Качество продукции как показатель ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработка системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить современные научные подходы по повышению качества продукции;
- выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- выявить основные факторы, влияющие на качество продукции;
- определить основные пути повышения качества продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

          К показателям качества предъявляются следующие требования:

              • монотонная связь с качеством при условии постоянства остальных                показателей;

 

              • простота определения, измерения и контроля;

              • наглядность отображения свойств объекта или процесса;

              • соответствие рассматриваемым свойствам;

              • хорошая чувствительность к изменению этих свойств;

              • устойчивость к случайным помехам.

          Классификация показателей качества продукции.

          По месту в жизненном цикле:

         • Прогнозируемые

         • Проектные

         • Производственные

         • Эксплуатационные

         По потребительским свойствам.

          Для наглядности и удобства все показатели обычно делят на две группы, условно называемые «цена» и «качество». Первая группа объединяет экономические требования, вторая — технические. С другой стороны, при решении практических задач это облегчает использование методов оптимизации и выбор целевой функции.

          Технические показатели:

         • Показатели назначения (функциональные требования). Характеризуют способность продукции эффективно выполнять свою функцию. Их можно разделить на следующие группы:

                 •требования производительности. Включают показатели   необходимой   мощности, грузоподъемности, развиваемой скорости и другие, которые характеризуют выполняемую функцию;

                 •требования эффективности. Характеризуют степень эффективности использования изделия по назначению, например, показатели энергетические (КПД, потери), кинематические (точность перемещения), силовые (стабильность нагрузки) и т. п.;

                  •конструктивные требования. Характеризуют достоинства выбранной конструкции, например, масса и габариты;

         •Показатели надёжности. Состоят из сочетаний следующих свойств:

  • безотказности;

  • долговечности;

  • ремонтопригодности;

  • сохраняемости;

         • Показатели эргономичности. Характеризуют социальные свойства продукции как части человеко-машинной системы: сохранение здоровья людей посредством повышенного удобства эксплуатации (соответствие антропометрическим, социально-психологическим, психологическим, психолого-физиологическим и гигиеническим показателям), всестороннее развитие человеческой личности.

         • Многофункциональность. Возможность применять изделие для выполнения различных работ и видов деятельности.

         • Показатели безопасности. Характеризуют исключение возможных несчастных случаев при нормальной и неквалифицированной работе, при случайных действиях человека и воздействии внешней среды, в аварийных и экстремальных ситуациях, а также в процессе изготовлении изделия (на обычном и, особенно, опасном производстве). Виды безопасности: химическая, радиационная, механическая, электрическая, магнитная, электромагнитная, термическая, санитарно-гигиеническая, противопожарная;

         • Показатели экологичности. Характеризуют приспособленность изделия к сосуществованию с окружающей природой и средой обитания живых организмов, к обмену с ними энергией (например, отдача в окружающее пространство тепла), веществом (например, засорение среды продуктами износа, утечками смазочных масел) и сигналами (например, издавание свиста, шума);

         •Показатели эстетичности. Характеризуют проявление прекрасного во внешних образах изделия: информационная выразительность, рациональность формы, совершенство исполнения, стабильность товарного вида, целостность вида;

         •Показатели утилизации. Характеризуют способы ликвидации изделия по завершении его эксплуатации во время демонтажа и собственно утилизации;

         •Проектно-технологические показатели. Характеризуют эффективность технических решений. Включают следующие показатели:

  •     уровни стандартизации, унификации и преемственности;

    • показатели технологичности. Характеризуют возможность   выпуска изделия (изготовления и сборки с заданным уровнем качества) с наименьшими производственными затратами и в кратчайшие сроки;

     • показатели транспортабельности. Характеризуют свойство изделия с минимальными затратами перемещать его в пространстве (внутри производственных цехов, от производителя к продавцу и, далее, к потребителю), например, средняя продолжительность разгрузки партии продукции из вагона, максимально возможное использование емкости транспортного средства;

 •   показатели сохраняемости. Характеризуют  способность

        изделия не зависеть (быть защищенной) от неблагоприятных воздействий внешней среды (климатических, случайных или преднамеренных);

          •Патентно-правовые показатели. Характеризуют патентную чистоту (степень использования технических решений, не подпадающих под действие патентов РБ и стран предполагаемого экспорта) и патентную защиту продукции (степень защиты патентами РБ и стран предполагаемого экспорта).

