Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:59, курсовая работа
Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Вместе с тем, земельные ресурсы как основное национальное богатство имеют ряд особенностей консервативного характера, которые не зависят от системы общественных отношений и которые не присущи другим средствам производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности людей, земля, в отличие от всех других средств производства, в процессе использования не амортизируется и не уменьшает свои полезные свойства, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как иные средства производства в меру развития производительных сил количественно увеличиваются и качественно видоизменяются.
ВВЕДЕНИ…………………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ……………………...6
1.1Становление и развитие земельных отношений в России в IХ-ХIХ веках...6
1.2Столыпинская реформа 1906-1911 годов и ее некоторые
результаты…………………………………………………………………………7
1.3Земельные отношения после революции 1917 года……………………….10
1.4Земельная реформа 90-х годов XXв……………………………………...12
2. РЫНОК ЗЕМЛИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ……………………17
2.1Сущность, функции, особенности рынка земли…………………………..17
2.2Цена земли и факторы, определяющие цену на землю…………………..19
2.3Спрос и предложение земли………………………………………………..21
3.ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………27
3.1Формы земельной собственности…………………………………………..27
3.2Регулирование земельных отношений……………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИ……………………………………………………………
1. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ……………………...6
1.1Становление и развитие
земельных отношений в России
в IХ-ХIХ веках...6
1.2Столыпинская реформа 1906-1911 годов и ее
некоторые
результаты……………………………………………………
1.3Земельные отношения после
1.4Земельная реформа 90-х
2. РЫНОК ЗЕМЛИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ……………………17
2.1Сущность, функции, особенности рынка земли…………………………..17
2.2Цена земли и факторы,
2.3Спрос и предложение земли……
3.ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………27
3.1Формы земельной собственности………………………………………….
3.2Регулирование земельных отношений……………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
ВВЕДЕНИЕ
В социально-экономическом
«Землей» в экономической теории называют
все естественные ресурсы (плодородную
почву, запасы пресной воды, месторождения
ископаемых).
Особенностью земли как экономического
ресурса является ее ограниченность. В отличие
от капитала земля неподвижна[1, c.12].
В основе появления рынка земли
лежит проблема частной собственности.
С одной стороны, выступают собственники
земельных ресурсов, с другой – люди, владеющие
деньгами и желающие свои деньги и свой
труд вложить в использование земельных
угодий и стать предпринимателями. Собственники
земли предлагают свои земли в аренду,
тем самым формируют предложение на землю.
Будущие сельскохозяйственные землепользователи
(арендаторы) вступают в переговоры об
аренде земли, тем самым формируют спрос
на землю, вследствие чего в обществе возникают
аграрные отношения.
Со времени проведения земельной реформы
(1990 г.) в России создан новый земельный
строй. В частности, ликвидирована государственная
монополия на землю, осуществлен переход
к многоукладному землепользованию и
многообразию форм собственности на землю,
внедрено платное землепользование. Созданы
объективные условия для разграничения
государственной земельной собственности
и развития рыночного оборота земельных
участков. Земля, кроме ее традиционных
особенностей (территориальный базис,
средство производства, природная среда
и т.п.), стала объектом недвижимости и
правовых гражданских отношений. Однако
реформирование земельных отношений и
системы землепользования до настоящего
времени, с одной стороны, не дало положительных
(особенно в аграрной сфере) результатов
и не решило главной задачи – обеспечение
рационального экологически безопасного
и эффективного использования и охраны
земельно-ресурсного потенциала, а с другой,
- создание отвечающей интересам страны
и новым условиям системы государственного
управления и регулирования земельных
отношений. Означенные проблемы следует
считать весьма актуальными и требующими
уже сегодня неотложного решения, так
как особенности новых земельных отношений
и системы землепользования страны требуют
адекватного управления земельно-ресурсным
потенциалом[2, c.54].
Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Вместе с тем, земельные ресурсы как основное национальное богатство имеют ряд особенностей консервативного характера, которые не зависят от системы общественных отношений и которые не присущи другим средствам производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности людей, земля, в отличие от всех других средств производства, в процессе использования не амортизируется и не уменьшает свои полезные свойства, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как иные средства производства в меру развития производительных сил количественно увеличиваются и качественно видоизменяются.
