Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли. Однако функционирование рынка земли далеко от совершенства и поэтому существует множество законов, с помощью которых государство пытается решить проблемы становления и функционирования рынка земли. Данная проблема была всегда актуальной, о чем свидетельствуют литературные источники, на которые я ссылалась при написании своей курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….5
1 Земля как фактор производства…..…………………………….…………........6
1.1 Земля как возобновляемый природный
ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы……………………6
1.2 Ограниченность земли………………………………………………..………8
1.3 Особенности спроса и предложения…………………………………………9
2Рента…………………………………………………..…………………….….…11
2.1Виды ренты…………………………..…………………………………….……11
2.1.1 Экономическая рента…………………………………………………….…..11
2.1.2 Земельная рента………………………………………………………………12
2.1.3 Дифференциальная рента…………………………………………………...14
2.1.4 Монопольная рента………………………………………………………….14
2.1.5 Абсолютная рента………………………………………………………..….15
2.2 Арендная плата………………………………………….………………..……18
2.3 Цена земли……………………………………………………………………..18
3 Формирование рынка земли в
Республики Беларусь…………………………………………………………….19
3.1 Особенности функционирования
рынка земли Республики Беларусь…………………………...………………...19
3.2 Проблемы и перспективы развития
рынка земли в Республике Беларусь…………………………………………..….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………….. 28

Вложенные файлы: 1 файл

KURSACh.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Принят указ №58 "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии  земельных участков для государственных  нужд", которым усиливается защита прав собственников при изъятии  земельных участков. А указ №64 вносит дополнения и изменения в некоторые указы по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков. Все эти документы направлены также на дальнейшую либерализацию белорусской экономики и повышение деловой активности субъектов хозяйствования.

Рассмотрим некоторые статьи Кодекса Республики Беларусь:

- собственность  на землю, земельные участки  (ст. 12). Собственность на землю,  земельные участки может быть  государственной и частной. Земельный  участок может принадлежать на  праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.[14, с.15-16 ]

- аренда земельных  участков (ст. 17). Арендодателями земельных  участков, находящихся в государственной  собственности, являются государственные  органы, осуществляющие государственное  регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства. Типовая форма договора аренды земельного участка утверждается Советом Министров Республики Беларусь. На земельных участках, находящихся в государственной собственности и предоставленных в аренду, допускаются строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений арендаторами, если это соответствует целевому назначению этих земельных участков и условиям их предоставления в аренду, указанным в решениях государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, и договорах аренды земельных участков.[14, с.20]

- плата за  пользование земельными участками  (ст. 32). Пользование земельными участками  в Республике Беларусь является  платным. Формами платы за пользование  земельными участками являются земельный налог или арендная плата. За пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством. За пользование земельными участками, предоставленными в аренду, уплачивается арендная плата. Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, определяется договором аренды земельного участка.[14, с.36-37]

Порядок определения  размера арендной платы за земельные  участки, находящиеся в государственной  собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

-  кадастровая  оценка земель, земельных участков (ст. 88). Кадастровая оценка земель, земельных участков проводится  Государственным комитетом по  имуществу Республики Беларусь  в порядке, установленном законодательством.  Результаты кадастровой оценки земель, земельных участков утверждаются Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков [14, с.78].

В последние годы все больше ученых и политиков в средствах массовой информации и на страницах научной литературы ставят вопрос о переходе Республики Беларусь от государственной к частной собственности на сельскохозяйственные угодья. По их мнению, приватизацию этих угодий надо провести посредством их раздела на индивидуальные земельные доли между работниками хозяйств, предоставление права владельцу «доли» использовать ее в роли земельного пая при вхождении в состав реформируемого хозяйства; права свободного выхода из его состава, образование своего фермерского хозяйства; права передачи по наследству, сдачи в аренду, продажи другому физическому или юридическому  лицу.

