Коллективно-договорное регулирование заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:04, дипломная работа

Краткое описание

А инструментом достижения этой цели является коллективный договор на предприятии. Все эти обстоятельства и предопределили выбор темы дипломной работы и ее исключительную актуальность в современных социально-экономических условиях.
Целью дипломной работы является анализ коллективного договора и его влияние на политику доходов и заработной платы на предприятии ФГУП «Уфимское Агрегатное Производственное Объединение».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Экономическая природа и сущность заработной платы и доходов населения 6
1.2 Профсоюзы как институт регулирования социально-трудовых отношений. 21
1.3 Коллективный договор как инструмент реализации политики доходов и повышения заработной платы 36
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА ФГУП «УФИМСКОГО АГРЕГАТНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ» 48
2.1 Краткая характеристика предприятия 48
2.2 Вопросы оплаты труда в коллективном договоре предприятия 55
2.4 Анализ структуры заработной платы на предприятии 63
2.5 Реализация социальных программ на предприятии 67
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ФГУП «УФИМСКОГО АГРЕГАТНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ» 74
3.1 Приоритетные направления реализации политики доходов на предприятии 74
3.2 Определение социально-экономического эффекта предлагаемых мероприятий 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

 Таким образом заработная плата как экономическая категория все менее выполняет свои основные функции воспроизводства рабочей силу и стимулирование труда. Она фактически превратилась в вариант социального пособия, которое практически не связано с результатами труда. Это привело к тому, что организация производства лишилось одного из мощных рычагов повышения эффективности и полноправности выхода на мировой рынок.

 И так, чтобы  заработная плата выполняла свою  стимулирующую функцию, должна  существовать прямая связь между  ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, степенью ответственности.[35]

1.2 Профсоюзы как институт регулирования  социально-трудовых отношений.

Первые профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы  еще в конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих членов. Их появление вызвало сильное сопротивление не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось антирабочее законодательство, вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во Франции в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье. Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «преступный заговор» еще в прецедентном судебном общем праве (common low). И основываясь на имевшем место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов. Рабочее движение вынудило  государство отменить уголовное преследование организации профсоюзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825 гг., во Франции — в 1864 г., в Италии — в 1896 г. [18]

Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были признаны английским законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который определение профсоюзов и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). Зарегистрированные профсоюзы получили по данному закону некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам и др.). Этот закон продолжает действовать до сих пор. В 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Основной функцией профсоюзов во всех странах, в том числе и профсоюзов России, является их защитная функция, направленная на защиту социально-экономических интересов своих членов. Например, в ряде стран профсоюзы в отдельных случаях добиваются образования так называемого закрытого цеха, т.е. оговаривают условие, по которому на данное производство принимают только членов данного профсоюза. [8]

С образованием Международной  организации труда (МОТ) и развитием  международно-правового регулирования  труда появились конвенции и  рекомендации МОТ по созданию и признанию  профсоюзов государствами — членами  МОТ. [19]

Так, Конвенция МОТ  № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция  МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г. и дополнившая  ее одноименная рекомендация № 163 предусматривают  принятие мер для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их признание. В Советской России уже первый КЗоТ 1918 г. закрепил права профсоюзов. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже целая глава о профсоюзах, значительно расширившая их права. В ныне действующем Трудовом кодексе РФ профсоюзам посвящена гл. 58, в которой закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам. В качестве одного из первых законодатель называет  право контроля за исполнением действующего законодательства о труде. Это представляется вполне оправданным. В настоящее время большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия  эффективных механизмов защиты трудовых прав работников.

