Коллективно-договорное регулирование заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:04, дипломная работа

Краткое описание

А инструментом достижения этой цели является коллективный договор на предприятии. Все эти обстоятельства и предопределили выбор темы дипломной работы и ее исключительную актуальность в современных социально-экономических условиях.
Целью дипломной работы является анализ коллективного договора и его влияние на политику доходов и заработной платы на предприятии ФГУП «Уфимское Агрегатное Производственное Объединение».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Экономическая природа и сущность заработной платы и доходов населения 6
1.2 Профсоюзы как институт регулирования социально-трудовых отношений. 21
1.3 Коллективный договор как инструмент реализации политики доходов и повышения заработной платы 36
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА ФГУП «УФИМСКОГО АГРЕГАТНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ» 48
2.1 Краткая характеристика предприятия 48
2.2 Вопросы оплаты труда в коллективном договоре предприятия 55
2.4 Анализ структуры заработной платы на предприятии 63
2.5 Реализация социальных программ на предприятии 67
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ФГУП «УФИМСКОГО АГРЕГАТНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ» 74
3.1 Приоритетные направления реализации политики доходов на предприятии 74
3.2 Определение социально-экономического эффекта предлагаемых мероприятий 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, профсоюзы  как общественная организация способны со временем эволюционировать до уровня подлинных, могущих защищать интересы своих членов — представителей трудящихся. Часть этих профсоюзов на уровне предприятий  и организаций нередко превращается в «социальный отдел» администрации, не претендуя даже внешне на какую бы то ни было самостоятельную роль. С другой стороны, для некоторых традиционных профсоюзов становится «важен приоритет защиты интересов труда», и они стараются отмежеваться от администрации. Это может происходить даже в тех типичных случаях, когда на предприятии есть лишь один традиционный профсоюз.[18]

К пересмотру позиций  профсоюзных работников побуждает  меняющаяся обстановка, более «рыночное» поведение предпринимателей. Практика показывает, что мощным дополнительным стимулом может служить пример активно действующих рядом новых профсоюзов. Отметим и такой «естественный» фактор, как приход в старые профсоюзы на выборные должности людей из следующего поколения, не имеющих столь значительного опыта работы в прежней системе.[22]

В целом в современной  России, с точки зрения становления  партнерских отношений, профсоюзы, несмотря на определенные позитивные перемены в их деятельности, не стали  реальной, авторитетной общественной силой. ФНПР и другие профсоюзы находятся лишь в самом начале освоения новой для них функции защитников интересов труда. Дело осложняется еще тем, что часть профсоюзных руководителей (особенно в старых профсоюзах) практически состоит на службе у государства, так как от него зависят их имущественные интересы.[23]

Кроме того, трудности  становления профсоюзов как социального  партнера усугубляются расколом профсоюзного движения. Наличие в настоящее  время в России двух профсоюзных  блоков (традиционные профсоюзы, входящие в ФНПР или примыкающие к ней, и новые альтернативные или независимые профсоюзы) с принципиально различными подходами к решению социально-экономических проблем, неодинаковым пониманием роли профсоюзов является серьезным препятствием, часто непреодолимым, для выработки единого мнения со стороны профсоюзов в трипартистских структурах.

Каждый из профсоюзов стремится участвовать в переговорах  с правительством самостоятельно, рассматривая это участие как факт признания  своей силы. Поэтому о силе и  сплоченности профсоюзного движения говорить еще рано. Это ослабляет позиции профсоюзов, снижает их авторитет в глазах трудящихся как представителя и защитника их интересов. Работники по-прежнему рассматривают профсоюз либо как придаток администрации, не имеющей собственного голоса, либо как распределителя социальных благ (квартир, продуктов), своеобразную «распределительную контору» и лишь в последнюю очередь как защитника своих интересов.

Чтобы укрепить авторитет, профсоюзы порой идут на крайние  меры, выставляя правительству требования, не считаясь с реальными обстоятельствами и возможностями экономики. Поэтому их действия обычно носят воинствующий, а не согласительный характер.[24]

Как известно, в странах  классического капитализма суть рабочего движения составляет борьба за улучшение условий продажи рабочей силы. Поэтому рабочее и социальное сознание трудящихся на Западе формировались главным образом под влиянием идеологии тред-юнионизма. Конечно, в определенных условиях наемные работники в этих странах проявляли заинтересованность в решении общественно-политических проблем, и тогда элементом рабочего движения становились рабочие партии, формировалось специфическое пролетарское сознание. Однако именно профсоюзы всегда были основой рабочего движения. Они возникли раньше партий, действовали вместе с ними во второй половине XIX и в ХХ вв., продолжают функционировать и теперь. А в некоторых индустриально развитых странах, например в США, рабочие политические партии вообще не получили заметного развития.[18]

