Качество продукции как показатель ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработка системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить современные научные подходы по повышению качества продукции;
- выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- выявить основные факторы, влияющие на качество продукции;
- определить основные пути повышения качества продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Развитие внутреннего рынка республики путем активизации продаж в крупных торговых точках г. Минска и других городов. Работа с супермаркетами предусматривает широкую рекламную компанию, мерчендайзинг на месте продаж, направленный на узнаваемость продукции ОАО "Кобринский МСЗ" непосредственно в торговых точках.

Активизация работы по продажам продукции ОАО "Кобринский МСЗ" на местном рынке: Кобринский район, г. Брест, Брестская обл. В этом регионе есть возможность увеличения объемов продаж мороженого, майонеза.

Основными конкурентами в регионе являются ОАО «Березовский сыродельный комбинат», ОАО "Брестский молочный комбинат", ОАО "Пинский молочный комбинат". Цены на продукцию этих предприятий несколько отличаются: ОАО "Брестский молочный комбинат" выше на 5-9%, ОАО "Пинский молочный комбинат" - на 2-3%, ОАО «Березовский сыродельный комбинат» - на уровне нашего завода. Жесткую конкуренцию представляет собой рынок мороженого. Основные конкуренты ООО "Морозпродукт", ИП "Санта-Импекс".

Таблица 2.4 - Мероприятии по наращиванию и развитию экспорта на 2014 год ОАО "Кобринский МСЗ"

Наименование

Сроки исполнения

Ответственность

Эконом. целесообразность

1. Участие в междунар. выставках с целью расширения деловых контактов и рынков сбыта.

2. Участие  в конкурсах "Лучший продукт  года Республики Беларусь на  рынках России".

3. Продв. и реклама брэнда "Кобринские сыры" путем размещ. информации в СМИ, на сайтах концерна Минсельхозпрода в сети Интернет, использование с этой целью бизнес каталогов и информ. регистров.

4. Обновл. сведений об ассортим. прод-ции на сайте ОАО "Кобринский МСЗ", создание на сайте электрон. прайс-листа с подробной характер. прод-ции.

5. Повышение професс. уровня работников путем участия в обуч. программах консалтинг. компаний "Здесь и сейчас", "Бизнес-Инеп" и др.

В течении года

 

 

В течении года

 

 

В течении года

 

 

 

 

 

 

Ежемесячно

 

 

 

 

 

В течении года

Нач. отдела сбыта и маркетинга,

Гл. технолог.

 

Нач. отдела сбыта и маркетинга,

Гл. технолог.

 

Нач. отдела сбыта и маркетинга,

Гл. технолог.

Нач. отдела сбыта и маркетинга

Нач. отдела сбыта и маркетинга

 

Нач. отдела сбыта и маркетинга,

Нач. ОК

 

 

 

Нач. отдела сбыта и маркетинга,

Нач. ОК

Увеличение объемов продаж

 

 

Увеличение объемов продаж

 

 

Увеличение объемов продаж

 

 

 

 

 

 

Увеличение объемов продаж

 

 

 

 

Повышение квалификации кадров отдела маркетинга и сбыта.


          Примечание - Источник: Приложение В

2.2 Управление качеством продукции на ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод»

Одним из важнейших приоритетов производственной деятельности ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" является обеспечение показателей качества и безопасности выпускаемой продукции. Структурная схема управления качеством продукции предусматривает взаимодействие всех подразделений и служб.

Специалисты предприятия постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции и повышением ее конкурентоспособности, расширением ассортимента, формированием фирменного стиля предприятия.

Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности, на предприятии в комплексе решаются задачи, предприятия и включающей в себя следующие основные мероприятия: рост объемов производства, в том числе и экспортной продукции; совершенствование маркетинговой деятельности; освоение выпуска новой продукции и совершенствование технологий; сертификация новых видов продукции; проведение технического перевооружения; совершенствование кадровой политики.

Система обеспечения качества продукции на ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" основана на выполнении требований нормативных документов по всем видам работ подразделениями и службами предприятия. Актуализация нормативной документации проводится регулярно.

Функции службы контроля на предприятии выполняет производственная лаборатория, которая осуществляет: входной контроль качества поступающего сырья; вспомогательных материалов и тары; режимов технологических процессов на всех стадиях производства; приемочный контроль качества готовой продукции.

