Инвестиции в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Необходимым условием развития экономики является высокая
инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов
реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их
использования в приоритетных сферах материального производства и социальной
сферы.

Содержание

План:
Введение……………………………………………………………2-3
Глава I. Сущность и классификация инвестиций.
Современный подход к определению инвестиций…………4-11
Виды инвестиций и их источники…………………………….12-22
Глава II. Инвестиции в российской экономике: условия и объёмы.
2.1.Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности………………………………………………………23-26
2.2.Внутренние и внешние инвестиции в российской экономике………………………………………………………….27-37
2.3. Современное состояние инвестиционного климата в Ростовской области………………………………………………38-47
Заключение………………………………………………………..48-51
Список использованной литературы………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

3) Банковский кредит.

    Долгосрочное кредитование, особенно в условиях  зарождающегося предпринимательства,  могло бы стать  одним из важных  источников инвестиций. Нет необходимости  говорить о важности  долгосрочных кредитов  для развития производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.

4) Средства населения.

    Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций -инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

    Основным фактором, влияющим на состояние  внутренних возможностей  финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая  нестабильность. Тем  не менее, недостаточность  внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.

К внешние источники  инвестиций относятся:

1) Иностранные инвестиции  в России.

    В Российской Федерации  инвестиции могут  осуществляться путем: 

  • создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
  • приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участии в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;
  • предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

    Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.

    Прямые зарубежный  инвестиции - это  нечто большее,  чем простое финансирование  капиталовложений  в экономику, хотя  само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации-производства и прямой выход на мировой рынок.

2) Отток капитала.

    Рассмотрев в первую  очередь инвестиции, приходящие из-за  рубежа, мы можем  сказать и о  том, какие средства  уходят нелегально  за рубеж. За  последние годы  в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит.

    Мотивация оттока  капиталов - ощущение  российскими бизнесменами  политической и  экономической нестабильности  в России. Значительная  часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

    Основные источники  оттока капиталов  могут быть как  легитимными, так  и не легитимными.  К числу легитимных  источников относятся  санкционированные  инвестиции в экономику  других стран в  форме создания  совместных предприятий  или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточению контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Инвестиции в российской экономике: условия и объёмы. 

2.1.Нормативно-законодательная  база инвестиционной деятельности в Российской Федерации. 

    Государство сформировало  в 90-е годы систему  нормативно –  законодательных  актов (более 30 документов), регулирующих  инвестиционную деятельность  в России.

    Основные акты  общего регулирования:

    1) Гражданский кодекс Российской Федерации;

    2) Земельный кодекс  Российской Федерации;

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  2. Закон о недрах;
  3. Закон о Центральном банке Российской Федерации;
  4. Закон о банках и банковской деятельности;
  5. Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  6. Законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.

    Несколько законов  специального регулирования:

  1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
  4. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
  5. Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
  7. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  8. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

    Регулирование инвестиционной  деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости. 

    В Федеральном  законе «Об инвестиционной  деятельности Российской  Федерации, осуществляемой  в форме капитальных  вложений» определены  разнообразные формы  и методы государственного участия в инвестиционной деятельности РФ.

    Во-первых, это создание  благоприятных условий  для развития инвестиционной  деятельности:

  • совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • защита интересов инвесторов и принятия антимонопольных мер;
  • предоставление льготных условий пользования землёй и другими природными ресурсами;
  • расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развитие финансового лизинга;
  • защита российских организаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования;
  • создание и развитие сети информационно-аналитических центров и др.

    Во-вторых, в законе предусмотрено прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Форма этого участия следующие:

  • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств  государственного бюджета;
  • формирование перечня строек и объектов технического перевооружения федерального значения и финансирования их из бюджета;
  • размещение на конкурсной основе средств бюджета развития для финансирования и государственных гарантий инвестиционных проектов на основе возвратности, срочности, платности;
  • выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;
  • вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных объектов;
  • предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам аукционов, конкурсов и др.

Вопрос  о месте и роли государства в  переходной экономике в целом и в инвестиционном процессе в частности является предметом оживлённой дискуссии среди российских учёных и практиков. Суть дискуссии сводится к поиску ответа на вопрос, какова должна быть роль государства в рыночной экономике. Следует признать, что к концу 90-х годов в России, образно говоря, «маятник качнулся в другую сторону»: по сравнению с высокой степенью огосударствления советской экономики роль государства в экономических процессах неоправданно снизилась до критических размеров.

Свою  главную задачу в  условиях либерализации  экономической жизни  государство видит  в создании благоприятных  условий для активизации  инвестиционной деятельности, стимулировании частных  инвестиций при ограничении  своей деятельности в качестве непосредованного инвестора.

    Однако негативная  экономическая практика  страны в прошедшее  десятилетие показывает, что переходная  экономика как  система, выведенная  из состояния равновесия, для стабилизации  и перехода к  экономическому росту  требует более  активной роли государства. Это касается не только создания институционально – правовой основы деятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в реальный сектор для осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций в народном хозяйстве.

    Снижение государственного  участия в поддержке  и регулировании  инвестиционного  процесса проявляется  в том, что в  последние годы  постоянно недовыполняются  федеральные инвестиционные  программы и целевые  программы развития  регионов, отсутствуют  четко обозначенные приоритеты государственной инвестиционной политики. Сокращение доли государственных инвестиций не было компенсировано инвестициями из других источников, в результате чего произошло резкое падение доли объёмов всех инвестиций в экономику.

    О недооценке роли государственной поддержки инвестиционного процесса свидетельствует также то, что не получил развития такой инструмент государственной инвестиционной политики, как бюджет развития. В соответствии с Законом о бюджете развития он формировался в составе федерального бюджета Российской Федерации с 1998 г. для стимулирования привлечения средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.

    Для аккумулирования средств из внешних и внутренних источников и финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики в 1998 г. создан Российский банк развития – агент правительства Российской Федерации по осуществлению инвестиций, в том числе за счёт средств бюджета развития. Основными принципами предоставления инвестиционных ресурсов Банком развития являются срочность, возвратность, платность выделяемых средств, приоритет государственных интересов над результатами коммерческой деятельности, а также приоритетность кредитования проектов, финансированных на смешанной основе. 

Информация о работе Инвестиции в экономике