Земля – главный национальный ресурс, который относится к длинным активам. Нигде в мире земли (особенно сельскохозяйственные) не обращаются свободно на рынке, обязательно во всех странах введены определенные ограничения, чем ценнее земля по местоположению, тем больше ограничений. Практика землепользования России показала, что отсутствие таких ограничений, особенно в пригородных и курортных зонах, а также в населенных пунктах, привело к возникновению феномена огромного теневого рынка земли. Цивилизованный земельный рынок в стране не уложился в нормальное, контролируемое государством русло в итоге таких обстоятельств, как отсутствие системы соответствующих законодательных актов, длительная проволочка с их принятием, а также ликвидация в стране в 2000 году соответствующей земельной службы (для справки: Россия почти единственная в мире страна, располагающая уникальным по размеру земельным пространством, не имеющая на сегодняшний день специализированной земельной службы). Практика показывает, что везде и всегда вопросы функционирования и использования земли находятся в сфере приоритетных государственных интересов[3, c.54].
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности земельных отношений в России.
Задачи курсовой работы:
1.рассмотреть историю земельных
отношений в России;
изучить спрос земли;
2.изучить предложение земли;
3.рассмотреть вопросы землевладения и землепользования;
4.изучить вопрос «цена земли».
1. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
1.1Становление и развитие
земельных отношений в России
в IХ-ХIХ веках
Становление древнерусского государства в IХ веке ознаменовалось распадом родоплеменных связей и переходом к феодальным отношениям. Отсутствие на Руси рабовладения оказало влияние на специфику образования феодальной земельной собственности. Первичной формой экономической реализации феодальной собственности на землю явилось полюдье, ставшее формой внеэкономического принуждения населения и первой фазой превращения земли в феодальную собственность.
В IХ веке на Руси шел быстрый рост феодального землевладения, «окняжения» и «обояривания» земель. Принадлежавшие смердам общинные земли захватывались, передавались дружинникам либо путем прямого насилия, либо на основе княжеских пожалований.
Начало земельной реформы было положено в ХVI веке проведением писцовых межеваний. При проведении таких работ составлялись межевые книги, в которых делались кадастровые описания, давались сведения о землевладениях, устанавливались площади земельных участков[4, c.54].
Вотчины, которыми владели князья, бояре, дружинники, высшее духовенство, можно было передать по наследству, поменять, продать. Законодательное оформление крепостного права произошло в 1649 году принятием Соборного уложения.
Эпохальным в истории земельных отношений в России стал 1861 год, когда 19 февраля царь Александр II утвердил Закон «Общее положение о крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости» и выпустил Манифест о крестьянской реформе. В этих документах была зафиксирована отмена крепостного права, что означало освобождение крестьян от личной от помещиков зависимости, но без земли. Вся земля, находившаяся в постоянном пользовании крестьян, была признана собственностью помещиков. Они обязывались предоставить крестьянам за определенные повинности в пользование усадьбу и полевой надел.
Бывшие крепостные крестьяне получили землю в пользование за барщину и оброк. Однако крестьянин с согласия помещика мог выкупить надел. Этим правом смогли воспользоваться лишь немногие крестьяне, имевшие средства на выкуп земли.
Таким образом, реформа 1861 года утвердила две основные формы землепользования: общинное и подворное. К началу ХХ века в личной собственности находилось земли: у дворян - 61,9%, крестьян – 15,3%, купцов – 15%, мещан - 4,4%, духовенства - 0,3%.
Реформа укрепила и общинное землевладение. Община могла выкупить часть помещичьей земли и обратить ее в «мирскую» землю, которая служила гарантией против обезземеливания крестьян и превращения их в рабочих. Реформа обеспечивала «мягкое» вхождение России в систему капиталистических производственных отношений.
1.2Столыпинская реформа
1906-1911 годов и ее некоторые
результаты
Как было уже отмечено, реформа 1861 года положила начало, но не разрушила господствовавшие ранее формы землевладения. 9 ноября 1906 г. вышел Именной Высочайший Указ, данный Сенату Николая II, содержащий положения о крестьянском землевладении и землепользовании. Издание Указа, позволявшего закреплять за собой свой надел, положило начало Столыпинской аграрной реформе[5, c.54].
