Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть конкуренцию и доказать важность ее развития для экономического развития стран.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, функции и виды конкуренции, и условия ее возникновения;
проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Конкуренция. Виды конкуренции ……………………………………………..6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции, ее функции и виды…...6
1.2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………….....9
2. Конкуренция в экономике Беларуси ………………………………………….20
2.1.Конкурентный порядок как задача экономической политики ……………..20
2.2 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики ………………………………………………………………………….22
3. Проблемы создания и совершенствования конкурентной среды в Беларуси.26
3.1.Объективная необходимость становления и развития конкуренции ……...26
3.2 Конкурентная политика в структурной перестройке национальной экономики …………………………………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 123.49 Кб (Скачать файл)

      Для Беларуси характерно  формальное  копирование компонентов

развитых   рыночных   систем,   активная   их   пропаганда.   Это   относится к

приватизации, содержанию антимонопольного  закона,  формированию  финансово-промышленных  групп,   концернов,  холдингов,  пенсионных  и инвестиционных фондов, трастовых компаний и целого ряда других явлений и процессов. [10, c. 243.]

      Формирование  конкурентной  среды предшествуют  становление рыночной конкуренции как таковой  и  столкновение  частных  экономических  интересов, обусловленных собственностью на факторы производства, продукт и  доход.  Чем больше носителей и самих экономических интересов, тем вероятнее  возможность возникновения  полноценной   конкуренции   как   системы   отношений   между экономически  самостоятельными  хозяйствующими   субъектами,   определяющими новые способы реализации своих экономических интересов.

      Сегодня в нашей  экономике, прежде  всего  в   сфере   материального   производства,   нет   полноценной конкуренции.   Существующие   же   гипертрофированные   формы   конкурентных отношений,  как  правило,  носят  недобросовестный,  зачастую   криминальный характер.

      В трансформационной экономике Беларуси  появились  разнообразные  виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и  розничная  торговля)  и  денежного обращения,  на  рынке  банковских  и  страховых  услуг,  среди   предприятий общественного питания и сферы услуг  вместо  здоровой  конкуренции  возникла "теневая" - между монопольными группами "дельцов", монопольными  структурами по проведению ростовщических и спекулятивных операций.

      В   настоящее   время   в   Беларуси   возникает   конкуренция   между

государственным и  негосударственным  секторами  белорусской  экономики. 

      Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами  и белорусскими  производителями  на  рынке  производственной     и     бытовой электронной   аппаратуры;    между    самими  иностранными  экспортерами  на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые  и  грузовые  автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в  связи  с  отсутствием  отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными  фирмами  республики, что обусловило создание на  Минском автозаводе   ПО  "Белавтомаз"  дилерской. Однако  данную   конкуренцию   нельзя   назвать   ни

совершенной, ни эффективной.

      Появление  и  развитие  конкуренции   на  отдельных   товарных   рынках

(потребительских  товаров,  торговых,  бытовых,  медицинских  и  строительных

услуг,  связи,  автомобильного  транспорта)  обусловливает  смену  стратегии

поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

[10, c. 244-246]

      Сегодня на первый план в  рыночной  борьбе  выступает   уже  не  столько

ценовая конкуренция, сколько конкуренция  новых товаров и услуг,  что  весьма

актуально  и  проблематично  для  предприятий   текстильной   промышленности Беларуси.  На  большинстве  предприятий   есть   сложности   в   обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых  технологий,  без чего  изначально  невозможно  делать  конкурентоспособную  продукцию. За  десять   лет   конкурентоспособность   отечественных   предприятий снизилась,  финансовых  возможностей  для  улучшения  ситуации  не  имеется. Предпосылки  для   взаимовыгодного   сотрудничества   с   транснациональными корпорациями не были созданы.

      Тем не менее, у Беларуси  есть потенциал для  благоприятного  развития. Занимая в мире 0,15% территории,  располагая  0.18%  численности  населения,

республика  производит 11% мирового производства калийных  удобрений,  0,6  - химических волокон и нитей, 0.15 - стали и  цемента.  1,3  -  холодильников,

0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 -  обуви,  8,7  -  льноволокна 0,4 - мяса в убойном весе. 1,1 % - молока. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно  потребует  ее вовлечения  в  процесс  глобализации,   использования   прямых   иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций.[9, c. 109]

   Большинство крупных белорусских предприятий  не перестроили свою работу, а усилия производственного менеджмента  зачастую концентрируются не на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач (содержание социальной сферы, культурно-массовые мероприятия и т.д.).

