Конкурентоспособность молодежи на рынке труда, государственная молодежная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в развитии методологии исследования конкурентоспособности рабочей силы как экономической категории, выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ субъектов рынка труда (молодежи) - носителей рабочей силы. Рост конкурентоспособности рабочей силы выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этих целей. Сама по себе рыночная экономика объективно не позволяет трактовать рабочую силу вне связи с конкуренцией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1
1.Конкурентоспособность рабочей силы: понятие, показатели и формы………………………………………........................................................4
2. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда………………………………………………………………………12
3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в
Республике Беларусь……………………...……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

Учитывая вышеизложенное было решено продолжить разработку проектов в сфере программ содействия занятости  и развития кадрового потенциала молодежи, в целях выбора сферы  деятельности, получения профес-сионального образования, методов эффективного трудоустройства и дальнейшей успешной адаптации на рынке труда. Такой проект должен включать в себя цикл мероприятий, способствующих эффективной занятости молодежи, формирующих социально-психологические, информационные и организационные условия для профессионального самоопределения молодежи на рынке труда, направленных на содействие в постоянном и временном трудоустройстве молодежи с целью реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния. 
    Проект Межрегиональный профильный молодежный лагерь-тренинг «Деловые люди: повышение конкурентоспособности молодежи» призван: 
- сформировать у подрастающего поколения ощущение востребованности на

рынке труда в современных социально-экономических условиях;  
- адаптировать в молодежной среде идеи возможности преодоления

  социально-психологических проблем при выборе профессии и дальнейшем

   трудоустройстве; 
- представить для широкого круга специалистов тиражируемую модель

  развития инновационного поведения молодежи, продемонстрировав

   эффекты и результаты продуктивной деятельности самой молодежи,

   адекватные потребностям экономической и политической жизни страны. 
    Актуальность данного проекта значительно возрастает, поскольку проект призван способствовать созданию в молодежной среде оптимальных условий для выработки стратегии, построения и дальнейшего продвижения деловой карьеры; формированию механизмов принятия самостоятельных решений, формулировки стоящих задач, аналитических навыков.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи.

Задачи:  
1. Оказание информационной, психологической и организационно-правовой помощи в выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и воз-можностей молодого гражданина; 
2. Создание устойчивой мотивации молодого человека к самостоятельному грамотному поиску вакансий на рынке труда; 
3. Организация масштабного, мобильного обучения и консалтингового соп-ровождения молодежи - участников проекта в контексте успешной адаптации молодежи на рынке труда. 
4. Вовлечения ведущих работодателей, субъектов экономической жизни ре-гионов - участников проекта в работу с молодежью. 
5. Продвижение в молодежной среде ценностей труда, карьерного роста и применения своих сил в России.

Ожидаемые результаты:

Проведение описанного выше комплекса мероприятий позволяет:  
- формирование ресурсной базы для дальнейшей разработки инновационных программ в сфере трудоустройства и социальной адаптации молодежи. 
- возможность двустороннего взаимодействия, взаимовыгодного исполь-зования интеллектуального потенциала и социальной активности молодежи, мотивированной на самостоятельное продвижение собственных инициатив, в решении задач развития муниципальной экономики;  
- опыт формирования и представления молодежной аудитории прямого заказа и требования на решение действительно значимых для развития городских экономических, культурных, научных, социальных задач;  
     По итогам работы в рамках работы лагеря-тренинга разработаны проекты, соответствующие ожиданиям и потребностям муниципальной экономики.

Критерии  эффективности проекта (качественные и количественные показатели выполнения проекта):

В результате реализации плана  действий в проекте школьники  и студенты в возрасте от 14 до 25 лет, приобретают:  
-   прямой доступ к информационным и консалтинговым ресурсам по воп-росам развития и продвижения собственных инициатив, конкурентос-пособных идей и проектов на рынке труда;  
-  опыт персональной оценки и выбора конкурентных преимуществ, эконо-мических и социальных стратегий реализации и построения своей эффек-тивной карьеры;  
-  опыт участия в современных тренингах и крупных коммуникационных со-бытиях, опыт само презентации и продвижения бизнес-идей;  
-  непосредственные собственные контакты с представителями молодежной политики, власти, экономики, общественных организаций города;  
-  опыт делового проектирования, практической реализации собственных ин-новационных идей и развития персонального лидерства.

