Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:25, контрольная работа
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шест групп занятого населения:
1. Наемные работники;
2. Работодатели;
3. Лица работающие за свой счет;
4. Члены производственных кооперативов;
5. Помогающие члены семьи;
6. Работники, не классифицируемые по статусу.
Тема 1 Рынок труда, заработная плата 3
1. Рынок труда и особенности его функционирования. 3
2. Рабочая сила ее стоимость. 6
3. Понятие безработица виды и формы. 12
Тема 2 Рынок природных ресурсов и их цена 20
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности. 20
2 Экономическая рента и ее виды 23
3 Цена земли 24
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент 27
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала 27
2 Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал" 30
Тема 4. Рынок ценных бумаг 32
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа 32
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг 37
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 40
Тема 5 совокупный спрос и совокупное предложение. макроэкономическое равновесие 43
1. Совокупный спрос 43
2. Совокупное предложение 46
3. Макроэкономическое равновесие 49
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение 52
1. Макроэкономическое регулирование 52
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода 57
3. Налоги 59
4 Государственный бюджет 62
5. Доходы населения и уровень жизни 67
Тема 7. Основные направления преобразований в переходной экономике. Экономическая политика государства в переходный период 70
1. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов 70
2 Экономические реформы 73
Список использованных источников 75
Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).
Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного спроса. Совокупный спрос (AD) – это то количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом заданном уровне цен. Иными словами совокупный спрос - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.
Покупателями на рынке благ являются следующие макроэкономические субъекты: домашние хозяйства, бизнес, государство и заграница.
Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, но построена эта кривая в иной системе координат.
Уровень
цен (Р)
AD
Рис. 2. Кривая
совокупного спроса AD.
0
Реальный ВВП (Y)
На оси абсцисс указываются значения реального объёма производства (реального ВВП, или выпуска), обазначаемового буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефелятор.
Если учесть, что доходы общества равны расходам, то каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП * дефлятор.
Таким образом, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объём реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объём реального ВВП будет больше.
Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать со следующими важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве:
Модель совокупного спроса предполагает и исследование факторов, приводящих к смещению кривой AD. Речь идёт о так называемых не ценовых факторах совокупного спроса, т.е. экзогенных факторах, вызывающих смещение кривой AD.
Важнейшие не ценовые факторы:
К числу ценовых факторов совокупного спроса следует относить прежде всего: эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей или реальных кассовых остатков и эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки оказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой — инвестиции. Если выразиться точнее, то проблема звучит так: с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные деньги для производства покупок, предпринимателям — для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д. Если объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, а это ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.
Эффект материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены будут снижаться, покупательная способность станет возрастать, а расходы — увеличиваться.
Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастут, покупатели больше приобретают импортных товаров, а на международном рынке сокращается продажа отечественных товаров. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения.
2. Совокупное предложение
Кривая совокупного предложения: кейнсианский отрезок, промежуточный, классический. Смещение кривой совокупного предложения под воздействием неценовых факторов
Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен?» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»
Совокупное предложение (AS) - это модель, которая показывает уровень реального наличного объема производства при каждом возможном уровне цен, другими словами – это то количество товаров и услуг (реальный объём ВВП), которое производители (государство и бизнес) желают поставить на рынок при каждой данной экономической конюктуре. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.
Форма кривой совокупного предложения отражает изменение реального объёма производства, или выпуска, в связи с изменением общего уровня цен. Форма кривой совокупного предложения имеет именно такую форму т.к. в масштабе всей экономики может сложиться три различных ситуации:
AS
Уровень
цен (Р)
Рис. 3: Кривая
Y совокупного предложения AS.
0
Таким образом, кривая AS как бы «склеена» из трёх отрезков: 1) кейнсианский (горизонтальный), 2) промежуточный (отклоняющийся вверх), 3) классический (вертикальный) отрезки.
Некоторые экономисты, которых называют представителями классической или неоклассической школы, утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объема производства и занятость. Другие (кейнсианцы) считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства и занятости.
Горизонтальный отрезок. На рисунке обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. Естественный уровень безработицы возникает при этом объеме национального продукта. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Рабочий, который два-три месяца был без работы, вряд ли будет рассчитывать на повышение зарплаты, когда вернется на свою работу. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне.
Этот горизонтальный
отрезок называют кейнсианским
- по имени известного
Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при данном объеме производства. Экономика находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.
Следует сделать
два замечания по поводу
Промежуточный (восходящий) отрезок. Наконец, на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Одна причина этого состоит в том, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и не одновременно во всех секторах или отраслях промышленности. Поэтому, когда реальный объем национального производства достигает определённого уровня, например, компьютерная промышленность, отличающаяся высокой технологией, может испытывать нехватку квалифицированных рабочих, в то время как в автомобильной или сталелитейной промышленности может сохраняться значительная безработица. В некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем этим причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
Информация о работе Контрольная работа по экономической теории