Конкурентоспособность молодежи на рынке труда, государственная молодежная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в развитии методологии исследования конкурентоспособности рабочей силы как экономической категории, выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ субъектов рынка труда (молодежи) - носителей рабочей силы. Рост конкурентоспособности рабочей силы выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этих целей. Сама по себе рыночная экономика объективно не позволяет трактовать рабочую силу вне связи с конкуренцией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1
1.Конкурентоспособность рабочей силы: понятие, показатели и формы………………………………………........................................................4
2. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда………………………………………………………………………12
3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в
Республике Беларусь……………………...……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….1

1.Конкурентоспособность  рабочей силы: понятие, показатели  и формы………………………………………........................................................4

2. Зарубежный опыт повышения  конкурентоспособности молодежи  на

рынке труда………………………………………………………………………12

3 .Направления государственной  молодежной политики на рынке  труда в

Республике Беларусь……………………...……………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Повышение уровня конкурентоспособности молодежи  и эффективности использования рабочей силы являются главными факторами экономического роста и увеличения благосостояния молодежи.

Рабочая сила - способность к труду, совокупность интеллектуальных и физических способностей человека, которая используется им всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Рабочая сила не существует без работника, поэтому состояние здоровья, его психофизиологические качества, развитие его интеллекта, уровень образованности, профессиональных знаний, совокупность социальных качеств (контактность, ответственность, дисциплинированность, отношение к труду, система ценностных ориентации) - все это входит в содержание понятия «рабочая сила».

Развитие научно-технической  революции  потребовало работника  с качественно новыми параметрами  рабочей силы - высоким интеллектом, творческим отношением к труду, с  высоким уровнем общего и профессионального  образования.

Цель курсового исследования состоит в развитии методологии исследования конкурентоспособности рабочей силы как экономической категории, выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ субъектов рынка труда (молодежи) - носителей рабочей силы. Рост конкурентоспособности рабочей силы выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этих целей. Сама по себе рыночная экономика объективно не позволяет трактовать рабочую силу вне связи с конкуренцией.

Задачи данной курсовой заключаются в подробном анализе конкурентоспособности рабочей силы и молодежи на рынке труда, необходимо выявить основные показатели и факторы, которые влияют на конкурентоспособность, также рассмотреть опыт повышения конкурентоспособности молодежи в зарубежных странах, а так же рассмотреть направления государственной молодежной политики в РБ.

Особую актуальность приобретает рассмотрение вопросов повышение конкурентоспособности рабочей силы: понятие, факторы, показатели. Этот вопрос я рассмотрела в первой главе.

Актуальность  постановки и решения исследовательских  задач, связанных с повышением конкурентоспособности рабочей силы, обусловлена также недоиспользованием квалификационного потенциала рабочей силы. Субъект рынка труда - владелец рабочей силы - может обладать всеми важными качествами рабочей силы, лучшими по отношению к конкуренту, но не будет, тем не менее, востребован в данном сегменте рынка в данных временных условиях. Работодатель может принять на работу не данного субъекта рынка труда с наилучшими качественными характеристиками рабочей силы, а подходящего конкретно ему в силу влияния факторов как экономического, так и социального, в том числе личностного характера. Таким образом, данный работник будет неконкурентоспособен даже при наличии самого высокого уровня образования и профессионализма, а в целом по стране и отдельным регионам - это недоиспользование квалификационного и интеллектуального потенциала рабочей силы. На молодежный сектор рынка труда оказывает влияние ряд негативных тенденций: увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий; падение престижа рабочих профессий; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих. Учитывая высокий уровень структурной безработицы, представляется необходимым расширять взаимодействие службы занятости с органами исполнительной власти и предпринимательским корпусом. Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. Но, зачастую наиболее востребованными в современных условиях являются лица с невысоким уровнем образования и низкой квалификацией труда. При том, что высококвалифицированные специалисты, занятые в социальной сфере, довольствуются ничтожными заработками. Таким образом, разработка эффективных стратегий преодоления безработицы молодежи находится в центре внимания не только государства, но и международных организаций. Это объясняется тем, что безработица, как правило, “ударяет” молодежь сильнее, чем другие возрастные группы, в связи с чем социальная маргинализация молодежи является острейшей проблемой для любого общества.

 Внимание к проблемам  конкурентоспособности молодежи  является необходимым условием  дальнейшего развития любой страны, более подробно я расмотрела эту проблему во второй главе, на примере России. Целенаправленная государственная молодежная политика может внести существенный вклад в преодоление демографического кризиса и обеспечение инновационных подходов в экономике, укрепление гражданского общества. Наиболее приоритетными сегодня для власти и обеспокоенных молодежными проблемами общественных объединений являются поддержка молодежи и создание необходимых условий трудоустройства молодых людей в общественную и политическую жизнь страны. В России проживают почти 40 млн. молодых граждан. Без сомнения, это гигантский стратегический ресурс, являющийся основой сильного государства.

В третьей главе я расмотрела государственную молодежную политику Республики Беларусь. Государство РБ занимает самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи – разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах экономики. 

 Главный инструмент  такой политики – региональные  программы по созданию рабочих  мест для молодежи. При этом  важно, чтобы государственное  вмешательство осуществлялось в  основном с помощью экономических  и правовых рычагов, с максимальным  подключением предпринимательских  структур, а не административных  мер.

1.Конкурентоспособность рабочей силы: понятие, показатели и формы.

Рабочая сила - способность к труду, совокупность интеллектуальных и физических способностей человека, которая используется им всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости.

