Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:59, курсовая работа
Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Вместе с тем, земельные ресурсы как основное национальное богатство имеют ряд особенностей консервативного характера, которые не зависят от системы общественных отношений и которые не присущи другим средствам производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности людей, земля, в отличие от всех других средств производства, в процессе использования не амортизируется и не уменьшает свои полезные свойства, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как иные средства производства в меру развития производительных сил количественно увеличиваются и качественно видоизменяются.
ВВЕДЕНИ…………………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ……………………...6
1.1Становление и развитие земельных отношений в России в IХ-ХIХ веках...6
1.2Столыпинская реформа 1906-1911 годов и ее некоторые
результаты…………………………………………………………………………7
1.3Земельные отношения после революции 1917 года……………………….10
1.4Земельная реформа 90-х годов XXв……………………………………...12
2. РЫНОК ЗЕМЛИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ……………………17
2.1Сущность, функции, особенности рынка земли…………………………..17
2.2Цена земли и факторы, определяющие цену на землю…………………..19
2.3Спрос и предложение земли………………………………………………..21
3.ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………27
3.1Формы земельной собственности…………………………………………..27
3.2Регулирование земельных отношений……………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
30 октября 1922 г.
4я сессия ВЦИК приняла Земельный кодекс
привел ее в соответствие с новыми
Вторая половина 1929 г. стала началом сплошной коллективизации. Землеустройство вновь образуемых колхозов должно было проводиться в течение двух недель после их создания. Примерным уставом сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. был установлен порядок формирования землепользований колхозов.
Сплошная коллективизация сельского хозяйства в корне изменила структуру землеустроительных работ и сформировала два их основных вида: межхозяйственное (вместо ранее существовавшего межселенного), связанное с образованием новых и улучшением существующих землепользований социалистических сельскохозяйственных предприятий, и внутрихозяйственное (вместо внутриселенного), связанное с организацией территории социалистических сельскохозяйственных предприятий. Менялось и содержание землеустройства: вместо основной ранее землераспределительной функции главной становилась организация использования земли сельскохозяйственного назначения с учетом требований крупного производства, механизации полевых работ.
Выдача колхозам Государственных актов на вечное (бессрочное) пользование землей и связанное с ней землеустройство в 1935—1938 гг. потребовали мобилизации на эти работы всех землеустроительных сил, поэтому внутрихозяйственная организация территории колхозов и совхозов в этот период осуществлялась в незначительном объеме[9, c.54].
В «Основах земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик»
1.4Земельная реформа 90-х
Земельная реформа, начатая в России
в 1990 г., имела следующие цели: -осуществление
перехода к многообразию форм собственности
на землю, землевладения и
-обеспечение социально
-создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования;
-создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель;
-прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.
Государство отказалось от монопольной собственности на землю, но приватизация земли шла медленно, непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами права собственности на имущество сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили друг другу[10, c.54].
В апреле 1990 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был изменен порядок землепользования в сельских населенных пунктах. Из сельскохозяйственных земель выделялись участки для передачи сельским и поселковым советам. Было разрешено также арендовать земельные участки.
На основании Закона РСФСР от 14 июля 1990 г. «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» был создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе.
В конце 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе»; «О социальном развитии села». Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» было установлено, что член колхоза (работник совхоза) имел право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия трудового коллектива или администрации предприятия. Кроме того, этот закон определил права собственников земельных долей.
В России была провозглашена частная собственность на земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства (земли фермеров, садоводов, земли под личными подсобными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством, животноводческими кооперативами, а также находящиеся в колхозно-кооперативной и коллективно-долевой собственности). Другим категориям граждан и юридических лиц право частной собственности на землю предоставлено не было. Был введен мораторий на куплю-продажу земли (от 5 до 10 лет).
В декабре 1991 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР» и Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» коллективы колхозов и совхозов должны были по своему усмотрению принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности. При этом разрешалась продажа земли для ведения гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства.
23 декабря 1992 г. был принят Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»[11, c.54].