 

 

Таблица 2.5 - Мероприятия по совершенствованию системы качества на 2013 год

Наименование работ

Затраты на внедрение (млн. руб)

Экономическая

целесообразность

Реализация программы "Качество" на 2014 год, с анализом ее выполнения каждое полугодие

 

Повышение качества и конкурентоспособности продукции

Разработка и внедрение системы охраны труда в Соответствии со стандартами СТБ 18001 - 2013

10

Создание безопасных условий труда

Проведение инспекционного контроля системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО 9001, системы безопасности на основе принципов НАССР, системы экологического менеджмента.

2

Совершенствование производственного

лабораторного контроля

Проведение инспекционного надзора за деятельностью аккредитованной производственной лаборатории на техническую компетентность в соответствии с требованиями

2

Учеба кадров по темам: внутренний аудит систем Менеджмента качества. Аккредитация ПЛ. Система управления охраной труда в соответствии со стандартами СТБ 18001-2013

 

5

 

Повышение профессионального уровня специалистов

Повышение квалификации специалистов в области технического нормирования и стандартизации, Основы технического нормирования и стандартизации.

4

Участие в республиканских, областных семинарах Конференциях в области передовых технологий, Метрологии, управления качеством продукции

10

Участие в конкурсах:

"Лучшие  товары Республики Беларусь",

"Лучшие  товары Республики Беларусь на  рынках Российской Федерации"

5

Повышение качества и конкурентоспособности

продукции

Изучение конкурентоспособности вырабатываемой продукции путем участия в выставках, ярмарках, проведении дегустации

20

Проведение рекламной деятельности вырабатываемой продукции на канале ОНТ, областном и районном телевидении.

25

Постоянное обновление ассортимента вырабатываемой продукции

 

Совершенствование взаимоотношений с поставщиками сырья и вспомогательных материалов: выезды в хозяйства специалистов; предприятия; проведение оценки поставщиков вспомогательных материалов; проведение тендеров на закупку; вспомогательных материалов.

 

Повышение качества закупаемого сырья, вспомогательных материалов, снижение затрат на входной контроль


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Производственная лаборатория аккредитована на техническую компетентность.

В своей работе производственная лаборатория руководствуется "Положением о лаборатории", утвержденным директором предприятия 4 января 2001 года. На всех работников лаборатории разработаны должностные инструкции, которые также утверждены директором предприятия.

Контроль готовой продукции по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям осуществляется согласно схеме технохимического контроля, согласованной с главным государственным врачом г. Кобрина и утвержденной главным инженером предприятия.

В схеме технохимического контроля определены: объект исследования; место отбора проб; периодичность контроля; контролируемые показатели; нормативные документы и методы контроля; ответственный за проведение контроля; регистрация результатов контроля. Результаты контроля отражаются в специальных журналах.

По результатам контроля разрабатываются конкретные мероприятия с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения.

Лаборатория обеспечена необходимым оборудованием, реагентами и необходимой посудой, обеспечивающими точность выполнения исследования.

На сегодняшний день на предприятии внедрена система качества СТБ ИСО 9001-2001.

 

2.3  Анализ конкурентоспособности молочной продукции на ОАО«Кобринский маслодельно-сыродельный завод»

ОАО "Кобринский МСЗ" реализует различную молочную продукцию: молоко, сыр, масло, мороженое.

Для оценки конкурентоспособности выбран товар - сыр. Сыр - высокопитательный пищевой продукт, получаемый из молока путем ферментативной, кислотной или смешанной коагуляции белков, выделения сырной массы с последующей обработкой и созреванием. Сыр является одним из необходимых товаров в потребительской корзине покупателя. В связи, с чем спрос на сыр, в достаточно устойчив. Можно отметить некоторые сезонные колебания спроса и предложения. Так, в летнее время спрос на сыр снижается, но в это время у сельскохозяйственных предприятий увеличиваются объёмы надоя, поэтому предложение превышает спрос. По окончанию летнего сезона, особенно ближе к новогодним праздникам спрос на сыр возрастает, в это же время надои молока снижаются, что приводит к превышению спроса над предложением.

На рынке города Кобрина сыр предлагают в основном местные производители, реже поставки осуществляют предприятия других областей, присутствует импортная продукция.

