Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:15, курсовая работа
В данной курсовой работе исследуются современные процессы международной интеллектуальной миграции, их особенности, предпосылки и причины на современном этапе; роль и значение данного явления в условиях перехода к постиндустриальному обществу, превращения науки в важнейшую производительную силу. Особое внимание уделено рассмотрению места России на международном рынке интеллектуального труда, проблемам адаптации к правилам функционирования этого рынка в условиях глобализированной мировой экономики. В выводах обосновывается
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты интеллектуальной миграции…………6
§1. Сущность и понятие интеллектуальной миграции…………………..6
§2. Перспективы развития интеллектуальной миграции в мире………11
Глава 2. Сравнительный анализ………………………………………….13
§3. Украина………………………………………………………………..13
§4. Китай…………………………………………………………………..25
§5. Россия………………………………………………………………….28
Вывод……………………………………………………………………...57
Список литературы……………………………………………………….62
Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Средства на нее выделены в основном федеральные: всего на 2009–2013 гг. (в ценах соответствующих лет) — 90,454 млрд руб., в том числе 80,39 млрд руб. — бюджетных, внебюджетных — 10,064 млрд рублей. Задачи — амбициозные, в основном, связанные с омоложением отечественной науки. Планируется значительно увеличить численность исследователей, преподавателей, профессуры в возрасте от 30 до 39 лет.
При этом важно понимать, что наука — это первоисточник формирования инновационных идей, создание наноиндустрии как новой отрасли. Она должна находится в руках дипломированных специалистов, готовых работать с конкретной задачей, в четко определенных условиях. А их пока совсем немного.
В октябре 2009 г. на II Международном форуме по нанотехнологиям президент Дмитрий Медведев назвал цифру, которая характеризует кадровую потребность рынка новой индустрии к 2015 году: 150 тыс. человек. Создание этого рынка должно стать следствием, в большой мере, инвестиционной деятельности государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий».
К 2015 г. России будут нужны 150 тыс. специалистов в области нанотехнологий, а пока система образования готовит чуть более 3 тыс. чел. в год
Сколько зарабатывают ученые в России и Европе.
Уровень зарплат российских
ученых давно обсуждается в
Как считает Замминистра образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, "это примерно в три раза ниже того минимального порога, который может остановить исход молодых квалифицированных кадров из науки". Ежегодные потери от утечки умов из России оцениваются в 50 миллиардов долларов.
Поэтому в планах правительства до 2008 года увеличить зарплату ученых РАН в среднем до 30 тысяч рублей в месяц.
Как сообщил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, пока, с 1 мая. научным сотрудникам Российской Академии наук примерно заработная плата будет повышена в два раза,
Дальнейшее повышение будет проходить плавно в течение 3 лет. Однако базовый оклад составит только половину этой суммы. Остальная половина – за счет надбавок. Например, за вредные условия труда, за работу со сведениями, относящимися к государственной тайне, за научные достижения. Под достижениями подразумевается число научных публикаций, участие в международных проектах, грантах и контрактах, руководство молодыми кадрами. При этом ученым будут поставлены некоторые условия – например, они будут обязаны проводить в России не менее 9 месяцев в году.
Помогут ли эти меры предотвратить массовую утечку молодых ученых из нашей страны? Попробуем подсчитать, насколько будет отличаться заработок российского ученого даже при достижении обещанного в 2008 году уровня от зарплаты его коллег, например, в Германии.
Как пишет издание "Известия-Наука", "сегодня средняя зарплата в российской науке в 40-50 раз меньше, чем у ученых в развитых странах". Похоже, что эта оценка довольно оптимистична.
Германская газета "Шпигель" опубликовала данные о среднем размере зарплат германских ученых в некоторых отраслях науки. Мы приводим эти впечатляющие данные:
·Средний уровень дохода ученых, работающих в фундаментальной науке – 41,5 тысяч евро в год
·В прикладных отраслях науки заработки еще выше – в фармацевтике ученые зарабатывают 52,5 тысяч евро в год, в химической отрасли – 55 тысяч, в машиностроении – 56 тысяч евро в год.
Примечателен и уровень зарплат молодых ученых:
- От 34,6 тысяч евро в год в фундаментальной науке до 44,5 тысяч в индустрии.
Как видно, пока разница слишком велика. Остается надеяться только на то, что правительство России наконец осознает истинные масштабы проблемы. И, повышая зарплату российским труженикам науки даже до 1000 долларов в месяц, не будет бить себя в грудь и требовать от исследователей соблюдения огромного количества условий.
Новые русские ученые.
Среди научных работников, доля имеющих доход более тысячи долларов в месяц, составляет около одного процента.
Относительно того, сколько зарабатывают современные российские ученые, нет полной, да и неполной, ясности. С одной стороны, бытует представление о них как об "умных, но бедных", как об одной из самых обездоленных профессиональных групп, понесших наиболее тяжелые потери от наших реформ и плохо вписавшихся в то, что у нас называется рыночной экономикой. С другой стороны, научные сотрудники часто характеризуются как профессиональная группа, очень склонная к двойной занятости и, как правило, имеющая сторонние приработки, благо они сохраняют традиционное преимущество своей профессии - свободный график, возможность подолгу не появляться на основном месте работы и соответственно большой резерв свободного времени. В результате такие формальные показатели, как средняя зарплата по отрасли, дают очень отдаленное представление о реальных доходах наших ученых, а фраза из одного из советских кинофильмов "Чтоб ты жил на одну зарплату" звучит для них почти как смертный приговор.
Уровень доходов российских ученых.
