Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 14:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработка системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить современные научные подходы по повышению качества продукции;
- выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- выявить основные факторы, влияющие на качество продукции;
- определить основные пути повышения качества продукции.
Развитие внутреннего рынка республики путем активизации продаж в крупных торговых точках г. Минска и других городов. Работа с супермаркетами предусматривает широкую рекламную компанию, мерчендайзинг на месте продаж, направленный на узнаваемость продукции ОАО "Кобринский МСЗ" непосредственно в торговых точках.
Активизация работы по продажам продукции ОАО "Кобринский МСЗ" на местном рынке: Кобринский район, г. Брест, Брестская обл. В этом регионе есть возможность увеличения объемов продаж мороженого, майонеза.
Основными конкурентами в регионе являются ОАО «Березовский сыродельный комбинат», ОАО "Брестский молочный комбинат", ОАО "Пинский молочный комбинат". Цены на продукцию этих предприятий несколько отличаются: ОАО "Брестский молочный комбинат" выше на 5-9%, ОАО "Пинский молочный комбинат" - на 2-3%, ОАО «Березовский сыродельный комбинат» - на уровне нашего завода. Жесткую конкуренцию представляет собой рынок мороженого. Основные конкуренты ООО "Морозпродукт", ИП "Санта-Импекс".
Таблица 2.4 - Мероприятии по наращиванию и развитию экспорта на 2014 год ОАО "Кобринский МСЗ"
Наименование |
Сроки исполнения |
Ответственность |
Эконом. целесообразность |
1. Участие в междунар. выставках с целью расширения деловых контактов и рынков сбыта. 2. Участие в конкурсах "Лучший продукт года Республики Беларусь на рынках России". 3. Продв. и реклама брэнда "Кобринские сыры" путем размещ. информации в СМИ, на сайтах концерна Минсельхозпрода в сети Интернет, использование с этой целью бизнес каталогов и информ. регистров. 4. Обновл. сведений об ассортим. прод-ции на сайте ОАО "Кобринский МСЗ", создание на сайте электрон. прайс-листа с подробной характер. прод-ции. 5. Повышение професс. уровня работников путем участия в обуч. программах консалтинг. компаний "Здесь и сейчас", "Бизнес-Инеп" и др. |
В течении года
В течении года
В течении года
Ежемесячно
В течении года |
Нач. отдела сбыта и маркетинга, Гл. технолог.
Нач. отдела сбыта и маркетинга, Гл. технолог.
Нач. отдела сбыта и маркетинга, Гл. технолог. Нач. отдела сбыта и маркетинга Нач. отдела сбыта и маркетинга
Нач. отдела сбыта и маркетинга, Нач. ОК
Нач. отдела сбыта и маркетинга, Нач. ОК |
Увеличение объемов продаж
Увеличение объемов продаж
Увеличение объемов продаж
Увеличение объемов продаж
Повышение квалификации кадров отдела маркетинга и сбыта. |
Примечание - Источник: Приложение В
2.2 Управление качеством продукции на ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод»
Одним из важнейших приоритетов производственной деятельности ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" является обеспечение показателей качества и безопасности выпускаемой продукции. Структурная схема управления качеством продукции предусматривает взаимодействие всех подразделений и служб.
Специалисты предприятия постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции и повышением ее конкурентоспособности, расширением ассортимента, формированием фирменного стиля предприятия.
Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности, на предприятии в комплексе решаются задачи, предприятия и включающей в себя следующие основные мероприятия: рост объемов производства, в том числе и экспортной продукции; совершенствование маркетинговой деятельности; освоение выпуска новой продукции и совершенствование технологий; сертификация новых видов продукции; проведение технического перевооружения; совершенствование кадровой политики.
Система обеспечения качества продукции на ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" основана на выполнении требований нормативных документов по всем видам работ подразделениями и службами предприятия. Актуализация нормативной документации проводится регулярно.
Функции службы контроля на предприятии выполняет производственная лаборатория, которая осуществляет: входной контроль качества поступающего сырья; вспомогательных материалов и тары; режимов технологических процессов на всех стадиях производства; приемочный контроль качества готовой продукции.
