Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в развитии методологии исследования конкурентоспособности рабочей силы как экономической категории, выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ субъектов рынка труда (молодежи) - носителей рабочей силы. Рост конкурентоспособности рабочей силы выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этих целей. Сама по себе рыночная экономика объективно не позволяет трактовать рабочую силу вне связи с конкуренцией.
Введение………………………………………………………………………….1
1.Конкурентоспособность рабочей силы: понятие, показатели и формы………………………………………........................................................4
2. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда………………………………………………………………………12
3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в
Республике Беларусь……………………...……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30
Учитывая вышеизложенное
было решено продолжить разработку проектов
в сфере программ содействия занятости
и развития кадрового потенциала
молодежи, в целях выбора сферы
деятельности, получения профес-сионального
образования, методов эффективного трудоустройства
и дальнейшей успешной адаптации на рынке
труда. Такой проект должен включать в
себя цикл мероприятий, способствующих
эффективной занятости молодежи, формирующих
социально-психологические, информационные
и организационные условия для профессионального
самоопределения молодежи на рынке труда,
направленных на содействие в постоянном
и временном трудоустройстве молодежи
с целью реализации индивидуального потенциала,
формирования здорового образа жизни
и достойного благосостояния.
Проект Межрегиональный профильный
молодежный лагерь-тренинг «Деловые люди:
повышение конкурентоспособности молодежи» призван:
- сформировать у подрастающего поколения
ощущение востребованности на
рынке труда в современных социально-экономических
условиях;
- адаптировать в молодежной среде идеи
возможности преодоления
социально-психологических проблем при выборе профессии и дальнейшем
трудоустройстве;
- представить для широкого круга специалистов
тиражируемую модель
развития инновационного поведения молодежи, продемонстрировав
эффекты и результаты продуктивной деятельности самой молодежи,
адекватные потребностям
экономической и политической жизни страны.
Актуальность данного проекта
значительно возрастает, поскольку проект
призван способствовать созданию в молодежной
среде оптимальных условий для выработки
стратегии, построения и дальнейшего продвижения
деловой карьеры; формированию механизмов
принятия самостоятельных решений, формулировки
стоящих задач, аналитических навыков.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта: создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи.
Задачи:
1. Оказание информационной, психологической
и организационно-правовой помощи в выборе
оптимального вида занятости с учетом
потребностей и воз-можностей молодого
гражданина;
2. Создание устойчивой мотивации молодого
человека к самостоятельному грамотному
поиску вакансий на рынке труда;
3. Организация масштабного, мобильного
обучения и консалтингового соп-ровождения
молодежи - участников проекта в контексте
успешной адаптации молодежи на рынке
труда.
4. Вовлечения ведущих работодателей, субъектов
экономической жизни ре-гионов - участников
проекта в работу с молодежью.
5. Продвижение в молодежной среде ценностей
труда, карьерного роста и применения
своих сил в России.
Ожидаемые результаты:
Проведение описанного выше
комплекса мероприятий
- формирование ресурсной базы для дальнейшей
разработки инновационных программ в
сфере трудоустройства и социальной адаптации
молодежи.
- возможность двустороннего взаимодействия,
взаимовыгодного исполь-зования интеллектуального
потенциала и социальной активности молодежи,
мотивированной на самостоятельное продвижение
собственных инициатив, в решении задач
развития муниципальной экономики;
- опыт формирования и представления молодежной
аудитории прямого заказа и требования
на решение действительно значимых для
развития городских экономических, культурных,
научных, социальных задач;
По итогам работы в рамках
работы лагеря-тренинга разработаны проекты,
соответствующие ожиданиям и потребностям
муниципальной экономики.
Критерии эффективности проекта (качественные и количественные показатели выполнения проекта):
В результате реализации плана
действий в проекте школьники
и студенты в возрасте от 14 до 25 лет,
приобретают:
- прямой доступ к информационным
и консалтинговым ресурсам по воп-росам
развития и продвижения собственных инициатив,
конкурентос-пособных идей и проектов
на рынке труда;
- опыт персональной оценки и выбора
конкурентных преимуществ, эконо-мических
и социальных стратегий реализации и построения
своей эффек-тивной карьеры;
- опыт участия в современных тренингах
и крупных коммуникационных со-бытиях,
опыт само презентации и продвижения бизнес-идей;
- непосредственные собственные контакты
с представителями молодежной политики,
власти, экономики, общественных организаций
города;
- опыт делового проектирования, практической
реализации собственных ин-новационных
идей и развития персонального лидерства.
[4, с. 23]
3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в Республике Беларусь.
Создание необходимых
условий для профессиональной и
трудовой самореализации молодых людей
является приоритетной задачей государства
в области регулирования
Самой актуальной по сегодняшний день остается проблема молодежной безработицы.
