Конкурентоспособность молодежи на рынке труда, государственная молодежная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в развитии методологии исследования конкурентоспособности рабочей силы как экономической категории, выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ субъектов рынка труда (молодежи) - носителей рабочей силы. Рост конкурентоспособности рабочей силы выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этих целей. Сама по себе рыночная экономика объективно не позволяет трактовать рабочую силу вне связи с конкуренцией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1
1.Конкурентоспособность рабочей силы: понятие, показатели и формы………………………………………........................................................4
2. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда………………………………………………………………………12
3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в
Республике Беларусь……………………...……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  быстрая смена технологий, внедрение  новых материалов требует постоянного  переобучения работающих, овладения  новыми профессиями, опыт работы. Растущие темпы экономических изменений и гибкость рынка труда также приводят к необходимости смены работы и даже профессии, все больше требует перехода от традиционной формы занятости в гибких и использования в процессе профессионального обучения инновационных технологий. Особенно это касается организации профессионального обучения незанятой молодежи с целью повышения его конкурентоспособности на рынке труда. При этом следует учитывать зарубежный опыт применения инновационных методов и инновационных технологий, направленных на усиление адаптируемости трудового потен-циала с требованиями современного рынка труда.

Так, например, в связи с необходимостью решения проблем безработицы среди молодёжи Кемеровской области была разработана целевая регио-нальная программа «Повышение конкурентоспособности молодёжи Кузбасса на рынке труда на 2009 –2010 годы».

Ниже приведены основные цели, задачи и принципы принятой в  Кеме-ровской области программы поддержки молодёжи.

      Цели программы:

  • создание условий для повышения конкурентоспособности молодёжи на

рынке труда, содействие адаптации молодёжи в условиях новых эконо-

мических отношений;

  • разработка мероприятий, направленных на поддержку молодёжи  и 

смягчение последствий структурной  перестройки экономики;

  • расширение сферы приложения сил различных категорий молодёжи.

Задачи программы:

  • социальная и психологическая поддержка молодёжи в условиях струк-

турной перестройки экономики области;

  • разработка новых технологий социальной поддержки молодёжи в про-

цессе реструктуризации экономики области;

  • обеспечение социальной защиты молодёжи в сфере занятости, а так же

в других сферах, особенно таких  категорий как инвалиды, «трудные» 

подростки, лица из многодетных  и малообеспеченных семей;

  • поддержка молодёжи в стремлении к самозанятости и самообеспечению;
  • оперативное информационное обеспечение основных направлений мо-лодёжной практики.

     Принципы программы:

  • правовая обоснованность разрабатываемых и реализуемых мероприятий;
  • бесплатный характер услуг, предоставляемых молодым людям;
  • дифференцированный подход в реализации молодёжной практики, исходя из специфики проблем молодёжи в городах и сельских районах.

Основой региональной молодёжной политики является осуществление

государственной политики, реализуемой на территории региона на основе

общероссийских целей  и принципов этой политики и исходя из регио-нальных особенностей. Региональная политика призвана содействовать молодым гражданам в возрасте от 14 до 29 лет в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоор-ганизации.

Основные  направления молодёжной политики в Кузбассе следующие:

-         создание сети социальных служб  для молодёжи;

-         социальная защита и поддержка  молодёжи;

-         занятость молодёжи;

-         жильё для молодёжи;

-         поддержка детских и молодёжных  объединений;

-         развитие молодёжного отдыха;

-         поддержка одарённой молодёжи.[17, с. 51]

По этому направлению  программа повышения конкурентоспособности  молодёжи на рынке труда в Кузбассе предполагает  мероприятия:

-  расширение сферы деятельности учреждений для организации

   трудоустройства молодёжи по принципу «молодёжных бирж»;

- расширение «Молодёжной практики»;

-  поддержка предпринимательских инициатив среди молодёжи;

-  создание системы информационного обеспечения основных направлений

молодёжной политики.[18, с. 47]

Ужесточаются требования, предъявляемые работодателями, растут притя-зания выпускников. В этих условиях неизбежно встает вопрос  о возрож-дении и модернизации вузовской системы трудоустройства выпускников.

Одновременно с корректировкой учебного процесса в соответствии с  требованиями регионального рынка труда выпускников необходимо обучать приемам грамотного построения профессиональной карьеры, самостоя-тельного поиска рабочего места.

Особого внимания заслуживает  вопрос об укреплении контактов работо-дателей с государственными и частными посредниками, действующими на рынке труда.

Не менее важное значение имеет координация деятельности вузов, связанной с трудоустройством выпускников, а также анализ и распространение позитивного опыта работы высшей школы на рынке труда.[3, с. 35]

Интересным является подход к решению данной проблемы вузов  Америки и Западной Европы. На базе университетов западных стран действуют специальные центры по содействию студентам и выпускникам в трудоуст-ройстве и развитии карьеры.

А основными задачами таких центров в России стали: мониторинг рынка

труда, анализ и прогноз  социально – экономической ситуации, предостав-ление рекомендаций учебным заведением на основе изучения спроса эконо-мики в специалистах, налаживание связей с работодателями, содействие в нахождении работы и/или учебных стажировок студентам вуза. В то же время студенты, например, социологического, экономического, филологичес-кого факультетов могут сами стать участниками центров, собирая и анализи-руя информацию о рынке труда, тем самым, получая опыт работы.

Во многих вузах, в том  числе и кузбасских, несколько  лет назад начали

формироваться отделы, занимающиеся прогнозированием спроса на специалистов определенного профиля. Очень важно продолжать развивать это направление, так как мониторинг рынка труда позволяет определить новые и актуальные курсы и специальности, которые должны быть открыты в вузах и в дальнейшем будут пользоваться спросом.

Старания только учебного заведения не могут решить всех проблем. Поэтому необходимо активное взаимодействие федеральных, региональных органов власти, вузов, работодателей и, конечно же, самих студентов.

Пока эффективного решения  трудоустройства молодых специалистов не найдено, выпускникам остается одно: уже на старших курсах вырабатывать стратегию своего дальнейшего трудового поведения, мобилизовывать все свои способности и потенциал для получения практического опыта. А «выпускник» с годовым стажем, по мнению многих работодателей, представляет собой интересный вариант.[9, с. 17]

Для решения этой проблемы в сентябре 2002 года согласно распоряжению министерства образования был создан Центр высшего образования, который сочетает в себе всю работу со студентами и с вузами. Его задача заключалось в том, чтобы помочь студентам 4-5 курсов определится с окончательным выбором места работы либо подыскать ее на будущее. По содействию Центра ежегодно проводятся ярмарки молодых специалистов. Помимо ярмарок, в ближайшее время совместно с Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения на базе Кемеровского Государственного Университета будут проводится консультации для тех студентов и выпускников, которые решили в дальнейшем работать не по специальности и которые не знают, где и как пройти переобучение. Стоит отметить, что не смотря на все предложения, выпускники должны понимать: что в первую очередь все зависит от них самих, а функция Центра, скорее всего, ориентирующая, направляющая и посредническая.

Посетили экономический  факультет на «Ярмарке молодых специалистов»

работодатели из семи организаций  города Кемерово:  ООО «Дио – Софт», ООО «ЦТВС «Кузбасстехноспорт», Управление МНС РФ по Кемеровской области, ООО «15 дюймов», «Кемеровское кадровое агентство», МУ «Молодежная биржа труда», Кемеровский региональный филиал КБ «Сибирское О.В.К.», самыми популярными и востребованными вакансиями оказались менеджеры по продажам. Причем сейчас наблюдается очень интересная тенденция. Как ни странно, но большинство организаций отдают приоритет студентам  без опыта работы. По словам самих же работодателей, сейчас гораздо выгоднее взять человека без опыта, но с хорошим потенциалом и обучить самостоятельно, подготовив себе верного и лояльного сотрудника. К тому же наличие экономического образования совсем не обязательно, а вот возраст ограничен: не старше 25-26 лет. Некоторые работодатели сделали акцент на презентабельной внешности и коммуникабельности выпускников. Кстати, на встрече молодым людям было предложено много вакансий. А те студенты, которые так и не определились с выбором места работы, могут обратится в МУ «Молодежная биржа труда».

Опять же, наметевшеяся тенденция к лучшему, ограничивается возрастом.[5,с. 31]

    Так же в Кемеровской области  действует Закон «Об общих принципах

осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области». Настоящий Закон закрепляет гарантии правовой и социальной защищенности молодежи и определяет общие цели, порядок, принципы, формы поддержки молодежи и осуществление молодежной политики органами государственной власти, органами местного самоуправления Кемеровской области совместно с молодежными и детскими общественными объединениями, учреждениями и организациями, работающими с детьми и молодежью; устанавливает основные направления реализации государствен-ной молодежной политики.

К концу 2010 года на территории Кемеровской области действуют 38 молодёжных бирж труда. Молодёжные биржи труда выполняют большую работу по снижению напряженности проблем занятости молодёжи и подростков.

Основными задачами подобных бирж являются:

-     повышение конкурентоспособности молодёжи на рынке труда;

-     содействие в трудоустройстве на постоянную работу;

-     организация трудоустройства несовершеннолетних граждан на

      временную работу;

-    организация про ориентационных услуг и психологической поддержки

      молодёжи;

-    организация постоянной и временной занятости приоритетом для

      молодёжи и подростков, остро нуждающихся в социальной защите;

-     создание новых рабочих мест для молодёжи;

-    содействие занятости выпускникам учебных заведений;

-     организация временной студенческой занятости.

В результате своей деятельности молодёжные биржи сталкиваются со следующими проблемами:

-      недостаточная оснащённость оборудованием и оргтехникой;

-       отсутствие финансирования мероприятий, осуществляемых

        молодёжными биржами труда из средств областного бюджета;

-       нехватка квалифицированных специалистов по причине низкой

        заработной платы работников молодёжных бирж труда.

Из вышесказанного следуют выводы:

-   в последнее время перед молодёжью региона всё острее встают

проблемы занятости;

-    создание молодёжных  бирж труда позволяет реально  решать проблемы

занятости молодёжи и подобные организации необходимо создавать  и поддерживать во всех крупных городах.

Очень интересным, на мой  взгляд, методом повышения конкурентос-пособности  является межрегиональный профильный  молодежный лагерь-тренинг «Деловые люди: повышение конкурентоспособности молодежи».

Проект адресован молодежи, ориентированной на развитие персональной конкурентоспособности и продуктивности. Межрегиональный профильный молодежный лагерь-тренинг «Деловые люди: повышение  конкурентоспо-собности молодежи» – инновационный проект направленный на создание коммуникационной среды, активизирующей участие молодежи в социально-экономической жизни города, формирование у участников лагеря активной жизненной позиции, развития их делового, лидерского, творческого и физического потенциала при трудоустройстве. В результате все участники проекта приобретают устойчивый опыт и умения управления деловыми проектами в реальных условиях, прямой доступ к информационным и консалтинговым ресурсам по вопросам профессионального самоопределения и эффективного трудоустройства, опыт персональной оценки и выбора конкурентных преимуществ, экономических и социальных стратегий реализации и построения своей эффективной карьеры; опыт участия в современных тренингах и крупных коммуникационных событиях, опыт самопрезентации; непосредственные собственные контакты с представите-лями власти, бизнеса и общественности региона. [2, № 6]

При разработке проектов и  программ в сфере молодежной политики в последнее время наиболее актуальным вопросом является вопрос  трудоустройства  и социальной адаптации молодежи. В настоящее время новейшие модели экономического воспитания, всеобуча и профес-сионального ориентирования внедряются медленно. Как следствие, упрощенные, представления о своем месте на рынке труда и в общественной жизни распространяются в молодежном сообществе. Вопреки ожиданиям, в поведении молодых людей в возрасте от 15 до 26 лет, проявляется пассивно - требовательная позиция по отношению к социально-экономической реальности.[15]

Информация о работе Конкурентоспособность молодежи на рынке труда, государственная молодежная политика занятости