Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:31, курсовая работа
Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках. В ХХI в. эта максима, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе в корпорациях. Интенсивные изменения в сфере человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измерениях), судя по имеющимся тенденциям, приобретут революционный характер, и специалистов в области кадрового менеджмента ожидает радикальный сдвиг от сложившихся профессиональных ролевых ст+ереотипов (администратора-бюрократа и управленца, придерживающегося реактивного стиля) к принципиально новым ролям: стратега, предпринимателя и маркетолога.
♦ профсоюзные органы, контролирующие соблюдение администрацией предприятий, организаций и учреждений прав трудящихся в части их приема, перевода, увольнения, создания необходимых условий труда и быта, предоставления отпусков, различных льгот и компенсаций и др.;
♦ организации и предприятия, определяющие общее направление кадровой политики предприятия, решающие вопросы создания дочерних предприятий, создания и прекращения деятельности филиалов и других обособленных подразделений, осуществляющие непосредственную работу с персоналом.
К государственным органам управления относятся органы по труду и социальным вопросам, центры занятости населения, кадровые службы государственных предприятий, организаций, а также министерств и ведомств. Координация деятельности кадровых служб различных отраслей народного хозяйства возложена на государственные органы по труду и социальным вопросам, которые:
• определяют
реальную потребность в специалистах
с учетом развития производительных
сил и перспективных
обеспечивают
реализацию гражданами права на труд,
добиваясь эффективной
совместно с
органами образования создают
осуществляют методическую работу по аттестации кадров в отраслях народного хозяйства.
Государственная служба занятости:
анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует о состоянии рынка труда;
ведет учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
консультирует обращающихся к ней граждан и работодателей о возможностях получения работы, обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, а также по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
• оказывает
помощь гражданам в выборе подходящей
работы, а предприятиям, учреждениям,
организациям и другим работодателям
— в подборе необходимых
организует профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации граждан в системе службы занятости или в других учебных заведениях;
оказывает услуги
по трудоустройству и
обеспечивает регистрацию безработных и в пределах своей компетенции оказывает им помощь, включая выплату пособий;
• организует разработку региональных программ занятости, предусматривая в них мероприятия по социальной защите различных групп населения;
• содействует предприятиям, учреждениям и организациям в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения.
Для решения
этих и других задач центры занятости
устанавливают постоянные связи
с кадровыми службами предприятий,
изучают их конкретные проблемы и
трудности, оказывают помощь в планировании
мероприятий по улучшению использования
рабочей силы, прогнозированию потребностей
в кадрах с учетом развития и совершенствования
производства, в разработке программ
переобучения и повышения квалификации
работников. Центр участвует в
разработке и осуществлении мер
по созданию стабильных трудовых коллективов,
укреплению трудовой дисциплины и сокращению
текучести кадров на предприятиях,
организует учебу работников кадровых
служб предприятий и
Исходя из новых требований к работе с кадрами пересматриваются функции кадровых служб всех уровней управления. Повышаются их роль и ответственность в решении задач экономического и социального развития. В условиях перехода к рыночной экономике основными функциями кадровых служб предприятий, организаций и учреждений становятся:
• прогнозирование,
определение текущей и
планирование
и регулирование
• организационно-методическое
обеспечение профессионально-
• изучение
профессиональных, деловых и личностных
качеств работников на основе аттестации,
широкого использования психологических
и социологических
• организация
работы по профессиональной ориентации
молодежи, адаптация молодых специалистов
и рабочих на предприятиях, развитие
наставничества, изучение причин текучести
кадров, динамики изменений трудового
коллектива, разработка мер по стабилизации
и совершенствованию его
• обеспечение
эффективного использования всех форм
материального и морального стимулирования
работников в соответствии с их трудовой
деятельностью, изучение влияния стимулов
на повышение трудовой и социальной
активности трудящихся, улучшение морально-
Перечислим основные функции, которые выполняют службы социального развития для оптимизации управления кадрами:
• анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подготовка предложений к проектам планов и целевых комплексных программ социального развития, проведение социологических и социально-психологических исследований на производстве;
• изучение причин текучести кадров, социально-психологическое обеспечение профориентации, профподбора, профобучения, расстановки, производственной адаптации, профессионального и должностного продвижения кадров с учетом индивидуально-психологических особенностей работников; участие в формировании резерва руководителей;
• разработка и внедрение мероприятий по повышению удовлетворенности трудом, обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда, оптимальному формированию структуры и состава трудовых коллективов;
• разработка социальных мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины, повышению роли и значения наставничества, созданию благоприятного социально-психологического климата; определение наиболее эффективных форм и методов морального и материального стимулирования работников и др.
