Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:31, курсовая работа
Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках. В ХХI в. эта максима, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе в корпорациях. Интенсивные изменения в сфере человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измерениях), судя по имеющимся тенденциям, приобретут революционный характер, и специалистов в области кадрового менеджмента ожидает радикальный сдвиг от сложившихся профессиональных ролевых ст+ереотипов (администратора-бюрократа и управленца, придерживающегося реактивного стиля) к принципиально новым ролям: стратега, предпринимателя и маркетолога.
При линейной структуре орган управления непосредственно руководит всеми звеньями нижестоящего уровня. Такая структура проста, однако в связи с тем, что нижестоящее звено по всем вопросам обращается к своему непосредственному органу управления, последний обязан знать все. К тому же при увеличении количества звеньев нижнего уровня возрастает также количество уровней управления, так как эффективно руководить можно лишь ограниченным количеством подчиненных подразделений. При функциональной структуре вышестоящие органы специализируются по функциям управления (планирование и организация производства, проектирование технологических процессов, учет и комплектование кадров и т. д.), а принимаемые решения становятся более квалифицированными. Однако перед объектом управления возникает проблема очередности выполнения поступающих распоряжений, указаний или рекомендаций.
Недостатки
обеих структур управления в значительной
степени устраняются в
Термин "менеджмент", как правило, трактуется очень широко. Поэтому любое его определение будет неполным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Иными словами, управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации.
Управление
кадрами — многогранный и исключительно
сложный процесс, имеющий специфические
особенности и закономерности. Знание
их крайне необходимо руководителям
и специалистам современного производства,
работникам кадровых служб и социального
развития для постоянного обеспечения
повышения эффективности, качества
работы и производительности труда.
В условиях перехода к рыночной экономике
управление персоналом должно приобрести
системность и завершенность
на основе комплексного решения кадровых
проблем, внедрения новых и
Комплексный
подход к управлению кадрами предполагает
учет организационно-экономических, социально-психологических,
правовых, технических, педагогических
и других аспектов в их совокупности
и взаимосвязи при определяющей
роли социально-экономических
Системный подход отражает учет взаимосвязей отдельных аспектов управления кадрами и выражается в разработке конечных целей, определении путей их достижения, создании соответствующего механизма управления, обеспечивающего комплексное планирование, организацию и стимулирование системы работы с кадрами на производстве.
Управление
кадрами как научно-
Главным элементом
всей системы управления являются кадры,
которые одновременно могут быть
как объектом, так и субъектом
управления. Работники предприятия,
организации являются объектом управления,
поскольку они представляют собой
производительную силу, главную составляющую
любого производственного процесса.
Поэтому планирование, формирование,
распределение, перераспределение
и рациональное использование человеческих
ресурсов на производстве составляют
основное содержание управления кадрами,
которое с этой точки зрения рассматривается
аналогично управлению материально-вещественными
элементами производства. Вместе с
тем кадры — это прежде всего
люди, характеризующиеся сложным
комплексом индивидуально-типических
качеств и свойств, среди которых
социально-психологические
Исходя из
сказанного под управлением кадрами
понимают процесс планирования, подбора,
подготовки, оценки и непрерывного
образования кадров, направленный на
рациональное их использование, повышение
эффективности производства и в
конечном итоге — на улучшение
качества жизни. Предметом управления
кадрами как научно-
Управление кадрами представляет собой комплексную систему, элементами которой являются основные направления, этапы, принципы, виды и формы кадровой работы. Рассмотрим каждый из этих элементов в отдельности.
Прежде всего необходимо уяснить содержание понятия "кадры". Кадры представляют собой штатный состав работников предприятий, учреждений, организаций и подразделяются на две большие группы: кадры управления (служащие) и рабочие кадры.
