Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:31, курсовая работа
Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках. В ХХI в. эта максима, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе в корпорациях. Интенсивные изменения в сфере человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измерениях), судя по имеющимся тенденциям, приобретут революционный характер, и специалистов в области кадрового менеджмента ожидает радикальный сдвиг от сложившихся профессиональных ролевых ст+ереотипов (администратора-бюрократа и управленца, придерживающегося реактивного стиля) к принципиально новым ролям: стратега, предпринимателя и маркетолога.
Второй аспект
предполагает, что руководить предприятием
означает также и управлять людьми.
В этой связи представляется, что
удовлетворение потребностей работающих
в организации сотрудников -- одна
из важнейших целей, залог ее эффективной
работы. Успех в этом деле обеспечивают
функционирование организации, а также
жизненные потребности его
Первый и
второй аспекты менеджмента тесно
связаны между собой, поэтому
противопоставлять их или отдавать
предпочтение одному из них не имеет
смысла. Это связано с целями стратегического
менеджмента, потому что руководитель
предприятия должен принимать правильные
материально-логические решения, с
одной стороны, направлять и стимулировать
деятельность своих сотрудников
на выполнение целей и задач организации
- с другой. Т.е. руководство организацией
означает также и руководство (управление)
людьми в смысле воздействия на отношения
сотрудников в направлении
Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда (арендные коллективы, акционерные общества и т.п.) и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу.
Требования
творческого отношения
Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников.
Происходящие
изменения в экономике
Значительно
повышается и роль кадровых служб, которые
должны более активно вовлекаться
в процесс подготовки и реализации
стратегии организации в
11. Роль кадровых служб
Управляющие персоналом — это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главные цели которых — повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развитая кадров организации.
В появившихся
организациях рыночного типа встал
вопрос о том, как преодолеть разрыв
между развитием инновационных
стратегий, созданием новых продуктов
и структур, с одной стороны, и
выявлением способов управления человеческими
ресурсами и развитием
Отдел человеческих ресурсов является функциональным или вспомогательным подразделением организации. Это связано с тем, что его сотрудники участвуют в создании продукта не непосредственно, а косвенно. Как правило, работники отдела человеческих ресурсов (кадровой службы) выступают в качестве экспертных советников линейных руководителей при решении вопросов о приеме на работу и увольнении, назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышении заработной платы и т.п.
По мере ослабления
централизованной системы управления
экономикой перед организациями
начали вставать принципиально новые
задачи, связанные с управлением
человеческими ресурсами. Решение
этих задач требует совершенно иных
навыков и умений, чем те, которые
были достаточны для ведения документации,
составления отчетов, организации
культурно-массовых мероприятий и
хранения трудовых книжек в недалеком
прошлом. Поэтому сегодня многие
работники кадровых служб, перешедшие
из ранее функционировавших
"персонал-менеджер", т.е, управляющий персоналом.
По своим функциям, уровню подготовки, техническому оснащению, инструментарию кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только оформлять приказы на зачисление работников, подобранных вышестоящим менеджером, и хранить кадровую информацию как это указывалось ранее по тексту.
Задача состоит
в том, чтобы кадровые службы постепенно
превращались в центры по разработке
и реализации стратегии организаций
по труду. Это значит, они должны
оказывать помощь в развитии бизнеса
посредством найма
Основное содержание работы кадровых служб составляют:
формирование кадров организации (планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести и т.п.);
развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе);
совершенствование
организации труда и его
В организации должна быть разработана стратегия управлений человеческими ресурсами: определены перспективные ориентиры использования персонала, его обновление и совершенствование, развитие мотивации.
Задачи кадровых служб могут быть сформулированы следующим образом:
всесторонняя поддержка бизнеса;
формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу; обеспечение высокого уровня профессионализма и качества экспертизы в кадровых вопросах;
выявление проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений;
создание условий для высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства;
расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников.
При сохранении
прежних функций служб
Поэтому с особой остротой стоит вопрос о координации деятельности всех структур организации, проведении единой кадровой политики, о подборе менеджеров, способных возглавить самые сложные и ответственные участки работы в организации
12. Особенности
и недостатки традиционных
Хотя различия даже внутри национальных традиций управления персоналом весьма велики, можно выделить ряд общих характеристик этой практики кадрового менеджмента, сложившихся и получивших распространение в ХХ столетии в корпорациях развитых стран.
1. Широкое
разнообразие существующих
2. Кадровая
работа традиционно находилась
на периферии внимания
3. У специалистов
по управлению персоналом с
самого начала возник ореол
защитников интересов рядовых
работников, что, по мнению их
коллег-менеджеров, препятствовало
достижению целей, стоящих
4. Управление
персоналом трактовалось как
деятельность, для которой не
требуется специальной
5. Отсутствие
специализированной
В практике
кадрового менеджмента с 80-х гг.
начинает доминировать третья, “архитектурная”
модель. Речь идет о консолидации вокруг
управленческой “вертикали” всех
функций кадрового менеджмента,
выразившейся в появлении стратегического
уровня в управлении человеческими
ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового
Но прежде чем выяснить особенности деятельности менеджеров по персоналу новой формации, установим существенные различия между двумя направлениями кадрового менеджмента: управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами:
1. В отличие
от управления персоналом
2. Обретение
управлением человеческими
3. Ответственность
за реализацию более активной
кадровой политики возлагается
также и на линейных менеджеров
(руководителей структурных
4. Происходит
переориентации системы
5. Если традиционно
менеджер по персоналу должен
был стремиться сэкономить на
издержках, связанных с
6. Если в
управлении персоналом все
7. Новая система
кадрового менеджмента
Технология
управления человеческими ресурсами
дает синергетический эффект (эффект
согласованного действия), если в корпорации
соблюдаются как минимум
относительно хорошо развита система адаптации к внешнему и внутреннему рынку труда (индивидуальное планирование карьеры, подготовка и переподготовка персонала, стимулирование профессионального роста и ротации кадров);
имеются гибкие системы организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы);
используются
системы оплаты, построенные на принципах
всестороннего учета