Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:31, курсовая работа
Итак, цель работы: изучить основные понятия институциональных и экономических функций государства, а также рассмотреть их регулятивное проявление.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретический аспект понятий институциональные и экономические функции государства.
2. Изучить возможности и влияния функций в контексте регуляционных мер государства.
3. Рассмотреть особенности проявления данных функций в экономике России.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
1.1 Основы институциональных принципов государства
1.2 Общие положения экономических функций
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Экономические методы государственного регулирования стран с развитой и переходной экономикой
2.2 Институциональные основы государственного регулирования развитых стран: на примере США.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА РОССИИ
3.1 Анализ функций в России.
3.2 Методы совершенствования институциональной функции государства
3.3 Регуляционные меры экономической формы экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
К странам с переходной экономикой относятся:
Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина; бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.
Государственные механизмы
управления и регулирования экономики
при кардинальных рыночных преобразованиях
в тех или иных странах действуют
по-разному. Опыт стран – мировых
лидеров современного прогресса
убеждает, что их экономическая мощь
формировалась и формируется
под влиянием последовательных структурных
и качественных преобразований, с
одновременным усилением
В рыночной экономике основным
регулятором хозяйственных
Разумеется, представления
различных экономистов и
Изменение основополагающего
принципа формирования системы государственного
регулирования - одно из главных стартовых
условий перехода к рыночной экономике.
На переходном этапе эта система
характеризуется двумя
На этапе перехода к
рынку роль государственного регулирования
более значима, чем в сложившемся
рыночном хозяйстве. Это связано
с двумя основными причинами.
Во-первых, на переходном этапе рынок
находится в стадии становления
и его регулирующие возможности
недостаточно высоки, что обусловливает
необходимость более
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи, можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функция по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся
функции перераспределения
Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей. Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственника и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности.
Перейдем к рассмотрению ситуации в России.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
На современном этапе
главной задачей экономической
политики государства в индустриально
развитых странах становится обеспечение
конкурентных преимуществ национальной
экономики на мировых рынках. Это
достигается, во-первых, путем создания
наиболее благоприятных условий
для предпринимательства, развития
конкурентной рыночной среды. Во-вторых,
путем поддержания
В качестве предложений по проведению государственной экономической политики России можно предложить следующие меры и направления действий:
1) передача предприятиям
новых технологических
2) реализация совместных
международных проектов, в том
числе направленных на
3) развитие законодательной
базы, регулирующей венчурное
4) разработка программы
поддержки экспорта
5) стимулирование импорта
высокотехнологичного
Таким образом, экономические
методы регулирования - это система
приемов и способов прямого воздействия
и его направления на общественно-хозяйственное
развитие с соблюдением требований
экономических законов при
Применение односторонних методов, например, исключительно социального или только внешнеторгового воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.
2.2 Институциональные
основы государственного
Одной из стратегических целей
экологического управления как в
США, так и в других государствах
с развитой экономикой является добровольное,
административное или экономическое
принуждение хозяйствующих
Для США настоящее время характеризуется, как «инвестирование капиталовложений» в разного рода разработки, а также внедрение инноваций (нововведений) является критическим направлением в совершенствовании процессов деятельности и в целом системы государственного управления в США. Это внимание к разработке и реализации инновационных стратегий в экологическом управлении объясняется следующими новыми обстоятельствами и грядущими изменениями как внешних, так и внутренних условий социально-экономического развития страны [3]:
Основные стратегические
инновации в улучшении
Для совершенствования системы институциональной функции управления в США в ближайшей и отдаленной перспективе определяются следующие принципы инновационной стратегии и политики:
Информация о работе Институциональные и экономические функции государства