Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:15, курсовая работа
В данной курсовой работе исследуются современные процессы международной интеллектуальной миграции, их особенности, предпосылки и причины на современном этапе; роль и значение данного явления в условиях перехода к постиндустриальному обществу, превращения науки в важнейшую производительную силу. Особое внимание уделено рассмотрению места России на международном рынке интеллектуального труда, проблемам адаптации к правилам функционирования этого рынка в условиях глобализированной мировой экономики. В выводах обосновывается
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты интеллектуальной миграции…………6
§1. Сущность и понятие интеллектуальной миграции…………………..6
§2. Перспективы развития интеллектуальной миграции в мире………11
Глава 2. Сравнительный анализ………………………………………….13
§3. Украина………………………………………………………………..13
§4. Китай…………………………………………………………………..25
§5. Россия………………………………………………………………….28
Вывод……………………………………………………………………...57
Список литературы……………………………………………………….62
Согласно российскому законодательству к коммерческой тайне относятся информация, которая:
- имеет действительную
или потенциальную
- не является общедоступной на законном основании;
- не содержит государственной тайны.
§2. Перспективы развития интеллектуальной миграции.
Программа
регулирования «
Основные мероприятия программы представляется реализовать в 3 этапа:
На первом этапе в качестве центральных выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.).
Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров.
На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативно–законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.
Следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы— на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контакт между российской и иностранной сторонами.
Второй этап осуществления государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Трансформация науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.
Третий этап – перспективный этап регулирования «интеллектуальной миграции» начнется тогда, когда Россия преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых–эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (что было традиционным для отечественной науки до революции).
Предложенный организационно–
Глава 2. Сравнительный анализ.
§3. Украина.
Интеллектуальная миграция в Украине в контексте международного научного сотрудничества.
Украина фигурирует в составе мировой миграционной системы как страна происхождения, транзита и прибытия мигрантов. Однако если в общей структуре миграционных потоков выделить лишь интеллектуальных мигрантов, то в этом случае, к сожалению, Украина включается в процессы международной миграции, преимущественно, лишь как страна-донор высокообразованных и квалифицированных кадров. Исходя из этого, проблемы, связанные с интеллектуальной миграцией, являются чрезвычайно актуальными, разрешение которых отвечает современным потребностям украинского общества. В условиях демографического кризиса, а выход из которого, даже при наиболее благоприятных условиях, будет сопровождаться естественным уменьшением населения, все больше внимания привлекают к себе качественные характеристики населения, среди которых уровень образования занимает одно из видных мест.
Процессы интеллектуальной
миграции рассматриваются в
Особое внимание теме интеллектуальной
миграции уделялось на постсоветском
пространстве, и в Украине в
частности, в 90-х годах, когда активизировались
эмиграционные процессы в государстве.
Распространение эмиграционных
настроений охватило и ученых со степенью,
со времени обретения
Относительно докторов наук прослеживается аналогичная ситуация – 1999 г., который характеризовался уменьшением числа докторов наук в украинской экономике на 213 человек (или на 2%) сравнительно с предыдущим (1998) годом, стал временем прощания с родиной для 32 докторов наук из Украины. В то же время в 1994 г., когда зафиксирован пик выбытия докторов наук за границу, численность научных работников с докторской степенью, которые заняты в украинской экономике, лишь выросла.
Итак, отток отечественных
докторов и кандидатов наук за границу
не имел существенного отрицательного
влияния на численность занятых
в экономике Украины научных
сотрудников соответствующих
Данная статья основывается
преимущественно на использовании
статистических данных, которые не
дают возможности делать выводы о
влиянии эмиграции ученых на качественные
характеристики украинской науки. В
русле решения этой задачи плодотворным
было бы использование экспертного
опроса среди представителей научных
школ, относительно влияния эмиграции
ученых на развитие каждого конкретного
направления науки. Одиночные выезды
за границу ученых определенного
профиля не способны уничтожить потенциал
данной науки. Вместе с тем потеря
научных работников определенной школы
в полном составе, неизбежно приведет
к разрушительным последствиям, как
в случае с немецкими физиками-
Ретроспективный анализ эмиграции кандидатов и докторов наук показывает, что тенденции развития этих процессов подобны тем, которые характерны для эмиграции граждан Украины вообще. Так, наибольшее количество докторов наук, которые выехали за границу, зафиксировано в 1994 г., т.е. одновременно с пиком общих эмиграционных процессов, в следующем году количество выездов за границу представителей обоих контингентов значительно уменьшилось. Первый год второй половины 90-х годов знаменовался увеличением численности эмигрантов с докторской степенью почти до отметки 1994 г. Вместе с тем число выездов украинских граждан за границу с изменением местожительства в этом году снизилось, однако данное уменьшение было очень "скромным" сравнительно с темпами предыдущего года. Дальнейшее уменьшение численности украинских эмигрантов (с докторской степенью и без неё) происходило более интенсивными темпами в конце прошлого столетия со стабилизацией на довольно низких показателях в нынешнем столетии, сравнительно с 90 годами (Рис. 1).
Рисунок 1. Численность граждан Украины, в т.ч. докторов наук, которые выехали за границу на протяжении 1991–2007 годов
Картина миграционного поведения
кандидатов наук по сравнению с общими
эмиграционными потоками, отличается
некоторой активизацией выездов
за границу обладателей
Рисунок 2. Численность граждан Украины, которые выехали за границу на протяжении 1991–2007 г. и численность кандидатов наук, которые выехали за границу на протяжении 1996–2007 годов
Ежегодные уменьшения случаев
эмиграции кандидатов и докторов
наук за границу можно объяснить
исчерпанием эмиграционного потенциала
научных работников, которые получили
степень в советские времена
и первые годы независимости. На протяжении
последних лет статус науки и
научной деятельности не переживает
таких кардинальных изменений как
это было 10–15 лет назад, что дает
возможность прогнозировать основные
параметры занятости в этой сфере.
Поэтому потенциальные научные
работники при выборе вида деятельности
осведомлены, определенной мерой, относительно
того, чего можно ожидать от занятости
в этой сфере. В последнее время
появились возможности
На протяжении более чем
40 лет в работах мировых и
отечественных ученых при изучении
процессов международной
Участие научных работников
в международных симпозиумах, конференциях,
семинарах, стажировках и т.п., (несмотря
то, что пребывание за границей на протяжении
нескольких дней или недель нельзя
назвать непосредственно
Работники научных и образовательных
учреждений Украины развивают
В процессе проведения своей
научной деятельности киевлянам
чаще всего выпадает возможность
поехать за границу на стажировку,
обучение или для повышения