Таблица 2.5 - Мероприятия по совершенствованию системы качества на 2013 год
Наименование работ |
Затраты на внедрение (млн. руб) |
Экономическая целесообразность |
Реализация программы "Качество" на 2014 год, с анализом ее выполнения каждое полугодие |
Повышение качества и конкурентоспособности продукции | |
Разработка и внедрение системы охраны труда в Соответствии со стандартами СТБ 18001 - 2013 |
10 |
Создание безопасных условий труда |
Проведение инспекционного контроля системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО 9001, системы безопасности на основе принципов НАССР, системы экологического менеджмента. |
2 |
Совершенствование производственного лабораторного контроля |
Проведение инспекционного надзора за деятельностью аккредитованной производственной лаборатории на техническую компетентность в соответствии с требованиями |
2 | |
Учеба кадров по темам: внутренний аудит систем Менеджмента качества. Аккредитация ПЛ. Система управления охраной труда в соответствии со стандартами СТБ 18001-2013 |
5 |
Повышение профессионального уровня специалистов |
Повышение квалификации специалистов в области технического нормирования и стандартизации, Основы технического нормирования и стандартизации. |
4 | |
Участие в республиканских, областных семинарах Конференциях в области передовых технологий, Метрологии, управления качеством продукции |
10 | |
Участие в конкурсах: "Лучшие товары Республики Беларусь", "Лучшие товары Республики Беларусь на рынках Российской Федерации" |
5 |
Повышение качества и конкурентоспособности продукции |
Изучение конкурентоспособности вырабатываемой продукции путем участия в выставках, ярмарках, проведении дегустации |
20 | |
Проведение рекламной деятельности вырабатываемой продукции на канале ОНТ, областном и районном телевидении. |
25 | |
Постоянное обновление ассортимента вырабатываемой продукции |
||
Совершенствование взаимоотношений с поставщиками сырья и вспомогательных материалов: выезды в хозяйства специалистов; предприятия; проведение оценки поставщиков вспомогательных материалов; проведение тендеров на закупку; вспомогательных материалов. |
Повышение качества закупаемого сырья, вспомогательных материалов, снижение затрат на входной контроль |
Примечание - Источник: собственная разработка
Производственная лаборатория аккредитована на техническую компетентность.
В своей работе производственная лаборатория руководствуется "Положением о лаборатории", утвержденным директором предприятия 4 января 2001 года. На всех работников лаборатории разработаны должностные инструкции, которые также утверждены директором предприятия.
Контроль готовой продукции по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям осуществляется согласно схеме технохимического контроля, согласованной с главным государственным врачом г. Кобрина и утвержденной главным инженером предприятия.
В схеме технохимического контроля определены: объект исследования; место отбора проб; периодичность контроля; контролируемые показатели; нормативные документы и методы контроля; ответственный за проведение контроля; регистрация результатов контроля. Результаты контроля отражаются в специальных журналах.
По результатам контроля разрабатываются конкретные мероприятия с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения.
Лаборатория обеспечена необходимым оборудованием, реагентами и необходимой посудой, обеспечивающими точность выполнения исследования.
На сегодняшний день на предприятии внедрена система качества СТБ ИСО 9001-2001.
2.3 Анализ конкурентоспособности молочной продукции на ОАО«Кобринский маслодельно-сыродельный завод»
ОАО "Кобринский МСЗ" реализует различную молочную продукцию: молоко, сыр, масло, мороженое.
Для оценки конкурентоспособности выбран товар - сыр. Сыр - высокопитательный пищевой продукт, получаемый из молока путем ферментативной, кислотной или смешанной коагуляции белков, выделения сырной массы с последующей обработкой и созреванием. Сыр является одним из необходимых товаров в потребительской корзине покупателя. В связи, с чем спрос на сыр, в достаточно устойчив. Можно отметить некоторые сезонные колебания спроса и предложения. Так, в летнее время спрос на сыр снижается, но в это время у сельскохозяйственных предприятий увеличиваются объёмы надоя, поэтому предложение превышает спрос. По окончанию летнего сезона, особенно ближе к новогодним праздникам спрос на сыр возрастает, в это же время надои молока снижаются, что приводит к превышению спроса над предложением.
На рынке города Кобрина сыр предлагают в основном местные производители, реже поставки осуществляют предприятия других областей, присутствует импортная продукция.
