Институциональные и экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель работы: изучить основные понятия институциональных и экономических функций государства, а также рассмотреть их регулятивное проявление.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретический аспект понятий институциональные и экономические функции государства.
2. Изучить возможности и влияния функций в контексте регуляционных мер государства.
3. Рассмотреть особенности проявления данных функций в экономике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
1.1 Основы институциональных принципов государства
1.2 Общие положения экономических функций
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Экономические методы государственного регулирования стран с развитой и переходной экономикой
2.2 Институциональные основы государственного регулирования развитых стран: на примере США.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА РОССИИ
3.1 Анализ функций в России.
3.2 Методы совершенствования институциональной функции государства
3.3 Регуляционные меры экономической формы экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Institutsionalnye_i_ekonomicheskie_funktsii_gos.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

К сожалению, созданные институты  рыночной экономики являются в значительной степени декоративными, а иногда инициирующими ряд кризисных  ситуаций: их функционирование и взаимодействие не затрагивают существенных процессов, происходящих в хозяйстве, не учитывают  и не оказывают обратного влияния  на реальные интересы субъектов экономики. В значительной степени данное явление  объясняется тем, что в российскую экономику, находящуюся в процессе трансформации, приспособления к рыночным условиям хозяйства, были механически перенесены многие институциональные формы развитого рыночного хозяйства других стран.

Условия же для эффективной  работы таких институтов в России пока не сложились, и сохраняется  угроза возникновения кризиса, так  как  в России реально действуют  институты стихийного рынка, основанного  не на праве и общенациональных интересах, а на концентрации корыстных интересов отдельных субъектов и на силовых возможностях их реализации [4].

Итак, в сфере регулирования  рыночной среды и создания институтов рынка необходима управляемость  и переориентация экономических  интересов на задачи долгосрочного развития. Именно этот аспект государственной политики устойчивого роста экономики, с учетом  макроэкономических решений, следует рассматривать как основной и открывающий перспективы перехода от кризиса, спада и депрессии к экономическому подъему.

Таким образом, в целях формирования единого подхода к возможности обеспечения устойчивого роста экономики необходимо

  • осуществить упорядочение работы рыночных механизмов;
  • произвести согласование интересов в рамках государственного воздействия на экономические процессы, которые в свою очередь должны осуществляться через систему институтов (государственных, общественных и рыночных).[8]

В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических  агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990—1991 гг. вследствие стихийной либерализации  хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде «уполномоченных банков», получавших — в нарушение принципов  конкуренции — особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство  должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе  путем отбора социально целесообразных.

В переходный период в экономике  России возникли основные институты  рынка: частная собственность; свобода  установления хозяйственных связей; конкуренция.

К сожалению, созданные институты  рыночной экономики являются в значительной степени декоративными, а иногда инициирующими ряд кризисных  ситуаций: их функционирование и взаимодействие не затрагивают существенных процессов, происходящих в хозяйстве, не учитывают  и не оказывают обратного влияния  на реальные интересы субъектов экономики.[10] В значительной степени данное явление объясняется тем, что в российскую экономику, находящуюся в процессе трансформации, приспособления к рыночным условиям хозяйства, были механически перенесены многие институциональные формы развитого рыночного хозяйства других стран.

Условия же для эффективной  работы таких институтов в России пока не сложились, и сохраняется  угроза возникновения кризиса, так  как  в России реально действуют  институты стихийного рынка, основанного  не на праве и общенациональных интересах, а на концентрации корыстных интересов отдельных субъектов и на силовых возможностях их реализации [4].

Итак, в сфере регулирования  рыночной среды и создания институтов рынка необходима управляемость  и переориентация экономических  интересов на задачи долгосрочно­го развития. Именно этот аспект государственной  политики устойчивого роста экономики, с учетом  макроэкономических решений, следует рассматривать как основной и открывающий перспективы перехода от кризиса, спада и депрессии к экономическому подъему.

