Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть конкуренцию и доказать важность ее развития для экономического развития стран.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, функции и виды конкуренции, и условия ее возникновения;
проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Конкуренция. Виды конкуренции ……………………………………………..6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции, ее функции и виды…...6
1.2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………….....9
2. Конкуренция в экономике Беларуси ………………………………………….20
2.1.Конкурентный порядок как задача экономической политики ……………..20
2.2 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики ………………………………………………………………………….22
3. Проблемы создания и совершенствования конкурентной среды в Беларуси.26
3.1.Объективная необходимость становления и развития конкуренции ……...26
3.2 Конкурентная политика в структурной перестройке национальной экономики …………………………………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 123.49 Кб (Скачать файл)

   Антимонопольное регулирование – специфическая форма государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштаба конкуренции с целью повышения эффективности экономики. [13, с. 158]

     Антимонопольное регулирование  включает регулирование уровня  концентрации и монополизации  производства, стратегии и тактики  предприятий, внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование.

   Главным инструментом антимонопольного регулирования  является антимонопольное законодательство.

   Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

   Впервые антимонопольное законодательство было принято в Канаде и США  в XIX веке. В Европе антимонопольное законодательство получило распространение после Второй мировой войны. 

   В основу комплекса государственных  мер, составляющих антимонопольную политику, заложено представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

   Разработка  и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств  государственного регулирования экономики. Во всех развитых странах на государственном уровне существуют органы, которые отвечают за антимонопольное регулирование. Например, в США  - это Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел министерства юстиции, в Великобритании – Департамент охраны интересов потребителей и цен. [13, с.158]

   Существуют  две основные формы борьбы с монополиями:

   1) предупреждение создания монополий;

   2) ограничение использования монопольной  власти.

   Основной задачей антимонопольных служб является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

   Кроме того, антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме. [6, c. 324-325]

   Если  рассматривать РБ со стороны демонополизации, то можно выделить следующие закономерности:

  1. высокий уровень монополизации по отдельным видам выпускаемой продукции (АО "Горизонт" - выпускающий телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники, АО МТЗ - тракторы и т.д.);
  2. государственный сектор экономики остается преобладающим, в то время как класс собственников только формируется.
  3. созданные в процессе разгосударствления структуры типа концернов, ассоциаций и других организаций нового типа во многом определяют положение на рынке и отрицательно влияют на развитие конкуренции.
  4. государственное регулирование цен на товары естественных монополий приводит к необоснованному росту цен практически во всех отраслях народного хозяйства.
  5. антимонопольная политика пока не получила должной поддержки со стороны ряда органов государственного управления.

   Таким образом, экономическая ситуация в  РБ не в полной мере способствует развитию конкуренции в силу медленной  перестройки хозяйственного механизма  и сложившейся на рынке ситуации.

   Антимонопольная политика РБ регулируется следующими законами, правовыми актами: закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (введен 1 марта 1993 года), законами РБ "О предприятиях", "Об аренде", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности", "О предпринимательстве", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", "Об инвестиционной деятельности", " О защите прав потребителей", а также рядом постановлений Совета Министров РБ. 
      Первым антимонополистическим органом в РБ стал образованный в 1992 году Государственный комитет РБ по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство по антимонопольной политике.

   Права антимонопольного органа в Беларуси расширены с 15 января 2010 года.

   Новые полномочия антимонопольного органа установлены  Указом № 499 "О некоторых мерах  по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции". Антимонопольному органу предоставлено  право заключать с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашения. В соглашениях должны определяться обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юрлиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги). 
     Документ расширяет права антимонопольного органа по пресечению совершенных госорганами и объединениями юрлиц действий (или бездействия), результатом которых может являться ограничение конкуренции. В том числе предусмотрена отмена не соответствующих законодательству правовых актов.

   Перечень  указанных в законе ограничений  действий юрлиц, госорганов и их должностных  лиц не содержит прямого запрета  на осуществление действий, направленных на ограничение конкуренции при  межобластных поставках товаров, наделение  госорганами, иными организациями  своими полномочиями коммерческих и  некоммерческих организаций.

   Указом  № 499 установлено, что госорганы  должны представлять по запросу антимонопольного органа в установленные им сроки  документы и сведения, необходимые  для определения состояния товарных рынков, степени их монополизации  и концентрации, рассмотрения вопросов недобросовестной конкуренции. [14]

   Со  всего сказанного можно сделать  вывод, что без антимонопольного регулирования монополия  захватила  бы крупные владения, а, как известно, исчезновение конкуренции и монополизация  экономики могут привести к краху  всей экономической системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.Проблемы создания и совершенствования конкурентной среды в Беларуси  

   3.1.Объективная  необходимость становления  и развития конкуренции  

   Объективную необходимость становления и развития конкуренции можно увидеть в следующем:

  1. благодаря конкуренции производители лишены возможности взвинчивать цены;
  2. вынуждены снижать издержки производства;
  3. должны повышать качество продукции;
  4. вынуждены использовать новые технику и технологии, иначе будут вытеснены с рынка. [1, с. 292]

   Из  вышесказанного можно сделать следующие  выводы. Если производители будут  лишены возможности взвинчивать  цены, то это положительно скажется на уровне удовлетворенности потребностей потребителя, что, в свою очередь, может послужить штрихом для увеличения спроса на продукт. Производители вынуждены снижать издержки производства, чтобы получить наибольшую прибыль. Если качество продукции со временем не будет совершенствоваться, то это приведет к снижению спроса на продукт, что может привести к убыткам фирмы-производителя, и, в худшем случае, к полному разорению, к выходу с рынка. А использование новых технологий предоставляет возможности для улучшения условий производства, и, как следствие, приводит к увеличению прибыли.

   Конкуренция выступает своеобразной объективно присутствующей на рынке принудительной силой. Ее механизм, уравновешивая спрос и предложение, вынуждает разрозненных, обособленных друг от друга хозяйствующих субъектов подчинять свои действия писаным и неписаным правилам функционирования рынка. Здесь вполне уместно вспомнить К. Маркса, утверждавшего, что "лишь в конкуренции — в воздействии капитала на капитал — реализуются имманентные капиталу законы его тенденции", что неверно "положение, будто конкуренция навязывает капиталу внешние, принесенные извне законы, не являющиеся его собственными законами... Конкуренция приводит в исполнение внутренние законы капитала, делает их принудительными законами для отдельного капитала, но не изобретает этих законов. Она реализует их".

   В этой сфере можно выделить проблемы развития белорусской экономики, влияющие на ее конкурентоспособность:

    1. снижение конкурентоспособности национальных производителей (главным образом по цене). Это связано с высокой энерго- и материалоемкостью ВВП, с большими объемами импортного сырья, цены на которое постоянно растут;
    2. низкий уровень наукоемкости белорусской продукции. Традиционные технологии производства составляют около 80 %, а внедрение новых технологий очень незначительно. (как отмечалось выше, без внедрения новых технологий продукт модет быть вытеснен с рынка);
    3. значительный износ основных производственных фондов. С каждым годом этот износ увеличивается. Например, в промышленности износ в начале XI века составил 79%, что превысило критический уровень, который в мировой практике равен 60%, после чего начинаются техногенные аварии и катастрофы;
    4. низкий уровень инвестиций в реальный сектор экономики, незначительный объем иностранных инвестиций в виде кредитов и прямых капитальных вложений;
    5. избыточная занятость в реальном секторе (рост скрытой безработицы);
    6. снижение производительности труда и реальной заработной платы;
    7. отсутствие открытого фондового рынка, что сдерживает приток иностранных инвестиций.  [12, с.31-33]

   Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что для Беларуси развитие конкуренции является очень важным условием дальнейшего развития экономики. Это можно будет достичь через низкое налоговое давление на производство, благоприятный инвестиционный климат, макроэкономическую финансовую стабильность за счет снижения уровня инфляции, развитость финансового рынка, высокий уровень экономической свободы, открытость экономики для финансовых потоков, открытость и прозрачность государственной политики, ликвидацию административных барьеров развития бизнеса, высокий уровень инновационной активности. Хотя первые попытки ликвидации административных барьеров развития бизнеса были приняты с принятием Директивы Президента Республики Беларусь №4 (О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь).  
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.2 Конкурентная политика  в структурной  перестройке национальной  экономики  

      Особенность перестройки национальной экономики Республики Беларусь в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво.

   Структурные диспропорции, наличие элементов  административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти. 

      Процесс  становления  новых   организационно-хозяйственных  структур  в

экономике в целом носит искусственный  и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами,  концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями  и  т.п.  нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и  содержанию  от  подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают:

  1. отсутствие реальной  свободы;
  2. принудительная   «добровольность»   формирования;  
  3. осуществление    жесткой централизации управления финансовых ресурсов
  4. сравнительно  небольшие  (по западным меркам) размеры и количество структурных  единиц;
  5. административная и финансовая зависимость  от  центрального  звена;
  6. отсутствие  необходимого научно-технического и производственного потенциала.[9, с. 100-111]

Информация о работе Конкуренция