 Термин рабочая сила  применяется в следующих направлениях:

- как означающий способность  человека к труду, его трудовые

  возможности;

- как совокупность, занятых  и безработных. 

Обобщая эти направления выявлено что, во-первых, рабочая сила предпо-лагает наличие трудоспособности, то есть обладание физическими и духовными способностями, без которых невозможно участие в трудовом процессе. Во-вторых, определен конкретный носитель рабочей силы - индивидуум (человеческая - личность, рабочий, трудящийся). В-третьих, чтобы рабочая сила стала использоваться, она должна создавать продукт труда и быть задействована в общественном производстве. В-четвертых, необходимы непрерывные вложения в рабочую силу, так как она обладает запасом знаний, опыта, которые должны постоянно поддерживаться и совер-шенствоваться.

Таким образом,  население  можно разделить на 3 группы:

- лица, не влившиеся в состав рабочей силы, то есть не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях. Их не считают потенциальными компонентами рабочей силы;

- лица, выбывшие из состава рабочей силы. Эту группу составляют люди, потенциально имеющие возможность работать, но не работающие и не ищущие работу, в том числе неработающие, вышедшие из трудоспособного возраста, а также потенциально не имеющие возможности работать;

- рабочая сила – эта группа состоит из работающих и безработных, активно ищущих работу.

Отсюда мы видим, что к  безработным относятся далеко не все члены общества, не имеющие  работу, а только те, кто может  работать (достиг соответствующего возраста), не имеет работы и активно занимается ее поисками.

Основным  поставщиком рабочей силы выступает домохозяйство, а основ-ным продавцом рабочей силы выступают профсоюзы, они используют свою монопольную власть и требуют для своих членов более высокой заработной платы, что неизбежно приводит к сокращению занятости.

 Экономических категорий «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы» состоят из двух частей — активной и пассивной. Активная часть — это рабочая сила, а пассивная - лица, потенциально способные к труду. При изменении экономической обстановки, политической ситуации, социального положения, смены места жительства активизируется пассивная часть. Таким образом, при воздействии определенных факторов происходит преобразование активной части в пассивную, и наоборот. В свою очередь, персонал характеризует использование рабочей силы (для того чтобы рабочая сила начала использоваться на предприятиях, она должна быть нанята, то есть перейти в категорию персонал (кадры)).[6, с. 35]

Не секрет, что сегодня  работодатели хотят видеть у себя в штате людей одновременно молодых, не обремененных какими-либо обязательствами, и опытных. Это связано в первую очередь с тем, что в последний год страна пытается выйти из кризиса и сегодня предприятиям требуются сотрудники, с помощью которых они смогут в достаточно короткие сроки нарастить объемы, которые у них были до кризиса.

В связи с этим ежегодно вузы страны выпускают огромное количество молодых специалистов в различных сферах. [16,с. 45]

Таким образом в Республике Беларусь значительно повысился образовательный уровень молодежи. Так, например, по данным переписи населения 2009 года в Беларуси на 1 000 молодых граждан приходилось 169 человек с высшим образованием (по переписи 1999 года – 101 человек) и 245 человек со средним специальным образованием (в 1999 году – 240 человек).

Государство оказывает поддержку  молодежи в получении образования, создает и обеспечивает для этого необходимые условия.

На начало 2010/11 учебного года подготовкой квалифицированных  рабочих и служащих в республике занимались 219 учреждений профессионально-технического образования, в их числе 38 профес-сионально-технических училищ, 70 профессионально-технических кол-леджей, 111 профессиональных лицеев.

На начало 2010/2011 учебного года профессионально-техническое  образование получало 106 тыс. человек.

В 2010 году подготовлено и  выпущено 40,9 тыс. квалифицированных  рабочих и служащих. По две и  более квалификации получили 69% выпускников.

В 2010 году на работу в организации  направлено 36,1 тыс. выпускников (96% от численности  выпускников, подлежащих распределению). Трудоустроено 79% от получивших направления на работу.

 

Таблица 1.Учреждения профессионально-технического образования

(на начало учебного  года)

 

 

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

Число учреждений

230

228

225

224

223

219

Численность учащихся,тыс.чел.

114.6

114,4

105,1

99,0

105,7

106,0

Принято учащихся,тыс.чел.

53,7

53,5

44,5

47,7

60,2

44,0

Подготовлено (выпущено) квалифицированных  рабочих (служащих),тыс. чел.

54,0

50,0

48,7

49,5

48,9

40,9


 

Получение среднего специального образования в республике на начало 2010/11 учебного года обеспечивали 202 государственных  и 12 частных учебных заведений, в  их числе 108 колледжей, 5 техникумов, 19 училищ, 61 профессионально-технический колледж, 4 высших колледжа.

 

Таблица 2 .Учреждения среднего специального образования

(на начало учебного  года)

 

 

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

Число учреждений, единиц

204

205

204

206

211

214

В них учащихся, тыс.чел.

154,1

152,5

155,0

157,3

166,6

167,6

В том числе получивших образование в форме обучения:

Дневной

112,3

111,9

111,0

111,7

116,6

116,7

Вечерней

1,2

0,9

0,9

0,9

0,8

0,8

Заочной

40,6

39,7

43,1

44,7

49,2

50,1

На 10000 чел.населения приходилось учащихся

160

159

162

165

175

177

Принято, тыс.чел.

50,9

48,8

51,8

53,9

58,7

54,9

Выпущено,тыс.чел

49,3

44,3

43,1

44,0

42,5

45,3

На 10000чел.населения выпущено

специалистов

51

46

45

46

45

48

Информация о работе Конкурентоспособность молодежи на рынке труда, государственная молодежная политика занятости