Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть конкуренцию и доказать важность ее развития для экономического развития стран.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, функции и виды конкуренции, и условия ее возникновения;
проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
Введение……………………………………………………………………………4
1. Конкуренция. Виды конкуренции ……………………………………………..6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции, ее функции и виды…...6
1.2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………….....9
2. Конкуренция в экономике Беларуси ………………………………………….20
2.1.Конкурентный порядок как задача экономической политики ……………..20
2.2 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики ………………………………………………………………………….22
3. Проблемы создания и совершенствования конкурентной среды в Беларуси.26
3.1.Объективная необходимость становления и развития конкуренции ……...26
3.2 Конкурентная политика в структурной перестройке национальной экономики …………………………………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………..
Также выделяется функциональная, видовая, предметная конкуренция.
Функциональная конкуренция (конкуренция определенного товара) появляется потому, что потребности человека можно удовлетворить разными способами. И, соответственно, все такие товары являются функциональными конкурентами.
Видовая конкуренция (конкуренция по цене и качеству) означает, что товары, предназначенные для одной цели, могут различаться по каким-то важным параметрам.
Предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки.
С
точки зрения механизмов и методов
осуществления конкуренцию
В
экономике большое значение придают
изучению таких видов конкуренции
как совершенная и
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод, что конкуренция является важнейшим
элементом рынка, который играет роль
в повышении качества продукции, работ
и услуг, снижении производственных затрат,
в освоении технических новинок и открытий.
1.2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
Совершенная конкуренция является исторически первым типом рыночных структур.
Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка, когда никто из участников не может оказать решающего воздействия на процессы купли-продажи, или влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Характеристики совершенной конкуренции:
В настоящее время только небольшое количество фирм отвечают этим строгим характеристикам. Как пример совершенной конкуренции можно привести рынки сельскохозяйственной продукции, финансовые рынки. На этих рынках действительно много продавцов, информация доступна всем, стандартизированная продукция и т.п.
В
условиях совершенной конкуренции
продавец товаров никак не влияет
на рыночную цену товара, цена задается
рынком. Понижать цену невыгодно, так
как производитель может
Совершенная
конкуренция основана на частной
собственности и хозяйственной
обособленности. Связь между производителями
осуществляется только через рынок.
Рыночные отношения здесь представлены
парными отношениями «продавец-
При
совершенной конкуренции
При первом подходе, зная количество проданной продукции, можно подсчитать валовой доход для каждого объема производства. При втором подходе фирма максимизирует общую прибыль. [13, с.149-150]
В совершенной конкуренции, опираясь на то, что конкуренция является сущностным признаком рынка продукта, можно выделить следующие прагматические функции:
Можно еще отметить следующие достоинства совершенной конкуренции:
Недостатки совершенной конкуренции:
Модель рынка совершенной конкуренции и по сей день рассматривается как идеал рыночных отношений. Однако совершенная конкуренция всегда была ограничена. В подтверждение можно привести следующие аргументы:
Совершенная (свободная) конкуренция преобладала в экономике развитых стран до середины XIX в. Во второй половине XIX— начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. В результате на рынке начали возникать новые виды конкуренции, и, прежде всего, несовершенная конкуренция.
Когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то такую рыночную ситуацию называют несовершенной конкуренцией. Несовершенная конкуренция часто рассматривается как противоположность совершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция – это такое состояние отраслевого рынка, когда свобода ценообразования и автономность принятия решений заметно ограничены. [6, с.337]
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Характеристики несовершенной конкуренции:
В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.
Выделяют
несколько основных компонентов
рынка несовершенной
установление в сфере бизнеса личной унии и т. д. [6, с.337]
Существуют следующие виды несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.
Монополия есть такая экономическая ситуация, когда крупный хозяйствующий субъект обладает на рынке продукта экономической властью, стремится ее сохранить, использует ее для получения собственной выгоды. [7, с.337]
Наиболее характерные черты монополии:
Критерием
оценки степени монополизации служит
доля хозяйственной единицы в
производстве и на рынке. В соответствии
с законодательством ФРГ
По происхождению выделяют два основных вида монополий:
Можно также сказать: монопольное положение фирмы может быть ”естественным", когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию.
Монополия
снижает уровень риска в