Лекции ро "Налогообложению организации финансового сектора экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:14, курс лекций

Краткое описание

Финансовый сектор экономики входит в состав институциональных секторов экономики. Институциональные секторы экономики это - группы институциональных единиц, т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность иоперации с другими единицами, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и источников финансирования затрат. В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в пять внутренних секторов. К ним относятся: нефинансовые организации, финансовые организации, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ФСЭК.docx

— 160.34 Кб (Скачать файл)

 

1.1 Нормативно-правовое регулирование  деятельности кредитных организаций

В соответствии с законодательством  кредитные организации являются юридическими лицами. Поэтому при  налогообложении к ним применяются  установленные законодательством  РФ о налогах и сборах общие  правила обложения юридических  лиц.

В отдельных случаях налоговым  законодательством для банков учтены особенности, осуществляемой ими предпринимательской  деятельности по оказанию клиентам банковских услуг.

Правовой основой налогообложения  кредитных организаций являются нормы налогового законодательства России, определяемые:

· Конституцией РФ;

· нормами международного права  и международными договорами Российской Федерации;

· специальным налоговым законодательством  РФ, которое, в свою очередь, включает следующие элементы;

1. Федеральное законодательство  о налогах и сборах, включающее: Налоговый кодекс РФ; иные федеральные  законы о налогах и сборах.

2. Региональное законодательство  о налогах и сборах, в том  числе: законы субъектов РФ; иные  нормативные правовые акты о  налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов  РФ.

3. Нормативные правовые акты  о налогах и сборах, принятые  представительными органами местного  самоуправления.

4. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие  нормы налогового права).

5. Подзаконные нормативные правовые  акты по вопросам, связанным с  налогообложением и сборам.

6. Акты органов общей компетенции,  в том числе: указы Президента  РФ; постановления Правительства  РФ; подзаконные нормативные акты  по вопросам, связанным с налогообложением  и сборам, принятые органами исполнительной  власти субъектов РФ; подзаконные  нормативные правовые акты по  вопросам, связанным с налогообложением  и сборам, принятые исполнительными  органами местного самоуправления.

7. Акты органов специальной компетенции,  в том числе ведомственные  подзаконные нормативные акты  по вопросам, связанным с налогообложением  и сборам органов специальной  компетенции, издание которых  прямо предусмотрено Налоговым  кодексом РФ.

8. Решения Конституционного Суда .

С 2009 года были внесены некоторые  изменения в налоговое законодательство, в частности, повышены меры ответственности  банков за нарушение их обязанностей. Увеличены размеры штрафов:

1) с 10 до 20 тысяч руб. повышен  штраф за открытие банком счета  лицу, не предъявившему свидетельство  (уведомление) о постановке на  учет в налоговом органе, а  также за открытие счета при  наличии у банка решения инспекции  о приостановлении операций по  счетам этого лица (п. 1 ст. 132 НК  РФ);

2) с 20 до 40 тысяч руб. повышается  штраф за несообщение в установленный  срок банком налоговому органу  сведений об открытии или закрытии  счета, изменении реквизитов счета  налогоплательщика (п. 2 ст. 132 НК РФ).

Ответственность, установленная ст. 133 НК РФ за нарушение банком срока  исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) о перечислении налога (сбора), а также п. 1 ст. 135 НК РФ за неперечисление в установленный  срок налога (сбора) по поручению инспекции, с 1 января 2009 г. применяется также  в случае просрочки перечисления авансового платежа, пеней и штрафов.

 В современных условиях возрастает  потребность в совершении операций  по предоставлению займов ценными  бумагами. Налоговое законодательство  не устанавливает особенностей  налогообложения налогом на прибыль  организаций таких операций, что  создает для налогоплательщиков  значительные риски. В связи  с этим требуется установить  Налоговым кодексом Российской Федерации правила налогообложения налогом на прибыль организаций таких операций, в том числе:

· правила определения налоговой  базы при совершении договоров займа, в том числе по займам, срок возврата по которым не определен или определен  моментом востребования.

· правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком, в том числе в случаях, когда одной из сторон сделки является нерезидент.

В настоящее время операциями РЕПО признаются только операции с эмиссионными ценными бумагами. С 2010 законодателями предусмотрена норма, в соответствии с которой сделками РЕПО признаются также операции с эмиссионными ценными  бумагами иностранных эмитентов, соответствующих  совокупности признаков эмиссионной  ценной бумаги, указанной в статье 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Это позволило создать  дополнительный инструмент привлечения  финансирования из-за рубежа.

Законодательно закреплена возможность  прекращения обязательств по операциям  РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными признаются требования по поставке ценных бумаг  одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.

Для целей налогообложения прибыли  полностью переработаны особенности  определения налоговой базы по операциям  РЕПО с ценными бумагами, а также  особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям  РЕПО. Кроме того, в Налоговый  кодекс РФ включена ст. 282.1, где закреплены особенности налогообложения при  займе ценными бумагами.

Операции РЕПО, а также займы  ценными бумагами освобождаются  от обложения НДС.

При этом от обложения НДС не освобождается  реализация базисного актива финансовых инструментов срочных сделок. С 2010 года уточнен порядок расчета пропорции  для раздельного учета сумм входящего  НДС в отношении финансовых инструментов срочных сделок.

 

 

 

Тема 4 «Особенности налогообложения НДС кредитных операций»

 

Налог на добавленную стоимость  уплачивается банками на основании  главы 21 Налогового Кодекса РФ. НДС  уплачивают коммерческие банки и  другие кредитные учреждения, осуществляющие обороты и операции, облагаемые налогом  на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения признаются следующие операции банка:

-приобретение права требования  от третьих лиц исполнения  обязательств в денежной форме; 

-доверительное управление денежными  средствами и иным имуществом  по договору с физическими  и юридическими лицами;

-депозитарные услуги;

-ведение реестра владельцев  именных ценных бумаг на основе  заключенных договоров; внесение  в реестр записей о переходе  прав собственности; предоставление  клиентам информации о движении  ценных бумаг; 

-проведение по заявлениям клиентов  экспертизы по определению подлинности  и платежеспособности ценных  бумаг с выдачей акта экспертизы;

-выполнение функций агента валютного  контроля;

-оформление операций по переуступке  по кредитным соглашениям; 

-купля-продажа ценных бумаг  по поручению клиента за его  счет;

-хранение ценных бумаг, тратт,  векселей;

-предоставление в аренду физическим  и юридическим лицам специальных  помещений или находящихся в  них сейфов для хранения документов  и ценностей; 

-консультационные, информационные  услуги;

-услуги по повышению квалификации  и подготовке кадров (в части  дохода, полученного банком в  виде возмещения сотрудниками  оплаченных Банком услуг образовательных  организаций по поручению этих  сотрудников);

-услуги по инкассации, транспортировке  наличных денег и других ценностей; 

-услуги по сдаче в аренду  имущества, в том числе по  лизингу; 

-купля-продажа валюты по форвардным  и фьючерсным контрактам по  поручению клиента за его счет;

-суммы, полученные от сотрудников  в качестве возмещения за телефонные  разговоры, осуществленные в личных  целях данными сотрудниками;

-иные услуги, оказываемые банку,  но фактически потребленные физическими  лицами и в последующем возмещаемые  данными лицами;

-получение банком от юридических  лиц сумм в виде возмещения  расходов, произведенных банком  по хозяйственным операциям; 

-получение банком сумм в виде  санкций за неисполнение или  ненадлежащее исполнение договоров  (контрактов), предусматривающих переход  права собственности на имущество,  оказанные услуги по операциям,  которые являются объектом налогообложения.  При этом суммы санкций, полученные  по операциям, которые не подлежат  налогообложению (освобождаются  от налогообложения), не являются  объектом налогообложения. 