Для решения этой проблемы в Республике Беларусь используется опыт стран с развитой рыночной экономикой. Был принят ряд программ, предусматривающих меры по трудоустройству молодежи: «О мерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное от учёбы время» (№ 736 от 18.06.97г.), постановление совета министров Республики Беларусь от 19 декабря 2006 г. № 1681 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь», постановление Совета министров Республики Беларусь о Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 год. [1,с. 89 ]
Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.05, № 222 «О некоторых вопросах организации деятельности студенческих отрядов», Постановление Совета Министров Республики Беларусь, от14.10.2000, № 1598 «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи», Закон Республики Беларусь от 9.11.99, № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», Постановление Министерства труда Республики Беларусь, от16.07.98, № 65 «Об утверждении Положения об организации временной занятости безработной молодежи "Молодежная практика» [18,с. 1350], Приказ Министерства финансов Республики Беларусь, от 12.12.97, № 185 «Порядок зачисления, учета и расходования средств фонда социальной защиты молодежи»; постановление Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь от 18.07.97 №640; Министерства труда Республики Беларусь от 9.07.97 №165; Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.97 №66 «Об утверждении Примерного положения о Центре трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи, Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 27.02.96, № 18 «Об утверждении Положения о Центре профессиональной ориентации молодежи» [22].
Сегодня на рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности молодым людям трудоустроиться на работу практически невозможно (юриспруденция, аудит), так как они не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, информационно-вычислительное обслуживание) их молодость, энергичность весьма положительно воспринимаются нанимателями - и молодежи отдается предпочтение.
Несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов. Данные же статистики свидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту преступности на 8%. Удручающее положение с наркоманией: 76% употребляющих наркотики - молодежь. [21, с. 61]
Получение полной информации о положении молодежи на рынке труда предполагает исследование проблем не только безработных, но и занятых, поскольку «занятые» и «безработные»- части единого целого, «совокупной рабочей силой». И занятая и безработная молодежь постоянно находится в условиях ожидания возможной смены социально-трудовой позиции. В экономическом отношении молодежь составляет сегодня значительную часть населения, называемой «работающие бедные», так как доход «работающей» молодежи и той группы, которая зарегистрирована как «безработные», и получает пособие по безработице, посвоим размерам не намного отличается. [10, c.140]
Уровень занятости населения
в любом государстве подвержен
влиянию изменения деловой
Я приеду несколько основных факторов, которые существенно влияют на безработицу среди молодежи:
1.Демографические, обусловленные особенностями возрастной структуры населения. Преобладание в общей численности населения удельного веса лиц молодого возраста приводит к повышению доли молодёжи среди безработных.[14]
Уменьшилась как численность
молодежи в возрасте 16-29 лет (с 59 043 чел.
в январе-марте 2007 г. до 37 972 чел. в I квартале
2010 г.), так и удельный вес в
составе нуждающихся в
2. Экономические, когда реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников, приводит к напряжённости на рынке труда. Процесс адаптации молодёжи к новым условиям происходит сложно. В качестве эталонов для молодёжи всё чаще выступают люди, зарабатывающие деньги сомнительным путем.
3.Образовательные, когда продолжается подготовка по профессиям и специальностям, которые в дальнейшем не пользуются должным спросом на рынке труда.
Даже не смотря на то, что в 4,5 раза уменьшилось число выпускников общеобразовательных и базовых школ (с 9007 чел. в I кв. 2006 г. до 2021 чел. в I кв. 2009 г.), в 2,5 раза сократилось число выпускников профессиональных образовательных учебных заведений (с 3661 чел. в I кв. 2006 г. до 1477 чел. в I кв. 2009 г. [21, c.62] Наибольшую сложность в трудоустройстве испы-тывают ученики школ, ПТУ, ссузов, и вузов не имеющие опыта работы. К тому же, выпускники учебных заведений, выходя на рынок, требуют престижных рабочих мест, их соответствия полученной в учебном заведении специальности. Характерной особенностью белорусского рынка труда является так называемая «интеллектуальная безработица», имеющая тенденцию увеличения как среди мужчин, так и среди женщин [14, с. 51].
Низкий процент
Анализ результатов
На 1 апреля 2010 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 16,7 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет, в том числе 843 человека из числа выпускников школ.
В то время как за 2009 г. на профессиональное обучение было направлено 15,2 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет. Среди прошедших профессиональное обучение более 50 % обучены профессии, специальности впервые.
В I квартале 2010 г. на профессиональное обучение было направлено 5 тыс. человек в возрасте 16-29 лет.
Для решения проблемы занятости молодежи Законодательством о труде и занятости были предусмотрены дополнительные гарантии со стороны государства в этой области:
- Согласно ст. 11 Закона
Республики Беларусь от 15 июня 2006
г. «О занятости населения
- бронирование рабочих мест: на практике бронирование рабочих мест осуществляется в соответствии с Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595, с последующими изменением и дополнением.
- в соответствии с законодательством о труде государство гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.
Предоставление первого
рабочего места выпускникам
- проводятся работы по профессиональной ориентации молодежи:в Респуб-ликанском, Гродненском и Витебском областных центрах профес-сиональной ориентации молодежи можно получить профессиональные, справочно-информационные, индивидуальные и групповые консультации.
В 2010 г. получили профессиональные консультации 80 427 человек, в том числе: индивидуальные профессиональные консультации - 3704 человека, групповые профессиональные консультации - 10 609 человек, справочно-информационные - 63 150 человек, консультации для родителей и педагогов - 2479 человек, медицинские профессиональные консультации - 358 человек. [21, c.63]