Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:04, дипломная работа
А инструментом достижения этой цели является коллективный договор на предприятии. Все эти обстоятельства и предопределили выбор темы дипломной работы и ее исключительную актуальность в современных социально-экономических условиях.
Целью дипломной работы является анализ коллективного договора и его влияние на политику доходов и заработной платы на предприятии ФГУП «Уфимское Агрегатное Производственное Объединение».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Экономическая природа и сущность заработной платы и доходов населения 6
1.2 Профсоюзы как институт регулирования социально-трудовых отношений. 21
1.3 Коллективный договор как инструмент реализации политики доходов и повышения заработной платы 36
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА ФГУП «УФИМСКОГО АГРЕГАТНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ» 48
2.1 Краткая характеристика предприятия 48
2.2 Вопросы оплаты труда в коллективном договоре предприятия 55
2.4 Анализ структуры заработной платы на предприятии 63
2.5 Реализация социальных программ на предприятии 67
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ФГУП «УФИМСКОГО АГРЕГАТНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ» 74
3.1 Приоритетные направления реализации политики доходов на предприятии 74
3.2 Определение социально-экономического эффекта предлагаемых мероприятий 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Многие соглашения и коллективные договоры не содержат условий оплаты труда, размеров тарифных ставок и окладов, а также требований к нормированию труда, хотя это предусмотрено Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В связи с этим по каждому уровню (или виду) соглашений необходимо зафиксировать в законодательном (в крайнем случае, в рекомендательном) порядке нормы и положения по регулированию оплаты труда.[16]
Законом о коллективных договорах и соглашениях, как отмечалось, не оговорен четко круг задач, решаемых в определенных соглашениях. В связи с этим могут быть предложены рекомендации к определению минимально необходимого их набора.[15]
Генеральное соглашение, заключаемое между общероссийскими объединениями представителей работников, общероссийскими представителями работодателей и представителями государства (Правительства Российской Федерации), должно включать меры, направленные на повышение заработной платы и усиление ее стимулирующей роли. В нем целесообразно предусматривать:
разработку нормативных и правовых документов по тарификации и нормированию труда, постоянное совершенствование межотраслевой нормативной базы по нормированию труда;
порядок применения
работ и профессий рабочих
Единого тарифно-
перечни межотраслевых нормативных материалов, рекомендуемых для нормирования труда, выпусков ЕТКС для тарификации труда (перечни могут быть приложены к Генеральному соглашению);
предельные соотношения между минимальной и максимальной заработной платой на предприятии, в организации (очевидно, не превышающие 12-15 раз);
установление низшей границы доли тарифной оплаты труда (оплаты по тарифным ставкам и окладам) в структуре заработной платы работников;[15]
совершенствование Единой тарифной сетки (ETC) для оплаты труда работников бюджетной сферы (предложения по повышению тарифной ставки I разряда до уровня прожиточного минимума, по совершенствованию других параметров ETC);[15]
Территориальные (региональные) соглашения между соответствующими профсоюзными органами, объединениями работодателей и органами исполнительной власти должны предусматривать все нормы оплаты труда, по которым территориальным соглашением предусмотрены более высокие количественные показатели по сравнению с Генеральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффициент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите заработной платы от инфляции, а также ответственности за несвоевременную выплату заработной платы). Кроме того, в территориальных соглашениях регламентируются:[26]
Существенное
расширение прав субъектов Федерации
и органов местного самоуправления в управлении
экономикой придает территориальным соглашениям
особое значение. В то же время должно
быть соблюдено обязательное правило:
в тарифных соглашениях, заключаемых на
уровне субъектов Федерации и их административно-
В региональном соглашении представляется необходимым предусматривать меры, направленные на совершенствование организации, оплаты, тарификации и нормирования труда работников, аналогичные по составу мерам Генерального соглашения, с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в данном регионе и региональных особенностей труда и проживания работников.[16]
Особое внимание следует уделить видам и размерам надбавок и компенсационных доплат (за стаж работы в регионе), отражающим реальную структуру затрат на воспроизводство рабочей силы и обеспечивающим стимулирующую и регулирующую роль заработной платы. Тарифная часть заработной платы с учетом надбавок и доплат должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, рассчитанного применительно к условиям региона.[26]
Отраслевое тарифное соглашение, заключаемое между отраслевыми профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей (их представительными органами), органом по труду субъекта Российской Федерации, по меньшей мере должно предусматривать:
В отраслевое соглашение
могут также включаться нормы
оплаты, предусматриваемые
Таким образом, отраслевое соглашение призвано предусматривать условия оплаты труда работников, отражающие специфику и условия отрасли.
Например, размер минимальной ставки оплаты труда (тарифной ставки I разряда) может определяться исходя из экономических возможностей отрасли и динамики потребительских цен. Органы исполнительной власти должны осуществлять контроль за установленным размером минимальной тарифной ставки (оклада) в государственных и муниципальных предприятиях, в организациях бюджетной сферы, акционерных обществах (в которых государство имеет контрольный пакет акций), чтобы проверить соблюдение работодателями согласованных в переговорном процессе уровней заработной платы.[25]
Вопросы оплаты труда, регулируемые в профессиональном тарифном соглашении, не могут не включать (и, как правило, включают) нормы и условия оплаты труда, аналогичные предусмотренным отраслевым соглашением, принятым для отрасли, в которой данная профессия является ведущей (основной). Прежде всего это касается:
Информация о работе Коллективно-договорное регулирование заработной платы