Качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 02:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения».
Предмет исследования: понятие, факторы и показатели «качества жизни населения».
Объект исследования: Российская Федерация и Кировская область.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.90 Кб (Скачать файл)

Классификация основных факторов качества жизни населения. Первая и  наиболее существенная группа факторов социального благополучия определяется темпами роста и абсолютными  величинами прироста валового регионального  продукта. Именно объем ВРП на душу населения определяет экономические  возможности государства в реализации социальных программ. За годы реформирования эти возможности заметно сузились. Реальный (с учетом корректировки на индекс-дефлятор ВРП) спад производства ВРП только относительно 1999г. составил 7, 2%. В 2009 г. в расчете на одного жителя Кировской области приходилось лишь 50, 1 тыс. руб. ВРП (по среднегодовому валютному курсу за 2004 г. это эквивалентно 1, 7 тыс. долл.), что в 2 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации и более чем на треть - по Приволжскому федеральному округу.

Уровень жизни по своему содержанию - более широкое понятие, чем просто материальные условия  жизни населения. В настоящее  время общепризнано, что уровень  доходов не является единственным и  определяющим фактором человеческого  развития. Для обеспечения достойной  жизни человеку требуется широкий  набор благ, посредством использования  которых и достигается необходимый  уровень существования. Кроме того, уровень жизни оценивается не только через потребление этих благ, но и через возможности их получения.

Одной из мер оценки уровня общественного благосостояния региона  является агрегатный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в состав которого входят показатели, отражающие наиболее важные аспекты  уровня жизни и социального благополучия: ожидаемая продолжительность жизни  при рождении, достигнутый уровень  образования и годовой доход  на душу населения в долларах, рассчитанный по среднегодовому валютному курсу.

Некоторое увеличение реального  ВРП в 2009 г. по отношению к 2007г., незначительный рост индекса ожидаемой продолжительности  жизни при рождении (индекса долголетия), снижении индекса образованности населения  не способствовали росту потенциала населения области, что выразилось в незначительном росте ИРЧП.

Вторая группа факторов - все, что влияет на возможности перераспределения  ВРП и на величину средств, используемых на социальную сферу. В разных странах мира, по данным Счетной палаты РФ, эта доля колеблется от 20 до 60%. В Кировской области через консолидированный бюджет в 2009 г. перераспределялось 20, 5% ВРП, а с учетом средств, направляемых в государственные внебюджетные фонды, - около 40%. Реальные расходы на социально-культурные мероприятия увеличились, их доля в расходной части бюджета выросла с 48, 8% в 2001г. до 53, 2 - в 2007 г. и 64, 2% - в 2009 г.

При этом на науку, культуру, образование, здравоохранение, социальную политику и другие отрасли социальной сферы в 2009 г. использовалось около 12, 5% ВРП.

Однако инвестиции в развитие человека в Кировской области  пока еще не стали приоритетными. Подтверждением этого является устойчиво  высокая доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, т. е. находящегося за "чертой бедности", причем у каждого третьего-четвертого жителя доходы не превышают сумму, равную стоимости фиксированного набора потребительских  товаров и услуг.

Во второй половине 1990-х  гг. наблюдалась неблагоприятная  картина расширения и углубления бедности. В период с 1995 по 1999 г. индекс степени или глубины бедности возрос с 7, 4 до 15, 8%, что говорит об увеличении доли крайне бедных слоев  населения, чьи среднедушевые денежные доходы в 2 раза и более ниже средней величины прожиточного минимума. В период с 2000 по 2005 г. индекс степени или глубины бедности снизился с 13, 5 до 7, 5%. Несмотря на это, 44, 8% населения едва сводят концы с концами, постоянно испытывая жестокие удары инфляции, их среднедушевые доходы по покупательной способности эквивалентны от одного до двух наборов прожиточного минимума, что дает возможность обеспечить лишь текущие расходы.

