Контрольная работа по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шест групп занятого населения:
1. Наемные работники;
2. Работодатели;
3. Лица работающие за свой счет;
4. Члены производственных кооперативов;
5. Помогающие члены семьи;
6. Работники, не классифицируемые по статусу.

Содержание

Тема 1 Рынок труда, заработная плата 3
1. Рынок труда и особенности его функционирования. 3
2. Рабочая сила ее стоимость. 6
3. Понятие безработица виды и формы. 12
Тема 2 Рынок природных ресурсов и их цена 20
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности. 20
2 Экономическая рента и ее виды 23
3 Цена земли 24
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент 27
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала 27
2 Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал" 30
Тема 4. Рынок ценных бумаг 32
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа 32
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг 37
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 40
Тема 5 совокупный спрос и совокупное предложение. макроэкономическое равновесие 43
1. Совокупный спрос 43
2. Совокупное предложение 46
3. Макроэкономическое равновесие 49
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение 52
1. Макроэкономическое регулирование 52
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода 57
3. Налоги 59
4 Государственный бюджет 62
5. Доходы населения и уровень жизни 67
Тема 7. Основные направления преобразований в переходной экономике. Экономическая политика государства в переходный период 70
1. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов 70
2 Экономические реформы 73
Список использованных источников 75

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - гигаконтрольная.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Анализ кривой совокупного  предложения показал, что реальный объем  национального  производства увеличивается,  когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки    совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного  предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом национального производства и уровнем цен при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих "прочих условий" изменяются,  смещается сама кривая совокупного предложения.  Смещение  кривой  от  AS1 к AS2 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и  классическом  отрезках  кривой  совокупного   предложения она  сдвигается,  указывая на то,  что все вместе взятые предприятия будут производить больший (или меньший) реальный объем  национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На    кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение  совокупного предложения означает  снижение  уровня  цен при различных    уровнях объема национального производства (нисходящая кривая  совокупного предложения).

 

 

3. Макроэкономическое равновесие

Характеристики  равновесия на различных отрезках кривой совокупного предложения. Нарушение  равновесия в зависимости от изменения  совокупного спроса. Последствия  изменения совокупного предложения

 

Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике. При нарушении равновесия в экономике, близкой к полной занятости, например, в результате изменения совокупного спроса, вслед за непосредственной реакцией и установлением краткосрочного равновесия продолжается движение к состоянию устойчивого долгосрочного равновесия. Этот переход осуществляется через корректировку цен (рисунок 4).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 – Переход от долгосрочного к краткосрочному равновесию.

 

Например, в  результате роста денежной массы  произошло увеличение совокупного спроса (AD1 —> AD2)., и краткосрочное равновесие установилось в точке В, где Y>Y*, а уровень цен остался неизменным. Под влиянием высокого уровня спроса увеличивается объем производства, по некоторое время продукция реализуется по старым ценам. Однако постепенно начинают расти издержки: при отсутствии достаточного количества свободных ресурсов и росте спроса на них увеличивается их цена, например, растет заработная плата. Это ведет к росту цен на готовую продукцию. Величина спроса в результате начинает снижаться (движение вдоль кривой AD2 от точки В к точке С), и экономика возвращается к прежнему уровню выпуска, но при более высоком уровне цен.

Долгосрочное  равновесие устанавливается в точке С. Корректировка цен в ответ на колебания AD происходит постепенно, тогда как приспособление объема выпуска и занятости к новым условиям осуществляется гораздо быстрее. Эмпирические факты подтверждают, что, независимо от причин, вызвавших изменение совокупного спроса и отклонение от исходного равновесия, в долгосрочном периоде экономика путем саморегуляции возвращается к уровню потенциала, заданного имеющимся количеством факторов производства и технологией.

В условиях неполной занятости факторов рост совокупного спроса может длительное время стимулировать увеличение совокупного предложения, вплоть до достижения потенциального уровня выпуска. Дальнейшее увеличение совокупного спроса приведет к последствиям, описанным выше (рисунок 4).

Заметим, что в случае сокращения совокупного спроса (уменьшение предложения денег, падение государственных расходов, увеличение налогов и т.д.) кривая AD сдвигается влево, показывая снижение выпуска в краткосрочном периоде при относительной устойчивости цен. В дальнейшем корректировка цен в сторону понижения (при Y<Y*, увеличении безработицы, снижении заработной платы и других издержек) постепенно вернет экономику к исходному уровню выпуска. На графике это отразится движением вниз вдоль новой кривой AD до уровня Y*. Но в реальной экономике цены не всегда так же легко снижаются, как растут (эффект "храповика"), поэтому вполне возможно, что величина выпуска восстановится на исходном уровне У* при более высоком уровне цен, чем это предполагалось теоретически [8, с. 296-298]..

 

 

 

 

Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение

 

1. Макроэкономическое регулирование

Понятие. Цель макроэкономическое регулирование. Основные инструменты макроэкономическое регулирование (перечислить) фискальная политика : ее суть и виды

 

В современном механизме  макроэкономического регулирования  большая роль принадлежит государству. Без его регулирующего вмешательства не может обойтись экономика ни одной страны.

Главной целью государственного регулирования является экономическая  стабильность, устойчивость развития.

Государственное регулирование  экономики осуществляется разными  методами: административными, экономическими и правовыми.

Роль и доля административных методов (запрета, разрешения, приказа, принуждения и т.п.) в современной экономике снижается прежде всего в связи с объективным переходом к новому технологическому способу производства. Административная модель управления не срабатывает тогда, когда производство расстается с массовой стандартизированной продукцией, требовавшей работника-исполнителя, и переходит к гибкому производству все более индивидуальных товаров на основе компьютерных технологий.

