Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 02:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения».
Предмет исследования: понятие, факторы и показатели «качества жизни населения».
Объект исследования: Российская Федерация и Кировская область.
В июле 2010 года был опубликован
Рейтинг качества жизни в регионах
РФ. Специалисты лаборатории
Согласно данным этого рейтинга, Кировская область за год (с первого квартала 2009 по первый квартал 2010 года) скатилась с 49-го до 56-го места. Для сравнения — в 2006 году мы и вовсе находились на 60-м месте, а вот самым результативным для населения стал первый квартал 2008 года — тогда Кировская область находилась на 40-м месте. [16]
По уровню индивидуальных доходов населения в 2010 году наш регион занимает 65-ю строчку рейтинга. В 2009 году доходы населения Кировской области были несколько ниже — в рейтинге 67-е место.
В 2010 году рабочие места стали более доступными. За год нового руководства область смогла подняться в рейтинге регионов на 20 позиций вверх — с 63-го на 43- е место.
А вот по уровню выживаемости
детей в возрасте до одного года
за год наша область стремительно
потеряла очки. Данный показатель является
одним из важнейших и общепризнанных
в мире показателей качества жизни,
ведь он учитывает сразу две
Таким образом, проблемы, связанные
с бедностью населения и
4.Меры по совершенствованию «качества жизни населения»
С целью повышения качества жизни населения Правительством Российской Федерации и Министерством социального развития на 2008-2010 годы определены следующие цели:
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
Цели Правительства РФ |
Цели Минздравсоцразвития РФ |
Задачи Минздравсоцразвития РФ |
По сфере прямого ведения Минздравсоцразвития России | ||
Повышение уровня и качества жизни населения. Улучшение здоровья и повышение рождаемости населения. |
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
1.1. Содействие созданию
благоприятных условий для |
1.2. Содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин | ||
1.3. Укрепление системы
социальной защиты семьи, | ||
Повышение уровня и качества жизни населения. Повышение материального уровня жизни населения. |
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения |
2.1. Содействие росту заработной платы |
2.2. Содействие улучшению
пенсионного обеспечения и | ||
2.3. Формирование современной
и эффективной системы | ||
2.4. Развитие системы | ||
Повышение уровня и качества жизни населения. Улучшение здоровья и повышение рождаемости населения. |
3. Повышение качества
и доступности медицинской |
3.1. Повышение эффективности
функционирования системы |
3.2. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи | ||
3.3. Улучшение состояния здоровья детей и матерей | ||
3.4. Обеспечение качественными
и безопасными лекарственными
средствами и изделиями | ||
3.5. Предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний | ||
Повышение уровня и качества жизни населения. Обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты). |
4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов |
4.1. Оптимизация системы
оказания социальных услуг, |
4.2. Повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов | ||
4.3. Осуществление обязанностей
государства по оказанию мер
социальной поддержки | ||
Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития. Обеспечение эффективной
занятости населения и |
5. Содействие продуктивной
занятости населения, |
5.1. Содействие эффективной занятости населения |
5.2. Сокращение количества
нарушений трудовых прав | ||
5.3. Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда | ||
5.4. Содействие развитию социального партнерства | ||
5.5. Обеспечение реализации
права граждан на замену | ||
По сфере прямого ведения
других федеральных органов | ||
Удовлетво-рение потребностей граждан в образовании |
Создание условий для профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обеспечения здравоохранения и социального обслуживания кадрами высокой квалификации, решения вопросов трудоустройства и закрепления на рабочих местах выпускников образовательных учреждений | |
Развитие научного, технического и технологического потенциала и развитие национальной инновационной системы |
Создание условий для
развития фундаментальных научных
исследований в области медико- | |
Создание условий для развития прикладных научных исследований в области профилактической и клинической медицины и социально-трудовой сферы, внедрение их результатов в практику | ||
Повышение эффективности государствен-ного управления. |
Содействие повышению уровня квалификации и эффективности деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации | |
Развитие потенциала междуна-родных связей |
Национальные задачи интеграции
России в мировое социальное пространство,
активного участия России в международных
организациях (МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА,
МАСО, МАИТ, МАИР, ЮНЭЙДС, Совет Европы,
