Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Polnaya_KR света.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность активов (К15) показывает эффективность использования всего имущества предприятия – собственного и заемного исходя из величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и рассматривается по формуле (3.15.), как отношение чистой прибыли к стоимости всего имущества предприятия:

                                ,                                              (3.15.)

где ЧП    –     чистая прибыль;

      (А1 + А2) – валюта баланса.

Рентабельность  собственного капитала (К16) показывает эффективность использования собственного капитала и характеризует прибыльность для собственников вложений собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на рыночную котировку акций. Рассчитывается по формуле (3.16.), как отношение чистой прибыли к собственному капиталу:

                            ,                                                 (3.16.)

где ЧП – чистая прибыль;

       П1  – итог раздела III «Источники собственных средств»;

       П6  – итог раздела IV «Доходы и расходы».

Рентабельность  инвестиций (К17) отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия (как собственного, так и заемного) и рассчитывается по формуле (3.17.), как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных финансовых обязательств:

                            ,                                        (3.17.)

где ЧП – чистая прибыль;

       П1  – итог раздела III «Источники собственных средств»;

       П6 – итог раздела IV «Доходы и расходы»;

       П11 –  долгосрочные кредиты и займы.

Рентабельность  продаж (К18) показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции, а также об эффективности процессов ценообразования и рассчитывается по формуле (3.18.), как отношение прибыли от реализации продукции и выручки от реализации:

                               ,                                                    (3.18.)

где Пр.  –  прибыль  от реализации;

       Выр.-  выручка от реализации.

Расчет показателей  результативности представлен в  таблице 2.3.4.

Таблица 3.4. Расчет показателей результативности, %

Показатели

2009г.

2010г.

2011г

Норматив

Рентабельность активов (К15)

3,6

2,8

9,2

6,8

Рентабельность собственного капитала (К16)

7,9

7,5

27,7

14,1

Рентабельность инвестиций (К17)

7,6

6,2

19,7

16,8

Рентабельность продаж (К18)

4,2

2,9

6,2

3,5


 

Анализируя данные таблицы 3.4., можно сделать вывод о том, что в целом показатели результативности имеют положительную тенденцию и соответствуют нормативам по предприятию. Так, рентабельность активов (К15) в отчетном периоде составила 9,2 % и показывает долю чистой прибыли в стоимости всего имущества. Рентабельность собственного капитала (К16) составила 27,7 %, что выше нормативного значения и показывает долю чистой прибыли, приходящееся на собственный (акционерный) капитал. Рентабельность инвестиций (К17) в отчетном периоде составила 19,7 %, что выше нормативного значения, что говорит об эффективном использовании капитала, вложенного в деятельность предприятия. Рентабельность продаж  составила 6,2%, что выше нормативного значения по предприятию, а это характеризует доходность реализуемой продукции, показывает, сколько приходится прибыли на 1 рубль реализованной продукции.

Необходимо отметить, что рентабельность отражает текущую ситуацию и неизбежно снижается, если предприятие осуществляет крупные инвестиции, направленные на расширение и модернизацию производства.

Таким образом, по результатам  финансового анализа предприятие  можно сделать следующие общие выводы: предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии, это происходит из-за неоптимальной структуры активов и пассивов предприятия; кредитоспособность в целом имеет положительные тенденции к росту; растет также зависимость предприятия от заемного капитала; финансовые результаты в отчетном периоде немного улучшились, увеличились показатели рентабельности, а показатели деловой активности снизились, но незначительно. Все это говорит о том, что во избежание ухудшения финансовой ситуации предприятие должно принять меры по оздоровлению финансовой деятельности и изменению финансовой стратегии.

 

 

4. Производство и реализация продукции, маркетинговая политика и анализ предприятия

 

Производство молочной продукции – одно из самых передовых направлений современной пищевой промышленности Беларуси. С начала 90-х годов по республике в молочной отрасли наблюдается сокращение производства молока. С 2000 года наметилась положительная тенденция. Как свидетельствует статистика, в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, производство молока по сравнению с I кварталом 2010 года увеличилось на 4,6%.

Самый значимый сектор в  молочной промышленности – это производство цельномолочной продукции. Производство цельномолочной продукции за январь-февраль 2012 года увеличилось на 3,9% к январю-февралю 2011 года, производство нежирной молочной продукции увеличилось на 2,3%, молока сухого коровьего на 18,5%, сыра жирного на 18,2%.

В отрасли происходят преобразования на основе специализации и концентрации, что привело к сокращению числа молокоперерабатывающих предприятий с одновременным укреплением и наращиванием производственного потенциала мощных, эффективных, конкурентоспособных.

На конец 2011 года молочное сырье перерабатывало более 120 субъектов хозяйствования, в том числе 70 молочных заводов. Целью сокращения количества молокоперерабатывающих предприятий было повышение уровня загрузки, повышения производительности труда, снижения энергозатрат и расширения ассортимента выпускаемой продукции. Это позволило в большей степени удовлетворить запросы населения в молочной продукции, а также увеличить реализацию молочных продуктов на экспорт, в основном в страны СНГ.

Учитывая вышеизложенное, с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции, увеличения объемов ее производства и укрепления своего экспортного потенциала, ОАО «Савушкин продукт» инициирует проект технического перевооружения своего производства. Поиск новых решений при производстве и реализации молочных продуктов предполагает техническое переоснащение и технологическое обновление производства, внедрение принципиально новых технических средств, позволяющих без лишних затрат наладить производство. Из наиболее объемных проектов за последние годы можно выделить запуск современной линии по производству стерилизованного молока, мягких творогов – кварк, зерненного творога, фасовки творогов в новую для рынка Республики Беларусь и Российской Федерации удобную упаковку.

