Интеллектуальная собственность как форма ограничения доступа к знаниям. Мировой и российский опыт развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

24 августа 2012 года (25 в России) американский суд вынес вердикт: компания Samsung обязана выплатить Apple 1,049 миллиарда долларов в качестве компенсации за копирование фирменного стиля iPhone
Этот пример показывает, что мною выбранная тема является одной из самых актуальных тем в 21-ом веке.
В своей курсовой работе я рассмотрю: в первой главе важнейшие понятия интеллектуальной собственности, а также необходимые для понимания теоретические моменты; во второй главе – проведём полный анализ ситуации и выявим проблемы; в третьей главе – предложим решение проблем, используя данные из аналитической части.

Содержание

Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 6
1.1 Основные экономические понятия. 6
1.2 Понятия, напрямую относящиеся к определению интеллектуальной собственности. 6
1.3 Дополнительные теоритические понятия и сведения 13
глава 2.АНАЛИЗ КОНФЛИКТА ФИРМ APPLE И SAMSUNG. 16
2.1 Описание конфликта. 16
2.1 Причина конфликта 25
2.2 Следствие конфликта. Судебный иск со стороны компании APPLE 28
2.2.1 Причина судебного иска 28
2.2.2 Судебные тяжбы 28
2.3 Два возможных решения суда 31
2.3.1 Иск удовлетворить! Факты 31
2.3.2 Иск оставить неудовлетворенным. Прогноз. 38
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТА. 40
Глава 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Приложения 43
Источники 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по экономике.docx

— 502.76 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ  ГОСОДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА  И КУЛЬТУРЫ»

Факультет культурологии

Кафедра Управления и экономики социально-культурной сферы

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Интеллектуальная  собственность как форма ограничения  доступа к знаниям. Мировой и  российский опыт развития.»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по курсу

«Мировая экономика»

Выполнила:

Студентка 1 курса гр.ЗТ/12-1б

Федотова (Клочкова) М.А.

Проверила:

Волк Е.Н.

Оглавление

Введение 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 6

1.1 Основные экономические понятия. 6

1.2 Понятия, напрямую относящиеся к определению интеллектуальной собственности. 6

1.3 Дополнительные теоритические понятия и сведения 13

глава 2.АНАЛИЗ КОНФЛИКТА ФИРМ APPLE И SAMSUNG. 16

2.1 Описание конфликта. 16

2.1 Причина конфликта 25

2.2 Следствие конфликта. Судебный иск со стороны компании APPLE 28

2.2.1 Причина судебного иска 28

2.2.2 Судебные тяжбы 28

2.3 Два возможных решения суда 31

2.3.1 Иск удовлетворить! Факты 31

2.3.2 Иск оставить неудовлетворенным. Прогноз. 38

Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТА. 40

Глава 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

Приложения 43

Источники 47

 

 

Введение

Перед выбором темы курсовой работы передо мной встал вопрос, «а что же выбрать?». Несомненно, этот вопрос стоит перед всеми при выборе темы. Проанализировав варианты тем, я выбрала ту, которая мне больше по душе, ведь я давно интересуюсь этим вопросом, а теперь можно вникнуть в него, тем более что этого требует учебный процесс.

«Интеллектуальная собственность как форма ограничения доступа к знаниям. Мировой и российский опыт развития» - данная тема очень актуальна в наше время, особенно после истории, которая разразилась в Дюссельдорфском суде, где в 2010 встретились компании Apple и Samsung.

Изложим все по порядку. 9 августа Apple Inc подала в суд на Samsung Electronics, заявив, что дизайнерское решение продуктов последнего было «рабски скопировано» с продуктов Apple. Подача иска «случайно» совпало с начавшейся компанией продаж Galaxy Tab 10.1 в Великобритании и планируемым открытием продаж во всей Европе. Основным моментом, который заметили журналисты, было изображение параметров профиля Galaxy Tab и Galaxy S, которые были слегка изменены так, что создавалось впечатление, что эти продукты полностью совпадают по параметрам с продукцией Apple. В итоге Apple получили, что хотели: суд Дюссельдорфа приостановил поставки продукции Samsung по всей территории Европы, кроме Нидерландов, которые еще не окончательно присоединились к всеобщей юрисдикции в области авторских прав. Но одновременно с этим иском был подан аналогичный в Гаагский суд, который и должен был решить судьбу этого дизайнерского спора для Нидерландов.

Перед рассмотрением этого спора  в Нидерландской прессе разразился громкий скандал, в ходе которого Apple уличался журналистами в подтасовывании фактов и искажении габаритных размеров продуктов Samsung. Скандал набирал  обороты и только ленивый не упоминал о том, что Apple на этот раз села в  лужу и что претензии не имеют  под собой никаких оснований. Тем не менее, к 24 августа перед судом были выдвинуты претензии одного мобильного гиганта другому. Суд рассмотрел эти претензии и из 10 пунктов, которые были представлены на рассмотрение, отклонил 9, но один из них и был принят и он то и составлял основную цель искового заявления. Претензию, которую принял во внимание суд, составляло дизайнерское сходство интерфейса мобильных устройств. Действительно, как то было упущено всеми, что выпустив iPhone и iPad, Apple ненароком задал моду на интерфейс этих устройств. И вот именно он и был осознано или неосознанно скопирован дизайнерами Samsung. Оказывается, все остальные претензии были всего лишь отвлекающим маневром, чтобы не подтолкнуть Samsung к срочному изменению дизайна. Как только представители Samsung услышали это решение суда, они сразу заявили, что работа над новым интерфейсом уже ведутся и в ближайшее время он увидит свет. Как бы то ни было, но решением суда распространение устройств Samsung было приостановлено в Нидерландах до 14 октября 2012 года.

