Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть конкуренцию и доказать важность ее развития для экономического развития стран.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, функции и виды конкуренции, и условия ее возникновения;
проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Конкуренция. Виды конкуренции ……………………………………………..6
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции, ее функции и виды…...6
1.2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………….....9
2. Конкуренция в экономике Беларуси ………………………………………….20
2.1.Конкурентный порядок как задача экономической политики ……………..20
2.2 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики ………………………………………………………………………….22
3. Проблемы создания и совершенствования конкурентной среды в Беларуси.26
3.1.Объективная необходимость становления и развития конкуренции ……...26
3.2 Конкурентная политика в структурной перестройке национальной экономики …………………………………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 123.49 Кб (Скачать файл)

   Поведение фирмы монополиста во многом зависит  от потребительского спроса. Монополист или ограничивает объем продаж, поддерживая  высокие цены, или увеличивает  объем продаж по более низким ценам.

   Для монополии характерно концентрация предложения в руках одной  единственной фирмы, и поэтому предполагается, что владельцы монополий стремятся  максимизировать прибыль. Общим  условием максимизации прибыли монополий является равенство предельных издержек и предельного дохода (рисунок 1.2.1) Максимизация прибыли монополией. Рm и P* – цена при монополии и при совершенной конкуренции; Qm и Q* – объемы потребления при монополии и совершенной конкуренции; D(P) – функция спроса; MC – предельные издержки производства. Монополист максимизирует прибыль при объеме производства Qm и соответствующему равенству предельного дохода и предельных издержек. В условиях совершенной конкуренции продукции было бы произведено больше Q*, но по более низкой цене. Таким образом, потери общества от монополизации рынка выражаются в повышении цены и уменьшении количества товаров на рынке. [4, с. 131] 

   

   Рисунок 1.2.1. Условия максимизации прибыли монополистом.

   Примечание  – Источник: [4, с.130]

   Монополия характеризуется монопольной властью. Монопольную власть можно определить как возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке.

   В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает  предельные издержки. Этот метод определения  монопольной власти был предложен  экономистом Аббой Лернером и  получил название показателя монопольной  власти Лернера:

   L = (P-MC)/P.

   где L  - коэффициент рыночной власти, P – цена единицы продукции, MC – предельные издержки производства.

   Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше L, тем больше монопольная власть. [6, с. 352]

   Американский  экономист М. Фридмен называет три  основных источника монопольной  власти:

  1. технические обстоятельства (когда наличие одного производителя более целесообразно в техническом плане);
  2. прямая или косвенная правительственная поддержка;
  3. частный сговор между отдельными лицами. [13, с.154]

   В настоящее время на монопольную  власть оказывает существенное влияние  обладание инновационной технологией, а не размер предприятия.

   Монопольная власть может быть получена не только благодаря особому положению  монополиста, но и благодаря поддержке  государства, различных правительственных  органов. Многие экономисты считают государство важнейшим элементом монопольной власти.

   Выделяют  следующие формы сговора между  монополистами:

  1. Картель – объединение предприятий для определения объема производства, общих цен и дележа рынков сбыта продукции. Участники картеля сохраняют свою самостоятельность;
  2. Синдикат – объединение предприятий одной отрасли производства, которые теряют коммерческую самостоятельность. Реализацией продукции, покупкой сырья занимается контора синдиката;
  3. Трест – объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их коммерческой и производственной самостоятельности;
  4. Концерн – объединение предприятий разных отраслей экономики. Сюда могут входить промышленные, транспортные компании, банки. [13, 155]

   Картельная форма оказалась достаточно живучей. В настоящее время существует немало неформальных картелей в экспортно-импортной сфере и ряд легально действующих картелей. К ним относятся ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти, картельное соглашение между государственными нефтяными компаниями), “Семь сестер” (нефтяной картель семи ведущих западных нефтяных компаний). Картельные соглашения сейчас, как правило, попадают под действие антимонополистических законов, поэтому достаточно часто они заключаются на основе джентльменских соглашений.

   Примеры трестов: американские крупнейшие фирмы, обеспечившие переход к поточно-массовому производству (“Дженерал Моторз”, “Форд Моторз”, “Стандарт Ойл”, “Дженерал Электрик” и др.).

   Существует  еще одна форма отношений между  монополистами: конгломерат - это концерн, фактически потерявший свое отраслевое лицо, когда отдельные бизнесы в компании никоим образом не связаны между собой (ни технологически, ни организационно) . Такая форма организации является гораздо менее устойчивой по сравнению с концерном. Именно поэтому конгломераты недолговечны, преходящи, подвижны.

