс анализа затрат предприятия.

С точки зрения стратегического анализа затрат и издержек необходимо провести исследования всех расходов, которые возникают на предприятии в процессе его работы.

Изучение затрат и издержек предприятия можно разделить на несколько этапов:

  • выявление статей затрат;
  • оценка стоимостного выражения затрат;
  • поиск путей сокращения затрат.

Благодоря такой последовательности действий можно получить общее представление об анализе затрат производственного процесса. 

Управление затратами – это область управленческой деятельности, как средство достижения предприятием высокого экономического результата. Специфика этой деятельности в том, что соединяются часто независимые друг от друга знания о работе предприятия, взаимосвязь и влияние на «конечный результат – работа предприятия – прибыль».

Управление затратами – это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех стадиях производственного процесса. Постановка процесса управления затратами на предприятии заключается в признании затрат, их учете, группировке и разнесении и представления их в виде, удобном для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений [9,36].

Принято считать, что управление затратами – это обязанность экономической службы предприятия, осуществляющая нормирование, планирование и контроль затрат. Тем не менее, это глубочайшее заблуждение. Экономическая служба должна объединять данные, проверять их, но в формировании себестоимости принимают участие абсолютно все подразделения предприятия и планирование затрат, ответственность за их величину должна быть переложена, разделена на руководителей подразделений предприятия. Осуществлять сокращение затрат должны люди, отвечающие за подразделения где возникают эти затраты.

Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии. Затраты же организации, процесс их формирования и снижения являются объектом управления затратами. Субъектами управления затратами являются руководители и специалисты организации производственных подразделений, то есть управляющая система.

Особенностями затрат как предмета управления относятся:

  • динамизм. Затраты пребывают в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни;
  • трудность измерения, учета и оценки – абсолютно точных методов измерения и учета затрат не существует;
  • многообразие, которое вызывает многообразие методов, приемов, и способов управления затратами;
  • сложность и противоречивость влияния на экономический результат. Например, повышение прибыли предприятия возможно за счет уменьшения текущих затрат на производство, что достигается повышением капитальных вложений в технологию и технику; высокая прибыль при производстве продукции может быть значительно снижена затратами на ее утилизацию и т.п.

Целью управления затратами является построение внутреннего экономического учета доходов и расходов по предприятию и в разрезе подразделений, что позволяет выявить реальный финансовый результат работы предприятия, не искаженный бухгалтерскими проводками.

Главными задачами управления затратами являются:

  • определение затрат по основным функциям управления;
  • повышение эффективности деятельности предприятия;
  • расчет затрат по отдельным структурным подразделениям и предприятию в целом;
  • расчёт затрат на единицу продукции (работ, услуг) - калькулирование себестоимости продукции;
  • выявление технических способов и средств контроля и измерения затрат;
  • подготовка информационной базы, которая позволяет оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
  • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;
  • выбор методов нормирования затрат;
  • приведение анализа затрат с целью принятия управленческих решений по совершенствованию производственных процессов, оптимизации загрузки производственных мощностей, формированию ассортиментной и ценовой политики выбору вариантов инвестирования, прогнозированию объёмов производства и сбыта продукции.

Все задачи управления затратами перечисленные выше не должны рассматриваться по отдельности, а должны решаться в комплексе – только такой поход принесет результаты и будет способствовать резкому росту эффективности работы предприятия [10,56].

При рассмотрении управления затратами как процесса, выделяют следующие этапы:

  • планирование и прогнозирование затрат (прогнозные расчет себестоимости, составление калькуляции, сметы затрат);
  • организация управления затратами (устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами; определяются центры возникновения затрат и центры ответственности; разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, которые связаны с управлением затрат);
  • непосредственно учет затрат (управленческий учет, бухгалтерский, мониторинг центров возникновения затрат);
  • анализ и контроль затрат и производственных вложений с целью выработки управленческих решений по оптимизации расходов, связанных с производственно - коммерческой деятельностью организации (определение отклонений и принятие оперативных мер по устранению расхождений, cравнение фактических затрат с запланированными, факторный анализ);
  • принятие управленческих решений, относительно эффективности системы управления затратами на предприятии;
  • cоответствующий документооборот.

Принципами управления затратами на предприятии являются:

  • методическое единство на разных уровнях управления затратами;
  • управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия – от создания до утилизации;
  • органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
  • направленность на недопущение излишних затрат;
  • взаимозаменяемость ресурсов;
  • широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
  • совершенствование информационного обеспечения о величине затрат;
  • повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

Cоблюдение всех принципов системы управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики.

Прогнозирование и планирование, контроль, учет, координация и регулирование, анализ затрат являются основными функциями системы управления затратами.

Планирование затрат может быть перспективным на стадии долгосрочного планирования, и текущим на стадии краткосрочного планирования. Точность долгосрочного планирования затрат небольшая и подвержена влиянию поведения конкурентов, инвестиционного процесса, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств. Краткосрочные же планы затрат более точно определяются годовыми и квартальными расчетами и отражают нужды ближайшего будущего.

Важным элементом эффективного управления затратами  является организация. Именно она устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами в предпринимательской структуре. Определяются центры возникновения затрат и центры ответственности. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанные с управлением затрат. Такая схема должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия.

Координация, регулирование и взаимозаменяемость затрат (нормативный метод) – это сравнение фактически произведенных затрат с запланированными, определение отклонений и принятие оперативных мер по устранению расхождений. Предприятию избежать срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности позволяет своевременная координация и регулирование затрат.

Информация о работе Затраты предприятия, их структура и пути оптимизации (на материалах ТОО «КазСтройСервис»)