Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть конкуренцию и доказать важность ее развития для экономического развития стран.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, функции и виды конкуренции, и условия ее возникновения;
проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
Введение……………………………………………………………………………4
1. Конкуренция. Виды конкуренции ……………………………………………..6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции, ее функции и виды…...6
1.2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………….....9
2. Конкуренция в экономике Беларуси ………………………………………….20
2.1.Конкурентный порядок как задача экономической политики ……………..20
2.2 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики ………………………………………………………………………….22
3. Проблемы создания и совершенствования конкурентной среды в Беларуси.26
3.1.Объективная необходимость становления и развития конкуренции ……...26
3.2 Конкурентная политика в структурной перестройке национальной экономики …………………………………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………..
Поведение фирмы монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист или ограничивает объем продаж, поддерживая высокие цены, или увеличивает объем продаж по более низким ценам.
Для
монополии характерно концентрация
предложения в руках одной
единственной фирмы, и поэтому предполагается,
что владельцы монополий
Рисунок 1.2.1. Условия максимизации прибыли монополистом.
Примечание – Источник: [4, с.130]
Монополия
характеризуется монопольной
В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
L = (P-MC)/P.
где L - коэффициент рыночной власти, P – цена единицы продукции, MC – предельные издержки производства.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше L, тем больше монопольная власть. [6, с. 352]
Американский экономист М. Фридмен называет три основных источника монопольной власти:
В
настоящее время на монопольную
власть оказывает существенное влияние
обладание инновационной
Монопольная власть может быть получена не только благодаря особому положению монополиста, но и благодаря поддержке государства, различных правительственных органов. Многие экономисты считают государство важнейшим элементом монопольной власти.
Выделяют следующие формы сговора между монополистами:
Картельная форма оказалась достаточно живучей. В настоящее время существует немало неформальных картелей в экспортно-импортной сфере и ряд легально действующих картелей. К ним относятся ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти, картельное соглашение между государственными нефтяными компаниями), “Семь сестер” (нефтяной картель семи ведущих западных нефтяных компаний). Картельные соглашения сейчас, как правило, попадают под действие антимонополистических законов, поэтому достаточно часто они заключаются на основе джентльменских соглашений.
Примеры трестов: американские крупнейшие фирмы, обеспечившие переход к поточно-массовому производству (“Дженерал Моторз”, “Форд Моторз”, “Стандарт Ойл”, “Дженерал Электрик” и др.).
Существует еще одна форма отношений между монополистами: конгломерат - это концерн, фактически потерявший свое отраслевое лицо, когда отдельные бизнесы в компании никоим образом не связаны между собой (ни технологически, ни организационно) . Такая форма организации является гораздо менее устойчивой по сравнению с концерном. Именно поэтому конгломераты недолговечны, преходящи, подвижны.
Монопольная цена состоит из издержек и монопольной прибыли. Цены в условиях монополии всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях монополист может увеличить прибыль с помощью ценовой дискриминации – установление разных цен для различных покупателей.
Выделяют три вида ценовой дискриминации:
К негативным последствиям монополий можно отнести искусственное образование дефицита продукта и взвинчивание цен, что создает угрозу конкуренции и эффективности производства. Из-за этого создаются барьеры для вхождения в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке НТП. Поэтому во всех странах и проводится антимонопольная политика.
Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят однородную, но дифференцированную продукцию. [13, с.159]
Понятие
"монополистическая
Монополистическая
конкуренция, с одной стороны, схожа
с положением монополии, ибо отдельные
монополии обладают возможностью контролировать
цену своих товаров, а с другой
- схожа с совершенной
Признаки монополистической конкуренции:
Дифференциация продукта может принимать следующие формы:
Дифференциация продукта приводит к применению неценовых факторов соперничества. Производители продукта на рынке монополистической конкуренции стремятся создать условия для лучшей продажи своей продукции, для чего прибегают к методам неценовой конкуренции, т.е. это метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
Во
многих странах наиболее распространены
рынки монополистической
Можно
выделить следующие отрицательные
моменты монополистической
Положительные
моменты монополистической
На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).
Олигополия (от греческого слова «олигос» - мало, немного) – это прежде всего немногочисленность участников конкуренции, когда относительно малое число известных фирм господствуют на рынке товаров, удовлетворяя основную долю спроса потребителей конкретного товара. [8, с. 149]
Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.
Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.
Для олигополии характерны черты:
Олигополия
более распространена в отраслях,
где эффективнее крупное
В зависимости от типа продукции различают олигополию:
Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.