Так сколько же реально зарабатывают наши ученые? Для ответа на этот непростой вопрос Центром науковедения Института истории естествознания и техники РАН был проведен опрос, охвативший около 800 представителей разных регионов и различных секторов нашей науки.
Как хорошо известно, и из
социологической практики, и из практики
таких ведомств, как Министерство
РФ по налогам и сборам, нашим
согражданам свойственно
Таковы, видимо, наиболее общие результаты имущественного расслоения нашего научного сообщества, хотя, конечно, в некоторых случаях картина искажается воздействием сторонних факторов (например, низкооплачиваемые респондентки иногда отмечали, что их содержат мужья), в результате чего имущественное положение опрошенных может не соответствовать уровню их доходов, что, кстати, очень характерно для современной России.
Как обычно, обнаружились и внутривыборочные различия. Основная часть научных сотрудников женского пола зарабатывают от 3000 до 5000 руб. в месяц, в то время как доходы представителей сильного пола в основном варьируются в диапазоне 3000-15 000 руб., а относительное обеспеченные и тем более "новые русские ученые" встречаются только среди мужчин.
Наиболее высоки доходы научных сотрудников в возрасте 35-50 лет, и именно они образуют категорию "новых русских ученых", чьи заработки превышают 30 000 руб. в месяц. Уровень доходов молодых ученых - в возрасте до 35 лет - наиболее поляризован: среди них наиболее велика доля малообеспеченных, зарабатывающих менее 3000 руб. в месяц, однако имеются и зарабатывающие свыше 15 000 руб. Старшая же возрастная группа - респонденты в возрасте свыше 50 лет - по уровню доходов наиболее единообразна: здесь меньше удельный вес зарабатывающих менее 3000 руб., однако нет и тех, чьи доходы превышали бы 15 000 руб.
Гуманитарии выглядят более благополучными, чем представители естественных наук. Основная часть представителей социогуманитарных дисциплин имеет ежемесячные доходы свыше 10 000 руб., а категория "новых русских ученых", судя по полученным данным, формируется в основном за счет гуманитариев.
Вопреки расхожему представлению о том, что молодые ученые без степени зарабатывают - за счет сторонних приработков - больше докторов наук, полученные данные демонстрируют, что ученые степени обнаруживают прямую связь с уровнем доходов: наиболее низкие заработки имеют "неостепененные", а наиболее высокие - доктора наук. Подтверждается формула: "статус приносит деньги".
Наиболее высоки доходы вузовских ученых, за ними следуют ученые РАН, а наименее завидно материальное положение представителей отраслевой науки. Среди работающих в вузах никто не зарабатывает менее 3000 руб. в месяц - очевидно, таких зарплат в вузах в отличие, например, от институтов РАН просто нет. А самые малоимущие представители нашего научного сообщества в основном сосредоточены в отраслевых НИИ, хотя НИИ, обслуживающие, скажем, нефтяную или газовую промышленность, естественно, составляют исключение.
В целом полученные данные
подтверждают представление о том,
что научные сотрудники составляют
одну из наиболее бедных групп современного
российского общества, чей уровень
доходов (а не просто зарплата!) уступает
их среднему уровню в стране. Этот факт
противоречит и традициям нашего
государства, и традициям других
стран, и первостепенной роли науки
в обеспечении научно-
Сранения зарплаты физиков и инженеров из России и США.
Для начала - средняя заработная плата в России 20 тысяч рублей в месяц (≈ 700 долларов). В США - ≈ 3 тысячи 300 долларов (≈ 100 тысяч рублей) Будем считать, что 1 доллар - 30 рублей.
ФИЗИКИ:
США (2003 год) |
Россия (начало 2008 года) | |
1 050 000 |
В год (руб.) |
≈ 230 000 |
35 000 |
В год (usd) |
≈ 7 700 |
87 500 |
В месяц (руб.) |
19 000 |
≈ 3 000 |
В месяц (usd) |
≈ 640 |
ИНЖЕНЕРЫ:
США (2005 год) |
Россия (2007 год) | |
1 680 000 |
В год (руб.) |
480 000 |
56 000 |
В год (usd) |
13 600 |
140 000 |
В месяц (руб.) |
34 000 |
≈ 4 700 |
В месяц (usd) |
≈ 1 200 |
Расходы стран мира на образование в процентах от ВВП.
Зарплаты
в научно-образовательном
разных стран: сравнительный анализ.
Сколько зарабатывают ученые
и университетские
Едва ли не первое масштабное исследование на эту тему выполнили сотрудники Центра Международного Высшего Образования при Бостонском Колледже (Boston College Center for International Higher Education). Краткое описание результатов своего исследования авторы опубликовали в издаваемом их организацией журнале. Многие профессиональные издания разных стран (например, британский еженедельник Times Higher Education) также ознакомили своих читателей с основными результаты исследования, сделав упор на сравнение положения в собственной стране с тем, что делается у ближних и дальних соседей.
Достаточно репрезентативную выборку стран (развитых и развивающихся, крупных, средних и небольших), составили следующие 15: Аргентина, Австралия, Канада, Китай, Колумбия, Франция, Германия, Индия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Великобритания и США. Чтобы сравнение выплачиваемых в разных валютах и затем расходуемых в разном экономическом контексте денежных сумм было более-менее корректным, в качестве сравнительной денежной единицы использовался "World Bank PPP dollar" (PPP - purchasing power parity) - т.е. американский доллар, в который валюты других стран переводились с помощью обменного курса, рассчитанного на основе паритета покупательной способности ("индекс Биг-Мака" является известным примером применения этой методологии).