Существует крайне негативная тенденция углубления социального  расслоения в обществе. Среднедушевой  доход наименее обеспеченной 10%-ной  группы населения в 8, 3 раза меньше среднедушевого дохода наиболее обеспеченной аналогичной  группы населения, и разрыв к уровню 2004 г. сократился незначительно. Однако коэффициент дифференциации доходов  в Кировской области почти  вдвое (в 1, 8 раза) ниже среднего значения по России (14, 7 раза). Ситуация в большей  степени объясняется тем, что  в области трудно найти необходимое  для обследования количество жителей (10% населения) с достаточно высокими доходами, и в последний дециль (10%) попали люди, в основном располагающие  средними доходами.

Финансовое обеспечение  социальной сферы можно оценить  как неоднозначное. Наряду с традиционным общегосударственным обслуживанием  стал интенсивно складываться рынок  социальных услуг, в итоге выросла  доля рыночных услуг в ВРП (2004 г. - 25, 5%, 2009 г. - 34, 5%). В то же время значительный недостаток бюджетных средств ограничил  возможности государства в проведении активной социальной политики. Несмотря на то, что в первую очередь должны выделяться средства на реализацию утвержденных федеральных и региональных программ, направленных на социальную поддержку  семьи, детства, инвалидов и пожилых  людей, охрану здоровья, развитие услуг  образования и культуры, в последние  годы эти средства выделялись не всегда своевременно и не всегда в полном объеме. В период с 1998 по 2001 г. бюджет области в части расходов на финансирование социальной сферы и науки был  исполнен только дважды, в 2001 и 2005 гг., а  в 2008 г. всего лишь на 96, 6%.

В современных условиях приоритеты развития человека, инвестиции, вложенные  в человека, качество человеческого  потенциала - основные факторы общественного  прогресса. Люди, которые будут работать в Кировской области в течение первой половины XXI в., уже окончили или оканчивают среднюю школу. Это трудовые ресурсы области до 2045-2050 гг., если пенсионный возраст сохранится на современном уровне. Вложения в образование, науку, культуру и т. д. - это первоначальные вложения в главный ресурс. В Кировской области в 2009г. расходы бюджета на содержание учреждений социальной сферы увеличились по сравнению с 2005 г. в реальном исчислении на 95, 2%, относительно 2003 г. - в 4, 3 раза. Такое увеличение произошло в значительной степени за счет роста суммы выдачи субсидий бедным.

Три четверти расходов бюджета  на социальную сферу занимают расходы  на содержание учреждений образования. В 2009г. реальные расходы государства  на их содержание по сравнению с 2005г. возросли на 93, 3%, относительно 2000г. - на 93,6%. Существующая, но не санкционированная  международными конвенциями или  соглашениями общая формулировка предполагает, что для гармоничного развития общества в образование необходимо вкладывать не менее 5% объема ВРП. В Кировской  области рост производства ВРП сопровождался  увеличением расходов на образование. В 1998 г. они составили 3, 7% ВРП, в 2000 г. - 3, 7, в 2005 г. - 5, 6%.

Кроме того, возникло много  проблем в связи с массовой передачей социальных объектов приватизированных  предприятий в муниципальное  ведение. В результате качество предоставляемых  населению медицинских услуг  снизилось. Жилищный фонд ветшает, так  как у муниципальных органов  власти средств на их содержание было недостаточно или просто не было, а  федеральный бюджет ничего на эти  цели не выделял.

Третья группа факторов социального  благополучия - динамика той части  выручки от реализации продукции  и услуг, которую работодатели по своей инициативе вкладывают в развитие человеческого фактора. В Кировской  области, как и в России в целом, за годы экономических преобразований социальные функции работодателей  резко сократились. Из-за отсутствия материальных возможностей для содержания существовавшей социальной инфраструктуры многие организации передали объекты  социальной сферы на балансы муниципалитетов.