Таким образом, система управления кадрами представляет собой комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, форм, методов и соответствующего механизма управления, направленных на повышение производительности труда и качества работы.
8. Стратегические
концепции управления
Несмотря на огромное количество работ по теории организации и управления, западные эксперты считают, что ни одна из них не является универсальной. Так, в последнее время получила распространение теория выживания организации в условиях "структурного сдвига". В основе этой модели лежат следующие положения: 1) специализированные предприятия в целом более совершенны, чем диверсифицированные, но менее живучи; 2) со временем рентабельность имеет тенденцию к уменьшению; 3) с возрастом "смертность" предприятий падает.
Авторы данной теории считают, что в любой организации происходит борьба между силами, заинтересованными в повышении эффективности ее деятельности и в ее выживании. В первые годы после создания организации эффективность играет преобладающую роль, но рано или поздно организация входит в период "тревог", когда с наибольшей силой проявляются антагонистические интересы различных групп внутри и вне предприятий. Акционеры выступают за глубокие преобразования, которые позволили бы предприятию повысить рентабельность; персонал, видящий в преобразованиях угрозу своему положению, стремится блокировать любые глубокие изменения. Примером структурного срыва является покупка предприятия рабочими. В соответствии с этой моделью каждая организация стремится к срыву, а не к максимизации эффективности. Но эту тенденцию можно преодолеть, если руководителям удается противостоять силам, толкающим организацию к выживанию без эффективности с помощью организационных инноваций, экстернализации занятости, слияний и приобретений.
Проблемам выживания предприятий посвящено много работ различных специалистов. Представляет интерес "биологический подход", отраженный в работах А. Эрели и Ж. Моно и ставящий перед собой цель ответить на вопрос, существует ли жизненный цикл предприятий, аналогичный жизненному циклу биологических объектов. Современные исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Предприятия
стареют, как и живые существа,
что проявляется в снижении
восприимчивости предприятия
2. Полностью
закрытая система, т. е.
3. В рамках
"биологического подхода" роль
руководителя предприятия
4. Управление
организацией в данном режиме
содержит определенный риск, связанный
с нарушением функционирования
предприятия или
Обзор различных
теорий организации и управления
позволяет сделать общий вывод:
выживание и эффективность
Успешное
развитие на протяжении длительного
периода экономики Японии побудило
ученых и практиков разных стран
внимательно изучать механизмы
и факторы, которые обеспечивают
высокую эффективность
В последнее время в США и европейских странах с учетом японского опыта разработаны различные модели управления, в центре внимания которых находится человек. Как правило, такие модели содержат следующие блоки:
• персонал организации;
• тщательный учет знаний и способностей работников при назначении их на ключевые должности в фирме;
стиль и культура
деловых взаимоотношений в
Стратегические
концепции управления кадрами в
промышленно развитых странах рассматривают
работников как решающий фактор сохранения
конкурентоспособности и
ресурсная ориентация, т. е. использование индивидуальных способностей работников в соответствии со стратегическими целями организации (в первую очередь для овладения новыми технологиями);
интеграция стремлений, потребностей и запросов работников с интересами организации.
При разработке
концепций управления персоналом проводятся
различные текущие и
Исследования
показали, что стратегия управления
персоналом при разработке новой
продукции и наращивании
Методы материального
стимулирования высококвалифицированных
работников зависят не только от сложившихся
на фирме традиций, но и от наличия
объективных норм и оценок качества
труда. При отсутствии таковых (например,
при стимулировании разработчиков
новой техники) повысить производительность
труда не удается. Различными исследованиями
выявлено, что в интернациональных
компаниях женщины гораздо