Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:31, курсовая работа
Итак, цель работы: изучить основные понятия институциональных и экономических функций государства, а также рассмотреть их регулятивное проявление.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретический аспект понятий институциональные и экономические функции государства.
2. Изучить возможности и влияния функций в контексте регуляционных мер государства.
3. Рассмотреть особенности проявления данных функций в экономике России.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
1.1 Основы институциональных принципов государства
1.2 Общие положения экономических функций
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Экономические методы государственного регулирования стран с развитой и переходной экономикой
2.2 Институциональные основы государственного регулирования развитых стран: на примере США.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА РОССИИ
3.1 Анализ функций в России.
3.2 Методы совершенствования институциональной функции государства
3.3 Регуляционные меры экономической формы экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.2 Общие положения
экономических функций
Как уже было ранее сказано – экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерны свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ.
Существует два основных экономических метода государственного регулирования:
1) определенная и достаточно
жесткая налоговая политика, которая
позволяет государству успешно
решать его социальные задачи,
а также перераспределять
2) создание наиболее
Экономическая функция современного правового государства имеет следующие направления:
1) Прямое воздействие государства выражается в формирование государством бюджета и контроле за его расходованием; в соответствии программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Например, учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны.[20, с 7]
2) Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.[7]
Итак, обобщим, экономическая функция государства заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.
3) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.
В результате, экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:
Таким образом, к важнейшим экономическим функциям государства относятся:
Задачи, которые ставит перед собой экономическая функция решают такие поставленные цели как:
Таким образом, экономические
функции государства
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Экономические методы государственного регулирования стран с развитой и переходной экономикой
Итак, в данном разделе мы проанализируем основные методики государственного регулирования, характерные для стран с разным показателем экономического развития.
Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.
Итак, в качестве развитых стран представляют рынок Западной Европы. Рассмотрим подробнее.
В регулировании рынка стран Западной Европы можно выделить два периода:
К подобным странам относятся: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Исландия, Ирландия, Израи, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.
Главный принцип централизованного руководства в Западной Европе состоит в создании центральными органами регулирования «искусственных правил игры» для хозяйственных субъектов, которые побуждают их действовать в желаемом для экономической ситуации направлении.
Четко проявились две новые
подходы в государственном
Макроэкономическая политика
государственных органов в
Особенностью современного
западноевропейского рынка
концепцию экономического развития
на основе индикативного планирования.
Пятилетние планы во Франции составляются
с 1947 г. Государственные планы-
Смешанная экономика в
Италии - это своеобразный вариант
западноевропейской модели, который
характеризуется: обширным государственным
сектором; высокоразвитым крупным частным
бизнесом;
укладами, оставшимися от раннего капитализма;
большим удельным весом малого бизнеса;
развивающимся кооперативным сектором.
Государственный сектор занимает ключевые
позиции. Наиболее многочисленной категорией
государственных предприятий являются
акционерные общества со смешанным капиталом.
Либеральные реформы не внесли радикальных
изменений в положение государственного
сектора. Итальянская модель смешанной
экономики характеризуется развитой социальной
инфраструктурой и высокой степенью социальной
защиты.
Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле. Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной
В модели развитый стран относится и США, их является не стихийной, а регулируемой государством.
Еще в 80-е годы США отказались от традиционной системы регулирования, которая основывалась на кейнсианской модели и заменили ее системой, основанной на проведенные политики монетаризму и экономической теории «предложения». Государство регулирует отношения сторон, обеспечивает их свободу, стимулирует честную деловую активность и наказывает тех, кто игнорирует право и интересы субъектов рынка. В условиях современной рыночной экономики, которая характеризуется наличием большого количества не только малых и средних предприятий, но и монополизированных комплексов, рыночное саморегулирование дополняется и формируется в механизм целенаправленного макроэкономического регулирования.
При этом усилия государства концентрируются на недопущении монополизма, контроле за реализацией антимонопольного законодательства, стимулировании передовых технологий.
В практике государственного регулирования экономики США широко используется система государственных заказов (атомная, аэрокосмическая промышленность, электротехническая)
Что касается принципов развития стран с переходной экономикой:
К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими).
Информация о работе Институциональные и экономические функции государства