Предложенные меры в области  формирования институтов, характерных  для развитой рыночной экономики, позволят диверсифицировать источники и  ресурсный потенциал устойчивого  экономического роста и создать  тем самым существенный резерв для  стабильного развития России на долгосрочную перспективу.

 

3.3 Регуляционные  меры экономической формы экономики.

Инструментарий регулирования  определяется на основе разработанной  стратегии и путей развития экономики России на текущий момент.

Рациональный выбор форм, методов и средств государственного регулирования экономики зависит  от сложившихся политических, экономических, социальных и международных условий  страны, например при планирование внутреннего и внешнего рынках в 2012 году, был учтен текущий экономический кризис, и показания его влияния на структуры.

Применение государственными органами системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, направленной на достижение определенных социально-экономических  целей, и представляет собой экономическое регулирование государства.

Экономическая функция в  России имеет ряд проблем, борьба с которыми даст возможность к  более масштабным мероприятиям на открытом рынке. В основе всех проблем –  слабое развитие отраслевого, хозяйственного производства, а также прочих структур.[5] Для слаженной работы необходим комплексный подход к регулированию органов структуры, и всей системы в целом.

Для начала, необходимо исключить любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Россия имеет несколько директивное отношение к рынку, и его планированию, натуральному распределению производственных ресурсов и предметному потреблению (фонды, льготные таможенные возможности, купоны и т. п.), всеобщему административному контролю над ценами и т. п. Однако, не следует полностью ослаблять влияние страны над рынком, но вполне достаточно ослабить требования к таможенным операциям, к акцизным сборам. Большее внимание следует уделить контролю за динамикой цен (в случае регулятивных мер), стараясь не допустить их бесконтрольного инфляционного роста,  то есть вести управление на рынке, опираясь на экономические методы управления,

Другим важным подходом к  модернизации экономической функции  заключается в оказание влияния на рынок, как самонастраивающуюся систему, которую можно представить в основном только экономическими методами. Россия должна отойти от принципиальной опоры на административные методы, иначе существует риск полного краха всего рыночного механизма. Вместе с тем Россия должна выбрать оптимальную сторону, в которой стоит прибегнуть к частичному использованию в экономике методов и приемов административной формы.

В качестве анализа регуляции  необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности. Своевременный учет российских особенностей, бережное отношение к историческим традициям хозяйствования, точные оценки вариантов экономического поведения не абстрактных производителей и потребителей, а современных граждан России образуют сумму требований, без выполнения которых государство едва ли сможет наладить эффективное регулирование экономики.

Конечно же, из наиболее важного  условия следует отметить необходимость  России выстроить экономические регуляторы, которые не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по принципу «не мешай рынку». Здесь очень важна актуальности товара на рынке, например, Россия всегда готова предложить нефть, газ и другие природные ископаемые, но совсем не способна гордится текстильной продукцией, поэтому стоит акцентировать внимание на отраслях и производствах со слабой спецификой. Если Россия игнорирует это условие, не обращает внимания на то, как действие экономических регуляторов отражается на механизме рынка, то механизм ослабевает и его развитие может трактоваться как слабое.[20, с 10-11]

Создание в России современной  эффективной и действенной экономической функции не стоит начинать с подавления рынка массой и максимумом содержания всех экономических методов. Так, не следует сразу же пытаться остановить инфляционный рост цен стимулирующим налогообложением, когда воздержавшийся от повышения цены производитель на российском рынке получает от государства льготу в виде пониженной налоговой ставки и, напротив, применяется повышенная ставка налогообложения при «чрезмерном» приросте фонда заработной платы.[19] В этих случаях цены по-прежнему будут оторваны от инфляционного спроса и предложения, останутся нерыночными, а значит, собьют капиталовложения с правильного направления: они пойдут не туда, где выше потребности и спрос, а туда, где ниже налоги. Государство регулирует рыночный механизм теперь уже не административным, а экономическим способом.

