Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 22:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение коммерческой деятельности по формированию ассортимента в торговом предприятии и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Целевая направленность дипломной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучение процесса формирования ассортимента товаров и основных направлений ассортиментной политики торгового предприятия;
-анализ состояния коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Веста»;
Введение …………………………………………………………………… 7
1 Роль коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях……………………………………………………. 9
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по
формированию ассортимента розничной торговли……………………. 9
1.2 Роль ассортиментной политики предприятия розничной торговли
в условиях рыночной экономики………………………………………….. 17
1.3 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию
ассортимента………………………………………………………………… 23
1.4 Оптимизация ассортиментной политики………………………………. 28
2 Анализ состояния коммерческой работы по формированию ассортимента в ОАО «Веста»………………………………………………. 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Веста» за
2003-2004 г.г. и 9 месяцев 2005г…………………………………………….. 34
2.2 Анализ состояния, структуры и динамики розничного товарооборота
в разрезе ассортимента товаров…………………………………………. 39
2.3 Оценка удовлетворенности потребителей ассортиментом ОАО «Веста»……………………………………………………………………….. 49
2.4 Анализ показателей ассортимента товаров……………………………. 58
3 Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики в
ОАО «Веста»………………………………………………………………….. 67
3.1 Расширение ассортимента за счет проведения дегустации новых
видов товара…………………………………………………………………. 67
3.2 Расширение ассортимента за счет внедрения нового
холодильного оборудования………………………………………………… 69
3.3 Расширение ассортимента за счет открытия отдела кулинарии……… 72
4 Охрана труда и промэкология……………………………………………. 76
Заключение…………………………………………………………………… 84
Список использованных источников………………………………………… 88
Группы товаров |
2003г |
2004г |
Абсолютное отклонение | |||
млн.руб. |
удельный вес, % |
млн.руб. |
удельный вес,% |
по сумме, млн. руб. |
по удельному весу,% | |
Мясо птицы |
271,4 |
9,5 |
342,6 |
9,4 |
+71,2 |
-0,1 |
Колбасные изделия и копчености |
384,5 |
13,4 |
464,7 |
12,8 |
+80,2 |
-0,6 |
Рыба копченая и соленая |
21,2 |
0,7 |
25,1 |
0,7 |
+3,9 |
- |
Масло животное |
12,3 |
0,4 |
12,8 |
0,4 |
+0,5 |
- |
Молоко, в т. ч |
243,1 |
8,5 |
290,4 |
8,0 |
+47,3 |
-0,5 |
ОАО «Молоко» |
91,1 |
3,2 |
122,9 |
3,4 |
+31,8 |
+0,2 |
«Савушкин Продукт» |
91,8 |
3,2 |
92,7 |
2,5 |
+0,9 |
-0,7 |
Прочие |
60,2 |
2,1 |
74,8 |
2,1 |
+14,6 |
- |
Молочная продукция |
174,2 |
6,1 |
215,8 |
5,9 |
+41,6 |
-0,2 |
Сыр |
14,8 |
0,5 |
15,3 |
0,4 |
+0,5 |
-0,1 |
Яйца и яйцепродукты |
15,1 |
0,5 |
16,2 |
0,4 |
+1,1 |
-0,1 |
Сахар |
16,8 |
0,6 |
17,2 |
0,5 |
+0,4 |
-0,1 |
Кондитерские изделия |
114,2 |
4,0 |
132,8 |
3,6 |
+18,6 |
-0,4 |
Хлебобулочные изделия |
187,2 |
6,5 |
250,4 |
6,9 |
+63,2 |
+0,4 |
Плоды, ягоды, винограды, |
16,2 |
0,6 |
17,6 |
0,5 |
+1,4 |
-0,1 |
Водка |
212,5 |
7,4 |
273,6 |
7,5 |
+61,1 |
+0,1 |
Вина виноградные |
34,1 |
1,2 |
33,6 |
0,9 |
-0,5 |
-0,3 |
Вина плодово – ягодные |
127,6 |
4,4 |
156,1 |
4,3 |
+28,5 |
-0,1 |
Безалкогольные напитки |
16,4 |
0,6 |
18,6 |
0,5 |
+2,2 |
-0,1 |
Другие продтовары |
665,2 |
23,9 |
1070,8 |
29,4 |
+405,6 |
+5,5 |
Итого |
2859,9 |
100 |
3644,0 |
100 |
+784,1 |
- |
Источник: собственная разработка по данным предприятия
Из данных таблицы 2.5 видно, что в продаже отсутствует мясо, так как магазин не имеет холодильной камеры для ее хранения, что дает предпосылки
для покупки нового холодильного оборудования.
Для ведения торговли магазины ОАО «Веста» имеют все необходимые помещения: торговый зал; помещения для приема, хранения и подготовки
товаров к продаже; административно-бытовые помещения; технические помещения; площади связи. Площадь торгового зала подразделена на площадь для торгового оборудования, движения покупателей, выкладки товаров, установки узлов расчета и площадь для работы продавцов.
Для характеристики интенсивности структурных преобразований ассортимента определяем коэффициент структурной активности, который мы предлагаем рассчитать по формуле:
где изм Уд i – изменение удельного веса i – го вида (номенклатурной группы продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;
n – число номенклатурных групп (видов) продукции.