На следующий день было назначено рассмотрение дела в Дюссельдорфе, где слушание приняло аналогичный  оборот, но вопреки надеждам Apple, запрет на распространение продуктов Samsung касается только территории Германии и продлен до 9 сентября. При этом Samsung надеялся, если ему удастся доказать, что Apple еще в июне были известны все дизайнерские подробности Galaxy Tab и Galaxy S, то запрета удастся избежать. Но все это рассматривалось только 9 сентября, а это означает, что без кардинального изменения в дизайне, Samsung не мог выставить свои продукты на выставке мобильной электроники IFA в Берлине, которая состоялась с 2 по 7 сентября.

24 августа 2012 года (25 в  России) американский суд вынес  вердикт: компания Samsung обязана выплатить Apple 1,049 миллиарда долларов в качестве компенсации за копирование фирменного стиля iPhone

Этот пример показывает, что мною выбранная тема является одной из самых актуальных тем в 21-ом веке.

В своей курсовой работе я рассмотрю: в первой главе важнейшие понятия интеллектуальной собственности, а также необходимые для понимания теоретические моменты; во второй главе – проведём полный анализ ситуации и выявим проблемы; в третьей главе – предложим решение проблем, используя данные из аналитической части.

Первую главу я разделю  на три основные части – параграфы. В первом параграфе будут даваться основные экономические понятия, во втором параграфе я определю значения слов напрямую относящихся к определению интеллектуальной собственности, ну а в третьем параграфе - дополнительные теоритические понятия, которые необходимы для понимания отдельных моментов моей курсовой работы.

Вторая глава будет  также разделена на параграфы. Я разберу ситуацию в целом и отдельные её стороны. В одном из параграфов второй главы будут подробно описаны проблемы, возникшие в этой ситуации, а в третьей главе я предложу решение этих проблем.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

  1. Основные экономические понятия.

Недобросовестная конкуренция:

  • Все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
  • Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
  • Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

 

Хеджирование (от англ. hedge — страховка, гарантия) — открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.

  1. Понятия, напрямую относящиеся к определению интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная  собственность — в широком понимании термин означает закрепленные законом временное исключительное право, а также личные не имущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Исключительное право – совокупность принадлежащих правообладателю (гражданину или юридическому лицу) прав на использование по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Авторское право — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. Д.) Произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

Более узкое понятие копирайт (англ. Copyright) в прямом смысле означает право на создание копий.

Сме́жные права́ — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:

  • Исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • Фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • Сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений

 

Патентное пра́во — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изготовление, применение, продажа, иное введение в гражданский оборот) объектов интеллектуальной собственности, охраняемых патентом. Наряду со средствами индивидуализации (товарными знаками, наименованиями мест происхождения товаров и др.) Упомянутые результаты интеллектуальной деятельности входят в число объектов промышленной собственности.

 

Патент (от patens — открытый, ясный, очевидный) — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет …

 

Права на средства индивидуализации - Группа объектов интеллектуальной собственности, права на которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых обозначений. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара. Впервые правовые нормы об охране средств индивидуализации на международном уровне закреплены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где товарным знакам посвящена большая часть конвенции, чем изобретениям и промышленным образцам.

Това́рный знак (также Това́рная марка, англ. Trademark)(™) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться[3] и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ).

Незаконное  использование товарного знака  влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную (ст. 180 УК РФ).

 

Фи́рменное наименова́ние – уникальное (как правило, словесное) обозначение товара, работы, услуги, учреждения, организации или предприятия. Для участников социально-экономических отношений, фирменные наименования являются инструментом, позволяющим отличить одну сущность от другой. Фирменное наименование товара, работы или услуги называется «товарным знаком» («торговой маркой»), который может быть зарегистрирован в установленном законом порядке. В маркетинге вместо термина «фирменное наименование» зачастую используется заимствованное из английского языка слово «бренд», которое имеет более широкое значение.

Фирменные наименования являются интеллектуальной собственностью их владельцев, которая регулируется национальным законодательством той страны, на территории которой реализуется товар/услуга, выполняется работа или осуществляется деятельность юридического лица под данным фирменным наименованием. Регулирование прав на фирменные наименования на национальном уровне может приводить к конфликтам между иностранными и отечественными правообладателями. Так, использование американской компанией Apple фирменного наименования Pad на китайском рынке вылилось в судебную тяжбу с китайской компанией Proview, которой принадлежали права на торговую марку iPad в Китае и Тайване.

Одинаковые фирменные наименования юридических лиц могут создавать  курьезные ситуации на рынке. К примеру, между американской компанией Apple Inc. и британским конгломератом Apple Corps Ltd. нет ничего общего кроме слова «apple» в их фирменных наименованиях; тем не менее, в разговорной речи каждое из предприятий зачастую именуется просто «Apple».

Корпоративный стиль, айдентика (англ. corporate identity) — набор графических форм и принципов построения визуальной коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых — выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

«Корпоративный» или «фирменный»  стиль часто понимается как набор  словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации, исходящих от фирмы  или торговой марки к потребителю.

Корпоративный дизайн наряду с корпоративной  философией, корпоративной культурой  и корпоративным поведением является одним из элементов корпоративной  идентичности.

Информация о работе Интеллектуальная собственность как форма ограничения доступа к знаниям. Мировой и российский опыт развития