Социальная помощь своим  работникам, оказываемая организациями  различных видов деятельности за счет прибыли, в 2005 г. по сравнению с 1995 г. уменьшилась в номинале в 2, 2 раза, а в реальном исчислении (с  учетом корректировки на индекс потребительских  цен) составила лишь 4, 9% уровня 1995 г.

Четвертая группа факторов социального благополучия - функционирование внебюджетных государственных фондов и страховых систем, основанных на накопительном принципе формирования источников социального обеспечения (например, фонд занятости). Большее  внимание требуется уделять гражданам  пожилого возраста. К началу 1990 г. на их долю приходилось 11, 1% общего числа жителей области, через десять лет, к началу 2000 г. - 22, 4, а к началу 2006 г. - 21, 6%. На учете в органах социальной защиты населения области к началу 2007 г. состояло 111, 9 тыс. пенсионеров, или каждый тринадцатый ее житель. Один из каждых четырех, состоящих на учете в органах соцзащиты (27, 6%), - пенсионер. Размер пенсии остается незначительным, соотношение среднего размера (с учетом компенсационных выплат) с прожиточным минимумом пенсионера на конец 1999 г. составляло 128, 9%, 2001 г. - 124, 5, 2003 г. - лишь 101, на конец 2007 г. - 118, 8%. Вместе с тем пенсия, как и прежде, для большинства пенсионеров является основным и единственным источником дохода, или наряду с доходами от личного подсобного хозяйства.

Пятая группа показателей  связана с эффективностью использования  средств, выделяемых для финансирования социальной сферы. До начала реформ надежно  функционировала модель стопроцентного бюджетного финансирования практически  всех расходов на социально-культурные мероприятия. Эти услуги долгое время  было принято считать бесплатными, так как затраты на их оказание оплачивались не из собственных средств  населения, а из государственного бюджета  или бюджета организаций.

Отсутствие методологии  соизмерения затрат и результатов  привело к тому, что финансирование социальной сферы все больше принимало  затратный характер, при этом качество обслуживания населения не учитывалось. Например, в 2008 г. по обеспеченности врачами  и больничными койками Кировская  область занимала 7-е и 44-е место  в России. В 2008 г. на 10 тыс. жителей в среднем приходилось 45, 6 врача и 147, 7 больничных коек против 44, 4 и 162, 5 - в 2000 г. Показатель госпитализации больных составил в 2008 г. 326 человек на 1 тыс. жителей (в 2007 г. - 316, в 2003 г. - 246 человек), продолжительность пребывания больного на больничной койке - 14, 7 дня против 15, 3 - в 2004 г. (по России в 2004 г. - 14, 2 дня) и 16 дней в 2000 г.

Качество любой системы  здравоохранения определяется также  степенью ее оснащенности современным  медицинским оборудованием, использованием передовых медицинских технологий. В России на одного врача приходится среднего медицинского персонала вдвое меньше, чем в развитых странах, а в Кировской области (в 2004 г.) - лишь на 36% больше, чем в среднем по России. Другими словами, либо врачи тратят значительную часть своего рабочего времени на выполнение функций, не требующих врачебной квалификации, либо эти функции выполняют родственники стационарных больных.

Материальная обеспеченность населения. Рассматривая широкий круг проблем бедности населения, следует  обратить внимание на социальное расслоение общества в Кировской области. В  концепции экономической безопасности отмечено, что коэффициент фондов не может превышать 6-8 раз. В Кировской  области он в 2009 г. составил 8, 3 раза, почти вдвое ниже, чем в среднем  по России. В 1990-е гг. возродились  понятия имущих и неимущих, бедности и богатства (табл. 3).

В 1992 г. в результате значительного  роста цен и обесценивания  денежных доходов и накоплений в  составе населения стали преобладать  бедные и низкообеспеченные слои. Потребовалось более десяти лет, чтобы поменять ситуацию в лучшую сторону. Так, если в 1999 г. бедность носила практически массовый характер, более половины (51, 1%) населения области находились за чертой бедности, то в 2008г. - уровень бедности сократился до 27, 2%. Относительно 1998г. в 2008г. рост производства составил 18, 7%, рост реальных денежных доходов населения 54, 1%. За 1998-2008 гг. сводный индекс потребительских цен определен в 436, 8%, хлеб и молоко в этот период подорожали в 4 раза, а реальный рост начисленной заработной платы составил 76, 2%, среднего размера пенсий - 38, 5%.