         Экономические показатели:

    •Прибыль производителя и продавца продукции;

    •Себестоимость продукции, включающая затраты производителя, связанные с её выпуском, реализацией, последующим обслуживанием;

    •Цена продукции. Различается на оптовую и розничную;

    •Эксплуатационные расходы потребителя продукции. В общем случае складываются из следующих статей:

•стоимость потребляемой энергии, количество и эффективность её использования (например, КПД продукции);

•стоимость расходуемых материалов (например, смазка, элементы питания), запасных деталей и инструмента;

•стоимость обслуживания: плата за обучение правилам эксплуатации изделия, обслуживающему персоналу, охране и т. п.;

•стоимость ремонта и утилизации: оплата специалистов-ремонтников и гарантийных мастерских, демонтажа изделия и его вывоз на свалку или перерабатывающий завод;

•различные отчисления: страховые, оплата налогов, плата за вредные выбросы и другие.

         По применению для оценки:

         •Базовые (абсолютные), имеющие физический смысл. Например, показатель мощности характеризуется мощностью Р;

    •Относительные, например, рентабельность.

         По количеству характеризуемых  свойств:

         •Единичные показатели, когда качество является функцией одного параметра. Например, показатель мощности Р;

         •Комплексные (в том числе относительные) показатели, объединяющие ряд свойств, каждое из которых описывается своим параметром. Позволяют получить новые характеристики. Например, показатель удельной мощности, равный отношению мощности системы к её массе. Такой показатель формально является целевой функцией и позволяет сократить число первоначально рассматриваемых показателей (максимум мощности и минимум массы);

        •Интегральные показатели, объединяющие ряд комплексных показателей.

        По возможности оценки:

        •Формализованные показатели. Имеют количественную оценку, выраженную неким численным значением;

        •Неформализованные показатели. Имеют качественную оценку субъективного характера (например, максимум удобства, красоты). С целью повышения степени объективности таких показателей и возможности получения численной оценки широко применяют экспертные оценки.

         Методы  измерения показателей качества  их важности:

              • Субъективные:

        • экспертный

        • опросы

        • органолептические

       

         • Объективные:

         • регистрационные

         • инструментальные

 

          1.2 Управление качеством продукции на предприятии

          Современное  состояние управления качеством  имеет большую предысторию. Кратко, в общих чертах, её можно представить следующим образом. До начала ХХ века забота о качестве сводилась к выполнению ряда контрольных и обеспечивающих мероприятий, которые были встроены в общий процесс управления предприятиями. При этом применялись стандартизация и унификация деталей, инструмента и приёмов труда, использовался входной контроль материалов, операционный контроль в процессе изготовления, а также — различные виды испытаний готовой продукции. По мере обострения конкуренции и усложнения выпускаемой продукции её качество приобретало всё большее значение, как основа конкурентоспособности. Все эти явления привели к возникновению концепции перехода от отдельных разрозненных мероприятий по обеспечению качества продукции к системному подходу, к необходимости управлять качеством продукции.

С термином «качество» неразрывно связано такое понятие как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потребления продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, т.к. ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком. Как всякое управление, управление качеством продукции представляет собой процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:

- разработка плана повышения  качества, включая разработку новых  требований к качеству продукции  и мероприятия, обеспечивающие создание  новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;

- оценка соответствия  свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;

- принятие необходимых  мер воздействия на процесс  создания ценности (качества) продукции  в тех случаях, когда не удалось  обеспечить соответствие;

- изучение условий эксплуатации (или потребления) продукции с целью определения направлений дальнейшей деятельности по повышению качества [3, c. 452].

Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством.

Система качества создается и внедряется как средство обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели. Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством. Система качества, как специфическое направление деятельности предприятия имеет свои подсистемы:

1. Планирование качества.

Предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей, формирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение (совершенствование) конкретной модели системы качества на предприятии [5, c. 90].

2. Управление качеством.

Охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям качества), выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению и недопущению повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.

3. Обеспечение качества.

Охватывает и включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и поддержания достаточной уверенности как внутри предприятия, так и во внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований [6, c. 34]

4. Улучшение качества.

Представляет деятельность предприятий, включающую все виды конкретных действий (мероприятий), непосредственно влияющих или способствующих повышению его эффективности и результативности, с целью получения выгоды для него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и его сотрудникам, а также обществу в целом [3, c. 454].

Основные элементы системы качества:

1. Нормативная документация.

Формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первым шагом по созданию системы управления качеством.

2. Персонал.

Технологическая отсталость предприятия на первом этапе инновационного процесса зачастую компенсируется достаточно высоким уровнем квалификации персонала. Существуют два пути решения проблемы качества с точки зрения человеческого фактора:

Информация о работе Качество продукции как показатель ее конкурентоспособности