Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выяснение сущности макроэкономического равновесия с позиции классической школы экономической мысли и механизма, обеспечивающего достижение этого равновесия. Основываясь на фактах прошлого, на изучении механизмов воздействия и инструментов макроэкономической практики, мы можем понять и прогнозировать будущее.
Введение
3
1 Классическая модель занятости
5
2 Классическая модель рынка товаров
12
3 Классическая модель рынка рабочей силы
16
4 Классическая модель денежного рынка
21
5 Модель общего экономического равновесия
24
Заключение
29
Список использованных источников
31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Классическая модель занятости |
5 |
2 Классическая модель рынка товаров |
12 |
3 Классическая модель рынка рабочей силы |
16 |
4 Классическая модель денежного рынка |
21 |
5 Модель общего экономического равновесия |
24 |
Заключение |
29 |
Список использованных источников |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование любой
экономической системы
В отношении современной национальной экономики, которая изучается макроэкономикой, следует отметить, что основным субъектом здесь выступает государство. Оно на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики.
Объектами государственного управления в экономической сфере являются: совокупный спрос, совокупное предложение, цены, занятость, ставка банковского процента, воздействие на которые (в совокупности) призвано обеспечить макроэкономическое равновесие. Необходимость поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин спроса и предложения составляет основу объективного экономического закона пропорционального развития макроэкономики. При нарушении таких соотношений возникает макроэкономическое неравновесие, которое выражается в экономических кризисах, ведет к массовой безработице, инфляции.
Проблема обеспечения
В экономической теории на различных этапах ее развития существовали и существуют различные модели макроэкономического равновесия, которые по-разному объясняют воздействие государства на регулирование экономики для достижения сбалансированности между совокупным спросом и совокупным предложением.
Целью данной курсовой работы является выяснение сущности макроэкономического равновесия с позиции классической школы экономической мысли и механизма, обеспечивающего достижение этого равновесия. Основываясь на фактах прошлого, на изучении механизмов воздействия и инструментов макроэкономической практики, мы можем понять и прогнозировать будущее.
Задачи исследования определены следующими положениями:
- выяснение понятия «равновесия»
- определение основных
- анализ установления общего равновесия на всех рынках.
Объект исследования – национальная экономика; предмет - равновесие в условиях полной занятости.
Методы, используемые при анализе обеспечения равновесия: системный подход, диалектика, абстракция, анализ, синтез, исторический, логический, графический и иные.
Для исследования проблемы равновесия был изучен значительный круг литературных источников, представленных в трудах отечественных и зарубежных экономистов: И.М.Лемешевского, А.В.Бондаря, В.А.Воробьева, Л.Н.Новиковой, Н.И.Базылева, Дж.Долана, Самуэльсона и др.
1 КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТОСТИ
В современной экономической
науке различают два
Условия совокупного равновесия совершенной рыночной экономики были сформулированы в самом общем виде еще в ХVIII в. шотландским экономистом А.Смитом. Смит считал, что свободное взаимодействие индивидуумов в рыночной экономике приводит не к хаосу, а к определенному порядку. Действия хозяйствующих субъектов, направленные, в первую очередь, на получение личной выгоды «невидимой рукой» направляются к общему благу [2, с.481].
Проблема общего равновесия занимала и К.Маркса. В «Капитале» им рассматриваются схемы общественного воспроизводства, анализ которых позволил ему сделать вывод о том, что общее равновесие достигается переливом ресурсов из отрасли с низким уровнем доходности в отрасли с более высокой прибылью [4, с.99].
Английский экономист Маршалл также обращался к вопросу о достижении общего равновесия в рамках национальной экономики. Он рассматривал общее равновесие как совокупность частичных равновесий по каждому товару [1, с.256].
Французский экономист Л.Вальрас разработал математический метод подхода к анализу экономики как единого целого, связав воедино различные рынки товаров. Он разработал свою теорию общего равновесия, охватив ею сферу обмена, производства, капитала и денег. Вальрас впервые построил математическую модель общего экономического равновесия [4, с.99].
Классическая модель общего экономического равновесия базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:
1. Экономика представляется как
экономика совершенной
Саморегулируемость экономики означает, что равновесие на каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система «встроенных» стабилизаторов позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства восстановить нарушенное равновесие.
2. Деньги служат счетной
3. Занятость, в силу
Для представителей классической школы был характерен микроэкономический анализ, но их взгляды и выводы достаточно верно отражают функционирование рыночной системы.
Следует отметить, что классики
рассматривали
Представители классического
направления разработали
Таким образом, рыночный механизм в теории классиков сам способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики и вмешательство государства оказывается ненужным. Принцип невмешательства государства - это макроэкономическая политика классиков, и рекомендации современных экономистов - сторонников неоклассического направления базируются на выводах классической школы.
Формирование условий общего экономического равновесия в классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.
Классическая модель либеральной экономики, предложенная А.Смитом и развитая его последователями, предполагает безраздельное господство частной собственности и свободной конкуренции; распределение богатства с учетом неравенства способностей людей и различной величиной вклада каждого в производство; стимулирование увеличения производства и рост его эффективности (обеспечение максимума прибыли) [6, с.121].
Неоклассики утверждали, что
«закон рынка» обеспечивает равенство
объемов предложения и спроса
(значит, экономические кризисы
Возникла необходимость в
Равновесие, таким образом, выступает лишь как особый, идеальный случай нормального состояния, для которого характерна своя логика взаимосвязей и взаимозависимостей количественных экономических параметров (характеристик) и свой специфический способ восстановления устойчивого равновесного состояния между имеющимися в обществе средствами и потребностями. При этом частичное равновесие соответствует состоянию равновесия между спросом и предложением на отдельных локальных рынках.
Понятие общего равновесия, в свою очередь, отражает сбалансированное, согласованное функционирование всех рынков. Оно было разработано Л.Вальрасом. Ученый сформулировал основные условия структурного соответствия спроса и предложения товаров, количественно описал взаимосвязь между ключевыми экономическими параметрами производства и обмена [4, с.99].
Рассмотрим обобщенную модель макроэкономики с помощью графического анализа кривых совокупного спроса и совокупного предложения (рис.1.).
Уровень AD1 AD2 AS
цен
Р1
Р2 AD3 AD4
Q1 Q2 Реальный ВНП
Рисунок 1 - Макроэкономическое равновесие
Источник [2, с.482].
Под совокупным предложением понимаются все товары и услуги, которые производит экономика, или реальный объем производства, при каждом возможном уровне цен. На графике совокупное предложение представлено в виде кривой АS. Соответственно совокупный спрос – это тот объем товаров и услуг, который потребители, предприниматели и правительство планируют приобрести при любом возможном уровне цен. На графике кривая совокупного спроса представлена линией АD.
Классическая школа утверждает, что вся кривая совокупного предложения является вертикальной, т.е. экономика работает на полную мощность при полной занятости материальных и людских ресурсов. За короткий срок при этих условиях невозможно достичь увеличения объема производства, поэтому реакцией на увеличение совокупного спроса будет рост цен (АD1 – АD2, точки Р1 и Р2).
Кейнсианская школа утверждает, что кривая совокупного предложения – горизонтальная либо восходящая, что соответствует состоянию недоиспользования трудовых и производственных ресурсов (неполной занятости). Повышение спроса здесь ведет к увеличению объема производства и предложения товаров без влияния на цены (AD3 – AD4, точки Q1 и Q2).