Профессиональные союзы  занимают особое место в системе органов надзора и контроля  за соблюдением законодательства о труде. В отличие от государственных инспекций  и органов прокуратуры профсоюзы сталкиваются с этими вопросами ежедневно, поскольку представительствуют в интересах работников, имеют возможность  оперативно проводить консультации с работодателями, разъяснять работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя. Преимущество профессиональных союзов в том и состоит, что они всегда рядом с работником  и могут и должны  оперативно  реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные законом средства и методы и, прежде всего, право осуществления профсоюзного контроля.[23]

Следует отметить, что  Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. также закрепляет право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч.по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам  и организациях, в которых работают  члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.[26]

Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны  труда и окружающей природной среды через свои ораны, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они могут беспрепятственно посещать  организации – независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии и федеральным законодательством.[19]

Несмотря на то, что  профсоюзы как социальная реальность существуют давно и прочно включены в структурную ткань общества в качестве важного его элемента, не предпринято еще попыток, по крайней мере в отечественной социологической науке, осмыслить их как социальный институт, выполняющий значимые общественные функции. Между тем институциональный подход позволяет охватить явление системно, в его связях и развитии, сводя к минимуму риск упустить то существенное, что определяет его основные параметры. [18]

Многие институты общества подвергаются серьезной трансформации, меняются объединяющая их система ценностей  и норм, статусы и функции, принципы строения и практические способы  действий. В полной мере это относится и к профсоюзам. В ряду разнообразных социальных институтов профсоюзы занимают свое и особое место, которое определяется тем, что они включены в процесс регулирования социально-трудовых отношений -важнейших отношений в обществе - в качестве активно действующего субъекта. В функционирование профсоюзов вовлечены миллионы людей, они располагают большими ресурсами и возможностями влияния на общественные процессы.

Переход к рыночной экономике  в России способствовал формированию новых социальных ролей и мотивации основных участников трудовых отношений: наемных работников, работодателей и государства.[27]

Система социально-трудовых отношений предполагает определенное институциональное строение. Такими влиятельными институтами являются объединения профсоюзов и ассоциации работодателей, обеспечивающие взаимодействие капитала и наемного труда, решающие возникающие между ними конфликты и определяющие социально-экономическую политику на макро- и микроуровнях.[24]

Конвенция Международной  организации труда (МОТ) № 87 (1948  год) о свободе объединения и защите права на организацию декларирует право трудящихся и предпринимателей свободно создавать организации и участвовать в их деятельности. Признание принципа свободы объединений — одна из целей, широко пропагандируемых МОТ. Соответствующие конвенции ратифицированы в странах, где союзы наемных работников и работодателей давно взаимодействуют между собой. [18]

В странах с развитой рыночной экономикой профсоюзы, как  правило, являются организациями, представляющими и отстаивающими интересы наемных работников. Первоначальная функция профсоюзов в рамках трудовых отношений заключалась в повышении заработной платы и улучшении условий труда на основе согласованных действий трудящихся. Но постепенно отношения между работниками и работодателями были систематизированы в виде процедур, известных как коллективные переговоры.[22]

В современных трудовых отношениях функции профсоюзов существенно  расширились. Они превратились в  важный социальный институт, взявший  на себя ответственность за решение социально-экономических проблем общегосударственного характера, но, в сущности, остались добровольными объединениями, основанными на принципе свободы ассоциации.[25]

Условно можно выделить три функции профсоюзов: экономическую, политическую и общественную. Экономическая — основная и определяющая функция профсоюзов — предполагает, что они добиваются повышения (либо неснижения) оплаты труда, улучшения (либо расширения) условий труда и занятости. Экономическую функцию профсоюз выполняет путем коллективных переговоров или другими методами.[18]

Профсоюзы защищают интересы работников при принятии решений  на предприятии, представляют трудящихся на консультациях по выработке правительственной  политики. Они принимают участие  в реализации общенациональной и региональной политики через своих делегатов или путем поддержки политических партий. В большинстве индустриальных стран профсоюзы образуют подсистему рыночной экономики, хотя объем и содержание профсоюзных функций в странах различны. Например, в ряде европейских стран и в Австралии профсоюзы составляют существенный элемент централизованной рыночной системы. В США, где существует сильная традиция свободного рынка, функции профсоюзов как дополнения к экономической и социальной системе более фрагментарны.[20]