Операции, освобождаемые от налогообложения 

1.Привлечение денежных средств  организаций и физических лиц  во вклады:

- привлечение денежных средств как в рублях, так и в иностранной валюте, организаций и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

- зачисление привлеченных денежных  средств на расчетные (текущие), депозитные счета и счета по  вкладам (включая внесение третьими  лицами денежных средств, в  том числе заработной платы  и пенсий на счет вкладчика,  а также вклады в пользу  третьих лиц);

- оформление и выдача вкладчикам  документов, подтверждающих наличие  вклада.

2. Размещение привлеченных денежных  средств организаций и физических  лиц от имени банков и за  их счет:

- кредитные операции с клиентами,  включая открытие и ведение  ссудного счета, пролонгацию срока  погашения кредита; 

- операции по предоставлению  межбанковского кредита, в том  числе открытой кредитной линии; 

- депозиты, размещенные в других  банках.

3. Открытие и ведение банковских  счетов, в том числе валютных, юридических и физических лиц,  включая: 

- оформление документов, связанное  с открытием и ведением банковских  счетов (списание со счетов и  зачисление средств на счета;  начисление процентов по средствам  на счетах);

- выдачу выписок по счетам;

- снятие копий (дубликатов) со  счетов;

- выдачу справок о наличии  средств на счетах и других  документов по ведению счетов;

- переоформление счетов;

- выяснение (розыск) денежных средств  по счетам клиентов;

- направление запросов о переводе  сумм по просьбе клиентов; изменение  условий, аннулирование и возврат  переводов; перевод вкладов в  другой банк.

4. Осуществление расчетов по  поручению физических и юридических  лиц, в том числе банков-корреспондентов,  по их - аккредитивные операции (открытие  аккредитива, авизование, подтверждение,  проверка документов, осуществление  платежей);

- инкассовые операции (выдача документов  против акцепта или платежа,  прием, проверка или направление  документов для акцепта или  платежа, пересылка или возврат  банку-корреспонденту документов, выставленных  на инкассо, но не оплаченных  клиентом, изменение условий инкассового  поручения или его аннулирование,  проверка и отсылка документов  на инкассо);

- переводные и клиринговые операции.  

5. Осуществление расчетов платежными  поручениями, чеками, аккредитивами,  пластиковыми карточками, наличными;  расчеты по системе электронной  связи: 

- ведение документарных операций;

- осуществление безналичных расчетов  со счета по вкладам физических  лиц с торговыми, коммунальными,  бытовыми и другими организациями; 

- межбанковские расчеты, включая  расчеты между эмитентом-эквайером  по операциям с использованием  банковских карт, а также расчеты  по поручению физических и  юридических лиц с использованием  банковских карт, включая расчеты  между эмитентом-клиентом, эквайером  и держателем банковской карты,  эквайером и организацией торговли;

- выдача (обновление, замена) платежно-расчетных  документов (чековых книжек, пластиковых  карт, сберегательных книжек и  др.) при условии взимания с  клиентов платы в пределах  расходов банка на приобретение  и внедрение этих платежно-расчетных  документов. В случае взимания  с клиентов платы в сумме,  превышающей расходы банка, указанное  превышение подлежит налогообложению.  При невозможности определить  фактические расходы банка на  приобретение и внедрение платежно-расчетных  документов налогообложению подлежит  вся сумма, взимаемая с клиентов.

6. Кассовое обслуживание физических  и юридических лиц: 

- прием (включая прием наличных  денег от граждан в счет  оплаты коммунальных платежей, различных  видов штрафов, налогов, пошлин  и прочих платежей независимо  от наличия в банке счета  организации (предприятия), на который  зачисляются принятые платежи);

- выдача, пересчет, проверка подлинности  (с выдачей акта экспертизы), упаковка  наличных денег, банкнот, монет; 

- оформление кассовых документов;

- размен денежной наличности  и иностранной валюты;

- обмен неплатежных банкнот,  включая замену неплатежного  денежного знака иностранного  государства на платежные денежные  знаки того же государства; 

- обмен (конверсия) наличной  иностранной валюты одного иностранного  государства на наличную иностранную  валюту другого иностранного  государства.   

Информация о работе Лекции ро "Налогообложению организации финансового сектора экономики"