Институциональные и экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель работы: изучить основные понятия институциональных и экономических функций государства, а также рассмотреть их регулятивное проявление.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретический аспект понятий институциональные и экономические функции государства.
2. Изучить возможности и влияния функций в контексте регуляционных мер государства.
3. Рассмотреть особенности проявления данных функций в экономике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
1.1 Основы институциональных принципов государства
1.2 Общие положения экономических функций
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Экономические методы государственного регулирования стран с развитой и переходной экономикой
2.2 Институциональные основы государственного регулирования развитых стран: на примере США.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА РОССИИ
3.1 Анализ функций в России.
3.2 Методы совершенствования институциональной функции государства
3.3 Регуляционные меры экономической формы экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Institutsionalnye_i_ekonomicheskie_funktsii_gos.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

К странам с  переходной экономикой относятся:

Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной  Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина; бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Государственные механизмы  управления и регулирования экономики  при кардинальных рыночных преобразованиях  в тех или иных странах действуют  по-разному. Опыт стран – мировых  лидеров современного прогресса  убеждает, что их экономическая мощь формировалась и формируется  под влиянием последовательных структурных  и качественных преобразований, с  одновременным усилением регулирующей роли государства, включая внутренние и внешние рынки, попадающие под  его непосредственное воздействие. Одной из главных функций государства  есть и будет в XXI веке формирование и осуществление высокоэффективной научно-технической, социально-экономической, рыночной, правовой и духовной политики, которая обеспечивает устойчивое поступательное развитее. [5]

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций  является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа "необходимости": только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

Разумеется, представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно экономические процессы могут эффективно регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего  принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых  условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система  характеризуется двумя определяющими  тенденциями. С одной стороны, государственное  регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер. Степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к  рынку роль государственного регулирования  более значима, чем в сложившемся  рыночном хозяйстве. Это связано  с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок  находится в стадии становления  и его регулирующие возможности  недостаточно высоки, что обусловливает  необходимость более интенсивного вмешательства государства в  экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства  к рыночному происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Роль государства в  экономике конкретизируется в его  функциях. Все функции государства  в переходной экономике связаны  со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи, можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функция по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся  функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной  движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся  функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для  развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется  рядом особенностей. Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение  правовой базы функционирования экономики  реализуется в основном путем  контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственника и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности.

Перейдем к  рассмотрению ситуации в России.

В экономике России большой  упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой  преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции  государства играют в ней очень  существенную роль.

На современном этапе  главной задачей экономической  политики государства в индустриально  развитых странах становится обеспечение  конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это  достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий  для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности  в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут  быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Реализация экономической стратегии развития России до 2014г. предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая и другие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической политики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка.

В качестве предложений по проведению государственной экономической  политики России можно предложить следующие  меры и направления действий: 

1) передача предприятиям  новых технологических разработок, созданных в госсекторе или  при финансовой поддержке государства.  С помощью государственной поддержки  возможно и создание инновационных  центров и агентств по распространению  новых технологий; улучшение инфраструктурного  обеспечения размещения высокотехнологичных  предприятий; стимулирование малых,  высокотехнологичных фирм, налоговые  и административные меры поощрения  инноваций; 

2) реализация совместных  международных проектов, в том  числе направленных на создание  научно-исследовательских парков  при университетах, международной  кооперации производства, научно-технического  сотрудничества и обмена технологиями, совместное осуществление инвестиционных  проектов и т.д.; 

3) развитие законодательной  базы, регулирующей венчурное инвестирование; 

4) разработка программы  поддержки экспорта образовательных  услуг. Российские вузы (в особенности  технического и медицинского  профиля) могут предоставлять  вполне качественные и конкурентоспособные  по цене образовательные услуги  для иностранных студентов. Государственная  помощь может быть направлена  на содействие в создании инфраструктуры  экспорта образовательных услуг  через конкурсное финансирование  проектов внедрения современных  технологий обучения и развития  социальной инфраструктуры для  приема студентов; 

