Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:46, шпаргалка
Субъектами макроисследования выступают:
1. Сектор домашних хозяйств, включающий все при ¬ ватные хозяйства страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства играют двойную роль в экономике как поставщики всех экономических ресурсов (факторов производства) и от ¬одновременным как основа расходной группы в национальном хозяйстве. Они являются держателями дохода (заработной платы, ренты, процента, прибыли). Расходы домашних хозяйств - налоги, личное потребление и сбережения. То есть домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают экономические ресурсы, потребляют часть полученного дохода и экономят.
Во-вторых, поскольку часть выручки от реализации любого продавца после вычета материальных затрат и налога становится его чистым доходом, то последний распадается на его потребительские расходы и личные сбережения. При прочих равных условиях пропорция, в которой прирост его дохода распределяется на потребление и сбережения, сохраняется такой, какой она была характерна для него ранее. Это касается всех субъектов, которые были вовлечены в данную волну потока расходов-доходов.
Следовательно, в части потребительских расходов этих субъектов цепная реакция будет затухающей, но вызовет в течение ряда циклов многократное увеличение прироста ВНП по сравнению с исходным изменением (толчком) совокупного спроса. В отношении дохода после уплаты налогов существует обратная связь между предельной склонностью к сбережению (ПСС) и величиной мультипликатора: чем меньше доля любого изменения в доходе в пользу сбережения, тем больше удельный вес очередного расходования в каждом цикле, и, соответственно, тем выше мультипликатор. Если ПСС равна 1/4, то мультипликатор равен 4.
Таким образом, мультипликатор равен обратной величине предельной склонности к сбережению. И коль скоро предельная склонность к сбережению равняется единице минус предельная склонность к потреблению (ПСС = 1 - ПСП), то мультипликатор можно рассчитать как обратную величину этой разницы (1 : (1 - ПСП)).
В связи с особой подвижностью такого элемента ВНП, как частные инвестиции, мультипликатор обычно рассчитывают относительно к капиталовложениям. Мультипликатор инвестиций равен частному от деления изменения ВНП на то изменение капиталовложений, которое вызвало этот сдвиг в ВНП. Соответственно сдвиг в ВНП равен произведению мультипликатора инвестиций на изменения капиталовложений, породивших данный сдвиг в ВНП.
Надо заметить, что мультипликатор — это обоюдоострое оружие, действующее в обоих направлениях: с одной стороны, даже незначительное увеличение какого-либо элемента совокупного спроса (например, инвестиций) приводит к многократно большому приросту его общей величины и соответствующему наращиванию ВНП, с другой — незначительное уменьшение определенного компонента совокупного спроса (тех же инвестиций) обусловит многократно большее сокращение его общей величины и соответствующее падение ВНП
24. Налоги.
Большую доходную часть бюджета составляют налоговые поступления - платежи хозяйствующих субъектов государству
Налоги по экономическому содержанию - это финансовые отношения между государством и налогоплательщиком, в результате которых создается общегосударственный централизованный фонд денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций. Наряду с чисто финансовой функции - обеспечения доходов госбюджета - налоговый механизм (при прогрессивном налогообложении) содержит в себе большие возможности экономического влияния на производство его динамику и структуру, на стимулирование экономического подъема. Налоги в сочетании с другими экономическими рычагами выполняют следующие функции:
распределительная - перераспределение стоимости созданного ВНП между государством и юридическими и физическими лицами;
фискальная - централизация части ВНП в бюджете на общегосударственные нужды;
регулирующая - влияние налогов на различную деятельность их плательщиков.
Налоговая система должна соответствовать определенным вы требованиям (принципам), основными среди которых являются:
всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы независимо от формы собственности;
равнонапряженность - установление налоговых ставок и налоговых льгот, которые ставят всех субъектов в равные условия;
стабильность - высокий уровень гарантий того, что нормативам отчислений будут неизменными в течение определенного времени, а также доходы, предусмотренные законом о бюджете, будут получены в полном объеме;
обязательность - принудительность налога, неизбежность его уплаты, а также открытость и недопущения повторного налогообложения, определенность, доступность вычисления и выплаты налогов.
Необходимо различать источник и объект налогообложения. Источник - это чистый доход общества. Объектами налогообложения являются: доход (с юридического или физического лица) имущество (недвижимое и движимое).
За механизмами формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги изымаются непосредственно получателей доходов, собственников имущества. К прямым относятся следующие налоги:
- Подоходный с населения;
- На прибыль корпораций;
- На прирост капитала;
- С наследства и дарений;
- Имущественный на землю, строения, сооружения и проч.;
- На ценные бумаги.
