Качество продукции как показатель ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработка системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить современные научные подходы по повышению качества продукции;
- выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- выявить основные факторы, влияющие на качество продукции;
- определить основные пути повышения качества продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

- обучение;

- система наказаний и  поощрений.

3. Технология и оборудование.

Технологическое развитие производства является традиционным аспектом управления качеством. При планировании инноваций одной из главных целей является достижение высоких качественных характеристик продукции. Помимо радикальных технологических решений, всегда есть место для непрерывных и небольших по масштабу изменений в технологии производства, проводимых с целью улучшения качества. При внедрении нового оборудования одним из основных требований становится его экологичность. Во многом этот показатель определяет качество самой технологии [7, c. 77].

4. Маркетинг.

Особенно ярко важность маркетинга проявляется на предприятиях, выпускающих продукцию массового спроса. Практически на каждом предприятии в настоящее время принимаются меры по продвижению товара на рынок. Среди них: формирование собственной сбытовой сети, проведение рекламных компаний, участие в выставках, ярмарках, создание отделов маркетинга и т.д. Руководство инновационных предприятий начинает осознавать, что помимо чисто функциональных характеристик товара существуют свойства, в комплексе составляющие «воспринимаемое качество» (потребителем).

5. Сырье.

Решаясь на выпуск новой продукции или применение технологий необходимо учитывать качество сырья. Существует несколько вариантов решения данной проблемы. Один из наиболее простых – закупка сырья соответствующего качества у фирмы, поставляющей технологию и/или оборудование. Минусами является увеличение стоимости продукции и высокая степень зависимости от партнера. Еще один вариант решения данной проблемы – усиление входного контроля поступающего сырья, прогнозирование качества, частичная адаптация технологии. И последний вариант – формирование собственной сырьевой базы [3, c. 90].

6. Контроль.

Применение контроля на предприятии требует средств на приобретение соответствующего оборудования.

7. Сертификация продукции.

Ежегодная государственная сертификация изделий обязательное условие деятельности большинства предприятий. Цели сертификации не сводятся только к определению соответствия качественных характеристик продукции и требованиям стандарта. Очень часто получение сертификата «открывает двери» на новые рынки сбыта или, наоборот, усложнение процедуры сертификации создаст барьеры для проникновения на рынок [2, c. 38].

 

1.3 Современный  подход к управлению качеством

После 90-х гг в мировом сообществе складывается совершенно новая ситуация которая характеризуется тремя новыми тенденциями изменившими роль качества в развитии современного мира и отношение к нему.

Первая тенденция заключается в глобализации интернационализации и открытости мирового рынка, ужесточение конкуренции в нем. Только этот рынок устанавливает реалистическую школу оценки продукции и производителей. Однако для достижения успеха в конкурентной борьбе необходимо существенно повысить качество продукции и производительности труда, чтобы обеспечить устойчивую позицию предприятия в отрасли и на рынке в целом.

Вторая тенденция вызвана повышением активности покупателей в развитии рынка (как «рынка покупателя») с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей и пожеланий. Покупатели сегодня считают качество наиболее важным фактором при совершении покупок (9 из 10 покупателей ставят на первое место качество). Таким образом главной характеристикой качества становится удовлетворение требований покупателей, т.к. именно покупатель практически распределяет рынок между производителями с учетом достигнутого качества [5, c. 88].

Третья тенденция связана с изменениями условий конкуренции на рынке с одной стороны – затраты предприятия, связанные с максимальным удовлетворением потребностей потребителей, с другой – рыночная цена этого качества, которую может оплатить покупатель. Необходимость решения данной проблемы привела к концепции всеобщего управления качеством, которое позволяет добиться удовлетворения интересов потребителя средствами, имеющимися в распоряжении производителя. Подход к управлению производством с позиции всеобщего управления качеством стимулирует оптимальное соотношение в триаде показателей, определяющих результативность и эффективность деятельности предприятия: «качество – затраты – время». Новая концепция менеджмента, разработанная в университете Сент-Галлена (Швейцария) под руководством профессора Г.Д. Сегецци базируется на использовании нового подхода, в основу которого положен постулат шестой взаимосвязи общего управления предприятием с управлением качеством. Суть нового подхода заключается в том, что управление качеством является составной частью общего управления предприятием (фирмой), оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели деятельности (результативности и эффективности) предприятия. Поэтому для достижения успеха необходимо адаптировать всеобщее управление качеством к общему управлению предприятием, а не наоборот, как это пытались осуществлять в течение многих лет. С момента своего зарождения в основе управления качеством лежали специализация и разделение функций. Теперь появилась необходимость управлять всем процессом создания, производства и эксплуатации, охватывая все функции [3, c. 456].

В настоящее время существуют два вида международных стандартов в области качества: стандарты на продукцию (спецификация продукции; спецификация производств; показатели качества, средства и методы контроля и т.д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком.

Первым международным стандартом был стандарт ISA (InternationalAssociationofStandardization), выпущенный в 1929 году. В 1946 году создана международная организация ISO (The International Organization for Standardization). В 1987 году этой организацией разработано семейство стандартов ISO 9000. в основу этих стандартов были положены британские стандарты BSI 5750 (одобренные Британским институтом стандартов), которые берут начало от американских стандартов качества на готовую продукцию MIL – Q 9858 (приняты Министерством обороны США в конце 1950 – х гг).

