Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:29, курсовая работа
Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли. Однако функционирование рынка земли далеко от совершенства и поэтому существует множество законов, с помощью которых государство пытается решить проблемы становления и функционирования рынка земли. Данная проблема была всегда актуальной, о чем свидетельствуют литературные источники, на которые я ссылалась при написании своей курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………….…….5
1 Земля как фактор производства…..…………………………….…………........6
1.1 Земля как возобновляемый природный
ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы……………………6
1.2 Ограниченность земли………………………………………………..………8
1.3 Особенности спроса и предложения…………………………………………9
2Рента…………………………………………………..…………………….….…11
2.1Виды ренты…………………………..…………………………………….……11
2.1.1 Экономическая рента…………………………………………………….…..11
2.1.2 Земельная рента………………………………………………………………12
2.1.3 Дифференциальная рента…………………………………………………...14
2.1.4 Монопольная рента………………………………………………………….14
2.1.5 Абсолютная рента………………………………………………………..….15
2.2 Арендная плата………………………………………….………………..……18
2.3 Цена земли……………………………………………………………………..18
3 Формирование рынка земли в
Республики Беларусь…………………………………………………………….19
3.1 Особенности функционирования
рынка земли Республики Беларусь…………………………...………………...19
3.2 Проблемы и перспективы развития
рынка земли в Республике Беларусь…………………………………………..….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………….. 28
Принят указ №58 "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд", которым усиливается защита прав собственников при изъятии земельных участков. А указ №64 вносит дополнения и изменения в некоторые указы по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков. Все эти документы направлены также на дальнейшую либерализацию белорусской экономики и повышение деловой активности субъектов хозяйствования.
Рассмотрим некоторые статьи Кодекса Республики Беларусь:
- собственность
на землю, земельные участки
(ст. 12). Собственность на землю,
земельные участки может быть
государственной и частной.
- аренда земельных
участков (ст. 17). Арендодателями земельных
участков, находящихся в государственной
собственности, являются
- плата за
пользование земельными
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь.
- кадастровая
оценка земель, земельных участков
(ст. 88). Кадастровая оценка земель,
земельных участков проводится
Государственным комитетом по
имуществу Республики Беларусь
в порядке, установленном
В последние годы все больше ученых и политиков в средствах массовой информации и на страницах научной литературы ставят вопрос о переходе Республики Беларусь от государственной к частной собственности на сельскохозяйственные угодья. По их мнению, приватизацию этих угодий надо провести посредством их раздела на индивидуальные земельные доли между работниками хозяйств, предоставление права владельцу «доли» использовать ее в роли земельного пая при вхождении в состав реформируемого хозяйства; права свободного выхода из его состава, образование своего фермерского хозяйства; права передачи по наследству, сдачи в аренду, продажи другому физическому или юридическому лицу.
Углубленное исследование таких предложений дает основание считать, что их внедрение в жизнь породит:
- проблему реституции
части земель, т.е. возвращение
их бывшим собственникам,
- проблему раздела
сельхозугодий на
- рост числа
малоземельных, мелкотоварных,
- резкое увеличение
спроса на специалистов-
- существенную
ломку всего уклада жизни
Понимая это, уже сейчас на селе обеспокоены тем, что такая приватизация земли может привести к образованию хозяйств помещичьего типа, которые на законном основании могут возникнуть на базе реституции, а также к скупке и аренде земельных долей. В результате неизбежен процесс расслоения сельского населения на крупных, средних, малых и мельчайших земельных собственников, а в будущем – неизбежно появление слоя и вовсе безземельных селян, лишенных иных источников существования кроме работы по найму.
Ликвидация государственной собственности на все сельскохозяйственные угодья практически означает:
1) аннулирование
благоприятной базы для
2) переход только
к частным формам
3) осложнение
социальных условий жизни и
развития большинства
Исходя из зарубежного
опыта высокой эффективности
арендной формы землепользования, есть
основание считать, что нам в
товарном сельском хозяйстве республики
разумнее всего сохранить
Для сравнения, в странах с развитой рыночной экономикой государство «контролирует» земельные отношения прежде всего косвенно – через выработку и проведение в жизнь законодательных и регулирующих норм, которые могут быть дополнены или ужесточены муниципалитетами. Поэтому государство обычно не вмешивается в частные решения и действия, что позволяет участникам земельного оборота вырабатывать эффективные решения с точки зрения распространения и использования земельных ресурсов и действовать на пользу общественного благосостояния.
Рынок земли
в Беларуси находиться на стадии формирования.
Земельные отношения
3.2 Проблемы и перспективы развития рынка земли в Республике Беларусь
Земля в жизни людей всегда занимала особое положение. Без нее невозможно ведение сельского хозяйства, создание продуктов питания и большинства сырьевых ресурсов для промышленности. Если производство рассматривать как единство труда, капитала, природных ресурсов и предпринимательской деятельности, то земля в этом единстве – главное, незаменимое условие производства, которая характеризуется постоянством местоположения, пространственно ограничено, не воспроизводима и в качественном отношении не однородна. Различие в качестве земель (т.е. в климате, рельефе, механическом составе почв и мелиоративном их состоянии), а также местоположении земельных участков оказывает большое влияние на перераспределение доходов и процесс воспроизводства.
Реальностью современных земельных отношений является широкое вмешательство государства в процесс реформирования и использования земель, устранение сложившихся противоречий между государством, защищающим общественные интересы, и пользователями земли – носителями частных интересов – посредством экономических и административных методов.
Важнейшей задачей государства должна быть разработка четкой концепции и механизма разгосударствления земельной собственности, взимания земельной ренты и других платежей за землю.
Для Республики
Беларусь, вступившей в полосу рыночных
преобразований, одним из главных
является вопрос организации земельного
рынка. Его эффективное
В Республике Беларусь был разработан проект Национальная стратегия устойчивого развития – 2020 (НСУР-2020).[17] В данном проекте должны получить дальнейшее развитие и более глубокую проработку следующие вопросы:
- усиление охраны и рационализация землепользования, а также требующие отдельного рассмотрения вопросы, касающиеся устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов;
- разработки
законодательных документов о
государственной
- совершенствования земельных отношений на основе создания равных условий для различных форм собственности и хозяйствования, а также действенного правового и ценового механизма разгосударствления и приватизации земли;
- включения
экономической (стоимостной)
Перед Беларусью
стоит важнейшая социально-
Что касается опыта западноевропейских стран, то государственное регулирование земельных отношений предусмотрено конституциями, специальными законами, сельскохозяйственными и урбанистическими комплексами. Эти нормативные акты охватывают различные аспекты регулирования земельных отношений. Один из них – планирование использования земель. Данной проблеме уделяется достаточно серьезное внимание в законодательстве западноевропейских стран. При этом приоритет отдается землям сельскохозяйственного назначения.
Как можно заметить, государство Республики Беларусь приминает все необходимые меры для создания условий организации рынка земли и обеспечения его эффективности, определения прав и обязанностей собственников земли, обеспечение разработки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа позволяет сделать следующие выводы:
1) В сельскохозяйственном
производстве тесно
Взаимодействуя с природой, люди не только творят экономические законы, но и вмешиваются в естественный ход протекания законов природы. Тем самым видоизменяя, замедляя или ускоряя их. В связи с этим необходимо очень осторожно управлять процессом сельскохозяйственного производства, чтобы не нарушать естественно сложившийся баланс экономических законов и законов природы.