[4, с.  23]

 

3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в Республике Беларусь.

 

Создание необходимых  условий для профессиональной и  трудовой самореализации молодых людей  является приоритетной задачей государства  в области регулирования социально-трудовых отношений.

Самой актуальной по сегодняшний  день остается проблема молодежной безработицы.

Для решения этой проблемы в Республике Беларусь используется опыт стран с развитой рыночной экономикой. Был принят ряд программ, предусматривающих меры по трудоустройству молодежи: «О мерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное от учёбы время» (№ 736 от 18.06.97г.), постановление совета министров Республики Беларусь от 19 декабря 2006 г. № 1681 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь», постановление Совета министров Республики Беларусь о Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 год. [1,с. 89 ]

Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.05, № 222 «О некоторых  вопросах организации деятельности студенческих отрядов», Постановление Совета Министров Республики Беларусь, от14.10.2000, № 1598 «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи», Закон Республики Беларусь от 9.11.99, № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», Постановление Министерства труда Республики Беларусь, от16.07.98, № 65 «Об утверждении Положения об организации временной занятости безработной молодежи "Молодежная практика» [18,с. 1350], Приказ Министерства финансов Республики Беларусь, от 12.12.97, № 185 «Порядок зачисления, учета и расходования средств фонда социальной защиты молодежи»; постановление Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь от 18.07.97 №640; Министерства труда Республики Беларусь от 9.07.97 №165; Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.97 №66 «Об утверждении Примерного положения о Центре трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи, Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 27.02.96, № 18 «Об утверждении Положения о Центре профессиональной ориентации молодежи» [22].

Сегодня на рынке труда  молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности молодым людям трудоустроиться на работу практически невозможно (юриспруденция, аудит), так как они не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, информационно-вычислительное обслуживание) их молодость, энергичность весьма положительно воспринимаются нанимателями - и молодежи отдается предпочтение.

Несмотря на ежегодное  уменьшение безработицы в нашей  стране, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых  людей не имеют работы, трудоустраиваются  лишь 50% выпускников вузов. Данные же статистики свидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту  преступности на 8%. Удручающее положение  с наркоманией: 76% употребляющих  наркотики - молодежь. [21, с. 61]

Получение полной информации о положении молодежи на рынке  труда предполагает исследование проблем  не только безработных, но и занятых, поскольку «занятые» и «безработные»- части единого целого, «совокупной рабочей силой». И занятая и безработная молодежь постоянно находится в условиях ожидания возможной смены социально-трудовой позиции. В экономическом отношении молодежь составляет сегодня значительную часть населения, называемой «работающие бедные», так как доход «работающей» молодежи и той группы, которая зарегистрирована как «безработные», и получает пособие по безработице, посвоим размерам не намного отличается. [10, c.140]

Уровень занятости населения  в любом государстве подвержен  влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики. Наиболее представительные социально - демографические  формы регистрируемой безработицы  – женская и молодёжная.

Я приеду несколько основных факторов, которые существенно влияют на безработицу среди молодежи:

1.Демографические, обусловленные особенностями возрастной структуры населения. Преобладание в общей численности населения удельного веса лиц молодого возраста приводит к повышению доли молодёжи среди безработных.[14]

Уменьшилась как численность  молодежи в возрасте 16-29 лет (с 59 043 чел. в январе-марте 2007 г. до 37 972 чел. в I квартале 2010 г.), так и удельный вес в  составе нуждающихся в трудоустройстве  безработных (с 47,7 % в I кв. 2007 г. до 40,1 % в I кв. 2010 г.).[21, c.62]

2. Экономические, когда реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников, приводит к напряжённости на рынке труда. Процесс адаптации молодёжи к новым условиям происходит сложно. В качестве эталонов для молодёжи всё чаще выступают люди, зарабатывающие деньги сомнительным путем.