Таким образом, основными  мерами для оптимизации экономической  функции регулирования рынка  России стали: активное, но равнозначное применение экономических регуляторов, несущие постоянный контроль за положительными или отрицательными эффектами деятельности, а также, несущие ответственность за долгосрочные последствия всех решений, а также принять меры вмешательства страны в рыночные операции, скоординировав их уместность или вовсе отпустить контроль за рядом экономических мероприятий, в заключение России необходимо восстановить степь влияния на рынок, а также актуализировать степень участия в нем.[10, с 56] России необходима рациональное проведение реформ в сферах: налогообложения, предпринимательской деятельности, в структурных рядах рыночного механизма и, конечно же, изменить подход к рассмотрению экономической функции, как к решению всех проблем экономики страны. Движение в этой части есть, поскольку актуализация проявляется в совершенствование системы управления государственного аппарата, так рабочая группа при Правительственной Комиссии по проведению административной реформы, возглавляемая руководителем ФАС России Игорем Артемьевым, проводит мониторинг реализации мероприятий по снижению административных барьеров, совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти. Для этого ФАС России организовала опрос представителей делового, экспертного сообщества и граждан с целью учета мнений по оценке достигнутых результатов. Просим вас заполнить и отправить нам по электронной почте прилагаемую анкету по соответствующей сфере.

Что касается экономического регулирования экономики государства, то оно распространяет свое влияние  на самые разные сферы экономики  и жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное  регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической  свободы. В условиях рынка даже при  наличии многочисленных видов и  способов государственного регулирования  оно носит ограниченный, вынужденный  характер, тем самым создаются  социально-экономические и правовые условия и основы для дальнейшего  продвижения рыночных реформ и рыночных преобразований во всех сферах экономики. Россия может частично перенять методы и формы реформ, которые проводятся в США, поскольку их результат уже очевиден и неоспорим, однако и до уровня Америки России достаточно далеко. При рассмотрении государственного регулирования товарных рынков отмечаем, что здесь применяются административные и экономические методы, которые обеспечивают исправление негативных последствий и провалов рынка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, мы изучили основные аспекты и проанализировали применение понятий институциональные и  экономические функции государства  в экономике.

В начале работы мы посвятили  массу времени освещению основных аспектов данных функций относительно государства. Мы выяснили, что в основе институциональной функции лежит  принцип образования структурных  подразделений – институтов. Данная функция характеризует массу  стран, в которых существует демократическое  управление. В отличие от структурного образования, экономическая функция характеризует проявление данных структур на рынке экономики, включая в себе основные параметры и факторы: налогообложение, импорт/экспорт, процессы купли/продажи и прочие макро – микроэкономические показатели. [10, с 45]

Как институциональная, так  и экономическая функция способны к воздействию на государственное  регулирование экономики. Каждая из них способна оказать прямой или косвенное влияние. Так, экономические методы не ограничивают, а иногда даже расширяют свободу выбора хозяйствующих субъектов. Экономические методы служат дополнительным стимулом, на который хозяйствующие субъекты могут отреагировать или оставить без внимания, сохранив за собой право на принятие свободного рыночного решения.[21] Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов. Институциональное регулирование в настоящее время определяются ключевой задачей государственной политики устойчивого роста экономики, а именно - трансформация и формирование эффективных институтов рыночной экономики, рассматриваемых как система, как комплекс институтов государства, хозяйства и общества, объединенных между собой прямыми и обратными связями, взаимодействующих и взаимозависимых.[24, с 107-111]

В заключительной части работы нами были проанализированы аспекты  проявления этих функций, и обозначены пути решения возникших проблем.

В итоге мы пришли к выводу, что Россия – в отличие от институциональных  реформ, проводимых в странах Запада – произошедшие структурные изменения  не были следствием целенаправленной и в полном смысле слова обоснованной экономической политики, а явились  результатом стихийного приспособления экономики к финансовым решениям правительства и ограничениям рыночного  механизма в условиях кризиса.[18, с 129] Отметим, что текущее регулирование в тех формах и теми методами, которые присущи современной практике российского правительства, по ряду пара­метров неадекватны существующему состоянию институциональной системы.

Информация о работе Институциональные и экономические функции государства