Качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 02:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения».
Предмет исследования: понятие, факторы и показатели «качества жизни населения».
Объект исследования: Российская Федерация и Кировская область.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.90 Кб (Скачать файл)

В июле 2010 года был опубликован  Рейтинг качества жизни в регионах РФ. Специалисты лаборатории математических методов политического анализа  и прогнозирования факультета политологии  МГУ имени М.В. Ломоносова провели  комплексное исследование показателей  качества жизни населения в период с 2006 по 2010 год.

Согласно данным этого  рейтинга, Кировская область за год (с первого квартала 2009 по первый квартал 2010 года) скатилась с 49-го до 56-го места. Для сравнения — в 2006 году мы и вовсе находились на 60-м месте, а вот самым результативным для населения стал первый квартал 2008 года — тогда Кировская область  находилась на 40-м месте. [16]

По уровню индивидуальных доходов населения в 2010 году наш  регион занимает 65-ю строчку рейтинга. В 2009 году доходы населения Кировской  области были несколько ниже —  в рейтинге 67-е место.

В 2010 году рабочие места  стали более доступными. За год  нового руководства область смогла подняться в рейтинге регионов на 20 позиций вверх — с 63-го на 43- е место.

А вот по уровню выживаемости детей в возрасте до одного года за год наша область стремительно потеряла очки. Данный показатель является одним из важнейших и общепризнанных в мире показателей качества жизни, ведь он учитывает сразу две составляющие: качество медицинских услуг и  здоровье родителей. За год мы скатились  на 45 позиций вниз — с 23 до 68 места.

Таким образом, проблемы, связанные  с бедностью населения и социального  развития, отражают кризисные процессы в экономике. Они указывают на незавершенность перехода от прежних  принципов распределения и обеспечения  занятости населения к новым, основанным на механизмах конкуренции, на противоречивое воздействие сложившихся в ходе реформ рыночных отношений на процессы социального развития общества.

4.Меры по совершенствованию  «качества жизни населения»

С целью повышения качества жизни населения Правительством Российской Федерации и Министерством  социального развития на 2008-2010 годы определены следующие цели:

1.         Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.         Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

3.         Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4.         Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

5.         Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Цели Правительства РФ

Цели Минздравсоцразвития РФ

Задачи Минздравсоцразвития РФ

По сфере прямого ведения  Минздравсоцразвития России

Повышение уровня и качества жизни населения.

Улучшение здоровья и повышение  рождаемости населения.

1. Улучшение демографической  ситуации и положения семей  с детьми, а также детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации

1.1. Содействие созданию  благоприятных условий для повышения  рождаемости, улучшения положения  семей с детьми

1.2. Содействие снижению  смертности, в первую очередь  от неестественных причин

1.3. Укрепление системы  социальной защиты семьи, обеспечивающей  сохранение ребенка в семье,  создание благоприятных условий  для комплексного развития и  жизнедеятельности детей, попавших  в трудную жизненную ситуацию

Повышение уровня и качества жизни населения.

Повышение материального  уровня жизни населения.

2. Повышение благосостояния  населения, снижение бедности  и неравенства по денежным  доходам населения

2.1. Содействие росту заработной  платы

2.2. Содействие улучшению  пенсионного обеспечения и развитию  пенсионного страхования

2.3. Формирование современной  и эффективной системы обязательного  социального страхования работающих  граждан

2.4. Развитие системы государственной  поддержки граждан, нуждающихся  в социальной защите, содействие  усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями

Повышение уровня и качества жизни населения.

Улучшение здоровья и повышение рождаемости населения.

3. Повышение качества  и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия

3.1. Повышение эффективности  функционирования системы здравоохранения

3.2. Обеспечение доступности  и качества медицинской помощи

3.3. Улучшение состояния  здоровья детей и матерей

3.4. Обеспечение качественными  и безопасными лекарственными  средствами и изделиями медицинского  назначения

3.5. Предупреждение болезней  и других угрожающих жизни  и здоровью состояний

Повышение уровня и качества жизни населения.

Обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты).

4. Повышение эффективности  системы социальной защиты и  социального обслуживания, в первую  очередь пожилых граждан и  инвалидов

4.1. Оптимизация системы  оказания социальных услуг, развитие  организационно-правовых форм учреждений  социального обслуживания

4.2. Повышение качества  и увеличение объема услуг  по реабилитации и социальной  интеграции инвалидов

4.3. Осуществление обязанностей  государства по оказанию мер  социальной поддержки отдельным  категориям граждан

Обеспечение динамичного  и устойчивого экономического развития.

Обеспечение эффективной  занятости населения и удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах.

5. Содействие продуктивной  занятости населения, обеспечение  защиты прав граждан в области  труда

5.1. Содействие эффективной  занятости населения

5.2. Сокращение количества  нарушений трудовых прав граждан,  в первую очередь задолженности  по оплате труда

5.3. Обеспечение безопасных  условий трудовой деятельности  и охраны труда

5.4. Содействие развитию  социального партнерства

5.5. Обеспечение реализации  права граждан на замену военной  службы по призыву на альтернативную  гражданскую службу

По сфере прямого ведения  других федеральных органов исполнительной власти

Удовлетво-рение потребностей граждан в образовании

 

Создание условий для  профессиональной переподготовки, повышения  квалификации, обеспечения здравоохранения  и социального обслуживания кадрами  высокой квалификации, решения вопросов трудоустройства и закрепления  на рабочих местах выпускников образовательных  учреждений

Развитие научного, технического и технологического потенциала и  развитие национальной инновационной системы

 

Создание условий для  развития фундаментальных научных  исследований в области медико-биологических  наук, профилактической и клинической  медицины, внедрение их результатов в практику

 

Создание условий для  развития прикладных научных исследований в области профилактической и  клинической медицины и социально-трудовой сферы, внедрение их результатов  в практику

Повышение эффективности  государствен-ного управления.