Конкуренция достаточно большая, так как на рынке много предложений. Многие предприятия предлагают очень широкий ассортимент товаров в своих фирменных магазинах. В них цены ниже, сервис боле высокий. Покупатели активнее посещают специализированные фирменные магазины, так как считают, что у них товар более качественный, обслуживание лучше. Поэтому можно сказать, что спрос удовлетворен. В фирменных магазинах действительно качество товаров лучше, гарантия сертифицированности товаров, соблюдения сроков хранения. Ассортимент товаров постоянен, запасы своевременно пополняются, поэтому торговля бесперебойная.
Следует отметить, что сыр - широко рекламируемый товар, в основном на рынке активно рекламируют импортные изделия. В завершении обзора можно сказать, что спрос на сыр постоянен и в дальнейшем будет устойчивым.
Важным показателем деятельности перерабатывающих предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, доля зарекламированной продукции, потери от брака и др. Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.
В таблице 2.6 проанализируем основные показатели сыра на исследуемом предприятии и сравним их с показателями данного вида продукции ОАО "Пинский молочный комбинат", ОАО "Пинский молочный комбинат", ОАО"Беловежские сыры", ОАО "Савушкин продукт". Данные предприятие являются конкурентами ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод".
Таблица 2.6 - Анализ обобщающих показателей качества сыра
Показатель |
ОАО "Кобринский МСЗ" |
ОАО "Пинский молочный комбинат" |
ОАО "Беловежские сыры" |
ОАО "Савушкин продукт" |
Средневзвешенный балл качества сыра |
5 |
4,25 |
4,5 |
5 |
- вкус - цвет - жирность - запах |
5 5 5 5 |
4 5 4 4 |
4 5 4 5 |
5 5 5 5 |
Упаковка |
5 |
4 |
5 |
5 |
Престиж торговой марки |
5 |
4 |
4 |
5 |
Гарантийный срок (срок хранения) |
5 |
5 |
5 |
5 |
Право заменить товар |
4 |
5 |
5 |
5 |
Защищенность патентами |
5 |
4 |
4 |
5 |
Продвижение продуктов на рынке (реклама) |
4 |
3 |
4 |
5 |
Возможности увеличения качества |
4 |
3 |
4 |
4 |
Итого |
37 |
32,25 |
35,5 |
39 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.6, в результате оценки конкурентоспособности продукции четырех предприятий-производителей можно сделать вывод о том, что продукция ОАО "Савушкин продукт" является самой конкурентоспособной на рынке, т.к. данное предприятие является довольно известным не только на территории Республики Беларусь, но и за рубежом. В сравнении с ОАО "Пинский молочный комбинат" сыр нашего предприятия более конкурентоспособным, так как, в общем, данное предприятие специализируется на производстве масла, кисломолочных продуктов и молока. В сравнении с ОАО "Беловежские сыры" сыр нашего предприятия так же является конкурентоспособным.
ГЛАВА 3
НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «Кобринский МАСЛОДЕЛЬНО-СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
3.2 Мероприятия
по улучшению качества и
Для поддержания высокого качества выпускаемой продукции и дальнейшего улучшения качества продукции предприятие намерено выполнить следующие мероприятия:
закончить разработку системы безопасности пищевых продуктов на основе принципов НАССР;
разработать и внедрить методы учета затрат на качество для оценки результативности системы менеджмента качества;
проводить внутренние аудиты СМК в соответствии с Планом-графиком, и использовать их результаты для совершенствования СМК;
проводить ежеквартальные заседания Координационного совета по результатам функционирования системы менеджмента качества.
Основными направлениями формирования эффективной стратегии продвижения продукции предприятием являются:
реализация готовой продукции на местном рынке с максимальным вовлечением торговых точек города и района в процесс реализации;
расширение рынков сбыта за счет продвижения товара в других областях республики (упор делается на продукцию с длительными сроками хранения);
расширение ассортимента продукции в упаковке пюр-пак, позволяющей увеличить сроки реализации готовой продукции;
расширение ассортимента творожной продукции мелкой расфасовки с новыми видами оберточного материала (линкавер), позволяющей придать товарный вид творожной продукции и увеличить сроки реализации готовой продукции;
переход на мелкофасованные продукты, т.е. переход от фасовки продукции большого веса к более приемлемому для покупателя;
Информация о работе Качество продукции как показатель ее конкурентоспособности