Углубленное исследование таких предложений дает основание  считать, что их внедрение в жизнь  породит:

- проблему реституции  части земель, т.е. возвращение  их бывшим собственникам, наследникам;

- проблему раздела  сельхозугодий на индивидуальные  земельные доли, что сделать очень  трудно, так как в каждом хозяйстве  имеются земли с почвенным  благородием и разным местоположением относительно дорог, населенных пунктов, рынков и т.п.;

- рост числа  малоземельных, мелкотоварных, низкоэффективных  и нежизнеспособных в рыночных  условиях фермерских хозяйств, что  отрицательно скажется на экономике  сельского хозяйства в целом;

- резкое увеличение  спроса на специалистов-фермеров  универсальной подготовки, а также  на технику, оборудование, производственные  помещения иных, как правило, более  мелких типоразмеров, что потребует  огромных сумм новых инвестиций  на изменение системы подготовки кадров, системы и структуры сельскохозяйственного машиностроения, сельстройиндустрии, а также на создание иной системы производственной и социальной инфраструктуры села;

- существенную  ломку всего уклада жизни селян,  тревогу и неуверенность людей за свою судьбу, судьбу своих детей, внуков и правнуков. Земля, оказавшись однажды в частном землевладении, прямо или косвенно (через сдачу в аренду) станет источником не только трудовых, но и нетрудовых доходов, как правило, для отдельных групп людей и их потомков уже на многие-многие годы.

Понимая это, уже  сейчас на селе обеспокоены тем, что  такая приватизация земли может  привести к образованию хозяйств помещичьего типа, которые на законном основании могут возникнуть на базе реституции, а также к скупке и аренде земельных долей. В результате неизбежен процесс расслоения сельского населения на крупных, средних, малых и мельчайших земельных собственников, а в будущем – неизбежно появление слоя и вовсе безземельных селян, лишенных иных источников существования кроме работы по найму.

Ликвидация  государственной собственности  на все сельскохозяйственные угодья практически означает:

1) аннулирование  благоприятной базы для равноправного  развития многоукладной экономики  сельского хозяйства, построенной  на деятельности предприятий разных форм собственности;

2) переход только  к частным формам сельхозпредприятий, что противоречит конституционной  ориентации на многоукладную  экономику; 

3) осложнение  социальных условий жизни и  развития большинства сельского  населения.

Исходя из зарубежного  опыта высокой эффективности  арендной формы землепользования, есть основание считать, что нам в  товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего сохранить государственную  собственность на землю, а более  эффективной формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда [15, c.71-72].

Для сравнения, в странах с развитой рыночной экономикой государство «контролирует» земельные отношения прежде всего косвенно – через выработку и проведение в жизнь законодательных и регулирующих норм, которые могут быть дополнены или ужесточены муниципалитетами. Поэтому государство обычно не вмешивается в частные решения и действия, что позволяет участникам земельного оборота вырабатывать эффективные решения с точки зрения распространения и использования земельных ресурсов и действовать на пользу общественного благосостояния.

Рынок земли  в Беларуси находиться на стадии формирования. Земельные отношения регламентируются законодательными актами, а так же Законами «Об аренде», «О платежах за землю», Кодексом о земле.

 

3.2 Проблемы  и перспективы развития рынка земли в Республике Беларусь

 

 Земля в жизни людей всегда занимала особое положение. Без нее невозможно ведение сельского хозяйства, создание продуктов питания и большинства сырьевых ресурсов для промышленности. Если производство рассматривать как единство труда, капитала, природных ресурсов и предпринимательской деятельности, то земля в этом единстве – главное, незаменимое условие производства, которая характеризуется постоянством местоположения, пространственно ограничено, не воспроизводима и в качественном отношении не однородна. Различие в качестве земель (т.е. в климате, рельефе, механическом составе почв и мелиоративном их состоянии), а также местоположении земельных участков оказывает большое влияние на перераспределение доходов и процесс воспроизводства.

Реальностью современных  земельных отношений является широкое  вмешательство государства в  процесс реформирования и использования  земель, устранение сложившихся противоречий между государством, защищающим общественные интересы, и пользователями земли – носителями частных интересов – посредством экономических и административных методов.