Зачастую профсоюзам свойственны проявления корпоративного эгоизма, выражающиеся в противоречии отстаиваемых ими требований с общественными  интересами, например, во взаимоотношениях профсоюзов и экологических организаций. Профсоюзы чаще всего выступают за расширение производства, поскольку это основа сохранения и увеличения занятости и заработков наемных работников. Экологисты же, наоборот, выступают за «нулевой рост» или ограничение роста производства в интересах сохранения условий жизни.[28]

Российские профсоюзы имеют свою специфику. Их участие в социальном партнерстве регламентировано Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года, «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999  года и другими нормативно-правовыми документами. Однако участие профсоюзов в социальном партнерстве в современной России официально началось с ноября 1991 года, когда был издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и решении трудовых споров (конфликтов)».[18]

В социальном диалоге  с объединениями работодателей  принимают участие как старые профсоюзы (ФНПР), так и новые. Это  связано с тем, что ФНПР не смогла полностью удовлетворить общественную потребность работников в действительно сплоченной профессиональной организации.

Несколько иначе обстоит  дело в «новых» профсоюзах. Альтернативные профсоюзы смогли утвердиться в  отраслях с ярко выраженной профессионально-ценностной ориентацией и специфическим положением в сфере производства (наличие технологических возможностей давления). Это горняки, авиадиспетчеры, летчики, представители ряда сложных профессий, занимающие ключевое положение в технологической цепочке тех или иных производствах и имеющие в своих руках соответствующие рычаги давления на администрацию.[18]

Новые профсоюзы возникли даже на отдельных предприятиях, но наибольшим влиянием и известностью пользуются объединения, складывавшиеся на профессионально-отраслевой или  межотраслевой основе. Их формированию предшествовало обострение социально-трудовых отношений, а иногда и подъем стачечной борьбы. Так, в 1989–1991 годах появились Независимый профсоюз горняков (НПГ), профсоюзы летчиков и диспетчеров гражданской авиации, машинистов локомотивных бригад, моряков. Наращивало свой авторитет возникшее в 1989 году межотраслевое объединение Соцпроф.[26]

В настоящее время  российские профсоюзы можно разделить  на две группы. С одной стороны, это организации, унаследовавшие в  основном институциональную структуру советских профсоюзов. С другой — это недавно возникшие и развивающиеся новые, не связанные с прежними профобъединения. Представлению об общем характере современного профсоюзного движения в России помогает, на наш взгляд, сравнение «новых» и «старых» профсоюзов по следующим критериям.[18]

. Старые, традиционные профсоюзы независимы от руководящей партии — ее просто нет. В основном они независимы от государства, нередко выступая против правительственной политики. Но обычно остаются зависимыми от непосредственного нанимателя, директора. Эта зависимость в последнее время даже усилилась. Новые профсоюзы, как правило, независимы и от государственных органов, и от нанимателя.[22]

Старые профсоюзы по-прежнему опираются на систему автоматического  вычета взносов из зарплаты, связь с администрацией, владение элементами социальной инфраструктуры или участие в распоряжении ими, на инерцию прошлого. В то же время есть более реальная возможность выйти из профсоюза, при этом дискриминационная урезка пособий для не членов профсоюза отменена. Большинство новых профсоюзов добровольные по всем статьям, более того, нередко работникам приходится преодолевать большие препятствия, чтобы вступить в них.[18]

. Старые профсоюзы выступают в общегосударственном масштабе против ухудшения положения работников, проводят массовые акции протеста, их городские и областные органы стремятся помогать низовым ячейкам советами, юридическими консультациями, давлением на нанимателей. Однако весьма редко эти профсоюзы действуют путем «коллективного торга» с нанимателями (включающего в себя и забастовки в качестве крайнего средства), особенно если отрасль либо предприятие не находится формально или фактически под государственным контролем. Для новых профсоюзов, вырастающих большей частью именно из экономических конфликтов (либо из случаев особенно вопиющего нарушения прав работников), такая защита — стержень их деятельности, в которой они используют весь арсенал профсоюзной борьбы: от переговоров всех видов до обращения в суд и забастовок.[27]

Информация о работе Коллективно-договорное регулирование заработной платы