Основные цели выпуска стандартов ИСО 9000:

- укрепление взаимопонимания  и доверия между поставщиками  и потребителями при заключении  международных контрактов;

- достижение взаимного  признания сертификатов на системы  качества, выдаваемые в разных  странах соответствующими аккредитованными органами по сертификации на основании использования ими единых подходов и стандартов при проведении сертификации;

- оказание содействия  и методической помощи организациям  различных масштабов и различных  сфер деятельности в создании  эффективных систем качества [20, c. 88].

Стандарт ИСО 9000 определяет условия общего руководства качеством и совокупность стандартов по обеспечению качества. Стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003 определяют различные модели обеспечения качества при проектировании, производстве и обслуживании: ИСО 9002 – модель для обеспечения качества при производстве и монтаже; ИСО 9003 – модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях. Они используются для контрактных ситуаций и для целей сертификации системы качества предприятия [3, c. 459].

Сегодня стандарт ИСО 9004 является наиболее полным и сильным, современным инструментом бизнес - деятельности. Стандарт ИСО 9004 «Системы менеджмента качества». Рекомендации по улучшению деятельности, является важным инструментом для повышения результативности и эффективности деятельности организации, а также улучшения качества ее продукции. Это самостоятельный документ предназначенный для применения его высшим руководством и помощи в понимании содержания ИСО 9001. В стандарте рассмотрены экономические аспекты качества, различные виды затрат, приведены рекомендации по проведению внутренних проверок качества для оценки готовности подразделений предприятия к стабильному обеспечению качества продукции, отвечающего требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей [11, c. 44].

Стандарты семейства ИСО 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях более чем в 100 различных странах, включая США, Японию, Англию, Германию, Францию, Данию и др. Во всех случаях содержание стандартов включает требования к системе качества предприятия как основные условия для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.

Сертификация продукции и системы управления качеством.

Стандарты определяют требования к оформлению документации на систему качества и ее основные элементы (подсистемы), которая является необходимым условием сертификации системы качества продукции. Координацию работ по сертификации систем качества осуществляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.

Сертификация в общем случае служит гарантией определенного уровня качества, в которой заинтересованы обе стороны: производитель и покупатель. Для производителя сертификат высокого качества выпускаемой продукции способствует укреплению позиций предприятия на рынке. Потребителя же сертификат защищает от недоброкачественной продукции.

Порядок сертификации продукции предусматривает: подачи заявки на сертификацию, принятие органом сертификации решения по заявке и выбор схемы сертификации; отбор образцов и их испытания, оценка производства и/или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации), анализ полученных результатов, принятие решения о выдаче сертификата, выдачу сертификата или лицензии на применение знака соответствия, осуществление инспекционного контроля сертифицированной продукции и корректирующие мероприятия при нарушениях.

Сертификация же системы качества предприятия на соответствие ИСО 9000 не означает сертификации самого продукта, выпускаемого этим предприятием. Такая сертификация отражает только факт, что поставщик способен производить продукт с тем качеством, которое он предварительно обещает потребителю.

Оценка системы проводится по трем направлениям:

- оценивается наличие  предусмотренной стандартами документации по определению всех процессов и входящих в них процедур, связанных с обеспечением качества;

- оценивается полнота  развертывания и реализации процессов  и соответствующая документация, подтверждающая их соответствие  нормативной документации, гарантирующие достижение ожидаемого уровня качества производства и продукции;

- оценивается эффективность  процессов и системы качества  в целом для достижения желаемых  результатов.

Для оценки и доказательства соответствия системы качества выбранной модели используются следующие методы: предоставление поставщиком декларации о соответствии, предоставление документального доказательства, предоставление утверждений или регистрации потребителями, аудит внешнего эксперта, предоставление сертификатов третьего компетентного лица.

Документирование и описание системы выполняется по четырем уровням: руководство по качеству; общие функции и процедуры, выполняемые подразделениями и исполнителями; рабочие инструкции.

Всеобщее управление качеством TQM.

TQM (TotalQualityManagement) – это опыт огромного числа фирм и стран, который скапливался долгое время, это система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей, рост возможностей работников, более высокие и долговременные доходы и меньшие затраты. TQM включает:

1. Вовлеченность высшего  руководства в управление качеством. От президента компании функция  качества распространяется сначала  на все руководство, а затем  на всех работников. Таким образом  начала тотальный процесс вовлеченности всего персонала компании в качество.

2. Ориентация на процессы.

Качество перестало ассоциироваться только с качеством продукции. Любая работа это процесс. Чем раньше начинаешь заниматься качеством, тем больше от этого пользы. Говорят, один правильно вложенный доллар на этапе маркетинга экономит десять долларов, при производстве – сто и при эксплуатации – тысячу.

3. Концепция внимания  на потребителя.

«Первый этап управления качеством – узнать запросы потребителей. Второй этап – узнать, что будут покупать потребители. Нельзя определить качество, не зная затрат. Необходимо предупредить возможные дефекты и претензии…» - так утверждал Каору Исикава – бывший президент Японского союза ученых и инженеров.

4. Цепочка «поставщик  – потребитель».

5. Персонал как ценность номер один.

Обучение и мотивация персонала – наиболее выгодные инвестиции компании.

  1. Ориентация на факты.

Т.е. создание мощной информационной системы анализа качества и поддержки всех решений.

7. Непрерывное улучшение [14,c. 119].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Анализ качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Кобринский МАСЛОДЕЛЬНО-СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

Кобринский маслодельно-сыродельный завод введен в эксплуатацию в октябре 1967 года. Открытое акционерное общество "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" создано на основании приказа Брестского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.12. 1995 г. № 134 путем преобразования государственного предприятия "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах, и является приемником его имущественных прав и обязанностей.

Информация о работе Качество продукции как показатель ее конкурентоспособности