Конкуренция достаточно большая, так как на рынке много предложений. Многие предприятия предлагают очень широкий ассортимент товаров в своих фирменных магазинах. В них цены ниже, сервис боле высокий. Покупатели активнее посещают специализированные фирменные магазины, так как считают, что у них товар более качественный, обслуживание лучше. Поэтому можно сказать, что спрос удовлетворен. В фирменных магазинах действительно качество товаров лучше, гарантия сертифицированности товаров, соблюдения сроков хранения. Ассортимент товаров постоянен, запасы своевременно пополняются, поэтому торговля бесперебойная.

Следует отметить, что сыр - широко рекламируемый товар, в основном на рынке активно рекламируют импортные изделия. В завершении обзора можно сказать, что спрос на сыр постоянен и в дальнейшем будет устойчивым.

Важным показателем деятельности перерабатывающих предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:


а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, доля зарекламированной продукции, потери от брака и др. Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.

          В таблице 2.6 проанализируем основные показатели сыра на исследуемом предприятии и сравним их с показателями данного вида продукции ОАО "Пинский молочный комбинат", ОАО "Пинский молочный комбинат", ОАО"Беловежские сыры", ОАО "Савушкин продукт". Данные предприятие являются конкурентами ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод".

 

 

 

Таблица 2.6 - Анализ обобщающих показателей качества сыра

Показатель

ОАО "Кобринский МСЗ"

ОАО "Пинский молочный комбинат"

ОАО

"Беловежские сыры"

ОАО

"Савушкин продукт"

Средневзвешенный балл качества сыра

5

4,25

 

4,5

 

          5

- вкус

- цвет

        - жирность

- запах

5

5

5

5

4

5

4

4

4

5

4

            5

5

5

5

5

Упаковка

5

4

5

5

Престиж торговой марки

5

4

 

             4  

 

5

Гарантийный срок (срок хранения)

5

5

 

5

 

             5

Право заменить товар

4

5

 

5

 

             5

Защищенность патентами

5

4

 

4

 

             5

 

Продвижение продуктов на рынке (реклама)

4

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

Возможности увеличения качества

4

3

 

 

4

 

 

              4

Итого

37

32,25

35,5

39


Примечание - Источник: собственная разработка

  Как видно из таблицы 2.6, в результате оценки конкурентоспособности продукции четырех предприятий-производителей можно сделать вывод о том, что продукция ОАО "Савушкин продукт" является самой конкурентоспособной на рынке, т.к. данное предприятие является довольно известным не только на территории Республики Беларусь, но и за рубежом.  В сравнении с ОАО "Пинский молочный комбинат"  сыр нашего предприятия более конкурентоспособным, так как, в общем, данное предприятие специализируется на производстве масла, кисломолочных продуктов и молока. В сравнении с ОАО "Беловежские сыры" сыр нашего предприятия так же является конкурентоспособным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «Кобринский МАСЛОДЕЛЬНО-СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

 

3.2 Мероприятия  по улучшению качества и стратегия  продвижения продукции предприятием

Для поддержания высокого качества выпускаемой продукции и дальнейшего улучшения качества продукции предприятие намерено выполнить следующие мероприятия:

закончить разработку системы безопасности пищевых продуктов на основе принципов НАССР;

разработать и внедрить методы учета затрат на качество для оценки результативности системы менеджмента качества;

проводить внутренние аудиты СМК в соответствии с Планом-графиком, и использовать их результаты для совершенствования СМК;

проводить ежеквартальные заседания Координационного совета по результатам функционирования системы менеджмента качества.

Основными направлениями формирования эффективной стратегии продвижения продукции предприятием являются:

реализация готовой продукции на местном рынке с максимальным вовлечением торговых точек города и района в процесс реализации;

расширение рынков сбыта за счет продвижения товара в других областях республики (упор делается на продукцию с длительными сроками хранения);

расширение ассортимента продукции в упаковке пюр-пак, позволяющей увеличить сроки реализации готовой продукции;

расширение ассортимента творожной продукции мелкой расфасовки с новыми видами оберточного материала (линкавер), позволяющей придать товарный вид творожной продукции и увеличить сроки реализации готовой продукции;

переход на мелкофасованные продукты, т.е. переход от фасовки продукции большого веса к более приемлемому для покупателя;

Информация о работе Качество продукции как показатель ее конкурентоспособности