Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:46, шпаргалка
Субъектами макроисследования выступают:
1. Сектор домашних хозяйств, включающий все при ¬ ватные хозяйства страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства играют двойную роль в экономике как поставщики всех экономических ресурсов (факторов производства) и от ¬одновременным как основа расходной группы в национальном хозяйстве. Они являются держателями дохода (заработной платы, ренты, процента, прибыли). Расходы домашних хозяйств - налоги, личное потребление и сбережения. То есть домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают экономические ресурсы, потребляют часть полученного дохода и экономят.
Рисунок 2.
Кроме дохода на объемы потребления и сбережения влияют факторы, приведенные в таблице 1.
Дополнительный объем потребления С) можно найти по формуле:
С = С А + ГСС Д
где С А - автономное потребление, которое зависит только от доходных факторов.
Таблица 1 - Факторы, которые влияют на объемы потребления и сбережения
1. | Богатство | чем больше размер уже накопленного богатства (недвижимого имущества и финансовых средств), тем меньше стимулы к сбережениям. |
2. | Налоги | чем меньше размер налогов, тем больше безналоговый доход и соответственно увеличивается возможности как потребление, так и сбережения. |
3. | Отчисления на социальное страхование | увеличение этих отчислений приводит к сокращению текущего потребления и сбережения, но одновременно чем лучше система социального обеспечения, тем меньше сбережения населения в течение трудовой жизни. |
4. | Уровень цен | рост цен ведет к сокращению потребления и сбережения, и наоборот. |
5. | Ожидание | если ожидания населения относительно будущих изменений цен, доходов, возникновению дефицита неблагоприятные, домашние хозяйства вынуждены создавать резервные запасы, тем самым увеличивая текущее потребление и уменьшая сбережения. Ожидание прироста денежных доходов в будущем также активизирует потребительский спрос в текущем периоде. |
6. | Потребительская задолженность | чем больше потребительская задолженность, тем менее объемы потребления и сбережений, и наоборот. |
7. | Процентная ставка | при росте процентной ставки текущее потребление уменьшается, а сбережения растут, одновременно увеличит будущее потребление. |
Дополнительный объем сбережения С) можно вычислить по формуле:
С = С А + ГСЗ Д
где С А - автономное сбережения, которое зависит только от доходных факторов.
Под влиянием недоходных факторов кривые потребления и сбережений смещаются вверх или вниз.
Значительное внимание исследованию агрегированной величины совокупных сбережений уделил Дж. Кейнс. В своем главном труде «Общая теория занятости, процента и денег" Дж. Кейнс утверждал, что в условиях развитого денежного хозяйства деньги кроме функции расчетной единицы и средства обмена начинают выполнять функцию средства сохранения стоимости. Появляется, соответственно, спрос на деньги - потребность в ликвидности. Исследуя новую роль и качество денег, Дж.М. Кейнс отмечает, что деньги превращаются в самостоятельный актив длительного пользования и поэтому начинают играть свою особую самостоятельную роль и влиять на мотивы поведения экономических субъектов.
Спрос на деньги, у Дж. Кейнса, состоит из трех составляющих, одной из которых есть спрос, связанный с осторожностью и стремлением обезопасить себя от непредсказуемости будущей ситуации. Экономические субъекты всегда стремятся экономить определенные денежные резервы - наиболее ликвидные длительные активы, чтобы обеспечить себе возможность покрытия будущих непредвиденных финансовых расходов.
Таким образом, по мнению Дж. Кейнса, в обществе в условиях развитого денежного хозяйства всегда существует определенная склонность к ликвидности. И ссудный процент является платой за отказ от ликвидности.
Наличие склонности к ликвидности влияет на желание членами общества экономить часть своего дохода. Поэтому весь полученный доход идет на потребление и следовательно расходуется. Принципиальное отличие кейнсианской теории от неоклассической заключается в том, что полученный доход состоит из двух частей: из той, что идет на личное потребление - тратится и той, что экономится (в трактовке неоклассиков доход полностью идет на расходы). Это положение можно отразить формулой:
Y = C + S,
где Y - национальный доход; C - часть дохода, идущая на потребление;
S - часть дохода, экономится.
Также, по мнению Дж.М. Кейнса, в обществе действует так называемый "главный психологический закон". Суть этого закона заключается в том, что с увеличением дохода доля, идущая на потребление, также растет, но в значительно меньшей степени, чем растет доход. Поэтому соотношение между потреблением и накоплением меняются в пользу последнего. Растет предельная склонность к сбережениям, а предельная склонность к потреблению уменьшается.
где с - предельная склонность к потреблению; s - предельная склонность к сбережениям; ΔС - прирост потребления; ΔS - прирост сбережений; ΔY - прирост дохода.
Так, ΔY = ΔС + ΔS, то с + s = 1.
Действие "основного психологического закона», рост предельной склонности к сбережениям делают актуальной проблему эффективного совокупного спроса - дохода, которая используется. Он состоит из потребительских расходов населения и инвестиционных расходов бизнеса.
Y = C + I,
где Y - национальный доход; C - потребности расходы, И - частные инвестиции.
Если потребительские расходы при данном уровне доходов величина более или менее постоянная, то частные инвестиции являются величиной непостоянной. Кроме того, их влияние на уровень национального дохода не является прямолинейным. Помимо непосредственного влияния инвестиционного спроса на соответствующую долю произведенного продукта, имеет место так называемый множественный, мультипликационный эффект, когда прирост инвестиций вызывает значительно больший прирост дохода и наоборот - уменьшение инвестиций влечет за собой значительно большее сокращение национального дохода.
где k - Мультипликатор инвестиций; Δ Y - Прирост национального дохода; Δ и - Прирост инвестиций.
