Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в развитии методологии исследования конкурентоспособности рабочей силы как экономической категории, выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ субъектов рынка труда (молодежи) - носителей рабочей силы. Рост конкурентоспособности рабочей силы выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этих целей. Сама по себе рыночная экономика объективно не позволяет трактовать рабочую силу вне связи с конкуренцией.
Введение………………………………………………………………………….1
1.Конкурентоспособность рабочей силы: понятие, показатели и формы………………………………………........................................................4
2. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда………………………………………………………………………12
3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в
Республике Беларусь……………………...……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Конкурентоспособность
рабочей силы: понятие, показатели
и формы………………………………………........
2. Зарубежный опыт повышения
конкурентоспособности
рынке труда…………………………………………………………………
3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в
Республике Беларусь……………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Повышение уровня конкурентоспособности молодежи и эффективности использования рабочей силы являются главными факторами экономического роста и увеличения благосостояния молодежи.
Рабочая сила - способность к труду, совокупность интеллектуальных и физических способностей человека, которая используется им всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Рабочая сила не существует без работника, поэтому состояние здоровья, его психофизиологические качества, развитие его интеллекта, уровень образованности, профессиональных знаний, совокупность социальных качеств (контактность, ответственность, дисциплинированность, отношение к труду, система ценностных ориентации) - все это входит в содержание понятия «рабочая сила».
Развитие научно-технической революции потребовало работника с качественно новыми параметрами рабочей силы - высоким интеллектом, творческим отношением к труду, с высоким уровнем общего и профессионального образования.
Цель курсового исследования состоит в развитии методологии исследования конкурентоспособности рабочей силы как экономической категории, выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ субъектов рынка труда (молодежи) - носителей рабочей силы. Рост конкурентоспособности рабочей силы выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этих целей. Сама по себе рыночная экономика объективно не позволяет трактовать рабочую силу вне связи с конкуренцией.
Задачи данной курсовой заключаются в подробном анализе конкурентоспособности рабочей силы и молодежи на рынке труда, необходимо выявить основные показатели и факторы, которые влияют на конкурентоспособность, также рассмотреть опыт повышения конкурентоспособности молодежи в зарубежных странах, а так же рассмотреть направления государственной молодежной политики в РБ.
Особую актуальность приобретает рассмотрение вопросов повышение конкурентоспособности рабочей силы: понятие, факторы, показатели. Этот вопрос я рассмотрела в первой главе.
Актуальность постановки и решения исследовательских задач, связанных с повышением конкурентоспособности рабочей силы, обусловлена также недоиспользованием квалификационного потенциала рабочей силы. Субъект рынка труда - владелец рабочей силы - может обладать всеми важными качествами рабочей силы, лучшими по отношению к конкуренту, но не будет, тем не менее, востребован в данном сегменте рынка в данных временных условиях. Работодатель может принять на работу не данного субъекта рынка труда с наилучшими качественными характеристиками рабочей силы, а подходящего конкретно ему в силу влияния факторов как экономического, так и социального, в том числе личностного характера. Таким образом, данный работник будет неконкурентоспособен даже при наличии самого высокого уровня образования и профессионализма, а в целом по стране и отдельным регионам - это недоиспользование квалификационного и интеллектуального потенциала рабочей силы. На молодежный сектор рынка труда оказывает влияние ряд негативных тенденций: увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий; падение престижа рабочих профессий; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих. Учитывая высокий уровень структурной безработицы, представляется необходимым расширять взаимодействие службы занятости с органами исполнительной власти и предпринимательским корпусом. Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. Но, зачастую наиболее востребованными в современных условиях являются лица с невысоким уровнем образования и низкой квалификацией труда. При том, что высококвалифицированные специалисты, занятые в социальной сфере, довольствуются ничтожными заработками. Таким образом, разработка эффективных стратегий преодоления безработицы молодежи находится в центре внимания не только государства, но и международных организаций. Это объясняется тем, что безработица, как правило, “ударяет” молодежь сильнее, чем другие возрастные группы, в связи с чем социальная маргинализация молодежи является острейшей проблемой для любого общества.
Внимание к проблемам
конкурентоспособности
В третьей главе я расмотрела государственную молодежную политику Республики Беларусь. Государство РБ занимает самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи – разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах экономики.
Главный инструмент
такой политики – региональные
программы по созданию рабочих
мест для молодежи. При этом
важно, чтобы государственное
вмешательство осуществлялось
1.Конкурентоспособность рабочей силы: понятие, показатели и формы.
Рабочая сила - способность к труду, совокупность интеллектуальных и физических способностей человека, которая используется им всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости.
Термин рабочая сила применяется в следующих направлениях:
- как означающий способность человека к труду, его трудовые
возможности;
- как совокупность, занятых и безработных.
Обобщая эти направления выявлено что, во-первых, рабочая сила предпо-лагает наличие трудоспособности, то есть обладание физическими и духовными способностями, без которых невозможно участие в трудовом процессе. Во-вторых, определен конкретный носитель рабочей силы - индивидуум (человеческая - личность, рабочий, трудящийся). В-третьих, чтобы рабочая сила стала использоваться, она должна создавать продукт труда и быть задействована в общественном производстве. В-четвертых, необходимы непрерывные вложения в рабочую силу, так как она обладает запасом знаний, опыта, которые должны постоянно поддерживаться и совер-шенствоваться.
