Интеллектуальная миграция в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе исследуются современные процессы международной интеллектуальной миграции, их особенности, предпосылки и причины на современном этапе; роль и значение данного явления в условиях перехода к постиндустриальному обществу, превращения науки в важнейшую производительную силу. Особое внимание уделено рассмотрению места России на международном рынке интеллектуального труда, проблемам адаптации к правилам функционирования этого рынка в условиях глобализированной мировой экономики. В выводах обосновывается

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты интеллектуальной миграции…………6
§1. Сущность и понятие интеллектуальной миграции…………………..6
§2. Перспективы развития интеллектуальной миграции в мире………11
Глава 2. Сравнительный анализ………………………………………….13
§3. Украина………………………………………………………………..13
§4. Китай…………………………………………………………………..25
§5. Россия………………………………………………………………….28
Вывод……………………………………………………………………...57
Список литературы……………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 485.72 Кб (Скачать файл)

Согласно российскому  законодательству к коммерческой тайне относятся информация, которая:

- имеет действительную  или потенциальную коммерческую  ценность в силу - - неизвестности  ее другим ;

- не является общедоступной  на законном основании;

- не содержит государственной  тайны.

 

 

 

 

 

§2. Перспективы развития интеллектуальной миграции.

Программа регулирования «интеллектуальной  миграции».

Основные мероприятия  программы представляется реализовать  в 3 этапа:

На  первом этапе в качестве центральных выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.).

Вместе с тем уже  на этом этапе необходимо принять  экстренные меры для сохранения научной  элиты России, для создания оптимальных  условий творчества наиболее одаренной  части научных кадров.

На этом этапе большое  значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативно–законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.

Следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских  структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы— на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контакт между российской и иностранной сторонами.

Второй  этап осуществления государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Трансформация науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.

Третий  этап – перспективный этап регулирования «интеллектуальной миграции» начнется тогда, когда Россия преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых–эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (что было традиционным для отечественной науки до революции).

Предложенный организационно–экономический механизм позволит эффективно управлять процессом «утечки умов» на всех уровнях и в национальных интересах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сравнительный  анализ.

§3. Украина.

Интеллектуальная  миграция в Украине в контексте  международного научного сотрудничества.

Украина фигурирует в составе  мировой миграционной системы как  страна происхождения, транзита и прибытия мигрантов. Однако если в общей структуре  миграционных потоков выделить лишь интеллектуальных мигрантов, то в этом случае, к сожалению, Украина включается в процессы международной миграции, преимущественно, лишь как страна-донор  высокообразованных и квалифицированных  кадров. Исходя из этого, проблемы, связанные  с интеллектуальной миграцией, являются чрезвычайно актуальными, разрешение которых отвечает современным потребностям украинского общества. В условиях демографического кризиса, а выход  из которого, даже при наиболее благоприятных  условиях, будет сопровождаться естественным уменьшением населения, все больше внимания привлекают к себе качественные характеристики населения, среди которых  уровень образования занимает одно из видных мест.

Процессы интеллектуальной миграции рассматриваются в отечественной  науке чаще всего отделено от других видов миграций, поэтому из поля зрения исследователей выпадают некоторые  существенные черты этих процессов. Целью данной статьи выступает исследование взаимосвязей интеллектуальной миграции с общими миграционными процессами, а также изучение современного состояния  международного научного сотрудничества в Украине.

Особое внимание теме интеллектуальной миграции уделялось на постсоветском  пространстве, и в Украине в  частности, в 90-х годах, когда активизировались эмиграционные процессы в государстве. Распространение эмиграционных  настроений охватило и ученых со степенью, со времени обретения независимости (1991–2008 гг.) Украину покинуло 626 докторов наук. Учет кандидатов наук, которые  выехали за границу, ведется украинскими статистическими ведомствами, начиная с 1996 г. На протяжении последних 13 лет (1996–2008 гг.) 1212 украинских кандидатов наук пополнили свою миграционную биографию фактом изменения страны проживания. Научные публикации середины 90-х годов, посвященные эмиграции ученых, пронизаны тревогой относительно будущего развития украинской (и постсоветской – поскольку это явление было присущее и другим странам бывшего СССР) науки.  Однако следует заметить, что, несмотря на выезд за границу многих украинских ученых с научной степенью, численность докторов и кандидатов наук, которые заняты в экономике Украины, почти постоянно (за исключением нескольких лет) возрастало. Только 1999–2000 гг. характеризовались некоторым снижением числа кандидатов наук, которые задействованы на ниве украинской экономики (в 1999 г. на 156 человек (или на 0,3% от общего количества этой группы лиц за предыдущий год), а в 2000 г. – на 806 человек (1,4%)). Причем, число лиц со степенью кандидата наук, которые в упомянутые годы покинули Украину, составляло 229 лиц, т.е. в 4,2 раза меньше чем общие потери носителей кандидатской степени в наукоемких сферах экономической деятельности.

