Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:31, курсовая работа
Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках. В ХХI в. эта максима, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе в корпорациях. Интенсивные изменения в сфере человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измерениях), судя по имеющимся тенденциям, приобретут революционный характер, и специалистов в области кадрового менеджмента ожидает радикальный сдвиг от сложившихся профессиональных ролевых ст+ереотипов (администратора-бюрократа и управленца, придерживающегося реактивного стиля) к принципиально новым ролям: стратега, предпринимателя и маркетолога.
поддерживается довольно высокий уровень участия отдельных работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной работы;
применяется практика делегирования полномочий подчиненным;
функционирует
разветвленная система
Поскольку управление
человеческими ресурсами
* "научная
организация труда" - бюрократическая
организационная культура, где ядерными
являются формы организации
* "доктрина
человеческих отношений" - органическая
организационная культура, где ядерными
являются формы организации
* "контрактация
индивидуальной
* "командный
менеджмент" - партиципаторная
В этом направлении
кадрового менеджмента за его
более чем сорокалетнюю историю
можно выделить два подхода. Во-первых,
рационалистический, когда высокая
степень адаптируемости фирмы к
конкурентной среде обеспечивается
гибкостью форм контрактации персонала,
интенсификацией труда
Традиционный
(рационалистический) подход в управлении
человеческими ресурсами
Возникший в
США в начале 70-х гг. неоплюралистический
(гуманистический) подход в управлении
человеческими ресурсами
13. Международный стандарт ИСО серии 9000:2000 и кадровая политика
В развитых
странах активно развивается
процесс гуманизации
В современной
идеологии деловой жизни
Гуманистический подход характерен и для стандартов ИСО серии 9000. Новая их версия базируется на идеологии TQM. Управление людскими ресурсами (кадрами) осуществляется через вовлеченность персонала, его компетентность и подготовку. Ниже приведены выдержки ряда пунктов МС ИСО 9004:2000:
В п. 6.2.1 «Вовлеченность персонала» отмечено, что для достижения поставленных целей и стимулирования усовершенствований организация должна поощрять вовлечение персонала посредством:
• определения компетенции, необходимой для каждой деятельности;
• выбора сферы деятельности, продолжения образования и планирования карьеры;
• конкретизации ответственности и полномочий;
• разработки личных и групповых целей, руководства работой и оценивания результатов;
• содействия вовлеченности при постановке целей и принятия решений;
• осуществления признания заслуг и вознаграждения;
• открытого диалога с руководством;
• создания условий, поощряющих нововведения;
• обеспечения эффективных групповых методов работы (работа в команде);
• своевременного информирования по предложениям и мнениям;
• оценки удовлетворенности персонала для осуществления улучшений;
• выявления причин увольнения персонала.
В п. 6.2.2.1 стандарта оговариваются требования к компетенции, которые должны основываться на анализе существующих и ожидаемых потребностей организации по сравнению с существующей компетенцией персонала. Входными данными для обоснований требований к компетенции могут быть внутренние и внешние источники, такие, как:
• будущие требования, связанные со стратегическим и оперативным планированием;
• оценка компетентности отдельных работников на предмет выполнения определенных видов деятельности;
• законодательство, регламенты, стандарты и директивы, затрагивающие организацию, ее деятельность и ресурсы.
В п. 6.2.2.2 излагаются требования к подготовке персонала.
Организация должна анализировать потребность развития работающего персонала и на основе анализа составлять перспективные планы подготовки кадров. Планы подготовки кадров должны предусматривать изучение определенных знаний (дословно: сообщение знаний - примеч. авторов), которые вместе с навыками и опытом обеспечивают компетентность.
Подготовка кадров направлена на достижение поставленных целей. При подготовке необходимо обращать внимание на важность выполнения требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон, а также на осознание негативных последствий для организации и ее персонала при невыполнении требований.
Повышение компетентности путем подготовки, переподготовки и обучения включает:
• технические знания и навыки;
• навыки и методы управления;
• навыки в социальной сфере;
• знание рынка, запросов и ожиданий потребителей;
• законодательные нормы и регламентирующие требования;
• внутренние и внешние стандарты, имеющие отношение к деятельности организации;
• документацию, необходимую для выполнения работы.
Для осознания
целей организации и повышения
вовлеченности персонала
• перспективы развития организации (аутентичный перевод: прогноз будущего);
• политику и цели организации;
• реструктуризацию и развитие;
• инициирование и осуществление деятельности по улучшению;
• творчество и новаторство;
• воздействие организации на общество;
• программы подготовки для новых работников;
• периодические
программы повышения
• цели подготовки;
• программы и методики подготовки;
• ресурсы, необходимые для подготовки;
• определение необходимой поддержки;
• оценку подготовки с точки зрения повышения компетентности;
• оценку эффективности подготовки и ее влияния на деятельность организации.
Организация
должна предусматривать индивидуальные
программы подготовки (самообразование)
с целью обеспечения
Руководитель электротехнической компании «Мацусита дэнки» Канасуке Мацусита (Япония) в 1982 г. писал:
«Мы почти победили, а промышленный Запад практически повержен, и вы мало что можете поделать с этим, так как причины вашего поражения внутри вас. Ваши фирмы построены по модели Тейлора и даже хуже - так же устроены ваши головы. Ваши боссы заняты размышлениями, а ваши рабочие орудуют отвертками, и вы полностью убеждены, что это и есть правильный путь в бизнесе. По-вашему, суть менеджмента в том, чтобы извлекать идеи из головы босса и передавать их в руки рабочих. Мы оставили далеко позади этот образ мышления. Мы знаем, что бизнес в наши дни столь сложен, а выживание фирм подвергается стольким опасностям во все менее предсказуемой среде, наполненной конкуренцией, что само их существование зависит от каждодневной мобилизации интеллектуального потенциала фирмы».
В подтверждение справедливости и актуальности этого вывода можно привести следующие убедительные данные: емкость международного рынка по экспорту наукоемкой гражданской продукции в настоящее время оценивается следующими цифрами: 35% - США, 30% - Япония, 1% - Россия.
Приведенные данные особенно впечатляют, если их сопоставить с численностью населения указанных стран.
В современном
обществе интеллектуальные ресурсы
рассматриваются как самые
Разработанные ранее стандарты предприятия, касающиеся подготовки кадров, по МС ИСО версии 1994 г. должны быть ориентированы на формирование и развитие интеллектуальных ресурсов предприятия, способных своевременно и компетентно решать текущие задачи, разрабатывать перспективные планы развития организации и обеспечивать их реализацию с учетом международных требований. В стандартах предприятия должно быть предусмотрено:
• непрерывное
и опережающее повышение
• формирование высокого профессионализма и современного экономического мышления;
• развитие творчества, инициативы и методов групповой работы;
• развитие личной ответственности за результаты труда и этику общения;
• мотивация к самообразованию.
МС ИСО 9000:2000 требует реанимации и развития методик и стандартов предприятия из недавнего прошлого, касающихся материального и морального стимулирования.
Если углубиться
в содержательную часть рекомендаций
МС ИСО 9004:2000 по управлению людскими ресурсами,
становится очевидным, что человеческой
личности и созданию корпоративной
культуры, при которой способности
каждого конкретного человека используются
максимально для повышения
Результаты некоторых опросов показывают:
• желания людей не могут быть полностью оценены в деньгах. Для людей болезненна не сумма заработка, а осознание унизительности этой суммы;