Таким образом, население можно разделить на 3 группы:
- лица, не влившиеся в состав рабочей силы, то есть не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях. Их не считают потенциальными компонентами рабочей силы;
- лица, выбывшие из состава рабочей силы. Эту группу составляют люди, потенциально имеющие возможность работать, но не работающие и не ищущие работу, в том числе неработающие, вышедшие из трудоспособного возраста, а также потенциально не имеющие возможности работать;
- рабочая сила – эта группа состоит из работающих и безработных, активно ищущих работу.
Отсюда мы видим, что к безработным относятся далеко не все члены общества, не имеющие работу, а только те, кто может работать (достиг соответствующего возраста), не имеет работы и активно занимается ее поисками.
Основным поставщиком рабочей силы выступает домохозяйство, а основ-ным продавцом рабочей силы выступают профсоюзы, они используют свою монопольную власть и требуют для своих членов более высокой заработной платы, что неизбежно приводит к сокращению занятости.
Экономических категорий «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы» состоят из двух частей — активной и пассивной. Активная часть — это рабочая сила, а пассивная - лица, потенциально способные к труду. При изменении экономической обстановки, политической ситуации, социального положения, смены места жительства активизируется пассивная часть. Таким образом, при воздействии определенных факторов происходит преобразование активной части в пассивную, и наоборот. В свою очередь, персонал характеризует использование рабочей силы (для того чтобы рабочая сила начала использоваться на предприятиях, она должна быть нанята, то есть перейти в категорию персонал (кадры)).[6, с. 35]
Не секрет, что сегодня работодатели хотят видеть у себя в штате людей одновременно молодых, не обремененных какими-либо обязательствами, и опытных. Это связано в первую очередь с тем, что в последний год страна пытается выйти из кризиса и сегодня предприятиям требуются сотрудники, с помощью которых они смогут в достаточно короткие сроки нарастить объемы, которые у них были до кризиса.
В связи с этим ежегодно вузы страны выпускают огромное количество молодых специалистов в различных сферах. [16,с. 45]
Таким образом в Республике Беларусь значительно повысился образовательный уровень молодежи. Так, например, по данным переписи населения 2009 года в Беларуси на 1 000 молодых граждан приходилось 169 человек с высшим образованием (по переписи 1999 года – 101 человек) и 245 человек со средним специальным образованием (в 1999 году – 240 человек).
Государство оказывает поддержку молодежи в получении образования, создает и обеспечивает для этого необходимые условия.
На начало 2010/11 учебного года подготовкой квалифицированных рабочих и служащих в республике занимались 219 учреждений профессионально-технического образования, в их числе 38 профес-сионально-технических училищ, 70 профессионально-технических кол-леджей, 111 профессиональных лицеев.
На начало 2010/2011 учебного года профессионально-техническое образование получало 106 тыс. человек.
В 2010 году подготовлено и выпущено 40,9 тыс. квалифицированных рабочих и служащих. По две и более квалификации получили 69% выпускников.
В 2010 году на работу в организации направлено 36,1 тыс. выпускников (96% от численности выпускников, подлежащих распределению). Трудоустроено 79% от получивших направления на работу.
Таблица 1.Учреждения профессионально-технического образования
(на начало учебного года)
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 | |
Число учреждений |
230 |
228 |
225 |
224 |
223 |
219 |
Численность учащихся,тыс.чел. |
114.6 |
114,4 |
105,1 |
99,0 |
105,7 |
106,0 |
Принято учащихся,тыс.чел. |
53,7 |
53,5 |
44,5 |
47,7 |
60,2 |
44,0 |
Подготовлено (выпущено) квалифицированных рабочих (служащих),тыс. чел. |
54,0 |
50,0 |
48,7 |
49,5 |
48,9 |
40,9 |
Получение среднего специального
образования в республике на начало
2010/11 учебного года обеспечивали 202 государственных
и 12 частных учебных заведений, в
их числе 108 колледжей, 5 техникумов, 19 училищ,
61 профессионально-технический
Таблица 2 .Учреждения среднего специального образования
(на начало учебного года)
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 | |
Число учреждений, единиц |
204 |
205 |
204 |
206 |
211 |
214 |
В них учащихся, тыс.чел. |
154,1 |
152,5 |
155,0 |
157,3 |
166,6 |
167,6 |
В том числе получивших образование в форме обучения: | ||||||
Дневной |
112,3 |
111,9 |
111,0 |
111,7 |
116,6 |
116,7 |
Вечерней |
1,2 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
Заочной |
40,6 |
39,7 |
43,1 |
44,7 |
49,2 |
50,1 |
На 10000 чел.населения приходилось учащихся |
160 |
159 |
162 |
165 |
175 |
177 |
Принято, тыс.чел. |
50,9 |
48,8 |
51,8 |
53,9 |
58,7 |
54,9 |
Выпущено,тыс.чел |
49,3 |
44,3 |
43,1 |
44,0 |
42,5 |
45,3 |
На 10000чел.населения выпущено специалистов |
51 |
46 |
45 |
46 |
45 |
48 |