Относительно докторов наук прослеживается аналогичная ситуация – 1999 г., который  характеризовался уменьшением числа докторов наук в украинской экономике на 213 человек (или на 2%) сравнительно с предыдущим (1998) годом, стал временем прощания с  родиной для 32 докторов наук из Украины. В то же время в 1994 г., когда зафиксирован пик выбытия докторов наук за границу, численность научных работников с докторской степенью, которые заняты в украинской экономике, лишь выросла.

Итак, отток отечественных  докторов и кандидатов наук за границу  не имел существенного отрицательного влияния на численность занятых  в экономике Украины научных  сотрудников соответствующих уровней  квалификации. Конечно, при анализе  любых процессов и явлений  нельзя  ограничиваться изучением их количественных характеристик, необходимо обращать повышенное внимание на их качественные параметры, особенно это утверждение, справедливо по отношению к науке, где одна блестящая идея может быть ценнее, чем сотни и тысячи посредственных мыслей. Конечно, исходя из понятия селективности миграций, можно предположить, что за границу выехали наиболее талантливые и одаренные ученые. Однако, скорее всего, эта мысль не в полной мере соответствует действительности, так как наиболее талантливые ученые – это не всегда наиболее приспособленные к практической жизни люди, которые могут с легкостью адаптироваться к новому окружению в другой стране, отличаются хорошим здоровьем для приспособления к другому климату, психологической гибкостью и т.п.

Данная статья основывается преимущественно на использовании  статистических данных, которые не дают возможности делать выводы о  влиянии эмиграции ученых на качественные характеристики украинской науки. В  русле решения этой задачи плодотворным было бы использование экспертного  опроса среди представителей научных  школ, относительно влияния эмиграции  ученых на развитие каждого конкретного  направления науки. Одиночные выезды за границу ученых определенного  профиля не способны уничтожить потенциал  данной науки. Вместе с тем потеря научных работников определенной школы  в полном составе, неизбежно приведет к разрушительным последствиям, как  в случае с немецкими физиками-теоретиками, которые в 1934–1936 гг. были вынуждены  массово выехать из нацистской Германии в США, поскольку большинство  из них были этническими евреями  и подвергались преследованиям со стороны  власти. В Соединенных Штатах до сих пор существует ряд школ теоретической  физики, ядро которых составляют последователи  ученых-эмигрантов из Германии. Сама же Германия так и не смогла восстановить свои позиции в области фундаментальной  физики, которые имела в начале прошлого столетия.

 

Ретроспективный анализ эмиграции  кандидатов и докторов наук показывает, что тенденции развития этих процессов  подобны тем, которые характерны для эмиграции граждан Украины  вообще. Так, наибольшее количество докторов наук, которые выехали за границу, зафиксировано в 1994 г., т.е. одновременно с пиком общих эмиграционных  процессов, в следующем году количество выездов за границу представителей обоих контингентов значительно  уменьшилось. Первый год второй половины 90-х годов знаменовался увеличением  численности эмигрантов с докторской степенью почти до отметки 1994 г. Вместе с тем число выездов украинских граждан за границу с изменением местожительства в этом году снизилось, однако данное уменьшение было очень "скромным" сравнительно с темпами предыдущего  года. Дальнейшее уменьшение численности  украинских эмигрантов (с докторской степенью и без неё) происходило  более интенсивными темпами в  конце прошлого столетия со стабилизацией  на довольно низких показателях в  нынешнем столетии, сравнительно с 90 годами (Рис. 1).

Рисунок 1. Численность граждан  Украины, в т.ч. докторов наук, которые  выехали за границу на протяжении 1991–2007 годов

 

Картина миграционного поведения  кандидатов наук по сравнению с общими эмиграционными потоками, отличается некоторой активизацией выездов  за границу обладателей кандидатской степени в 1999–2001 гг., в то время как общая численность граждан Украины, которые покинули родину на протяжении этого периода продолжала уменьшаться, хотя и намного меньшими темпами чем до этого периода (1996–1999 гг.) и после него (2002–2004 гг.) (Рис. 2).

