Институциональные и экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель работы: изучить основные понятия институциональных и экономических функций государства, а также рассмотреть их регулятивное проявление.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретический аспект понятий институциональные и экономические функции государства.
2. Изучить возможности и влияния функций в контексте регуляционных мер государства.
3. Рассмотреть особенности проявления данных функций в экономике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
1.1 Основы институциональных принципов государства
1.2 Общие положения экономических функций
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Экономические методы государственного регулирования стран с развитой и переходной экономикой
2.2 Институциональные основы государственного регулирования развитых стран: на примере США.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА РОССИИ
3.1 Анализ функций в России.
3.2 Методы совершенствования институциональной функции государства
3.3 Регуляционные меры экономической формы экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Institutsionalnye_i_ekonomicheskie_funktsii_gos.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Кафедра экономической теории и международных экономических  отношений

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Институциональная экономика»

на тему: «Институциональные и экономические функции государства»

 

 

 

Студентки

специальность «»

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

2013г

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

1. ПОНЯТИЕ И  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ.

1.1 Основы институциональных принципов государства

1.2 Общие положения экономических функций

2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Экономические методы государственного регулирования стран с развитой и переходной экономикой

2.2 Институциональные основы  государственного регулирования  развитых стран: на примере  США.

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА РОССИИ

3.1 Анализ функций в  России.

3.2 Методы совершенствования  институциональной функции государства

3.3 Регуляционные меры экономической формы экономики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Понятие государства имеет  массу определений, в контексте  экономики государство можно  назвать, как все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти (государственная экономика). Государство несет ответственность в плане принятия важных, в государственном масштабе, решений и распоряжений государственной собственностью. В зависимости от функционального набора государства ведется основная стратегия политики страны на внешних границах и внутреннем устройстве.[4] В данной курсовой работе нами будут рассмотрены два вида функций: институциональная и экономическая. Обо всех кратко.

Современное понятие институциональной функции основано на традиционном подходе, в основе которого комплексный и всесторонний анализ экономических процессов текущего государства. Речь шла о связи экономической теории с правом и политологией.  Современное понятие институциональной экономики представляет, скорее всего, учение,  которое ориентировано на человека, его свободу и социальную защиту.[7] Суть институциональной функции заключается в стремление ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение. Действие данной функции особенно актуально в настоящее время, когда множество стран стремится к независимому существованию, обеспечение свободы гражданам, и закреплению их прав.

Экономическая функция  государства заключается в составление, выработке, координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Данная функция является предметом дискуссии. Существует мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни, но с другой стороны представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы. В настоящем времени процессы аккумулирования и перераспределения финансовых ресурсов обеспечивает государства, то есть происходит корректировка рыночного механизма, воздействуя на формирование доходов и функционирование рынков.[10, с 2-5]

В результате значение экономической функции обусловлено необходимым объемом финансовых ресурсов, структурой расходов бюджета и соответствующей структурой его доходов.

Таким образом, институциональные  и экономические функции государства  способствуют укреплению и упрощению  работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении  достижения экономических и социальных целей общества.

Итак, цель работы: изучить основные понятия институциональных и экономических функций государства, а также рассмотреть их регулятивное проявление.

Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:

1. Изучить теоретический  аспект понятий институциональные  и экономические функции государства.

2. Изучить возможности  и влияния функций в контексте  регуляционных мер государства.

3. Рассмотреть особенности  проявления данных функций в  экономике России.

4. Привести ряд мер  для решения проблем в областях  институциональной и экономической  функций России.

Объектом работы являются функции государства.

Предмет работы – экономико – институциональные отношения, возникающие между людьми.

Для написания работы мы будем использовать материалы таких  авторов, как:  Михайлушкин П.В., Полтарыхина Г.Б, Сидоренко В.В, Шумпетер Й. А. , Уильямсон О. Полтерович В.М. Олейник А.Н.. Норт Д.Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Артамонов А.Д. Левашов В.К. и др.

 

 

1. ПОНЯТИЕ И  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ.

1.1 Основы институциональных  принципов государства

В любом государстве существует взаимосвязь между правительственным аппаратом и населения. При всем взаимодействии они носят характер властных, поскольку очевидно давление государственных прав на свободу гражданина этой страны. Так социальная составляющая представляет собой особую категорию государства или другими словами – институт. К такому типу можно отнести институт рынка, финансов, и прочих структурных образований.

Итак, представим вниманию основные отличительные характеристики, составляющие институциональную особенность государства:

  • Для соблюдения политической воли - государство организовывает особые институты принуждения и наказания – "институты применения насилия". Эти институты по характеру и механизму действия существенно отличаются от институтов рынка.
  • Государство наделено властью, или политической волей
  • Государство является одновременно органом достижения общественных целей, аппаратом чиновников (принимающие решения на основе общественного мнения).[10, с 18-22] Взаимодействие двух органов может быть основано на  хозяйственной деятельности (фирма или домохозяйство) в рыночной экономике, в котором представитель рынка, как правило, руководствуется личным эгоизмом, чиновник совмещает в своем выборе общественные, групповые и личные цели таким образом, чтобы достичь максимума благосостояния в условиях особых ограничений, наложенных спецификой его деятельности. В связи с этим деятельность чиновника, принимающего решения о распределении государственных средств, отчасти напоминает нормативное действие строго по инструкции и законодательству.
  • Ситуация, когда для принятия решений негосударственный субъект руководствуется относительными предельными полезностями, которые ему достаточно хорошо известны, однако, для лица, принимающего решение от имени государства, система предпочтений формируется искусственно. Ее можно представить как строго выработанную систему политического (социального) предпочтения, индивидуального и группового влияния, инерции, обеспеченности решения институтами реализации и пр.[4]
  • Решения, которые принимает государство, касаются одновременно целой группы субъектов и действуют длительное время. Они связаны с гораздо большими "единовременными затратами" и большим "сроком окупаемости", поэтому здесь в максимальной степени требуется просчитывать и избежать возможные риски.
  • Ответственность государства за принимаемые решения. Данная характеристика обоснована тем, что решения и процесс принятия носит коллективный характер, соответственно результат решения обоюдно разносит ответственность на всех участников спора, а также характерно такое социальное явление, как круговая порука, коллективная безответственность.[2]