Важнейшей задачей  государства должна быть разработка четкой концепции и механизма  разгосударствления земельной собственности, взимания земельной ренты и других платежей за землю.

Для Республики Беларусь, вступившей в полосу рыночных преобразований, одним из главных  является вопрос организации земельного рынка. Его эффективное функционирование должно основываться на предварительной проработке научно обоснованных, практически мотивированных и юридически безупречно оформленных материалов. Можем ли мы надеяться на немедленное создание такого рынка в настоящее время, когда разбалансирована вся финансово-денежная система? Для организации современного рынка нужны специальные институты, такие как институт оценщиков, земельный банк и пр. Без этого и развитой системы земельного кадастра покупатель не сможет определить качество приобретаемого участка. Рынок земли необходимо сделать действенным механизмом отбора наиболее эффективных форм хозяйствования и рачительных хозяев. Многообразие форм собственности будет способствовать развитию конкуренции, росту объемов производства и качества продукции. Государство должно создать условия для организации рынка земли и обеспечивать его эффективность, определить права и обязанности собственников земли, обеспечить разработку и соблюдение правил оформления сделок, связанных с отчуждением, куплей-продажей, залогом земли (купчие, закладные, аукционные и т.д.) [16, с.117].

В Республике Беларусь был разработан проект Национальная стратегия устойчивого развития – 2020 (НСУР-2020).[17] В данном проекте должны получить дальнейшее развитие и более глубокую проработку следующие вопросы:

- усиление охраны и рационализация землепользования, а также требующие отдельного рассмотрения вопросы, касающиеся устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов;

- разработки  законодательных документов о  государственной  собственности  на территории, где сохранились естественные экосистемы, с запретом их хозяйственного использования;

- совершенствования  земельных отношений на основе  создания равных условий для  различных форм собственности  и хозяйствования, а также действенного  правового и ценового механизма разгосударствления и приватизации земли;

- включения  экономической (стоимостной) оценки  земельных, как и других природных  ресурсов, в состав национального  богатства [17].

Перед Беларусью  стоит важнейшая социально-экономическая  задача: создать систему земельных отношений, обеспечивающую, с одной стороны, реальную экономическую свободу эффективного использования земли вне зависимости от того, какую форму собственности представляет хозяйствующий субъект, а с другой стороны, исключающую паразитирование на праве собственности на землю. Это явится важным шагом к обеспечению рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, возвращению хозяина на землю, созданию условий для устойчивого будущего страны [16, c.118].

Что касается опыта западноевропейских стран, то государственное регулирование земельных отношений предусмотрено конституциями, специальными законами, сельскохозяйственными и урбанистическими комплексами. Эти нормативные акты охватывают различные аспекты регулирования земельных отношений. Один из них – планирование использования земель. Данной проблеме уделяется достаточно серьезное внимание в законодательстве западноевропейских стран. При этом приоритет отдается землям сельскохозяйственного назначения.

Как можно заметить, государство Республики Беларусь приминает все необходимые меры для создания условий организации рынка земли и обеспечения его эффективности, определения прав и обязанностей собственников земли, обеспечение разработки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Курсовая работа позволяет сделать следующие выводы:

1) В сельскохозяйственном  производстве тесно переплетаются  и взаимодействуют экономические  законы и законы природы. Обе  эти группы законов роднит, то, что они носят объективный характер, т.е. действуют независимо от воли и желания людей.  Однако в природе  законы проявляются самопроизвольно. Как следствие развития естественных процессов. Поэтому они относительно постоянны, стабильны, повторяемы. В отличие от них, экономические законы, хотя и носят объективный характер, могут относительно быстро менять содержание и приостанавливать свое действие, так как проявляют себя лишь через предметно-трудовую и производственную деятельность.

Взаимодействуя  с природой, люди не только творят экономические  законы, но и вмешиваются в естественный ход протекания законов природы. Тем самым видоизменяя, замедляя или ускоряя их. В связи с этим необходимо очень осторожно управлять процессом сельскохозяйственного производства, чтобы не нарушать естественно сложившийся баланс экономических законов и законов природы.

Информация о работе Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь