Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть конкуренцию и доказать важность ее развития для экономического развития стран.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, функции и виды конкуренции, и условия ее возникновения;
проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
Введение……………………………………………………………………………4
1. Конкуренция. Виды конкуренции ……………………………………………..6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции, ее функции и виды…...6
1.2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………….....9
2. Конкуренция в экономике Беларуси ………………………………………….20
2.1.Конкурентный порядок как задача экономической политики ……………..20
2.2 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики ………………………………………………………………………….22
3. Проблемы создания и совершенствования конкурентной среды в Беларуси.26
3.1.Объективная необходимость становления и развития конкуренции ……...26
3.2 Конкурентная политика в структурной перестройке национальной экономики …………………………………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………..
Дифференцированные
олигополии обычно специализируются на
выпуске товаров
Существует несколько моделей олигополии. Рассмотрим модель Курно.
Олигополия Курно — экономическая модель рыночной конкуренции. Названа в честь сформулировавшего ее французского экономиста А.Курно (1801-1877).
Основные положения модели:
Общее количество фирм на рынке N предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм ci(qi) могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.
Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага задана как цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равна величине спроса на данное экономическое благо при одной и той же цене). --Andrew A. Zimin 09:03, 5 декабря 2009 (UTC)
Условия и основная задача модели
На рынке действуют две схожие фирмы (ситуация дуополии), каждая из которых владеет источником минеральной воды, который она может разрабатывать с одинаковыми издержками. Для простоты они приняты равными нулю. Рыночный спрос известен и имеет вид линейной функции:
Р=a-bQ.
Совокупный объем производства двух фирм:
Q=Q1+Q2.
Каждая фирма стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того, какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается как заданная величина). Например, если фирма 1 полагает, что возможный объем выпуска фирмы 2 равен нулю (т.е. она является единственным производителем и спрос на ее продукцию совпадает с рыночным спросом), то она производит в точке оптимума один объем. Если возможный объем выпуска фирмы 2 будет больше, то фирма 1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию фирмы 2), т.е. произведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если фирма 1 полагает, что ее конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, ее оптимальный выпуск будет равен нулю.
Оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как по ее мнению будет расти объем выпуска фирмы 2.
Основная задача модели — определить при каком объеме выпуска обе фирмы достигают равновесия.
Экономический смысл кривых реакции:
Совокупность точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска.
Точка пересечения кривых реакции обоих дуополистов, совмещенных на единых координатных осях, называется точкой равновесия Курно.
Графическое изображение данных кривых реагирования представлено на рисунке 1.2.2
Рисунок 1.2.2. Кривые реакции по модели Курно.
Примечание – источник: [16]
На рисунке 1.2.2. R1(Q2) — кривая реакции дуополиста 1 на величину выпуска, предложенного дуополистом 2, и соответственно R2(Q1) — кривая реакции дуополиста 2 на величину выпуска, предложенного дуополистом 1. [16]
В условиях олигополии могут использоваться разные модели формирования рыночной цены:
Ценовая конкуренция – стремление олигополии открыто навязать всем участникам отраслевого рынка свою «справедливую цену». это может сопровождаться повышением или понижением цены.
Тайный сговор – достижение олигополиями неофициального картельного соглашения о совместном контроле над ценой.
Лидерство в ценообразовании означает, что на рынке негласно выделяется фирма-лидер, которая получает некоторые преимущества. Обычно фирма-лидер, получив привилегии, готовит всех участников рынка к неизбежности повышения цен из-за каких-то якобы сложившихся объективных обстоятельств. После смотрится реакция покупателей на возможное повышение цен. В конечном итоге, рассматривая все плюсы и минусы повышения цен, принимается какое-то решение.
Суть ценовой накидки. Вначале рассчитываются издержки производства, которые признаются приемлемыми для всех отраслей, потом определяется допустимая норма прибыли (ценовая накидка). Через суммирование этих двух величин устанавливается верхний предел рыночной цены. Затем эта ценовая накидка доводится до общества и объясняется вся аргументированность ее использования. На самом же деле таким образом достигается картельное соглашение об установлении единой цены на стандартную продукцию. [6, с.368-370]
Положительный последствия олигополии:
Отрицательные последствия олигополии:
С этого раздела можно сделать следующий вывод: свободная конкуренция является такой экономической структурой, которая исключает экономическую власть, что включает в себя невозможность эксплуатировать рыночный спрос и наращивать доход за счет взвинчивания цен; а несовершенная конкуренция является полностью противоположной структурой рыночных отношений, то есть здесь возможно появление хозяйствующих субъектов, которые могут навязывать на рынке выгодные для себя условия.
2. Конкуренция в экономике Беларуси
2.1.Конкурентный
порядок как задача
экономической политики
Государственная поддержка эффективной конкуренции и создание равных условий для всех агентов рыночных отношений – в этом и выражается суть конкурентного порядка как задачи экономической политики. Главная задача конкурентной политики – формирование такой среды, за которым действия рыночных агентов, которые поднимают конкурентные правила, становятся экономически невыгодными.
Основными формами конкурентной политики государства считаются:
Мировая практика экономических отношений показывает, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.
Для нормального функционирования рыночной экономики необходима благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.
Наличие такой среды характерно для рыночной экономики- особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной
среде предшествует становление
конкуренции как таковой, т.е. формы
взаимоотношений хозяйствующих
субъектов в процессе реализации
их индивидуальных интересов. При её
отсутствии практически любой
Формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:
Основными
условиями появления
Рыночная конкуренция - система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.
Ф.Хайек
особо подчёркивал
В
рыночной экономике акционерные
общества появились вследствие обострения
конкуренции как более высокая
ступень в развитии индивидуального
частного капитала, они создавались,
как правило, путём преобразования(
Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.[15]
С
этого можно сделать вывод, что
создание конкурентной среды – важная
задача экономической политики, так
как без хорошо организованной конкурентной
среды не будет нормально
2.2
Антимонопольное
законодательство
и государственное
регулирование экономики
Наиболее
важными на сегодняшний день функциями
государственного регулирования экономики
Республики Беларусь могут быть:
1) реализация функций собственника государственного
имущества, действующего на рынке на равных
условиях с субъектами других форм собственности;
2) формирование механизма экономического
регулирования, поддержки и стимулирования
работы инновационных субъектов хозяйствования;
3) разработка и проведение рыночной структурной
политики с использованием эффективных
кредитно-денежных, налоговых и ценовых
инструментов;
4) обеспечение экономической и социальной
защиты населения.
Главнейшим направлением
в сфере государственного регулирования
экономики является формирование нормативноправовой
базы, определяющей законодательные основы
функционирования на рынке всех субъектов
хозяйствования. Экономика вне правового
поля законно функционировать не может.
Через право государство способствует
созданию и выполнению правил равных условий
для функционирования всех субъектов:
1) равенство всех форм собственности,
гарантия их неприкосновенности и использования
в интересах общества;
2) свобода предпринимательства,
выбора форм хозяйствования, профессии
и места работы;
3) установление прямой связи
между благосостоянием работника и результатами
его труда.
В рамках своей компетенции
государственные органы призваны своевременно
обеспечивать реализацию законов; выделять
для этих целей необходимые материальные
и финансовые средства и готовить предложения
по совершенствованию законодательства;
осуществлять сбор и давать оценку информации
о реальных изменениях, к которым приводит
принятие тех или иных законодательных
актов в различных сферах жизнедеятельности
общества.