Экономические методы управления дают больше инициативы, творческой свободы, поскольку действуют не прямо, а косвенно, через интересы людей. На макроуровне экономики к основным формам таких методов относятся: экономическое прогнозирование и программирование, инвестирование, проведение финансовой политики, бюджетное регулирование, налоговая политика, государственное кредитование, дотирование, ценообразование и т.д.

Правовые методы регулирования  основаны на системе юридических  законов, определяющих и контролирующих параметры деятельности экономических субъектов в разных сферах. Эту систему законов называют "правилами игры".

В современных условиях на первое место все больше выходят экономические методы включающие методы прямого и косвенного воздействия (рис. 5).

 

Рис. 5. Экономические методы государственного регулирования

 

Таким образом, под государственным регулированием экономики понимается целенаправленный процесс воздействия государства на основе специальных методов и инструментов для обеспечения экономического развития и социальной устойчивости общества.

Государственное регулирование  экономики направлено на целый ряд объектов — тех, где существуют проблемы, не разрешимые автоматическими механизмами. На макроуровне основными являются следующие проблемы: экономического цикла и выхода из кризисного состояния; денежного обращения; условий конкуренции; национальной обороны; занятости; здравоохранения; развития науки и образования; природосбережения, социальной устойчивости.

Добиваясь реализации поставленных целей, государство формирует, а  затем осуществляет несколько основных видов регулирующей политики: бюджетно-налоговую;  денежно-кредитную; социальную;  внешнеэкономическую.

Одним из направлений  государственного регулирования является фискальная политика. Фискальная политика предусматривает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности в решении различных социальных задач.

Фискальная политика представляет собой совокупность всех мероприятий по регулированию расходов и доходов государства для достижения стабильного роста объема производства, полной занятости и умеренного уровня инфляции.

Различают дискреционную  и недискреционную фискальную политику (автоматическую, или политику встроенных стабилизаторов). Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное целенаправленное изменение в области государственных расходов и налогообложении с целью изменения реального объема производства, занятости, контроля за инфляцией, ускорения экономического роста.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, проводится сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика. Суть ее заключается в уменьшении государственных расходов, увеличении налогов, сочетании того и другого. Результатом является сдерживание совокупного спроса. Такая политика способствует притоку финансовых средств в госбюджет и ориентирует на положительное сальдо.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого экономического развития, увеличение занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов) фискальную политику.

Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Рассмотрим влияние изменения тех и других на совокупный спрос, ВВП полагая, что: 1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции; 2) чистый экспорт равен нулю; 3) вся совокупность налогов сведена только к налогам на доходы населения; 4) налоговые поступления —величина постоянная; 5) фискальная политика влияет на совокупный спрос (совокупные расходы), но не на совокупное предложение.

С учетом этих допущений  проанализируем воздействие государственных  расходов на экономику. Предположим, что  совокупные расходы первоначально  включают потребление С и инвестиции I . Графически их можно представить в виде прямой С + I (рис.5.2).

Пусть в период спада  производства правительство, стремясь поддержать совокупный спрос, приняло  решение осуществить закупки  товаров и услуг на сумму 20 млрд р. Эти государственные расходы G будем считать постоянными для любого объема реального валового внутреннего продукта. Введение их обусловило рост совокупных расходов тоже на 20 млрд р. Значит, прямая C + I переместилась вверх в положение C + I + G. Увеличение совокупных расходов стимулировало рост объема ВВП с Q1 до Q2. Точка макроэкономического равновесия переместится из E1 в E2. Расстояние по вертикали между прямыми C + I и C + I + G показывает величину государственных расходов, а расстояние между Q2 и Q1 — прирост реального ВВП. Из рисунка видно, что этот прирост превышает в несколько раз объем государственных расходов, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов МG показывает изменение реального ВВП в результате изменения расходов государства. Его можно определить по формуле: 

 

Мультипликатор государственных  расходов равен мультипликатору  инвестиций, т.к. они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов тоже можно определить по формуле

Чтобы определить изменение  реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста  государственных закупок, надо умножить мультипликатор МG на прирост государственных расходов DG.

Чтобы государственные  расходы имели стимулирующее  действие, они не должны финансироваться  за счет налоговых поступлений. Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема ВВП. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

В периоды подъема  экономики, когда частные расходы  достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается снижением кривой совокупных расходов и обусловливает в несколько раз большее уменьшение объема ВВП.

Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Дискреционная фискальная политика предполагает также изменение  налоговых ставок. Пусть первоначально  совокупные расходы равны сумме C + I + G (рис. 5.3).

Предположим, что государство  ввело новый налог, который дает постоянные поступления в казну  в размере 20 млрд р. при любом равновесном  ВВП. Согласно условиям, при которых  рассматривается механизм фискальной политики, он будет взиматься с располагаемых доходов населения.

Свои доходы население  использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями  которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной 3/4. С учетом МРС введение налога в 20 млрд р. вызовет уменьшение совокупного потребления на 15 млрд р. Прямая C + I + G сдвинется вниз, в положение C1 + I + G. Точка макроэкономического равновесия переместится из Е2 в Е1, объем равновесного ВВП сократится с Q2 до Q1. Причем разница между Q2 и Q1 больше 20 млрд р., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он показывает изменение реального ВВП в результате изменения налоговых поступлений в бюджет. Определить налоговый мультипликатор Мn можно следующим образом:

Информация о работе Контрольная работа по экономической теории