Конкурентоспособность продукции, анализ конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение качества и конкурентоспособности продукции, изучение показателей и методов оценки качества продукции.
Объектом курсовой работы является: Общество с Ограниченной Ответственностью «Мяском».
Предмет исследования – анализ конкурентоспособности продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………….

4
1.1 Понятие качества продукции………….……………………………………...
4
1.2 Факторы и показатели обеспечения качества товара……………………….
5
1.3 Методы определения значений показателей качества …………………...…
8
1.4 Понятие конкурентоспособности товара …………………………..………..
1.5 Методы оценки конкурентоспособности продукции……………………..
10
12
1.6 Факторы конкурентоспособности продукции……………………………..
15

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………
17
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………………..
17
2.2 Анализ конкурентоспособности…….………………………………………..
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика Вова.docx

— 69.46 Кб (Скачать файл)

Расчетный метод основан на использовании  информации, получаемой с помощью  теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда  последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.

В зависимости от источника информации методы определений значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.

Определение значений показателей  качества продукции традиционным методом  осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных  подразделений предприятий, учреждений или организаций. К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п.; а к расчетным – конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др. Работники лабораторий определяют и поставляют информацию, например, о механической прочности металлов, массовой доле серы, вязкости, массовой доле золы в угле, кислотности веществ и др.

Определение значений показателей  качества продукции экспертным методом  осуществляется группой специалистов-экспертов, например, товароведов, дизайнеров, дегустаторов и т. п. С помощью экспертного  метода определяются значения таких  показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых  эргономических и эстетических показателей.

Определение значений показателей  качества продукции социологическим  методом осуществляется фактическими или потенциальными потребителями  продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с  помощью распространения специальных  анкет-вопросников, а также путем  организации конференций, выставок и т. п. При необходимости используются совместно несколько методов определения значений показателей качества продукции.

1.4  Понятие конкурентоспособности товара

В условиях рыночной экономики  конкурентоспособность товара это  главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших  показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность товаров  зависит от ряда факторов, в связи  с чем, понятие конкурентоспособность достаточно ёмкое. Конкурентоспособность рассматривают, как способность товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.

При сравнении групповых  потребительских свойств и факторе  в конкурентоспособности можно провести аналогию.

Таблица 2 – Сравнение потребительских свойств и конкурентоспособности

Групповые потребительские  свойства

Факторы конкурентоспособности

Социальные

Престижность

Функциональные

Технические параметры

Эргономичность

Сервисные возможности

Надежность

Имидж фирмы

Безопасность

Имидж фирмы

Эстетичность

Дизайн

 

Послепродажное время

 

Цена покупки и потребления


 

Рассматривая конкурентоспособность  в данном аспекте, можно сказать  о том, что конкурентоспособность это более товароведное понятие, чем какой – либо другой науки.

В этой связи и по причине  того, какое значение принимает конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые характеризуют, товары со всех точек зрения.

Конкурентоспособность можно  рассматривать и как комплексное  свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек зрения, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом, конкурентоспособность – это совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара – это степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами: других отечественных и зарубежных предприятий.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.

 

1.5  Методы оценки конкурентоспособности продукции

 

Оценка способности товара конкурировать производится путем  сопоставления параметров анализируемой  продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается  либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец - это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем  продаж и наилучшую перспективу  сбыта в будущем. Если за базу сравнения  принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности  можно производить по формуле:

 

q= (P/ Pi0) * 100%  ( 1)

 

где q — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Р — величина i-го параметра для анализируемого товара; Р i0 — величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.

По единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности (или сводные индексы конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них по формуле:

Iпп = ∑ ni=1 a* q (2)

 

где Iпп — групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n — число параметров, участвующих в оценке; а — вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, — единичный показатель по i-му техническому параметру.

Сумма а, должна равняться 1.

В ряде случаев уровень конкурентоспособности  определяют с помощью групповых  показателей по одной группе параметров. Например, зная величину групповых показателей конкурентоспособности товара по потребительным (техническим) параметрам, расчет конкурентоспособности проводят по формуле:

 

K= Iпп1 / Iпп2  (3)

 

где K— показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу — товару-конкуренту по потребительным параметрам; Iпп1 и Iпп2 — групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента.

По аналогичной схеме определяют набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления.

Обычно величины экономических  параметров (размер издержек) складываются из цены изделия (С1), расходов на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налогов (С8), страховых взносов (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления — СЭ, т.е. объем средств, необходимых в течение всего срока эксплуатации товара:

 

СЭ = С+ С+ С+... + С (4)

Групповой показатель по экономическим  параметрам рассчитывается по формуле:

 

Iэп = Сэ1 / Сэ2  (5)

 

где Cэ1 — цена потребления оцениваемого товара; Сэ2 — цена потребления конкурирующего товара.

Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар отвечает запросам (ожиданиям) покупателя.

Как правило, сумма затрат на эксплуатацию товара превосходит покупную цену, однако, если речь идет о продовольственных  товарах и розничных покупателях, обычно учитывается лишь С, (цена товара).

На базе групповых (сводных) показателей  конкурентоспособности определяют интегральный показатель относительной  конкурентоспособности (К) изделия:

 

K = Iпп/ Iпэ  (6)

 

Если К > К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К— уступает, если К = К— оба находятся на одном уровне.

Интегральный показатель конкурентоспособности  товара выражает степень привлекательности  товара для покупателя.

Единичные и групповые  показатели, отражая степень удовлетворения потребности, все-таки не дают возможность  оценить конкурентоспособность  товара. Для этого необходимо сопоставить  показатели анализируемого товара и  его конкурента и выяснить, какой  из них в большей степени соответствует  потребности. Такое сопоставление  позволяет определить уровень конкурентоспособности  данного товара в сравнении с  товаром-конкурентом применительно  к конкретной потребности.

 

 

1.6  Факторы конкурентоспособности продукции

 

Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность  товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.

Для того чтобы товар был  приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара:

  • Технические параметры. Включают: параметры назначения (свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять; эргономические параметры (характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций;  конструктивные параметры (отражают конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров; эстетические параметры (характеризуют внешнее восприятие товара).
  • Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.
  • Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.

 

 

Вывод по главе. Таким образом, можно сделать вывод, что оценка и изучение конкурентоспособности товара должна вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения. Вместе с тем ясно, что любой товар, как только он вышел на рынок, немедленно в той или иной мере теряет свою конкурентоспособность. Этот процесс можно замедлить, но оставить невозможно. Поэтому новое изделие должно проектироваться по такому графику, который обеспечивал бы выход на рынок именно к моменту серьезной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иными словами, конкурентоспособность товара обязана быть опережающей и долговечной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

 

2.1  Краткая характеристика предприятия

 

Общество с Ограниченной Ответственностью «Мяском» - один из лидеров мясоперерабатывающей промышленности с 2003 года, то есть в текущем 2012-м году организации исполняется 9 лет. Директор предприятия - Маслов Александр Георгиевич.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции, анализ конкурентоспособности