Уровень потребления продуктов  питания малоимущими слоями населения  в значительной степени поддерживается за счет альтернативных источников доходов: подсобное хозяйство (сельское и  ремесленное), торговля с рук, экономия на качестве питания, на культурно-образовательных  потребностях, покупке промтоваров, потреблении услуг и т. д. Но факт вымирания населения области  налицо. Если в 1990г. отмечался естественный прирост 0, 9 человека на тысячу жителей, то в 2000г. - естественная убыль 8, 6 человека на тысячу, в 2008 г. - 9, 7 человека.

Нужда в последние десять-пятнадцать лет стала устойчивой и воспроизводимой  реальностью для тысяч людей  Кировской области, в том числе  для вполне трудоспособных работников кризисных отраслей и дефицитных сфер, так называемых "новых бедных". К примеру, 1995 г. был отмечен самой  низкой минимальной ценой труда, она составила 7, 3% средней заработной платы в экономике области (в  странах Восточной Европы в 1994 г. - 38-46%).

В Кировской области, как  и в России в целом, действует  ориентир на мировые цены на товары и услуги, но оплата труда и социальные выплаты при этом растут медленнее. Цены в электроэнергетике, например, в девяностых годах возрастали опережающими темпами (в 1995-2005 гг. - в 4, 3 раза). Индекс их роста к предыдущему году в 1995г. был в 2, 8 раза выше индекса повышения  потребительских цен, в 2005г. - на треть (на 36, 8), в 2008г. - на 6,1%. При этом сокращались денежные доходы работников, занятых в ключевых отраслях экономики. В сельском хозяйстве цены на продукцию отрасли в 1995-2005 гг. росли медленнее, чем потребительские, в 1, 4 раза и в 5, 9 раза, чем в электроэнергетике.

Кроме того, уменьшилась  доля оплаты труда в структуре  цены сельскохозяйственной продукции, что снизило мотивацию труда  и привело к сокращению занятости  в этой базовой отрасли продовольственного комплекса. В целом по экономике  численность занятых в 2008 г. по сравнению  с 1998 г. уменьшилась на 114, 4 тыс. человек, или на 13, 8%, в сельском хозяйстве  в 2008 г. - соответственно на 41, 8 тыс. чел, на 31, 9%

В 2008г. тенденции ценовой  политики сохранились. Рост цен на производство, передачу и распределение тепловой и электрической энергии превышал рост цен на продовольственные товары и общий индекс потребительских  цен. В результате в годы реформирования экономики при отсутствии развитых систем регулирования цен отставание роста заработной платы от роста  цен не стало препятствием для  неконтролируемой инфляции.

В ходе экономических преобразований устоявшееся к тому времени соотношение  цен потребительских товаров  с ценой труда в Кировской  области было нарушено путем снижения цены труда на 47% в 1992 г. Если пользоваться методикой Международного валютного  фонда, оживления производства и  повышения уровня жизни населения  не могло произойти, так как цена на труд в эти годы была занижена более чем в 2 раза. Превышение роста заработной платы над темпами инфляции, т. е. снижение дефицита цены труда по сравнению с предыдущим годом, в 1993-1999 гг. отмечалось только однажды - в 1996 г. Вместе с тем в 1999 и 2000 гг. наблюдался рост производства ВРП на 4,7 и 7,2% соответственно. В 2006 и 2008 гг. превышение роста заработной платы над темпами инфляции составило 11, 5 и 10, 8 пункта, рост производства - 5, 2% (2008г. к 2006г.).

Информация о работе Качество жизни населения