На сегодняшний день компания - общепризнанный лидер в молочной отрасли. Доля ОАО «Савушкин продукт» в объемах продаж цельномолочной продукции всех производителей молочной отрасли в РБ за 2011г составила 85,3%. Всего за 2011 год в РБ было реализовано 1 167 100 т. цельномолочной продукции. ОАО «Савушкин продукт» реализовало 172 092 т. ЦМП в пересчете на молоко. За 2010 год доля ОАО «Савушкин продукт» составляла 12,5%, за 2009 – 12,4%. см рисунок 4.1.

 

Рисунок 4.1 - Доля ОАО «Савушкин продукт» в объемах продаж ЦМП всех производителей молочной отрасли

Всего за 2011 год в РБ было продано 100 666 т. соков. ОАО «Савушкин продукт» продало 8 339 т. сока. Доля ОАО «Савушкин продукт» за 2010 год составляла 9,3%. За 2008 год – 5,6%. См. рисунок 4.2.

Рисунок 4.2 - Доля ОАО «Савушкин продукт» в объемах продаж сока всех производителей молочной отрасли

Всего за 2011 год в РБ было реализовано 33 974 т. сыра. ОАО «Савушкин продукт» продало 3 552 т. сыра. Доля ОАО «Савушкин продукт» за 2010 год составляла 7,2%. За 2009 год – 2,7%. См. рисунок 4.3.

 

 

Рисунок 4.3 - Доля ОАО «Савушкин продукт» в объемах продаж сыра жирного всех производителей соковой продукции

 

Производственные мощности позволяют перерабатывать до 2000 т молока в сутки, производя более 200 наименований натуральных молочных продуктов, среди которых не только традиционные продукты, но в своем роде совершенно уникальные для белорусского рынка: зерненый творог, сокосодержащие молочные и йогуртные напитки, кварк. Производственная база ОАО «Савушкин продукт» - это головное предприятие «Савушкин продукт» (г. Брест), производственные филиалы в городах Каменец, Столин и Пинск.

 Компания использует  закрытый тип производственного  процесса (контакт персонала с  продукцией сведен к минимуму).

 В области технологий  и оборудования партнерами компании  выступают широко известные и заслуживающие доверия фирмы из Швейцарии, Австрии, Польши, Швеции, Германии.

Сегодня успешно расширяется  ассортимент экспортируемой продукции  за счет планомерного вывода на рынок РФ цельномолочной продукции и твердых сыров. Продукция экспортируется в Российскую Федерацию, Украину, Казахстан, Азербайджан, Молдову, Армению, Грузию, Литву, Узбекистан, Туркменистан, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Чехию, Иорданию, Чехию. Наибольших успехов  добились в России (свыше 70% экспорта – Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Брянск, Смоленск, Тула, Краснодар, Нижний Новгород, Пенза, Мурманск, Воронеж, Электросталь, Сургут, Норильск), в частности, на московском рынке.

Доля экспорта в общем  объеме реализации продукции ОАО  «Савушкин продукт» составляет почти 50%. Обратимся к данным 2011 года: рисунок 4.4.


 

 

Рисунок 4.4 - Доля экспорта в общем объеме реализации продукции ОАО «Савушкин продукт» в 2009 году, руб.

 

Как видно из диаграммы, в летние месяцы наблюдается снижение доли экспорта. В 2011 году доля экспорта возросла в связи с засухой в летние месяцы и активной закупкой продукции со стороны России.

Организация продолжает увеличение производственных мощностей, расширение ассортимента выпускаемой продукции и проведение активных мероприятий по продвижению своей торговой марки «Савушкин продукт» на белорусском, российском и других рынках.

Товаропроводящая сеть ОАО «Савушкин продукт» включает 4 торговых филиала, 3 торговых представительства и 50 торговых представителей на территории Беларуси. Интересы компании «Савушкин продукт» за рубежом представляют ее многочисленные партнеры. Численность сотрудников 1, 9 тыс. человек.

Структура продаж продукции  ОАО «Савушкин продукт» в РБ за 2011 год по массе выглядит следующим образом: (таблица 4.1.)

Таблица 4.1. Структура продаж продукции ОАО «Савушкин продукт» в РБ за 2011 год по массе, %

Группа  продукции

Удельный  вес за 2009 г.

Удельный  вес за 2010 г.

Удельный  вес за 2011 г.

Изменение 2011/2010, %

Изменение 2010/2009, %

Масло

7.9%

7.8%

5.1%

-2.73%

-0.13%

Спред

0.0%

0.0%

0.6%

 

0.00%

Сыр твердый

3.3%

7.4%

11.3%

3.91%

4.01%

Молоко

16.2%

13.8%

14.9%

1.14%

-2.42%

Сливки

0.8%

0.6%

0.4%

-0.28%

-0.18%

Кефир

9.0%

8.7%

7.3%

-1.39%

-0.35%

Ряженка

1.0%

0.7%

0.7%

-0.07%

-0.29%

Сметана

24.9%

26.2%

24.5%

-1.68%

1.27%

Творог

10.2%

7.1%

6.6%

-0.42%

-3.16%

Десерты

14.2%

15.1%

14.8%

-0.28%

0.86%

Закусочные продукты

0.9%

0.9%

1.4%

0.47%

0.04%

Напитки

7.4%

5.5%

6.9%

1.33%

-1.86%

Сок

3.3%

5.9%

5.2%

-0.63%

2.51%

СЦМ

0.6%

0.3%

0.4%

0.05%

-0.29%

Информация о работе Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков