Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в развитии методологии исследования конкурентоспособности рабочей силы как экономической категории, выявлении наиболее значимых факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ субъектов рынка труда (молодежи) - носителей рабочей силы. Рост конкурентоспособности рабочей силы выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этих целей. Сама по себе рыночная экономика объективно не позволяет трактовать рабочую силу вне связи с конкуренцией.
Введение………………………………………………………………………….1
1.Конкурентоспособность рабочей силы: понятие, показатели и формы………………………………………........................................................4
2. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда………………………………………………………………………12
3 .Направления государственной молодежной политики на рынке труда в
Республике Беларусь……………………...……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30
Подготовка специалистов
со средним специальным
На начало 2010/11 учебного года прием абитуриентов в республике вели 45 государственных и 10 частных учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. В 2010 году студентами вузов стали 100,5 тыс. человек, 13% из них окончили сельские общеобразовательные учреждения.
Высшее образование во всех формах обучения в 2010/2011учебном году получали 442,9 тыс. студентов, 86% из них – в государственных вузах.
Таблица 3.Учреждения высшего образования
(на начало учебного года)
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 | |
Число учреждений, единиц |
55 |
5 |
53 |
53 |
53 |
55 |
В них учащихся, тыс.чел. |
383,0 |
396,9 |
413,7 |
420,7 |
430,4 |
442,9 |
В том числе получивших образование в форме обучения: | ||||||
Дневной |
192,5 |
197,1 |
205,3 |
209,9 |
216,4 |
221,7 |
Вечерней |
2,0 |
1,2 |
1,0 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
Заочной |
188,5 |
198,6 |
207,4 |
210,1 |
213,3 |
220,5 |
На 10000 чел. населения приходилось учащихся |
398 |
414 |
433 |
442 |
453 |
467 |
Принято, тыс.чел. |
90,5 |
86,6 |
95,4 |
91,5 |
97,8 |
100,5 |
Выпущено,тыс.чел |
53,6 |
61,4 |
66,9 |
68,8 |
74,0 |
73,3 |
На 10000 чел. населения выпущено специалистов |
56 |
64 |
70 |
72 |
78 |
77 |
По количеству студентов в расчете на 10 000 человек населения (467 человек) Республика Беларусь среди стран СНГ уступает только России (523 человека) и Украине (488 человек), но в то же время опережает такие развитые государства, как Австрия (314 человек), Германия (277 человек), Италия (343 человека), Япония (315 человек).
Подготовка специалистов с высшим образованием в республике осуществляется по 400 специальностям и направлениям специальностей.
Наибольшее число студентов получает образование по специальностям экономического профиля – в 2010/11 учебном году 41% общей численности обучающихся. Доля студентов, обучающихся по специальностям профиля «Техника и технологии», составила 18,7% от общей численности студентов, «Педагогика» – 10,7%, «Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство» – 6,3%, «Архитектура и строительство» – 4,3%, а по профилям социальной направленности – «Здравоохранение», «Социальная защита», «Физическая культура. Туризм и гостеприимство» – 7,1%.
В 2010 году дипломы о высшем образовании получили 73,3 тыс. человек. На 10 000 человек населения в 2010 году было выпущено 77 специалистов. [11]
Зачастую работодатели, которые работают с молодыми неопытными специалистами, принимают их на низшие и невысоко оплачиваемые должности. По ряду причин они так же не хотят принимать на работу молодых специалистов и выпускников вузов.
Основные причины:
-отсутствие опыта. Таких
специалистов придется всему
учить, а это требует немало
времени, которого
-в требования к ряду
должностей входит
Но давайте обратим внимание на плюсы молодых специалистов:
-легкая и быстрая обучаемость.
-желание молодых специалистов
реализоваться. Грамотный
-мобильность таких
[16, с. 45]
Несмотря на то, что молодежь
является наиболее перспективным социально-
Из них на первую возрастную
группу (от 16 до 20 лет) приходится 1,7%,
на вторую (от
20 до 24 лет) – 9,7%, на третью
(от 25 до 29 лет) – 13,3%.
Эти группы неоднородны по образу жизни,
уровню образования, профессиональной
подготовке, качественному составу жизненных
установок.
Молодые люди, относящиеся к первой возрастной
группе, являются наиболее уязвимой категорией,
так как к моменту выхода на рынок труда
успевают получить лишь школьное образование,
не имеют стажа работы. За последнее время
наметилась тенденция к увеличению доли
молодых людей, не намеренных продолжать
учебу после окончания школы и выходящих
непосредственно на рынок труда. Низкий
образовательный и профессиональный уровень,
отсутствие четкого представления о будущей
специальности, неустойчивость жизненной
ориентации отрицательно сказываются
на возможностях трудоустройства молодых
людей, относящихся к этой группе; в то
же время они часто меняют работу (малоквалифицированных
работников на предприятии, как правило,
кроме зарплаты, ничто не удерживает).
За последние годы массовый
характер приобрели нарушения
В средней возрастной группе
более высокий уровень образования, четче
выражены жизненные установки. С 20 до 25
лет молодые люди успевают получить специальное
или высшее профессиональное образование,
отслужить в армии, иногда – обзавестись
семьей. С повышением уровня образования
снижается риск потери работы, возрастают
требования к условиям труда и его оплаты,
появляется желание вкладывать средства
в собственную переподготовку. Выпускники
вузов, впервые ищущие работу, так же, как
и молодежь без образования и специальности,
входят в группу риска.
Отказ от централизованного
распределения и бронирования рабочих
мест для молодых специалистов привел
к тому, что значительная часть выпускников
вузов сталкивается с проблемой трудоустройства
(прежде всего в силу несоответствия качества
полученного образования требованиям
рынка труда).
Молодые люди в возрасте
от 25 до 29 лет, входящие в третью группу,
как правило, уже обладают опытом работы,
профессионально подготовлены, то есть
являются наиболее защищенной категорией
занятых на рынке труда.
Для того чтобы соответствовать требованиям
инновационной экономики нового типа,
ограниченные трудовые ресурсы должны
находиться в перманентном процессе переобучения
и профессиональной подготовки.
Для этого представляется необходимым
осуществлять целевые социальные инвестиции
в рынок труда, иначе его неблагоприятное
состояние станет тормозом на пути инновационного
развития страны. Низкая доходность занятости
в промышленности, малоквалифицированный
труд, изношенная материально-технической
база провоцируют отток молодых работников
в сферы деятельности с более высокими
заработками, прежде всего в сектор предоставления
услуг (гостиничный и ресторанный бизнес,
оптовая и розничная торговля, операции
с недвижимым имуществом, аренда, финансово-посреднические
услуги, государственное управление и
оборона, страхование).[7,с. 20]
В свою очередь мы стали свидетелями формирования новой информа-ционной культуры, которая стала важным элементом общей культуры. Расширение потребности в информационных знаниях проявляется и в требованиях к молодым специалистам, впервые выходящим на рынок труда: их конкурентоспособность на сегодняшний день определяется не только уровнем профессиональной подготовки, но и информационной компетентностью. Это понятие подразумевает способность ориентироваться в потоке информации, умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифи-цировать его, обобщать. Это все предполагает владение компьютерными технологиями и интеллектуальными методиками, а создание новой информации требует от человека не только знаний, но и креативности, так же он должен уметь конструктивно взаимодействовать с людьми. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно говорить об информационно-коммуникативной компетентности, включающей в себя развитые навыки межличностного профессионального общения, стремление к достижению благоприятного психологического климата в коллективе и предотвращению конфликтных ситуаций, терпимость к чужой точке зрения.
Работодатели отдают предпочтение таким умениям, как способность выбирать оптимальный стиль общения в деловых ситуациях, аргументированно доказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями, чувствами, поведением. То есть работодатели заинтересованы в специалистах, которым присуща эмоциональная устойчивость, что указывает на осознание ее важности как элемента профессионального мастерства. Они так же акцентируют внимание на способности конструктивно взаимо-действовать с коллегами, подтверждает ценность коммуникативных знаний и умений, поскольку зачастую именно от этого зависит успех компании на рынке товаров и услуг.
Главнейшую роль в структуре информационных компетенций работодатели отводят компьютерной грамотности, эффективному использованию имеющихся информационных ресурсов и технологий. Для работодателя важно умение сотрудников работать в информационном потоку, использую современные технологии, а также защищать информацию.[19,с. 71]
Так, например: в финансовом бизнесе молодые
люди, относящиеся к старшей группе, составляют
две трети всей занятой в нем молодежи;
в государственном управлении, социальном
страховании и операциях с недвижимостью
– почти половину. То есть в указанные
сферы занятости перемещаются более квалифицированные
и перспективные кадры.
Наиболее низкие показатели занятости
молодежи отмечены в отраслях материального
производства – сельском хозяйстве, лесоводстве
и обрабатывающей промышленности. Аналогичная
ситуация в социальной инфраструктуре
– образовании, здравоохранении, социальном
обеспечении. [19,с. 21] Эти виды деятельности
стали малопривлекательными для молодежи,
так как их общественная значимость не
подкреплена достойной заработной платой.
В экономике республики, по информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, удельный вес работающей молодежи в воз-расте до 30 лет увеличился незначительно и составил на конец 2010 г. 24 %.
Наибольший удельный вес
молодежи от общей численности работающих
отмечается в таких отраслях экономики,
как информационно-вычисли-
2. Зарубежный опыт
повышения
Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Ведь мы, молодежь, - это и есть будущее нашей страны.
В следствии этого - проблема конкурентоспособности молодежи на рынке труда весьма актуальна.
Я рассмотрю повышение
конкурентоспособности
1. низкая конкурентоспособность выпускников по сравнению с другими
возрастными группами (отсутствие жизненного и профессионального опыта, зачастую расплывчатое представление студентов о будущей профессии, недостаточная информированность о внутреннем устройстве различных организаций, недостаточная информированность о ситуации на рынке труда и возможных способах поиска работы, нередко завышенная самооценка студента).
2. отсутствие детального и систематического изучения и анализа регио-нального и федерального рынка труда и координации в подготовке кадров. Вследствие этого значительная часть выпускников работает не по специальности, снижая тем самым уровень своей первоначальной квали-фикации.
Ряд проблем создает также и то, что почти в каждом вузе России готовят юристов, экономистов, менеджеров и крайне мало специалистов технических
специальностей. Вузы зачастую дают лишь общие (теоретические) предс-тавления о будущей профессии и многие выпускники, устраиваясь на работу, начинают учиться заново. [8, с. 16]
Также повышение уровня конкурентоспособности молодежи напрямую зависит от темпов создания организационно-экономических предпосылок для становления «экономики знаний», которая предусматривает повышение качества трудового потенциала. Зарубежный опыт и развитие информационных технологий, трансформирующие знания в информацию, дают возможность эффективно внедрять технологические новшества.