Европейский Союз, ОЭСР, Глобальный
фонд по борьбе со СПИД, туберкулезом и
малярией и др.). Министерство обеспечивает
подготовку и выполнение межправительственных
соглашений, в том числе государств- |
Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:
Показатель |
Год |
Значение |
Цель 1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | ||
Число родившихся, чел. на 1000 человек населения |
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. целевое значение |
10,2 10,4 11,3 11,4-11,6 11,6-11,9 11,9-12,2 17,0 |
Число умерших, чел. на 1000 человек населения |
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. целевое значение |
16,1 15,2 14,7 13,7-14,5 13,2-13,5 12,0-13,0 10,0 |
Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения | ||
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения) |
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. целевое значение |
17,7% 15,3% 14,4% 12,7% 11,2% 10,7% 8-10% |
Цель 3. Повышение качества
и доступности медицинской | ||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. целевое значение |
65,30 66,60 67,5 68,0 68,3 68,5 75 |
Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, лет |
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. целевое значение |
10 11,5 12,5 13,5 14 14,5 15 |
Цель 4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов | ||
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, % |
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. целевое значение |
91% 92% 93% 94% 95% 96% 100% |
Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда | ||
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению2 |
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. целевое значение |
7,7% 7,3% 6,3% 5,6% 5,3% 4,5% 4-5% |
В качестве целевых определены
значения показателей, принятые в развитых
странах и отвечающие пороговым
значениям стратегии
Достижение указанных показателей и конечные результаты будут зависеть в значительной степени от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики, от темпов роста валового внутреннего продукта и объемов выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, инвестиций в экономику, расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней, от принимаемых мер по совершенствованию налоговой политики и по выравниванию социально-экономического развития регионов.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
1. Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция.
2. Финансовые риски. Недостаточность финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.
3. Техногенные и экологические риски. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует дополнительных ресурсов на оказание неотложной медицинской и социальной помощи пострадавшим. В случае ухудшения экологической ситуации потребуется выделение дополнительных средств на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.
4. Геополитические риски. Показатели социальной стабильности зависят от политической ситуации внутри страны и в сопряженных государствах. Военные и террористические действия приводят к дополнительным затратам на решение медицинских и социальных проблем граждан, пострадавших в результате этих действий.
5. Законодательные риски. Законодательная база здравоохранения и социально-трудовой сферы требует дальнейшего совершенствования. Поэтому уровень решения поставленных задач зависит от принятия необходимых нормативных правовых актов.
Заключение
Таким образом, качество жизни
– это совокупность показателей,
характеризующих условия и
На современном этапе проблемы качества жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Качество жизни – многогранное
явление, которое зависит от множества
разнообразных причин, начиная от
территории, где проживает население,
то есть географических факторов, и
заканчивая общей социально-экономической
и экологической ситуацией, а
также состоянием политических дел
в стране. На уровень жизни в
той или иной степени может
влиять и демографическая ситуация,
и жилищно-бытовые и
Мировой опыт показывает, что
эффективная социально-
Таким образом, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.
На основании изложенного сделаем ряд выводов:
Во-первых, доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.
Во-вторых, необходимо изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.
В-третьих, Кировская область отстает по показателям качества жизни от остальных регионов России, занимая 59 место в рейтинге регионов.
В-последних, необходима поддержка государства для «выравнивания» уровня жизни различных категорий населения России и Кировской области.
Список использованной литературы
1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: [Текст]: Учеб. Пособ. – 3-е изд. – М.: «Дашков и К», 2004. – 231с.
2. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: [Текст]: Учеб. Пособ. М.: ИНФРА-М, 2001. – 184с.
3. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка [Текст]: Учеб.пособие – М.: «Дашков и К», 2003. – 250с.