Сделав соответствующие преобразования можно вывести зависимость величины мультипликатора инвестиций от уровня предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережениям.
Разделив и числитель и знаменатель дроби на ΔY, получим выражение:
, Или , Или
где с - предельная склонность к потреблению; s - предельная склонность к сбережениям.
Принцип мультипликатора инвестиций отражает существенное отличие взглядов Дж.М. Кейнса на роль сбережений в экономике. Если в начале классическая а затем и неоклассическая политическая экономия говорила об экономии как главный источник накопления капитала и соответствующую их роль в экономическом росте, то Дж. Кейнс подходит к этому несколько умеренно. Во-первых, для экономики лучше, когда значительная часть дохода потребляется - больший коэффициент мультипликатора инвестиций. Перед обществом всегда встает дилемма и существует так сказать социальная цена выбора между потреблением на данный момент и потреблением и уровнем занятости в будущем. Именно последние обеспечивается сбережениями и инвестициями. Во-вторых, по мнению Дж. Кейнса, сбережения - это еще не инвестиции. Превращение сбережений в инвестиции полностью зависит от инвестиционной активности бизнеса.
Еще в ранней работе "Трактат о деньгах" Дж. Кейнс рассматривает проблему соотношения инвестиций и сбережений и приходит к выводу, что оптимальной для экономики в целом ситуация, когда совокупные инвестиции равны совокупным сбережениям. Если инвестиции меньше сбережений темпы экономического развития постепенно спадают. Если больше - происходит перегрев экономики с неизбежным приближением экономического кризиса.
Идеи Дж. Кейнса развили неокейнсианцы Р.Ф. Харрод и А.Д. Домар.
Модель Р. Харрода показывает, что темпы экономического роста зависят от доли накопления (сбережения) в национальном доходе и соответственно - величины капиталовложений (инвестиций), а также исходит из равенства инвестиций и сбережений (частных и корпоративных), а также наличии эффекта акселератора ( ускорителя).
В О. Домара общее уравнение макроэкономического равновесия имеет вид:
,
где I - объем инвестиций; σ - средняя производительность инвестиций, а - средняя склонность к сбережениям, обратная величина которой определяет величину мультипликатора.
Таким образом, обеспечивается равенство между приростом дохода и приростом производства.
А. Домар в своей модели динамического равновесия, в отличие от Р. Харрода, стремится учесть постоянные изменения емкости рынка. Но так же как и Р. Харрод подчеркивает, что динамическое равновесие является неустойчивым и поэтому необходимо государственное регулирование экономического роста.
На сочетании эффекта мультипликатора и акселератора была построена и теория циклического развития известного английского ученого Д.Р. Хикса.
Модель Дж. Хикса имеет следующий вид:
Y t = A t + (1-s) * Y t-1 + v * (Y t-1 - Y t-2),
где Y - национальный доход; A - автономные инвестиции; s - предельная склонность к сбережениям; v - акселератор.
Д.Р. Хикс делает вывод - нециклические динамика возможна лишь высокого коэффициента потребления, или низкого уровня коэффициента сбережения.
Не оставались без внимания вопросы соотношения потребления и сбережения в трудах других ученых и научных работников.
Таким образом, поняв основные положения взаимосвязи дохода, потребления и сбережений на макроэкономическом уровне, перейдем к анализу структуры и динамики национальных сбережений в Украине, а также вычислим предельную и среднюю склонность к сбережениям в Украине.
15.16.
Равновесный уровень выпуска Y может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов (а в случае открытой экономики - и показателя чистого экспорта). Увеличение каждого из этих компонентов сдвигает кривую плановых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Сокращение любого из компонентов совокупного спроса сдвигает кривую плановых расходов вниз, сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.
Увеличение любого компонента автономных расходов, а именно автономного, потребления, государственных расходов, инвестиционных расходов, а в случаях случая открытой экономики - и показателя чистого экспорта -
приводит к значительно большему росту совокупного дохода В благодаря эффекту мультипликатора.
Мультипликатор автономных расходов определяется как отношение изменения равновесного объема ВВП до изменения определенного компонента автономных расходов:
где - Мультипликатор автономных расходов; - Изменение равновесного ВВП;
Мультипликатор затрат показывает, во сколько раз общий прирост совокупного дохода превышает первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов
Важно то, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВВП. Если, например, автономное потребление растет на какую величину это приводит к увеличению совокупных расходов и дохода Y на такую же величину, что, в свою очередь, вызывает повторный рост потребления (поскольку увеличился доход), но уже на величину Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину вновь, по схеме кругооборота "доходы - расходы".
Так, мультипликатор расходов можно показать через предельную склонность к потреблению как:
Поскольку предельная склонность к сбережению MPS = 1-MPC, получает ем:
Если плановые затраты будут учитывать влияние прибыльных по ющих (т.е. T = tY), мультипликатор расходов определяться по формуле:
где t - предельная ставка налогообложения.
Эти формулы дают возможность определить мультипликатор расходов в закрытой экономике. Но открытая экономика, которая продает за границу и покупает за рубежом, находится под влиянием изменений в чистом экспорте, которые также приводят к изменения угла наклона линии плановых затрат. Эти изменения связаны с предельной склонностью к импорту (МРМ) - величиной, которая показывает, на сколько единиц изменятся импортные расходы при изменении дохода на одну
единицу:
Поэтому мультипликатор расходов в открытой экономике имеет следующий вид:
Рассмотрим теперь на конкретных примерах, как меняется доход в под воздействием экзогенных переменных бюджетно-налоговой политики (государственных расходов и налоговых поступлений), использовав для этого модель кейнсианского креста.