Косвенные налоги включаются в цену товара. К косвенным относятся следующие налоги:
- На добавленную стоимость;
- Из обращения;
- Выборочные монопольные акцизы (на табачные и водочные изделия, бензин);
- Пошлины.
В системе налогообложения большое значение имеют по налоговые ставки и налоговые льготы. Дискреционная фискальная политика меняет налоговую ставку - размер налога на единицу налогообложения.
Налоговые ставки бывают:
- Прогрессивные, т.е. повышается процент налоговых отчислений с повышением дохода;
- Пропорциональные, т.е. процент налоговых отчислений остается неизменным независимо от размеров дохода;
- Твердые (фиксированные), установленные на объектах независимых но от их стоимости.
Высокие налоговые ставки снижают стимулы к труду, и сбережения инвестициями.
На этой основе была разработана теория предложения, согласно которой рост налогов снижает выпуск и доходы, уменьшая тем самым налоговые поступления. Повышение налогов снижает предложение труда, капитала и уменьшает сбережения. Снижение налогов способствует эко экономического роста в долгосрочной перспективе и снижению темпов инфляции. Инфляция уменьшается вследствие того, что стимуляция производства дает дополнительные товары, которые покрывают денежную массу.
Теория предложения предполагает наличие оптимальной налоговой ставки, которая стимулирует хозяйствующих субъектов увеличивать доходы и налоговые отчисления в бюджет. Зависимость между объемом налоговых поступлений в бюджет и ставкой налога показывает кривая Лаффера (рис. 6.1).
T (V)
Рис. 6.1. Кривая Лаффера
Кривая Лаффера проявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Вот же при ставке налогов 50% (в данном случае) налоговые поступления в бюджет максимальны.
Налоговые поступления с ростом ставки налога сначала увеличиваются, а затем уменьшаются. При оптимальной налоговой ставке (50%) достигается максимальный объем поступлений. При ставке выше оптимальной производство уменьшается и повышается роль теневой экономики, что приводит к большим потерям в экономике государства.
Современные тенденции системы налогообложения:
- Снижение прогрессивности налогов;
- Снижение налогов на прибыль предприятий (фирм, компаний, корпораций);
- Снижение налоговых льгот.
Налоговые льготы - уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных предприятий и производств в зависимости от их профиля, характера вы деланной продукции и т.п..
Государственные расходы. В государственных расходов относятся:
- Государственные инвестиции, направленные на выполнение общегосударственных программ (осуществление мероприятий по охране окружающей среды, строительства атомных электростанций, газопроводов и др..)
- Выплаты заработной платы работникам государственного сектора;
- Расходы по уплате процентов внутренних и наружных шних займов;
- Трансферты.
Налоговый мультипликатор
где С - предельная склонность к потреблению. Налоговый мультипликатор показывает, что рост налогов на определенную величину уменьшает объем производства на большую величину. Совокупный эффект от роста по ющих определяется по формуле:
где DV-изменение дохода;
DТ - изменение налоговых поступлений.
Мультипликатор государственных расходов
где t - доля налогов в совокупных доходах.
Мультипликатор государственных расходов отражает, сколько изменение государственных расходов может изменить суку доходы. Общий эффект от изменения затрат определяется произведением:
где DV - изменение дохода;
DG - изменение государственных расходов.
25. Механизм воздействия фискальной политики на равновесный ВВП
Поскольку государственные закупки товаров и услуг оказывают прямое непосредственное влияние на величину национального дохода и так как они являются величиной экзогенной и автономной, т.е. не зависящей от уровня дохода (G = Ĝ), то добавление их к сумме потребительских и инвестиционных расходов на графике отображается параллельным сдвигом вверх кривой совокупных расходов.
Рис. 9.7. Влияние государственных закупок
G = $100, то располагаемый доход продавца этого товара или услуги увеличивается на эту сумму и делится на потребление (С) и сбережения (S). Если предельная склонность к потреблению (mpc) равна 0.8, то в результате мы получим уже знакомую нам пирамиду и эффект мультипликатора.Ī) имеет в кейнсианской модели эффект мультипликатора и вызывает ту же цепочку событий, которая была рассмотрена в параграфе 9.5. в связи с изменением автономных потребительских расходов. Если государство закупает товары или услуги дополнительно на $100 (нанимает чиновника или учителя и выплачивает ему заработную плату, или покупает оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. C или инвестиционных расходов G так же, как и изменение других видов автономных расходов (потребительских расходов Изменение величины государственных закупок
G × (1/1 – mpc) = 100 × 5 = 500. Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 совокупный доход вырос пятикратно. Величина 1/(1 – mрc) называется мультипликатором государственных закупок. Мультипликатор государственных закупок – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличился (сократился) совокупный доход при увеличении (сокращении) государственных закупок на единицу. Для алгебраического вывода мультипликатора государственных закупок добавим их величину в функцию совокупного дохода (выпуска) Y еще и G. Получим: Y= C + I + G . Поскольку функция потребления имеет вид: С = Ĉ + mрc * Y, подставим ее в наше уравнение: Y = Ĉ + mрc * Y + Ī + Ī, перегруппируем и получим:G × mult = Y = Y) в результате роста государственных закупок составит: Общий прирост совокупного дохода (
.