Основной целью реформы явилось
Накануне реформы в России существовали два вида крестьянских общин: передельные, в которых каждые 12 лет производились переделы земель; беспередельные, в которых в течение 24 лет переделы земли не производились. Для роспуска передельных общин требовалось решение не менее двух третей схода. Беспередельные общины распускались автоматически[6, c.54].
Столыпинская реформа нанесла сильнейший
удар по помещичьему и общинному
Во-первых, отменялся выкуп крестьянами надельных земель.
Во-вторых, каждый земледелец получал в собственность причитающуюся ему часть общинного надела.
В-третьих, любой крестьянин при желании мог прикупить помещичьи, казенные, удельные и иные земли по дешевой цене. Широкие возможности открывались и для аренды земли.
В-четвертых, стимулировалось переселение крестьян из западных, центральных и южных губерний, где крестьянство страдало от малоземелья, в Сибирь. С 1906 по 1914 год численность переселенцев и ходоков составила 3760868 человек.
Выходящий из общины крестьянин
взамен многочисленных земельных участков,
разбросанных на значительном расстоянии
друг от друга, получал право на компактный
участок – отруб или мог поселиться на
хуторе – отдельном земельном участке
с жилыми и хозяйственными постройками.
В стране образовалось множество форм
землевладения и
Положение в русской деревне заметно улучшилось. В 1907 г. были отменены выкупные платежи. В связи с окончанием мирового сельскохозяйственного кризиса начался рост цен на зерно.
За годы реформы (до 1917 г.) сельское хозяйство России достигло высоких результатов: выросли размеры посевных площадей, в том числе под техническими культурами, увеличилась продукция животноводства, выросли товарность и доходность хозяйств, экспортные поставки. Так, производство зерна с 1860 по 1913 год выросло в 2,6 раза, с 33 до 86 млн. тонн, картофеля - в 5,6 раза. Экспорт зерна возрос с 1,1 млн. тонн до 10,6 млн. тонн, составив 30% мирового. Россия заняла первое место в мировом экспорте зерна (США - третье место).
Другой важной задачей, составившей содержание реформы, являлось разрушение общины. Разрушение крестьянской общины предполагалось осуществлять постепенно, с учетом ее экономической, политической, психологической силы. На первом этапе реформы община играла значительную роль в регулировании поземельных отношений. Она осуществляла куплю-продажу земли, централизовала денежные средства за проданные участки, наделяла землей нуждающихся и др[7, c.54].
Однако, несмотря на очевидные успехи реформы, разрушение общинных отношений шло медленно и болезненно. Накануне революции по 40 губерниям Европейской России вышло из общины, закрепило землю в частную собственность только 24% от общего количества дворов, сосредоточив лишь 15%земли. Надельное общинное землепользование сохраняло господствующее положение. Частная собственность на землю не стала основной формой собственности в сельском хозяйстве.
Таким образом, столыпинская реформа имела для России как положительные, так и отрицательные результаты. Слой зажиточных крестьян, ведущих товарное хозяйство, мог бы быть больше, если бы реформа проводилась более последовательно. К тому же Столыпин в своей реформаторской деятельности ориентировался, по нашему мнению, на американский путь развития сельского хозяйства, что для России было неприемлемо.
1.3Земельные отношения
Первым документом, изменившим существующий до 1917 г. земельный строй стал Декрет о земле, который провозгласил, что вся земля (государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, частновладельческая, общественная и крестьянская) отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех тех, кто трудится на ней.
Основное содержание землеустроительных работ в 1918 г. заключалось в отграничении земельных участков, не подлежащих распределению; сборе статистических и картографических материалов для выработки норм наделения землей; распределении конфискованных земель во временное пользование; перераспределении всех земель (черный передел); съемке неделимых площадей для последующего устройства их территории; оказании помощи при распределении земель под посевы[8, c.54].
14 февраля 1919
г. ВЦИК утвердил специальное постановление,
Информация о работе Земельные отношения в современной России