Рисунок 2. Численность граждан  Украины, которые выехали за границу  на протяжении 1991–2007 г. и численность  кандидатов наук, которые выехали  за границу на протяжении 1996–2007 годов

 

Ежегодные уменьшения случаев  эмиграции кандидатов и докторов наук за границу можно объяснить  исчерпанием эмиграционного потенциала научных работников, которые получили степень в советские времена  и  первые годы независимости. На протяжении последних лет статус науки и  научной деятельности не переживает таких кардинальных изменений как  это было 10–15 лет назад, что дает возможность прогнозировать основные параметры занятости в этой сфере. Поэтому потенциальные научные  работники при выборе вида деятельности осведомлены, определенной мерой, относительно того, чего можно ожидать от занятости  в этой сфере. В последнее время  появились возможности получения  гражданами Украины научной степени  за границей. Поэтому для тех, кто  желает заниматься наукой, но хочет  это делать вне границ страны, намного  лучше воспользоваться этой возможностью, чем сначала тратить время  и усилия на защиту диссертации в  Украине, а потом за границей решать вопрос относительно соответствия украинских и зарубежных научных степеней.  Иммиграционная политика многих развитых стран мира основывается на принципе "привлечения чужого интеллекта". Несмотря на это, некоторые университеты США и ЕС, которые предлагают программы получения степени магистра студентами из стран Центральной и Восточной Европы, ставят условие возвращения на родину иностранных студентов после завершения обучения (на один год или несколько лет в зависимости от условий каждой конкретной программы).

На протяжении более чем 40 лет в работах мировых и  отечественных ученых при изучении процессов международной интеллектуальной миграции использовали понятие "оттока умов". Однако современные процессы интеллектуальной миграции разворачиваются  по большему количеству сценариев, чем  просто переезд носителей интеллектуального  потенциала определенной страны за границу, поэтому в научное обращение  входят понятия "обмена умов", "циркуляции умов" или даже "обогащения умов". Эти понятия используют для обозначения  процессов интеллектуальной миграции, которые не носят постоянного  характера.  Например, после окончания  обучения в США только 23% иммигрантов  из Южной Кореи и 28% из Тайваня  желают остаться работать в этой стране, остальные - возвращают на родину, что  положительно влияет на научный потенциал  этих стран.

Участие научных работников в международных симпозиумах, конференциях, семинарах, стажировках и т.п., (несмотря то, что пребывание за границей на протяжении нескольких дней или недель нельзя  назвать непосредственно миграцией), также можно относить к проявлениям "циркуляции умов", поскольку участие  в подобных мероприятиях положительно влияет на профессиональный и мировоззренческий  уровень научных работников. Также  участие в таких мероприятиях положительно влияет на статус науки, показывая, что отечественные ученые проводят свои исследования на уровне международных стандартов и получают признание за границей.

Работники научных и образовательных  учреждений Украины развивают разнообразные  формы международного сотрудничества от проведения международных конференций  и семинаров до преподавательской  работы за границей. По данным Госкомстата, в 2007 г. научные работники выезжали за пределы Украины с целью  стажировки, обучения, повышения квалификации,  преподавательской работы или для  проведения научных исследований 10983 раз. Наиболее активно в подобных поездках задействованы научные  работники,  работающие в области  технических наук (37,7% всех выездов  приходится на эту сферу), обработки  металлов, производства машин и оборудования (15,2%), физико-математических наук (13,1%), а также в организациях многоотраслевого профиля (20,9%). Наименьшее количество подобных поездок осуществили работники  организаций в сфере национальной безопасности, а также фармацевтической и военной наук.

В процессе проведения своей  научной деятельности киевлянам  чаще всего выпадает возможность  поехать за границу на стажировку, обучение или для повышения квалификации. В 2007 г. 26% выездов научных работников за границу с вышеупомянутой целью  приходилось на жителей столичного региона, 16,6% – на научных работников Харьковской области, 15% – Львовской  области. Преимущество киевлян наблюдается  и среди научных работников, которые  в 2007 г. выезжали за границу для проведения преподавательской деятельности, 22,5% подобных случаев приходится на работников науки, которые живут в столице; научные работники Львовской  области (14,9%) незначительно обогнали своих коллег из Харьковской области (13%) по этому показателю. А вот  работники научных и образовательных  учреждений Кировоградской, Хмельницкой  и Черниговской областей в 2007 г. не имели  возможности или желания разнообразить  свою деятельность преподаванием за границей, в этом году они в полном составе работали в отечественной  научно-образовательной сфере.

Информация о работе Интеллектуальная миграция в мире