На примере товарной группы
«сыр» проведем обобщающую
Рассчитаем величину данного коэффициента
по данным таблицы 2.6
По данным таблицы 2.6 видно, что произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличился объем продаж такой продукции, как сыр «Российский» - на 40%, сыр «Пошехонский» - на 15,5 %, сыр «Голландский» - на 4,3%, сырный рулет с перцем - на 10,6%. Наблюдается снижение темпов роста по сыру «Серпантин» на 12,5 %, по сыру «Пряный»- на 1%. В структуре продаж сыра в 2004 году по сравнению с 2003 годом стали преобладать сыры с высоким процентом жирности, такие как сыр «Российский» и сыр «Пошехонский». Коэффициент структурной активности составил 0,72. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
Таблица 2.6 – Анализ изменения ассортимента и структуры товарной группы «сыр» в ОАО «Веста»
Наименование товара |
Объем т/об в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
Темп роста % |
Структура продаж, % |
Изменения в струк туре,% |
Коэффици ент структур ной активности | ||
2003 г |
2004 г |
2003г |
2004г | ||||
Сыр «Пошехонский», 45% жирности Сыр «Пряный», 30% жирности Сырный рулет с перцем, 40% жирности Сыр «Российский», 55% жирности Сыр «Сетовский», 30% жирности Сыр «Серпантин», 30% жирности |
28802 33603 19201 14404 31190 21300 |
25201 33263 22176 20160 32540 23560 |
87,5 99,0 115,5 140,0 104,3 110,6 |
19,4 22,6 12,9 9,7 21,0 14,4 |
16,1 21,2 14,1 12,8 20,7 15,1 |
-3,3 -1,4 +1,2 +3,1 -0,3 +0,7 |
0,18 0,12 0,11 0,18 0,05 0,08
|
Итого |
148500 |
156900 |
105,7 |
100 |
100 |
- |
0,72 |
Источник: собственная разработка по данным предприятия
Увеличение объема продаж по одним видам и сокращению по другим видам товара приводит к изменению его структуры, т.е. соотношения отдельных видов товаров в общем объеме продаж.
Изменение структуры продаж оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем продаж в стоимостной оценке, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогого товара, то объем его продаж в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры продаж на уровень перечисленных показателей произведем способом цепной подстановки (таблица 2.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры товара.
Эти же данные получим
IВП = 21353/20158= 1,059
Таблица 2.7- Анализ структуры реализованного товара
Наименование Товара |
Розн. цена за 1 кг, руб |
Объем продаж товара, кг
|
Структура товара, % |
Стоимость реализованной продукции в ценах базового периода, тыс. руб. |
Изм тов за счет структ тыс руб | ||||
2003 год |
2004 год |
2003 год |
2004 год |
2003 год |
Факт. при структ 2003 |
2004 Год | |||
Сыр «Пошехонский», 45% жирности Сыр«Пряный»,30% жирности Сырный рулет с пер цем, 40% жирности Сыр «Российский», 55% жирности Сыр «Сетовский», 30% жирности Сыр «Серпантин», 30% жирности |
8200
7800
5400
8700
7600
7800 |
3512
4603
3535
1655
4103
2730 |
3073
4556
4106
2317
4281
3020 |
17,4
22,9
17,6
8,3
20,4
13,4 |
14,3
21,3
19,2
10,8
20,1
14,3 |
28802
33603
19201
14404
31190
21300 |
30509
35595
20339
15258
33039
22563 |
25201
33263
22176
20160
32540
23560 |
-5308
-2332
+1837
+4902
-499
+997 |
Итого |
20158 |
21353 |
100 |
100 |
148500 |
157303 |
156900 |
-403 |
Источник: собственная разработка по данным предприятия
Если бы объем продаж равномерно увеличился на 105,9 % по всем видам товара и не нарушилась сложившаяся структура, то общий объем продаж в базовых ценах составил бы 157303 тыс. руб. При фактической структуре текущего периода он ниже на 403 тыс. руб. Это значит, что снизилась доля товара, пользующаяся меньшим спросом в общем объеме товарооборота, т. е. при формировании ассортимента учитывается спрос покупателей.
Для расчета влияния структурного фактора на объем продаж в стоимостном выражении используем также способ абсолютных разниц.
На основе
данных таблицы определим, как
изменится средний уровень
Таблица 2.8 -Расчет изменения средней цены изделия за счет структурного фактора
Наименование Товара |
Розничная цена за ед тов, руб. |
Структура товара, % |
Изменение средней цены, руб, . | ||
2003 |
2004 |
отклонение,% | |||
Сыр «Пошехонский», 45% жирности Сыр«Пряный»,30% жирности Сырный рулет с перцем, 40% жирности Сыр «Российский», 55% жирности Сыр «Сетовский», 30% жирности Сыр «Серпантин», 30% жирности |
8200 7800 5400
8700 7600 7800 |
17,4 22,9 17,6
8,3 20,4 13,4 |
14,3 21,3 19,2
10,8 20,1 14,3 |
-3,1 -1,6 +1,6
+2,5 -0,3 +0,9 |
-25,4 -11,6 +8,6
+21,7 -2,2 +7,0 |
Итого |
- |
100 |
100 |
- |
-1,9 |