Конкурентоспособность молодежи на рынке труда, государственная молодежная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в развитии методологии исследования конкурентоспособности рабочей силы как экономической категории, выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ субъектов рынка труда (молодежи) - носителей рабочей силы. Рост конкурентоспособности рабочей силы выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этих целей. Сама по себе рыночная экономика объективно не позволяет трактовать рабочую силу вне связи с конкуренцией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1
1.Конкурентоспособность рабочей силы: понятие, показатели и формы………………………………………........................................................4
2. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда………………………………………………………………………12
3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в
Республике Беларусь……………………...……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

- организация программы «Молодежная практика»:выпускники, не под-лежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика». Так, в 2009 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека. Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.[10.c. 141]

Среди безработных, состоявших на учете в органах по труду, занятости  и социальной защите, в 2009 г. молодежь составила 45,7 %. При содействии органов  по труду, занятости и социальной защите в 2009 г. было трудоустроено 55,5 тыс. человек в возрасте 16-29 лет.

В I квартале 2010 г. безработная  молодежь составила 40,1 %. Трудоустроено 1,7 тыс. человек в возрасте 16-29 лет. [21, c.63]

Рассматривая специфику  молодёжной безработицы, хотелось бы уделить  особое внимание проблеме трудоустройства  такой категории молодежи, как  молодые инвалиды, так как, на мой взгляд, это наиболее незащищенная социальная общность в системе трудовых отношений. [8].

В республике более 409 тысяч  инвалидов, что составляет свыше 4 % населения. Из них менее 32 тысяч —  инвалиды Великой Отечественной  войны, более 29 тысяч – дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, в том числе  свыше полутора тысяч - дети-инвалиды в связи с чернобыльской катастрофой. Признаны инвалидами 55 тысяч человек, в том числе более 4-х тысяч детей в возрасте до 18 лет. За 9. месяцев 2011 года инвалидами в республике стали 37557 граждан старше 18 лет, из них 18694 — в трудоспособном возрасте (18-59 (54) лет), и 2720 детей до 18 лет. Среди пожилых людей — старше трудоспособного возраста — инвалидами стали 18 тысяч человек [13].

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная программа  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2011 год (далее  — Государственная программа), основной целью которой является повышение  эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда в  условиях модернизации экономики республики.

В Государственной программе  определены основные направления и  приоритеты деятельности республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей  и профсоюзов, общественных объединений  инвалидов по реализации государственной  политики в сфере обеспечения  занятости населения.

В рамках реализации Государственной  программы предполагается решение следующих задач:

-  содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повы-шение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

-     вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

-    интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

- содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

-   повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

-обеспечение занятости  населения в малых городах  и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

-обеспечение уровня регистрируемой  безработицы в 2011 году в пределах 1,2–1,5 процента от численности  экономически активного населения.

[21, c.65]

 

Одним из важнейших приоритетов  Государственной программы является оказание органами по труду, занятости  и социальной защите содействия нанимателям  в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства  работников, высвобождаемых в связи  с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и  развития малого предпринимательства  в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

В целях содействия в трудоустройстве  незанятого населения республи-канским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах — 25,2 тыс., в сельской местности — 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест — с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд).

Более 3,0 тыс. безработных  смогут получить финансовую поддержку  в виде субсидии из средств Фонда  для организации предпринимательской  деятельности и самостоятельной  занятости.

В полном объеме будет обеспечена предусмотренная законодательством  социальная поддержка безработных  в виде выплаты пособия по безработице  и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

Планируется также совершенствование  работы института социального партнерства  по содействию модернизации экономики  и обеспечению социальной поддержки  работников, высвобождаемых в связи  с реструктуризацией производств.

Дальнейшее развитие единой информационно-вычислительной системы  государственной службы занятости  населения (далее — ИВС ГСЗ) позволит обеспечить функционирование автоматизированной информационной системы «Общереспубликанский банк вакансий» в сети Интернет, создать систему защиты информации ИВС ГСЗ, будет способствовать развитию и обслуживанию сети передачи данных на базе существующих сетей и каналов  связи, развитию и обслуживанию корпоративной системы электронной почты.

Государственными заказчиками  Государственной программы являются Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы и Минский горисполком, координацию и контроль над выполнением  ее мероприятий осуществляет Министерство труда и социальной защиты.

Исполнителями Государственной  программы являются, в первую очередь, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство промышленности и другие заинтересованные министерства и ведомства.

Ответственность за своевременное  и качественное выполнение мероприятий  Государственной программы, эффективное  использование направляемых на их реализацию ресурсов несут государственные  заказчики.

Исполнители Государственной  программы ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют информацию о  ходе ее выполнения в Министерство труда и социальной защиты.

Министерство труда и  социальной защиты ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет отчет о ходе выполнения Государственной программы  в Совет Министров Республики Беларусь[12, гл. 6].

Таким образом, можно сказать, что реализацией политики в области  содействия занятости населения, занимаются все государственные учреждения, что способствует улучшению положения  молодёжи на национальном и местных рынках труда. Такое комплексное взаимодействие ускоряет темпы развития политики в данной сфере.