Наше исследование показывает, что в положении российских рабочих и рабочих на Западе много общего, но различий все-таки больше. Они обусловлены тем, что в российском обществе взаимоотношения наемного труда и капитала, определяющие особенности жизни и сознания рабочего класса, находятся в самом начале процесса становления, в отличие от Запада. Оказывают воздействие на положение работников и пережитки государственного социализма, а также, но в меньшей степени, факторы развитого рынка наемного труда. Для большинства развитых стран характерно разнообразие форм, задач и масштабов влияния тех или иных общественных институтов, наличие сложной системы их взаимодействия. В России же, напротив, ощущается вакуум гражданских инициатив и соответствующих институтов представительства тех или иных групповых интересов. В этих условиях профсоюзы оказались одним из немногих социальных институтов, действующих в масштабах всего общества.[25]

Как это ни парадоксально, но в сохранении и возрождении  профсоюзов, несмотря на все нападки  и разговоры об их ненужности, оказались заинтересованными совершенно разные силы. Во-первых, само государство, его различные структуры и органы — как в буфере и амортизаторе при социально-трудовых конфликтах, так и при организации и проведении выборов, референдумов и других подобных мероприятий. Во-вторых, директорат — при лоббировании корпоративных интересов. В-третьих, политические силы — как в канале организационно-мобилизационной связи с различными группами населения. Наконец, в профсоюзах заинтересованы сами трудящиеся или хотя бы их часть — как в представительном органе, пусть слабом и недостаточном, но способном хотя бы продекларировать и продемонстрировать их недовольство современным ходом событий, кризисным положением в тех или иных производствах или регионах.[19]

В целом профсоюзы в России оказались весьма своеобразным институциональным образованием, которое сохранилось как организация, имеет свою социально-групповую базу, находится в процессе трансформации.

С одной стороны, институт профсоюзов может рассматриваться  как уже имеющаяся форма, как институциональная оболочка, которую в зависимости от разного рода обстоятельств можно наполнить новым содержанием, направив их потенциал на развитие социального партнерства и производственной демократии. С другой стороны, сознательное членство в профсоюзах является очень низким; большинство работников состоят в профсоюзах по инерции. Профсоюзы в России не стали еще силой, способной объединить всех трудящихся и организовать такое взаимодействие с работодателями, в результате которого требования трудящихся будут выполняться, а их интересы учитываться. В этих условиях именно государству при формулировании и формировании государственной социальной политики, на наш взгляд, необходимо уделить самое пристальное внимание профсоюзам.[28]

Сегодня профсоюзы активно участвуют в работе Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации, органов местного самоуправления, органов управления экономикой и социально-трудовой сферой на принципах социального партнерства. Представляя и защищая там права и интересы наемных работников, профсоюзы ФНПР расширяют практику своего участия в рассмотрении проектов законов, постановлений и внесения в них предложений, касающихся социально-трудовой сферы, постоянно участвуют в работе соответствующих структур госвласти и управления, создании механизма отслеживания состояния социально-трудовой сферы и законодательства. Второй созыв подряд в Государственной Думе оформляется так называемое «профсоюзное лобби» - Межфракционная депутатская группа по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность». В группу входят профсоюзные активисты или депутаты, избранные при непосредственной поддержке профсоюзов, в том числе заключившие соглашения с поддержавшими их объединениями профсоюзов. Группа «Солидарность» - это наш потенциал, который мы, опираясь на исторический опыт, используем и будем использовать в том числе и для инициирования нужных профсоюзам законопроектов.

 Продолжая славные традиции  отечественного профдвижения, независимые профсоюзы России активно включились в процесс совершенствования трудового законодательства, самым значительным эпизодом которого стала работа над Трудовым кодексом. В результате сложных переговоров ФНПР удалось закрепить в Трудовом кодексе основные права и интересы работников – членов профсоюза. Практика почти трехлетнего действия Трудового кодекса показывает, что он, в целом, направлен на защиту прав работника и позволяет решать многие проблемы в области трудовых отношений, что мы считаем в значительной степени своей заслугой. [29]

Являясь одной из наиболее развитых структур современного гражданского общества и опираясь на отечественный и  мировой опыт развития профсоюзного движения, профсоюзы ФНПР вносят свой вклад в упрочении российской демократии, проводя просветительскую работу в своих членских организациях, общественные обсуждения актуальных проблем, участвуя в общественных кампаниях и гражданских акциях. Профсоюзы поддерживают инициативу по созданию в стране нового гражданского института - Общественной палаты Российской Федерации, которая, по нашему убеждению, может сыграть действительно большую роль в становлении гражданского общества в России, и готовы принять самое активное участие в ее работе.