В результате, вышеперечисленные особенности государства позволяют выявить всю структуру как набор нерыночных институтов, включающих ответственность за принятия решений. Однако, есть уникальное свойство государства, оно заключается в следующем: как и другие организации, заключается (фирмы, домохозяйства) подчиняются правилам и законодательству, а также внутренним условиям государства, но способна самостоятельно выработать и сформировать эти правила или суть, принцип правил, присущие к свойствам организации.

Таким образом, текущая двойственность отношений государство – организации  фиксирует большие границы по организации нормативов подчинения и как в сопряжение со страной, так и стационарно значимые.

Теперь обсудим правила существования в рыночной экономике с помощью нерыночных институтов.

Основу правил составляют правила, тесно связанные с защитой прав собственности. С точки зрения институциональной функции защита собственности – неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Это обусловлено тем, что «Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности»[3]. Таким образом, функционирование рыночной экономики можно представить как непрерывно продолжающийся среди ее участников добровольный обмен правами собственности.

Определенно процесс обмена не может протекать без формально оформленного и государственно заверенного документа о праве собственности.[2] Итак, основной существующий институт важного значения является - право собственности, которое определяет принадлежность благ участникам рыночного хозяйства, - которые в таком хозяйстве являются децентрализованными и обособленными друг от друга, - являются необходимым условием для функционирования такого хозяйства. Именно поэтому любые возникшие рыночные отношения предполагают наличие обязательств - лица, группы лиц или иного социального института, который выполнял бы роль субъекта, фиксирующего, признающего и защищающего перераспределившиеся между партнерами права собственности на предмет сделки.[8].

Итак, в результате, мы выявили, что государство играет важнейшую  роль в формировании и изменении  институциональной структуры экономики  той или иной страны. Несмотря на то, что неэффективность институтов возникает по причине отсутствия регуляции издержек, и как факт  - высокие издержки. Это проблему можно решить, прибегнув к другим деятельным государственным институтам (институт управления труда или налоговые  органы и т д). Такое решение  аналогично и при прочих проблемах. Именно такого рода затраты по изменению  институтов обусловливают достаточную  продолжительность существования  институтов, необходимую для того, чтобы выявить их экономическую  эффективность[12].

Для анализа экономической  эффективности институциональных  функций существуют два подхода: экзогенный и эндогенный.

Экзогенный подход уделяет основное внимание положительной внешней зависимости между определенными мерами и происходящими экономическими процессами, причем связь между инструментами и результатами проводимой политики строго каузальная. Такой подход не предусматривает специального анализа внутренних механизмов функционирования системы, на которую направлено воздействие, а также их изменение.

Согласно эндогенному  подходу, наоборот, особый акцент делается на изменении в результате проведения мер государственной экономической политики ценностных установок и механизмов взаимодействия субъектов системы, на которую направлено воздействие такой политики. Тем самым успех применяемых экономических инструментов зависит от согласованности векторов экономической политики и внутренних (институциональных) изменений в обществе, которые ею генерируются в процессе функционирования хозяйственного механизма.[9]

Институциональная структура  экономики любой страны – это, прежде всего, результат прошлых  действий государства и спонтанного  эволюционного отбора наиболее эффективных  институтов. Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной  структурой, соответствующей доминирующему  способу экономической координации. Поэтому эти страны могут позволить  себе использование методов прямого  и косвенного государственного вмешательства  в целях проведения желательной  экономической политики без значительного  ущерба для всего национального  хозяйства.[12] Такие меры хотя и деформируют институциональную структуру в отрасли, но в незначительной степени.

Иная ситуация наблюдается  в странах с неразвитыми рыночными  отношениями или с переходной экономикой. Рыночные институты в  подобных странах находятся в  стадии формирования или вообще отсутствуют. Их институциональная структура  включает институты, характерные не только для рыночного порядка, поэтому  различные способы экономической  координации часто вступают между  собой в конфликт. Эффективность  таких экономик значительно ниже развитой рыночной или даже централизованно  управляемой системы. Возникающий парадокс при активном государственном регулирование: государственное вмешательство осуществляется, потому что не работают рыночные механизмы, а последние не могут эффективно функционировать из-за отсутствия необходимой институциональной структуры.

Таким образом, основная функция  государства с институциональной  точки зрения — спецификация и  защита прав собственности. Оптимальные  размеры государства определяются кругом тех сделок, в которых государство  действует в качестве гаранта  более эффективно, чем другие гаранты (стороны сделки, арбитр, социальная группа). Оптимальные размеры государства  не абсолютны, а исторически обусловлены.

Информация о работе Институциональные и экономические функции государства