 

 

 

Заключение:

 

В своей работе я рассмотрела  проблему конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Более подробно я  расмотрела такие темы, как: конкурентоспособность рабочей силы: понятие, факторы, показатели; зарубежный опыт повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; направления государственно молодежной политики на рынке труда в Республике Беларусь.

1) Несмотря на то, что  молодежь является наиболее перспективным  социально-демографическим ресурсом, в  экономической науке отсутствует  четкое определение этого понятия.

Но я понимаю молодежь как,  исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой. Это солидная часть потенциальной рабочей силы.

    По моему мнению, основными факторами, влияющими    на   конкурентоспособность    молодежи,   являются    новые ценностные ориентации выпускников, уровень образованности, степень адаптивности молодых людей к новым рыночным отношениям. Однако этого явно недостаточно, ведь выпускник того или    иного    профессионального    учебного    заведения испытывает    определенные   трудности   в    планировании карьеры.

Необходимо отметить, что  быстрая смена технологий, внедрение  новых материалов требует постоянного  переобучения работающих, овладения  новыми профессиями, опыт работы. Растущие темпы экономических изменений  и гибкость рынка труда также приводят к необходимости смены работы и даже профессии.

В свою очередь мы стали  свидетелями формирования новой  информационной культуры, которая стала  важным элементом общей культуры. Расширение потребности в информационных знаниях проявляется и в требованиях  к молодым специалистам, впервые  выходящим на рынок труда: их конкурентоспособность  на сегодняшний день определяется не только уровнем профессиональной подготовки, но и информационной компетентностью. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно  говорить об информационно-коммуникативной  компетентности, включающей в себя развитые навыки межличностного профессионального  общения, стремление к достижению благоприятного психологического климата в коллективе и предотвращению конфликтных ситуаций, терпимость к чужой точке зрения.

В связи с этим работодатели отдают предпочтение таким умениям, как способность выбирать оптимальный  стиль общения в деловых ситуациях, аргументированно доказывать свою точку  зрения, управлять своими эмоциями, чувствами, поведением.

2)Так, например, в связи  с необходимостью решения проблем  безработицы среди молодёжи Кемеровской  области была разработана целевая региональная программа «Повышение конкурентоспособности молодёжи Кузбасса на рынке труда на 2009 –2010 годы».

Основой региональной молодёжной политики является осуществление

государственной политики, реализуемой на территории региона на основе

общероссийских целей  и принципов этой политики и исходя из региональных особенностей. Региональная политика призвана содействовать молодым  гражданам в возрасте от 14 до 29 лет  в осуществлении ими своих  прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоор-ганизации.

К концу 2010 года на территории Кемеровской области действуют 38 молодёжных бирж труда. Молодёжные биржи  труда выполняют большую работу по снижению напряженности проблем  занятости молодёжи и подростков.

Выводы данного  проекта:

-   в последнее время  перед молодёжью региона всё  острее встают

проблемы занятости;

-    создание молодёжных  бирж труда позволяет реально  решать проблемы

занятости молодёжи и подобные организации необходимо создавать  и поддерживать во всех крупных городах.

Так же интересным является метод повышения конкурентоспособности  межрегиональный профильный  молодежный лагерь-тренинг «Деловые люди: повышение конкурентоспособности молодежи».

В результате все участники  проекта приобретают устойчивый опыт и умения управления деловыми проектами в реальных условиях, прямой доступ к информационным и консалтинговым ресурсам по вопросам профессионального  самоопределения и эффективного трудоустройства, опыт персональной оценки и выбора конкурентных преимуществ, экономических и социальных стратегий  реализации и построения своей эффективной карьеры; опыт участия в современных тренингах и крупных коммуникационных событиях, опыт самопрезентации; непосредственные собственные контакты с представите-лями власти, бизнеса и общественности региона.

Ожидаемые результаты:

-     формирование  ресурсной базы для дальнейшей  разработки 

      инновационных   программ;

-     возможность  двустороннего взаимодействия;

-     опыт формирования  и представления молодежной аудитории.

 Считаю данный проект  продуктивным. В данном лагере  идёт плодотворная, целенаправленная  работа по становлению профессиональных  личностных качеств молодёжи 21 века  в различных направлениях. Это  колоссальный обмен опытом с  другими регионами, и между  каждым участником лагеря. Пройдя  эти незабываемые дни в лагере, многие становятся на ступеньку  выше своих сверстников. Это  именно то что нужно молодёжи.

3)Самой актуальной по  сегодняшний день остается проблема молодежной безработицы.Для решения этой проблемы в Республике Беларусь используется опыт стран с развитой рыночной экономикой. Был принят ряд программ, предусматривающих меры по трудоустройству молодежи.

Сегодня на рынке труда  молодежи складываются две противоположные  тенденции.

1-молодым людям трудоустроиться  на работу практически невозможно (юриспруденция, аудит), так как   они не обладают глубокими  профессиональными знаниями.

Информация о работе Конкурентоспособность молодежи на рынке труда, государственная молодежная политика занятости