   Монопольная цена состоит из издержек и монопольной  прибыли. Цены в условиях монополии  всегда выше, чем в условиях совершенной  конкуренции. В некоторых случаях  монополист может увеличить прибыль  с помощью ценовой дискриминации – установление разных цен для различных покупателей.

   Выделяют  три вида ценовой дискриминации:

  1. каждая единица товара реализуется по цене спроса на нее, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает эффект дискриминации;
  2. цена продукции одинакова, но отличается в зависимости от количества приобретенного товара;
  3. разным покупателям продукция реализуется по разным ценам. [4, с.133]

   К негативным последствиям монополий  можно отнести искусственное  образование дефицита продукта и  взвинчивание цен, что создает угрозу конкуренции и эффективности производства. Из-за этого создаются барьеры для вхождения в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке НТП. Поэтому во всех странах и проводится антимонопольная политика.

   Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят однородную, но дифференцированную продукцию. [13, с.159]

   Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге  американского экономиста Эдуарда  Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.

   Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа  с положением монополии, ибо отдельные  монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие  множества мелких фирм, а также  свободный вход на рынок и выход  с рынка, т. е. возможность появления  новых фирм.

   Признаки  монополистической конкуренции:

  1. в отрасли действует много фирм;
  2. все фирмы имеют определенную возможность устанавливать цены на производимые товары, так как каждая фирма реализует продукт, отличный от продукта другой фирмы;
  3. производство дифференцированного продукта позволяет фирме устанавливать цену и изменять ее, в зависимости от действий фирм, производящих товары-субституты;
  4. каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка;
  5. ограниченный контроль над ценами;
  6. невозможность тайного сговора с целью ограничения объема производства и искусственному повышению цен;
  7. отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;
  8. самостоятельность фирм в определении своей структуры;
  9. свобода входа и выхода фирм из отрасли. [13, с.160]

   Дифференциация  продукта может принимать следующие  формы:

  1. качество товара;
  2. надежность поставок;
  3. качество обслуживания покупателей;
  4. предоставление скидок;
  5. престижность товара;
  6. упаковка, наличие торговых знаков;
  7. реклама и т.п. [8, с.147]

   Дифференциация  продукта приводит к применению неценовых  факторов соперничества. Производители  продукта на рынке монополистической  конкуренции стремятся создать  условия для лучшей продажи своей  продукции, для чего прибегают к методам неценовой конкуренции, т.е. это метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

   Во  многих странах наиболее распространены рынки монополистической конкуренции. Примерами рынков монополистической конкуренции являются рынок услуг или розничной торговли. Например многие потребители посещают ближайшую парикмахерскую к месту их жительства, как и ближайшую булочную; но общее число фирм на таких рынках огромно. Другим примером являются рынки большинства товаров длительного потребления, в частности бытовой техники. На этих рынках небольшое число производителей выпускает товары отличающиеся по своим характеристикам, причем дополнительные различия товаров создаются за счет проведения рекламных компаний и акцентировании внимания потребителей на отдельных отличительных чертах товаров.

   Можно выделить следующие отрицательные  моменты монополистической конкуренции:

  1. равновесная цена превышает предельные издержки. Это означает, что покупатель не только покрывает не только издержки производства дополнительных единиц продукта, но и терпит убытки;
  2. достижение объема производства, который меньше масштаба производства, обеспечивающего минимизацию средних общих издержек.

   Положительные моменты монополистической конкуренции:

  1. дифференциация продукта в определенный момент времени;
  2. улучшение продукта с течением времени;
  3. монопольная власть отдельных фирм невелика, и, соответственно, убытки от таких фирм незначительны;
  4. возможность широкого выбора среди конкурирующих товаров и марок. [13, с.161-162]

   На  практике предприниматель, действующий  в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать  его прибыль. Монополистическая  конкуренция утверждается там, где  эффективными могут быть и небольшие  предприятия и особенно там, где  много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

   Олигополия (от греческого слова «олигос» - мало, немного) – это прежде всего немногочисленность участников конкуренции, когда относительно малое число известных фирм господствуют на рынке товаров, удовлетворяя основную долю спроса потребителей конкретного товара. [8, с. 149]

   Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как  «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

   Олигополия  с двумя участниками носит  название дуополии.

   Для олигополии характерны черты:

  1. наличие нескольких фирм;
  2. тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;
  3. контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
  4. наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
  5. очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

   Олигополия  более распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности  дифференциации отраслевого товара.

   В зависимости от типа продукции различают  олигополию:

  1. чистую (производство и предложение стандартных продуктов);
  2. дифференцированную (выпуск многообразного ассортимента продукции).

   Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или  сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

Информация о работе Конкуренция