К рабочим
относятся работники, которые непосредственно
заняты созданием материальных ценностей
или работами по оказанию различных
производственных услуг и перемещением
грузов. Рабочих условно подразделяют
на основных и вспомогательных, соотношение
которых является важным аналитическим
показателем эффективности
К кадрам управления
относятся работники, выполняющие
или способствующие выполнению конкретных
управленческих функций. Они подразделяются
на три основные группы: а) руководители,
направляющие, координирующие и стимулирующие
деятельность участников производства
(так называемые линейные руководители
— директора заводов, начальники
цехов, мастера и т. д.); б) специалисты,
оказывающие квалифицированную
помощь руководителям при анализе
и решении вопросов развития производства
(инженеры, экономисты, юристы, психологи
и др.) или самостоятельно руководящие
инженерно-техническими, планово-экономическими,
социальными и другими
По уровню управления руководители подразделяются на руководителей звеньев: низового (мастера, начальники участков, отделений, цехов, бюро, отделов, групп на предприятии), среднего (руководители предприятий и организаций, их заместители) и высшего (руководители министерств и ведомств, крупных объединений, их заместители). Уровни управления представлены на рис. 1, где отражена некоторая аналогия между иерархией уровней управления и иерархией воинских званий.
Рис. 1. Уровни управления
6. Основные
направления и методы
Управление кадрами осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает следующие основные этапы и функции: оп
ределение целей и основных направлений работы с кадрами, постоянное совершенствование системы кадровой работы на производстве; определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей, организация работы по выполнению принятых решений, координация и контроль выполнения намеченных мероприятий.
Совокупность целей, направлений, форм и методов управления кадрами складывается в единую систему кадровой работы, основными подсистемами которой являются:
а) подсистема анализа, планирования и прогноза кадров. Основными ее задачами являются формирование объектов и структур управления, расчет потребности в кадрах необходимых профессий, специальностей и квалификации. Иными словами, решение задач данной подсистемы должно дать ответ на вопрос: "Кто нужен и в каком количестве?";
б) подсистема подбора, расстановки, оценки и непрерывного обучения кадров. Ее основными задачами являются качественное обеспечение сформированных объектов и структур управления необходимыми кадрами, а также организация эффективного стимулирования их деятельности;
в) подсистема
рационального использования
Методы управления
кадрами подразделяются на три основные
группы: экономические, организационно-
К экономическим
методам относятся
Организационно-
Социально-психологические методы управления кадрами представляют собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития трудового коллектива и отдельных работников, в связи с чем они подразделяются на социальные и психологические. Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые — на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т. д.).
Рис. 2. Система работы с кадрами на производстве
Сложность и многогранность управления кадрами предполагает многоаспектный подход к этой важной проблеме. Различают следующие аспекты управления кадрами:
• технико-технологический (отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологии, производственные условия и др.);
организационно-экономический
(содержит вопросы, связанные с планированием
численности и состава
правовой (включает вопросы соблюдения трудового законодательства в кадровой работе);
социально-психологический
(отражает вопросы социально-
педагогический (предполагает решение вопросов, связанных с воспитанием кадров, наставничеством и др.).
Основой системы управления кадрами является кадровая политика, представляющая собой рассчитанную на длительную перспективу линию совершенствования кадров, генеральное направление в кадровой работе, которое определяется совокупностью наиболее важных, принципиальных положений и установок, выраженных в стратегических решениях.
Средством реализации кадровой политики является кадровая работа, которая подчинена решению выдвигаемых обществом задач в хозяйственной деятельности путем оптимального использования и развития персонала.
7. Принципы
и механизм управления
Ключевым в управлении является принцип подбора и расстановки кадров по их личностным и деловым качествам. Являясь краеугольным камнем кадровой политики, он предусматривает: преемственность кадров на основе систематического подбора и подготовки новых работников;
обеспечение
условий для постоянного
Механизм управления кадрами производства включает различные государственные и общественные формирования:
♦ местные
государственные администрации, обеспечивающие
на подведомственной территории решение
комплекса вопросов по управлению трудовыми
ресурсами региона, включая их формирование,
перераспределение и