5) стимулирование импорта  высокотехнологичного оборудования, в том числе путем снижения  ввозных таможенных пошлин: обоснована  мера по отмене или снижению  ставки таможенной пошлины на  технологическое оборудование, аналогов  которому не производится в  России и которое представляет  стратегический интерес для развития  национального инновационного сектора.  Такая норма будет способствовать  модернизации производства в целом ряде отраслей: легкой, деревообрабатывающей промышленности и т.д.; 

Таким образом, экономические  методы регулирования - это система  приемов и способов прямого воздействия  и его направления на общественно-хозяйственное  развитие с соблюдением требований экономических законов при определенных товарно-денежных отношений и с  использованием других экономических  рычагов для создания условий, обеспечивающих достижение высоких экономических  результатов. [8] Говоря о рациональном применении регуляционных мер, нельзя не сказать, что важно условием является комплексное использование всех возможных вариаций регулирования сторон, а также учет и прогнозирование факторов. Причина тому, взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанного инструментария для воздействия на равновесный экономический рост.

Применение односторонних  методов, например, исключительно социального или только внешнеторгового воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.

 

 

2.2 Институциональные  основы государственного регулирования развитых стран: на примере США.

Одной из стратегических целей  экологического управления как в  США, так и в других государствах с развитой экономикой является добровольное, административное или экономическое  принуждение хозяйствующих субъектов, включая государственные структуры, бизнес-компании, их различные региональные и прочие объединения, а также  домашние хозяйства и социально-обеспечивающие организации, постоянно повышать ресурсо- и энергоэффективность и экологичность технологий, используемых ими в производственных процессах и в организации социальной жизни. Изучение зарубежного опыта в решении данных проблем является весьма продуктивным для дальнейшего реформирования всей системы государственного управления в нашей стране, в том числе экологического, путем внедрения новейших достижений науки, техники и практики в данной области в деятельность всех институциональных структур на всех уровнях общественного регулирования жизнедеятельности населения страны [24, c 5].

Для США настоящее время  характеризуется, как «инвестирование  капиталовложений» в разного рода разработки, а также внедрение инноваций (нововведений) является критическим направлением в совершенствовании процессов деятельности и в целом системы государственного управления в США. Это внимание к разработке и реализации инновационных стратегий в экологическом управлении объясняется следующими новыми обстоятельствами и грядущими изменениями как внешних, так и внутренних условий социально-экономического развития страны [3]:

  • все более комплексный характер возникающих проблем, что бросает вызов общепринятым регулярным решениям;
  • кардинальное улучшение информации и технологии (должно быть целенаправленно использовано для обеспечения улучшения всей системы государственного аппарата управления);
  • недостаточно развитое законодательство в разных областях управления, которое отстает от возникающих проблем и обновляется с запаздыванием подчас в 10-15 лет;
  • растущий интерес в обеспечении хозяйствования, правленческих элементов и т.п. [26, с 97];
  • все более жесткие бюджетные ограничения, что требует делать «больше с меньшими затратами», т.е. наиболее рациональным способом и с максимально высоким коэффициентом получать отдачу от инвестируемых вложений в разны сферы экономической деятельности.

Основные стратегические инновации в улучшении действующей  системы институциональной функции управления в целом должны быть ориентированы на следующее:

  1. целенаправленное фокусирование управленческой деятельности и соответствующих институциональных структур на исполнение соответствующего ряда задач и достижение верифицируемых практических результатов;
  2. обеспечение ответственности, структурное разделение звеньев управления;
  3. использование рыночных стимулов и механизмов для получения наибольшего эффекта от инвестиционных вложений в достижение целей;
  4. широкое внедрение методов и механизмов координации, добровольного партнерства и кооперации всех участников процессов управления в целом.

Для совершенствования системы  институциональной функции управления в США в ближайшей и отдаленной перспективе определяются следующие принципы инновационной стратегии и политики:

Информация о работе Институциональные и экономические функции государства