3.Образовательные, когда продолжается подготовка по профессиям и специальностям, которые в дальнейшем не пользуются должным спросом на рынке труда.

Даже не смотря на то, что в 4,5 раза уменьшилось число выпускников общеобразовательных и базовых школ (с 9007 чел. в I кв. 2006 г. до 2021 чел. в I кв. 2009 г.), в 2,5 раза сократилось число выпускников профессиональных образовательных учебных заведений (с 3661 чел. в I кв. 2006 г. до 1477 чел. в I кв. 2009 г. [21, c.62] Наибольшую сложность в трудоустройстве испы-тывают ученики школ, ПТУ, ссузов, и вузов не имеющие опыта работы. К тому же, выпускники учебных заведений, выходя на рынок, требуют престижных рабочих мест, их соответствия полученной в учебном заведении специальности. Характерной особенностью белорусского рынка труда является так называемая «интеллектуальная безработица», имеющая тенденцию увеличения как среди мужчин, так и среди женщин [14, с. 51].

Низкий процент трудоустройства  выпускников общеобразовательных  школ мотивируется нежеланием работать по предложенным неквалифици-рованным специальностям. При этом окончившие ПТУ в большей степени, чем другие выпускники, связывают свой профессиональный выбор с возможностью трудоустроиться и стремятся на работу за пределы республики (в основном Россию и Польшу), где заработки выше. [21, c.62]

Анализ результатов социологического исследования социально-профессиональных установок безработной молодежи и выпускников учебных заведений  города Минска, а так же статистических данных Пинского регионального центра занятости показывает, что основными причинами безработицы среди молодежи являются отказ от работы по собственному желанию и невозможность трудоустроиться по окончании учебного заведения. Регистрируясь в службе занятости, молодое люди стремятся либо трудоустроиться, либо получит первую профессию или переобучиться на курсах [1, с.88].

На 1 апреля 2010 г. на учете  в органах по труду, занятости  и социальной защите состояло 16,7 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет, в  том числе 843 человека из числа выпускников  школ.

В то время как за 2009 г. на профессиональное обучение было направлено 15,2 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет. Среди прошедших профессиональное обучение более 50 % обучены профессии, специальности впервые.

В I квартале 2010 г. на профессиональное обучение было направлено 5 тыс. человек  в возрасте 16-29 лет.

Для решения проблемы занятости  молодежи Законодательством о труде  и занятости были предусмотрены дополнительные гарантии со стороны государства в этой области:

- Согласно ст. 11 Закона  Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики  Беларусь» с последующими изменениями  и дополнениями (далее - Закон  о занятости) государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости впервые ищущим работу в возрасте до 21 года.

- бронирование рабочих мест: на практике бронирование рабочих мест осуществляется в соответствии с Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595, с последующими изменением и дополнением.

- в соответствии с законодательством о труде государство гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.

Предоставление первого  рабочего места выпускникам государственных  учреждений образования обеспечивается путем направления их на работу по персональному распределению.

- проводятся работы по профессиональной ориентации молодежи:в Респуб-ликанском, Гродненском и Витебском областных центрах профес-сиональной ориентации молодежи можно получить профессиональные, справочно-информационные, индивидуальные и групповые консультации.

В 2010 г. получили профессиональные консультации 80 427 человек, в том  числе: индивидуальные профессиональные консультации - 3704 человека, групповые  профессиональные консультации - 10 609 человек, справочно-информационные - 63 150 человек, консультации для родителей и  педагогов - 2479 человек, медицинские  профессиональные консультации - 358 человек. [21, c.63]

Информация о работе Конкурентоспособность молодежи на рынке труда, государственная молодежная политика занятости