Профсоюзы прочно стоят на ногах и уверенно смотрят в будущее. В наши дни для российских трудящихся профсоюзы стали «школой выживания» в условиях дикого капитализма. И в этих условиях для защиты интересов наемных работников мы традиционно используем все законные формы: от переговоров до забастовок. Только в 2004 году целенаправленная правозащитная работа профсоюзов в судах позволила добиться удовлетворения 91% из поданных ими исков по фактам нарушения прав людей труда. На сегодняшний день сила профсоюзов - в солидарности, и только солидарные действия работников, объединенных в профсоюзы, смогут противостоять давлению и произволу капитала.[18]

 

1.3 Коллективный договор как инструмент реализации политики доходов и повышения заработной платы

 

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий  социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиале, представительстве с работодателем. Коллективные договора впервые в мире  появились в Англии, где так же впервые возникли и профсоюзы, еще в конце 18  века. Его роль  и значение в  регулировании  труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. Становление и  развитие рынка труда в современной России и новых по  своему  характеру  общественных связей в  кооперации  труда  обусловили  очередное  изменение  содержания  и сущность коллективного  договора.  Он  становиться основной разновидностью социально-партнерского регулирования  бытовых  отношений  непосредственно  в  организациях.[15]

     Современный  коллективный  договор  все  более явственно приобретает черты локально-правового нормативного акта,    призванного    служить своеобразным трудовым кодексом  для наемных работников  и работодателя  в конкретной   организации.   Нормативные    положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующем в его содержании. Будучи одной  из  форм  правотворчества,  эти  положения  нацелены  на  организацию автономной системы условий труда, действующей в  рамках  данной  организации независимо   от   форм   собственности,   ведомственной   принадлежности   и численности работников.[16]

Основным  нормативным  актом,  регулирующим  заключение  коллективных договоров и  соглашений,  является  Закон  РФ  от  11  марта  1992  года  “О коллективных договорах и соглашениях”.

       С развитием  и изменением экономической и   социальной  жизни  общества  роль и значение коллективного  договора в  регулировании   труда  неоднократно менялись. В условиях  становления  и   развития  рынка  труда  в   современных условиях и новых  по  своему  характеру  общественных  связях  в  современной России происходит очередное изменение содержания  и  сущности  коллективного договора.  Он  становится  основной  разновидностью   социально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.[29]

       В настоящее   время  коллективный  договор   носит  характер  локально-правового  нормативного  акта,  призванного   служить  трудовым  кодексом  для наёмных работников и работодателя  в  конкретной  организации.  Он  является актом   непосредственного   участия   трудовых   коллективов   в    правовом регулировании труда работников данного производства, в создании  локальных норм трудового права и в управлении предприятием.[16]

Коллективно-договорное регулирование заработной платы должно обеспечивать и развивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Кроме того, задачей коллективно-договорного регулирования является упорядочение соотношений в уровнях заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями работников.

Субъектами переговоров  в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах  и соглашениях»* выступают представители работодателя, наемных работников и соответствующих органов исполнительной власти. Статьей 21 Закона установлено, что содержание соглашения определяется сторонами, их заключающими. В то же время в законодательстве не определено, какие условия и принципы оплаты труда должны содержаться в соглашениях, а также не предусмотрена взаимосвязь между отдельными видами тарифных соглашений (Генеральное, отраслевое, региональное, профессиональное) и коллективным договором, заключаемым на предприятии (в организации). [15]

Поэтому одной из важнейших  сторон переговорных процессов на разных уровнях социального партнерства  является определение содержательной стороны переговоров, обеспечивающей оптимальное сочетание интересов  государства, работодателей и работников. Острота проблем регулирования заработной платы в сложившейся практике усугубляется тем, что отраслевые и профессиональные тарифные соглашения отражают зачастую ведомственные интересы и интересы предпринимателей. В результате необоснованно усиливается межотраслевая и межпрофессиональная дифференциация заработной платы и доходов семей работников наемного труда.[29]

Информация о работе Коллективно-договорное регулирование заработной платы