Таким образом, 1/(1-mpc) представляет собой мультипликатор любого вида автономных расходов: потребительских, инвестиционных и государственных. Обозначим его КА – мультипликатор автономных расходов КА = КC = КI = КG , где КC – мультипликатор автономных потребительских расходов, КI – мультипликатор автономных инвестиционных расходов, КG – мультипликатор государственных закупок (его иногда называют мультипликатором государственных расходов, что не совсем корректно, поскольку в величину государственных расходов, как мы знаем, включаются еще и трансферты, мультипликатор которых имеет иную формулу и величину, что будет рассмотрено позже.) Чем больше mрc, тем более крутая кривая планируемых расходов Ep и тем больше величина мультипликатора расходов.
Следует иметь в виду, что мультипликатор действует в обе стороны. При увеличении расходов совокупный (национальный) доход мультипликативно возрастает, а при сокращении расходов совокупный (национальный) доход мультипликативно уменьшается. Этот принцип применим не только к мультипликатору расходов, но и ко всем дЧтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода.
Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению.
Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс /(1- mрс) или mрс / mрs. Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.
Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской моделипредполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:
C = C + mpc (Y - T + Tr)
Y = C + I + G
Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:
Мультипликатор трансфертов:
1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;
2) меньше мультипликатора автономных расходов.
Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных - потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов - ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов - предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривойсовокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.
другим видам мультипликаторов.
Равное увеличение государственных расходов и налогообложения ведут к росту ЧНП на основе мультипликатора сбалансированного бюджета. Это объясняется тем, что изменения государственных расходов имеют намного более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы имеют прямое и непосредственное воздействие на совокупные расходы как его компонент. Изменение суммы налогов воздействует на совокупные расходы косвенно, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через это изменяет потребления. Однако, совокупный расход сокращается только на величину налога, помноженного на коэффициент совокупного сбережения. Если предположить, что налоги увеличили на 20 млн. долл., при доли совокупного сбережения 1/4, а потребления 3/4, совокупный расход сокращается на 15 млн. долл. Общий результат - чистый совокупный расход растет на 5 млн., который, при мультипликаторе, равном 4, ведет к росту ЧНП на 20 млн. долл. Это увеличение ЧНП 20 млн. долл. равно размеру первоначального прироста государственных расходов и налогов, т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Отметим, что мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.
Ясно, что фискальная политика действует исключительно на спрос, т.е. на совокупные расходы и совокупный спрос. Но экономисты считают, что фискальная политика – особенно, изменение налогов – может увеличить совокупное предложение, т.е. изменение цен и реальное производство.
Итак, более низкие налоги, увеличивают размеры доходов, увеличивают сбережение и инвестиции, рост производства, заработной платы, растет стимул к труду – все это переместит кривую совокупного предложения направо от AS1 к AS2, что сокращает инфляцию, росту реального ЧНП, увеличивает предложение товаров с Q2 до Q3 и сокращает цены с Р2 до Р3, что послужило логической основой сокращения налогов при администрации Рейгана в начале 80-х годов в США.
Следовательно, одним из важнейших механизмов в проведении фискальной политики является государственное регулирование экономики.
Политика государственных расходов и налогов также является важным инструментом государственного регулирования экономики и ее стабилизации. Она оказывает воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно на объем ВНП и занятость населения. Государственные расходы подобны инвестициям, они обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а также приводит к множительному эффекту самих инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг.
| ВНП |
KG = | ––––––– |
| G |
где | KG – мультипликатор государственных расходов; |
| ВНП – приращение валового национального продукта; |
| G – приращение государственных расходов. |
Это означает, что если государство повышает на определенную величину объема свои расходы, не увеличивая при этом статей дохода бюджета (налога), то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.
Можно отметить, что государственные расходы равны мультипликатору инвестиций. В самом деле, если государство создает дополнительный спрос путем увеличения государственных расходов, то это вызывает «первичное» возрастание ВНП, равное росту расходов.
26. Бюджетные дефициты
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.
Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услуга