 

Содействие повышению  уровня квалификации и эффективности  деятельности государственных гражданских  служащих Российской Федерации

Развитие потенциала междуна-родных связей

 

Национальные задачи интеграции России в мировое социальное пространство, активного участия России в международных  организациях (МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, МАСО, МАИТ, МАИР, ЮНЭЙДС, Совет Европы, Европейский Союз, ОЭСР, Глобальный фонд по борьбе со СПИД, туберкулезом и  малярией и др.). Министерство обеспечивает подготовку и выполнение межправительственных соглашений, в том числе государств-участников СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Союзного государства, в области здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости, повышения качества и уровня жизни населения, продвижение интересов России в процессе разработки международных пактов, конвенций, хартий, деклараций


 

Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:

 

Показатель

Год

Значение

Цель 1. Улучшение демографической  ситуации и положения семей с  детьми, а также детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации

Число родившихся, чел. на 1000 человек населения

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

целевое значение

10,2

10,4

11,3

11,4-11,6

11,6-11,9

11,9-12,2

17,0

Число умерших, чел. на 1000 человек  населения

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

целевое значение

16,1

15,2

14,7

13,7-14,5

13,2-13,5

12,0-13,0

10,0

Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства  по денежным доходам населения

Удельный вес населения  с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения)

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

целевое значение

17,7%

15,3%

14,4%

12,7%

11,2%

10,7%

8-10%

Цель 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия

Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении, лет

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

целевое значение

65,30

66,60

67,5

68,0

68,3

68,5

75

Средняя продолжительность  жизни больных с хронической  патологией после установления заболевания, лет

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

целевое значение

10

11,5

12,5

13,5

14

14,5

15

Цель 4. Повышение эффективности  системы социальной защиты и социального  обслуживания, в первую очередь пожилых  граждан и инвалидов

Удельный вес граждан  пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан  пожилого возраста и инвалидов, %

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

целевое значение

91%

92%

93%

94%

95%

96%

100%

Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение  защиты прав граждан в области  труда

Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению2

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

целевое значение

7,7%

7,3%

6,3%

5,6%

5,3%

4,5%

4-5%


 

В качестве целевых определены значения показателей, принятые в развитых странах и отвечающие пороговым  значениям стратегии национальной безопасности страны.

Достижение указанных  показателей и конечные результаты будут зависеть в значительной степени  от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики, от темпов роста валового внутреннего  продукта и объемов выпуска продукции  и услуг базовых отраслей экономики, инвестиций в экономику, расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней, от принимаемых мер  по совершенствованию налоговой  политики и по выравниванию социально-экономического развития регионов.

Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся  под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических  проблем.

1.         Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция.

2.         Финансовые риски. Недостаточность финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.

3.         Техногенные и экологические риски. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует дополнительных ресурсов на оказание неотложной медицинской и социальной помощи пострадавшим. В случае ухудшения экологической ситуации потребуется выделение дополнительных средств на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.

4.         Геополитические риски. Показатели социальной стабильности зависят от политической ситуации внутри страны и в сопряженных государствах. Военные и террористические действия приводят к дополнительным затратам на решение медицинских и социальных проблем граждан, пострадавших в результате этих действий.

5.         Законодательные риски. Законодательная база здравоохранения и социально-трудовой сферы требует дальнейшего совершенствования. Поэтому уровень решения поставленных задач зависит от принятия необходимых нормативных правовых актов.

 

Заключение

Таким образом, качество жизни  – это совокупность показателей, характеризующих условия и уровень  жизни населения, в т.ч. развитость инфраструктуры, доходы населения, жилищные условия, уровень медицинского обслуживания и здравоохранения, экологическую  обстановку, уровень преступности и  др.

На современном этапе  проблемы качества жизни населения  и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Качество жизни – многогранное явление, которое зависит от множества  разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и  заканчивая общей социально-экономической  и экологической ситуацией, а  также состоянием политических дел  в стране. На уровень жизни в  той или иной степени может  влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских  товаров.

Мировой опыт показывает, что  эффективная социально-ориентированная  рыночная экономика немыслима без  демократической системы распределения  доходов граждан. Распределительные  отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия  в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение  в обществе, также уровень доходов  каждого человека зависит от экономики  страны, в которой он проживает. Таким  образом, реализация результативного  перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих  конкретные меры, прежде всего в  области регулирования доходов  граждан, справедливого налогообложения  и совершенствования системы  социальной защиты граждан.

Таким образом, рассмотрев все  вышеуказанные вопросы можно  сказать, что уровень жизни населения  России постоянно изменяется.

На основании изложенного сделаем ряд выводов:

Во-первых, доходы и расходы  населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами  снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения  России.

Во-вторых, необходимо изучать  обеспеченность населения социальными  благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

В-третьих, Кировская область  отстает по показателям качества жизни от остальных регионов России, занимая 59 место в рейтинге регионов.

В-последних, необходима поддержка  государства для «выравнивания» уровня жизни различных категорий  населения России и Кировской  области.       

 

Список использованной литературы

1.         Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: [Текст]: Учеб. Пособ. – 3-е изд. – М.: «Дашков и К», 2004. – 231с.

2.         Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: [Текст]: Учеб. Пособ. М.: ИНФРА-М, 2001. – 184с.

3.         Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка [Текст]: Учеб.пособие – М.: «Дашков и К», 2003. – 250с.

Информация о работе Качество жизни населения