Конкурентоспособность продукции, анализ конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение качества и конкурентоспособности продукции, изучение показателей и методов оценки качества продукции.
Объектом курсовой работы является: Общество с Ограниченной Ответственностью «Мяском».
Предмет исследования – анализ конкурентоспособности продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………….

4
1.1 Понятие качества продукции………….……………………………………...
4
1.2 Факторы и показатели обеспечения качества товара……………………….
5
1.3 Методы определения значений показателей качества …………………...…
8
1.4 Понятие конкурентоспособности товара …………………………..………..
1.5 Методы оценки конкурентоспособности продукции……………………..
10
12
1.6 Факторы конкурентоспособности продукции……………………………..
15

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………
17
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………………..
17
2.2 Анализ конкурентоспособности…….………………………………………..
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика Вова.docx

— 69.46 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

2

1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………….

 

4

1.1  Понятие качества  продукции………….……………………………………...

4

1.2  Факторы и показатели обеспечения качества товара……………………….

5

1.3  Методы определения значений показателей качества …………………...…

8

1.4  Понятие конкурентоспособности товара …………………………..………..

1.5  Методы оценки конкурентоспособности продукции……………………..

10

12

1.6  Факторы конкурентоспособности  продукции……………………………..

15

   

2.  АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………

17

2.1  Краткая характеристика предприятия………………………………………..

17

2.2  Анализ конкурентоспособности…….………………………………………..

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

26


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода к рыночной экономике повышение конкурентоспособности  товаров является важнейшей маркетинговой задачей предприятий, т.к. в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Под конкурентоспособностью понимается комплексная много аспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, что обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.

Таким образом, конкурентоспособность  товаров в маркетинге представляет собой сложную категорию, состоящую  из ряда элементов, важнейшим из которых  является их качество, которое представлено совокупностью свойств и характеристик  продукции (или услуги), обеспечивающей удовлетворение установленных или  предполагаемых потребностей. Основным законом бизнеса в отношении качества является утверждение о том, что если потребитель считает, что данный товар плохого качества, значит, он действительно плохого качества, даже если соответствует чертежам и спецификациям и это подтверждается инспекцией. Следуя этому написанному закону, фирмы зарубежных стран стараются обеспечить уровень качества товаров в соответствии с интересами потребителя

Актуальность темы обосновываются тем, что любое предприятие имеет конечную цель - достижение наибольших положительных результатов на рынке, занять более выгодные позиции и получить максимальную прибыль, этого добиваются за счет конкурентоспособности выпускаемого товара, которая основывается на качестве товара.

Целью курсовой работы является изучение качества и конкурентоспособности продукции, изучение показателей и методов оценки качества продукции.

Объектом курсовой работы является: Общество с Ограниченной Ответственностью «Мяском».

Предмет исследования – анализ конкурентоспособности продукции.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть общую характеристику качества и конкурентоспособность продукции;
  • раскрыть развитие систем управления;
  • рассмотреть показатели уровня качества и методы их оценки;
  • раскрыть характеристику уровня качества и методов оценки продукции.

Методы исследования: аналитический  и расчетно-аналитический.

В работе были использованы учебные материалы следующих авторов: Горфинкель В.Я. и Швандара В.А., Сафронов Н.А., Мишин В.М, Кричевский М.Л. и Минько Э.В., и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

 

1.1  Понятие качества продукции

 В условиях рыночных отношений актуальность управления качеством обусловлена необходимостью производства продукции, имеющей высокую конкурентоспособность. Высокое качество продукции является самой весомой составляющей, определяющей конкурентоспособность продукции. Для российской экономики обеспечение стабильного высокого качества продукции, соответствующего требованиям потребителя, имеет большое значение еще и потому, что без выполнения этого условия национальная экономика России не сможет интегрироваться в мировое хозяйство и занять там достойное место. Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Под объектом понимается все, что может быть описано или измерено: товар, услуга, процесс, система, организация или отдельное лицо (лица) или их комбинация. Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.1 ( Экономика предприятия. Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А . стр.455.)

Обеспечение качества продукции – планируемые и систематически выполняемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям. Высокий уровень качества продукции и услуг способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество, как экономическая категория, носит двойственный характер. Качество оценивает как предприятие-изготовитель товара, так и потребитель со своими критериями оценки качества. В процессе «создания качества» участвуют и те, и другие. Письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам) дает процедура, называемая сертификацией продукции.

Качество продукции  – совокупность свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений.1 (Учебное пособие .Минько Э. В.,Минько А.Э.,Смирнов В.П. ,стр.4.)

Требования к качеству продукции формируются потребителями (заказчиками), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются в соответствующих  нормативно-технических документах и договорах.

Действующее законодательство определяет и юридически закрепляет отношения участников общественного  производства, связанные с обеспечением качества научно-технической, промышленной, строительной, сельскохозяйственной и  другой продукции, транспортных, снабженческих, торговых и других видов работ  и услуг, предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Оно  должно предусматривать усиление воздействия  хозяйственного механизма, экономических  рычагов и стимулов на обеспечение  качества и конкурентоспособности  разрабатываемой и используемой продукции, производимых работ и  услуг в условиях рыночных отношений, демократизации общественной жизни, развития конкуренции.

1.2  Факторы и показатели обеспечения качества товара

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с  аналогичными свойствами базового или эталонного образца.

Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы:

  • показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения);

  • показатели надежности и технологичности;

  • показатели унификации и стандартизации;

  • эстетические показатели;

  • эргономические показатели;

  • показатели транспортабельности;

  • патентно-правовые показатели;

  • экологические показатели;

  • показатели безопасности.

В зависимости от потребности  используется тот или иной показатель. Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.1(Экономика предприятия- Горфинкель В.Я., Швандар В.А, стр.236.)

На каждом предприятии  на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классификация представлена в таблице.

Таблица 1 – Внутренние факторы влияния на качество продукции

Наименование фактора

Описание влияния на продукцию

1

2

Технические факторы

Существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.


 

 Продолжение таблицы 1

1

2

Организационные факторы

Связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы

Обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-экономические  факторы

Влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников - все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.


 

 

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или  окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия  и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие  внешней среды можно разделить  на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные.

Анализ внешней среды  дает возможности организации для  прогнозирования ее возможностей, для  составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы  раннего предупреждения на случай возможных  угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние  угрозы в любые выгодные возможности.

1.3  Методы определения значений показателей качества

Методы определения значений показателей качества продукции разделяются по способам и источникам получения информации. В зависимости от способа получения информации различают измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений  при необходимости приводятся путем  соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному  атмосферному давлению и т. п. С помощью  измерительного метода определяются значения: масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др.

Регистрационный метод основан  на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или  патентами и т. п.). Этим методом  определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

Органолептический метод основан  на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятии органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических средств (лупа, микрофон и т. д.). С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции, анализ конкурентоспособности