Институциональные и экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель работы: изучить основные понятия институциональных и экономических функций государства, а также рассмотреть их регулятивное проявление.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретический аспект понятий институциональные и экономические функции государства.
2. Изучить возможности и влияния функций в контексте регуляционных мер государства.
3. Рассмотреть особенности проявления данных функций в экономике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
1.1 Основы институциональных принципов государства
1.2 Общие положения экономических функций
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Экономические методы государственного регулирования стран с развитой и переходной экономикой
2.2 Институциональные основы государственного регулирования развитых стран: на примере США.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА РОССИИ
3.1 Анализ функций в России.
3.2 Методы совершенствования институциональной функции государства
3.3 Регуляционные меры экономической формы экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Institutsionalnye_i_ekonomicheskie_funktsii_gos.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Общие положения  экономических функций государства.

Как уже было ранее сказано  – экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем  в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование  экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными  методами. Для такого государства  характерны свобода и самостоятельность  собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существует два  основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно  жесткая налоговая политика, которая  позволяет государству успешно  решать его социальные задачи, а также перераспределять часть  национального дохода в целях  более сбалансированного развития  производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных  условий хозяйствования в приоритетных  отраслях экономики, развитие  которых дает наибольшую выгоду  обществу в целом.

Экономическая функция современного правового государства имеет следующие направления:

1) Прямое воздействие государства выражается в формирование государством бюджета и контроле за его расходованием; в соответствии программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Например, учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны.[20, с 7]

2) Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.[7]

Итак, обобщим, экономическая функция государства заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

3) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

В результате, экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:

  • повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
  • обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста; 
    усиление конкурентных позиций;
  • конкурентоспособности страны;
  • развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения
  • улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.[18, с 4-9]

Таким образом, к важнейшим экономическим функциям государства относятся:

  • формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
  • регулирование кредитно-денежной системы страны; 
    развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;
  • защита и охрана всех видов собственности;
  • формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
  • помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
  • регулирование трудовых отношений в стране;
  • охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг; 
    контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику;
  • регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды; 
    размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;
  • сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.[22]

Задачи, которые ставит перед собой экономическая функция решают  такие поставленные цели как:

  • увеличение объемов производства материальных благ;
  • обеспечение более высокого уровня жизни;
  • стабильный уровень цен;
  • справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;
  • перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; 
    организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;
  • охрана окружающей среды.[11]

Таким образом, экономические  функции государства обеспечивают ряд задач, отвечающих за формирование экономической стратегии, справиться с указанными задачами государству смогут помочь различные методы, один из которых является механизм налогообложения. Что касается, обеспечения правовой базы функционирования экономики, то оно реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д.

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Экономические методы государственного регулирования стран с развитой и переходной экономикой

Итак, в данном разделе  мы проанализируем основные методики государственного регулирования, характерные для стран с разным показателем экономического развития.

Государство в современных  условиях,  как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет  прогнозирование, программирование и  планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным  производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов  регулирования нельзя обеспечить структурную  перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный  баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.

Итак, в качестве развитых стран представляют рынок  Западной Европы. Рассмотрим подробнее.

 В регулировании рынка  стран Западной Европы можно  выделить два периода: 

  • интенсивного развития механизмов государственного регулирования
  • дерегулирования.

К подобным странам относятся: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Исландия, Ирландия, Израи, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

Главный принцип централизованного  руководства в Западной Европе состоит  в создании центральными органами регулирования «искусственных правил игры» для хозяйственных субъектов, которые побуждают их действовать в желаемом для экономической ситуации направлении.

Четко проявились две новые  подходы в государственном регулировании  рыночного хозяйства: макрорегулювання, основанное на налогово-бюджетном и кредитно-денежном инструментарии, индустриальная политика, направленная на структурную перестройку экономики.

Макроэкономическая политика государственных органов в странах  Западной Европы направлена на создание максимально благоприятных условий  для частного прибыльного накопления капитала. Европейские страны выработали средства стимулирования рыночных предприятий (венчурного бизнеса), работающих на новейших направлениях научно-технического прогресса, путем непосредственного выделения государственных кредитов, снижение налогообложения на биржевые доходы, предоставление государственных гарантий.

Особенностью современного западноевропейского рынка является интеграция и переход от внутригосударственных до межгосударственного его регулирования. И на национальном и межгосударственном уровнях осуществляется определенное вмешательство в хозяйственное жизни ЕС со стороны Комиссии Европейского содружества. Совета Министров ЕС, Европейского парламента и суда ЕС.

концепцию экономического развития на основе индикативного планирования. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы  во многом определили успехи реконструкции  и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских  стран вступила на путь либеральных  реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы  государственного регулирования. Попытки  усилить свободный рынок не привели  к уходу государства из экономики.

Смешанная экономика в  Италии - это своеобразный вариант  западноевропейской модели, который  характеризуется: обширным государственным  сектором; высокоразвитым крупным частным  бизнесом; 
укладами, оставшимися от раннего капитализма; большим удельным весом малого бизнеса; развивающимся кооперативным сектором. Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес  государственной собственности  сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и  страховом деле. Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной

В модели развитый стран относится и США, их является не стихийной, а регулируемой государством.

Еще в 80-е годы США отказались от традиционной системы регулирования, которая основывалась на кейнсианской модели и заменили ее системой, основанной на проведенные политики монетаризму и экономической теории «предложения». Государство регулирует отношения сторон, обеспечивает их свободу, стимулирует честную деловую активность и наказывает тех, кто игнорирует право и интересы субъектов рынка. В условиях современной рыночной экономики, которая характеризуется наличием большого количества не только малых и средних предприятий, но и монополизированных комплексов, рыночное саморегулирование дополняется и формируется в механизм целенаправленного макроэкономического регулирования.

При этом усилия государства  концентрируются на недопущении  монополизма, контроле за реализацией антимонопольного законодательства, стимулировании передовых технологий.

В практике государственного регулирования экономики США  широко используется система государственных  заказов (атомная, аэрокосмическая  промышленность, электротехническая)

Что касается принципов  развития стран с переходной экономикой:

К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими).

Информация о работе Институциональные и экономические функции государства