   Таким образом, Беларусь за десять лет существенно  растратила стартовый потенциал  для самостоятельного развития. Экономическая  политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни  населения, к потере экспортных рынков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В заключении следует сказать следующее:

    • конкуренция является одним из важнейших признаков рынка, т.к. она проявляется как соперничество между участниками рыночных отношений за выгодные условия хозяйствования, что ведет к повышению эффективности производства;
    • конкуренция влияет на удовлетворение рыночного спроса и имеющихся потребностей; способствует  снижению издержек производства; предприятия стремятся наилучшим способом использовать достижения НТП для достижения лучших результатов продаж;
    • конкуренция невозможна без разделения труда, т.к. именно оно дает возможность обмениваться продуктами, что и обеспечивает возможность процесса купли-продажи;
    • модель совершенной конкуренции является идеалом рыночных отношений и по сей день, и обозначает, что ни один из производителей не может влиять на изменение цен, важными лицами такой модели являются покупатели, т.к. только они могут влиять на изменение спроса, цены и т.п.;
    • в условиях несовершенной конкуренции фирмы производители уже могут влиять на цены, навязывать выгодные им условия хозяйствования на рынке;
    • монополия является таким субъектом, который имеет определенные преимущества в экономическом плане, занимает доминирующее положение на рынке и является полной противоположностью совершенной конкуренции;
    • монополистическая конкуренция – это такой особый вид рыночной структуры, который сочетает в себе признаки как совершенной конкуренции, так и монополии;
    • олигополистический рынок имеет ряд особенностей в поведении, в ценообразовании, в следствии чего можно сделать вывод, что за ее действиями нужен контроль;
    • мировая практика экономических отношений показывает, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики;
    • для нормального функционирования конкуренции необходимо создание нормальной конкурентной среды;
    • для нормального функционирования экономики необходимо государственное регулирование экономики;
    • главнейшим направлением в сфере государственного регулирования экономики является формирование нормативноправовой базы, определяющей законодательные основы функционирования на рынке всех субъектов хозяйствования;
    • антимонопольное регулирование не допускает большой концентрации монополий, что оздоравливает экономику;
    • способствовать развитию конкуренции в стране необходимо, т.к. она в определенной мере не допускает взвинчивания цен, способствует снижению издержек производства, вынуждает повышать качество продукции и использовать новые технологии;
    • перестройка национальной экономики происходило медленно и противоречиво, и, в следствии, Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.
  2. Атамалиева, Л.А. Конкуренция и ее роль в работе предприятий / Л.А. Атамалиева. - ФУА, 2000.
  3. Власов, Г.Н, Желтова, А.М. Государственное регулирование экономики / Г.Н. Власов , А.М. Желтова.- 1998.
  4. Елецкий, Н.Д., Корниенко, О.В. Экономическая теория: учебное пособие / Н.Д. Елецкий, О.В Корниенко. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. – 400с.
  5. Клюни, В.Л., Черченко, Н.В. Основы экономической теории: учебное пособие / В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2005.
  6. Лемешевский, И.М. Микроэкономика: учебное пособие / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУ Аинформ, 2006. – 512 с.
  7. Лемешевский, И.М. Микроэкономика: учебное пособие / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУ Аинформ, 2010. – 672 с.
  8. Михайлушкин, А.И., Шимко, П.Д. Экономика / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – Москва: Высшая школа, 2000.
  9. Санько, Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой

      экономике / Г.Г. Санько. – Минск: БЭЖ, 1999.

  1. Санько, Г.Г. Монополия и конкуренция / Г.Г. Санько. - Минск,1999.
  2. Человек и его дело / В.Ш. Каганов, В.Н. Кичеджи [и др.]. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 480 с.
  3. Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей: учебное пособие / Г.А. Шмарловская, Г.Г. Санько [и др.]; под ред. Г.А. Шмарловской. – Минск: БГЭУ, 2006. – 253 с.
  4. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2006.
  5. Белорусы и рынок: еженедельная аналитическая газета для деловых людей. - 2010 г. - 18-24 января. - № 3 (889).
  6. Белорусская деловая газета. -  1995г. - 10 августа.
  7. http://ru.wikipedia.org
  8. http://123lutshee.ucoz.ru/index/rol_konkurencii_v_rynochnoj_ehkonomike/0-21

      
     
     


Информация о работе Конкуренция