В конце 1991 г., как и во многих государствах мира, в России были введены платежи за землю: земельный налог, арендная плата, цена земли в случае ее купли-продажи.
С ноября 1992 г. по декабрь 1993 г. было продолжено дальнейшее совершенствование системы регистрации различных форм землевладения и землепользования, проведение учета количественных и качественных характеристик земель, определение подходов к экономической оценке земель в условиях рыночного оборота. За короткий срок было принято более 50 основных нормативных документов для реализации земельной реформы.
Постановлением Правительства РФ от 30 мая 1993 г. был утвержден «Порядок купли-продажи гражданам Российской Федерации земельных участков», в соответствии с которым мораторий на куплю-продажу земель действовал только для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий[12, c.54].
В 1992—1993 гг. были также решены многие политические, экономические, технологические и социальные проблемы, такие как ликвидация монополии государственной собственности на землю и осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, владения и пользования ею; формирование слоя средних и мелких земельных собственников; улучшение структуры управления земельными ресурсами; обеспечение всех желающих граждан приусадебными и садово-огородными участками; внедрение нового экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земельной собственности, образование крестьянских и фермерских хозяйств. Важным шагом в правовом регулировании земельных отношений являлся Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», который впервые отнес землю к объектам недвижимости. Указом были отменены большинство ограничений на отчуждение земли, расширен перечень сделок с земельными долями.
Принятие новой Конституции РФ
12 декабря 1993 г. разрешило главный спорный
вопрос в сфере земельных отношений. Конституция
закрепила право частной собственности
на землю в РФ.
Затем наиболее значимым документом явилось
Постановление Правительства
С 1 января 1995 г. была введена в действие
часть первая Гражданского кодекса Российской
Федерации, который определил, что к недвижимым
вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные
участки, участки недр, обособленные водные
объекты и все, что прочно связано с землей.
1997 ознаменовался важным для
развития земельных отношений в Российской Федерации
В 1998—2001 гг. был принят ряд важных законов: «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» и Земельный кодекс Российской Федерации, значительно продвинувшие проблемы формирования земельных отношений в стране.
25 октября 2001 г. был принят Земельный кодекс РФ, который вступил в действие 30.10.2001г.
Принятие Земельного кодекса – это огромное достижение, но, к сожалению, в нем регулируются лишь некоторые вопросы, а в большинстве случаев, по – прежнему приходиться обращаться к огромному массиву законодательства в области земельных отношений, разобраться в котором подчас бывает довольно трудно[14, c.54].
Это достаточно ярко иллюстрируется
следующими данными: только в период с
1991 по 2000 годы по вопросам землепользования
в России на федеральном уровне было принято
32 закона, 52 указа Президента, 180 постановлений
Правительства, 242 нормативных правовых
акта Госкомзема.
К настоящему времени в области земельного
законодательства сложилась следующая
ситуация – несмотря на наличие Земельного
кодекса, нет унифицированного нормативного
правового акта, регулирующего все аспекты
земельных отношений.
2. РЫНОК ЗЕМЛИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
2.1Сущность, функции, особенности рынка земли
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости.
Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения[15, c.54].
Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли.
Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках.
Однако оно имеет определенные
границы, связанные с известным
законом убывающего плодородия почвы,
когда при сложившейся
В-третьих, в следствие фиксированности
площади земельных угодий природой, предложение земли
В условиях рынка земельные
собственники весьма неохотно идут на
продажу своих земельных
Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка, если он не функционирует эффективно.
Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства.
Государство обязано в
первую очередь создать условия
защиты прав собственности на землю,
соблюдения субъектами своих договорных
обязательств, целенаправленного и
разумного использования
Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.
Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю[17, c.54].
2.2Цена земли и факторы,
В определении цены на земли, несомненно, последнее слово за спросом и предложением. Однако субъект, желающий приобрести земельный участок, рассматривает альтернативные варианты. В самом деле, цена земли - это покупная цена не земли, а той земельной ренты, которую она приносит. В этом экономическом ее содержании ренту можно рассматривать как процент на капитал.
Информация о работе Земельные отношения в современной России