Макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:46, шпаргалка

Краткое описание

Субъектами макроисследования выступают:
1. Сектор домашних хозяйств, включающий все при ¬ ватные хозяйства страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства играют двойную роль в экономике как поставщики всех экономических ресурсов (факторов производства) и от ¬одновременным как основа расходной группы в национальном хозяйстве. Они являются держателями дохода (заработной платы, ренты, процента, прибыли). Расходы домашних хозяйств - налоги, личное потребление и сбережения. То есть домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают экономические ресурсы, потребляют часть полученного дохода и экономят.

Вложенные файлы: 1 файл

макро.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Пример 1. Предположим, что государственные расходы возрастают на величину AG. Кривая плановых затрат при этом переместится вверх на AG (рис. 5.6). Равновесие в экономике переместится из точки А в точку В.

Этот график наглядно демонстрирует, что рост государственных расходов призводит к большему росту дохода по сравнению с предыдущим импульсом,

 

Почему бюджетно-налоговая по ­ существует политика создает мультипликативный эффект на доход? Причина заключается в том, что, в соответствии с функцией потребления, высокий уровень дохода приводит к более высокому уровню потребления. Поскольку рост государственных расходов увеличивает доход, это также увеличивает уровень потребления, что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту дохода и, соответственно, дальнейшему увеличению уровня потребления, и т.д. Вот почему в данной модели рост государственных расходов приводит к большему возрастанием ­ дохода.

Не вдаваясь в алгебраических преобразований, отметим, что формула для мультипликатора государственных расходов имеет вид:

Например,                 если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор государственных расходов равен 1 / (1-0,75) = 4. При таких условиях рост государственных расходов на 1 грн. увеличит равновесный уровень дохода на 4 грн.

Пример 2. Рассмотрим теперь, как влияет на равновесный уровень дохода изменение налоговых поступлений. Снижение налогов на величину АГ сразу

 

 


 

увеличит используемый доход 
(В-Т) на величину  и, соответственно ­
но, потребление - на величину 
  При любом заданном 
уровне дохода Y плановые затраты том ­
пер возрастут. Таким образом, кривая 
плановых затрат передвинется 
вверх на    а равно ­
вес в экономике переместится с то ­
ки А в точку В.

Подобно увеличение государственных расходов, снижения налогов также создает мультипликативный эффект на доход. Совокупный эффект для дохода под влиянием изменения налогов равна:

Это выражение является налоговым мультипликатором, он показывает, на сколько единиц изменится совокупный доход в ответ на изменение налогов на одну единицу. Например, если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то налоговый мультипликатор равен:

Это свидетельствует о том, что уменьшение налогов на 1 грн. увеличит ровно ­ важный уровень дохода на 3 грн.

Пример 3. Экономика, в которой важное место занимают доходные по ­ налога, а также внешнеэкономические связи, в гораздо меньшей степени "реагирует" на изменения в автономных расходах. Так, например, если предельная склонность к потреблению равна 0,75, предельная склонность к импорту - 0,15, а предельная ставка налогообложения - 0,20, то мультипликатор с учетом импорта и подоходных налогов сокращается с 4 до 1,82:

Следовательно, рост автономных расходов на 1 грн. приведет к увеличению плановых затрат на 1.82 грн .. На эту же сумму возрастет и национальный доход.

Колебания равновесного уровня выпуска вокруг потенциального приводят к возникновению так называемых рецессионных и инфляционных разрывов.

Рецессионное разрыв - величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы) для того, чтобы повысить равновесный уровень ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска в меньший потенциальный

   (Рис. 5.8), то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то су ­ купно расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса или  нить депресивный влияние на экономику.

Для того чтобы преодолеть рецессионное разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и переместить равно ­ вес с точки А в точку В. При этом прирост совокупного равновесного дохода

  равняется:

Инфляционный                    разрыв - величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы) для того, чтобы уменьшить равновесный уровень ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска Y превышает потенциальный

  это свидетельствует о том, что совокупные расходы слишком высоки (рис. 5.9). Избыток совокупного спроса приводит к инфляционному буму в экономике: уровень цен растет, потому что фирмы не могут расширить производство адекватно растущему совокупного спроса, поскольку все ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва возможно за счет сдерживания су ­ совокупного спроса и "перемещение" равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода

  • равняется:

Используя модель кейнсианского креста, следует помнить:

• если государственные расходы и налоговые поступления увеличиваются на одну и ту же величину, то и равновесный уровень производства растет на ту же величину. В этом случае говорят о мультипликатор сбалансированного бюджета, который всегда равен единице:

• мультипликативный эффект от сокращения налогов слабее, чем при увеличении государственных расходов, что приходится алгебраической

Таков результат сильного влияния государственных расходов на величину дохода и потребления по сравнению с изменением налогов. Эта разница определяющая при выборе инструментов бюджетно-налоговой политики

 

17. Кейнсианская модель.


Представление сторонников классической теории о способности рынка к автоматического регулирования экономики и необходимость отлучении государства от этого регулирования не выдерживает испытания на практике. Исторический опыт мировой экономики показывает, что государство не в чьих-то субъективных соображений, а по объективной необходимости вынуждено вмешиваться в экономические процессы. Убежденность в этом особенно выросла под влиянием мирового экономического кризиса 30-х годов (так называемой Великой депрессии), что обусловило изменение взглядов и механизм функционирования экономики и роль государства в этом механизме. Решающую роль в пересмотре классических представлений об экономическом механизме сыграл известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс. 
Новый экономический кругозор Кейнс подал в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег», напечатанной в 1936 г. Он впервые подверг конструктивной критике классическую теорию макроэкономического регулирования, царившая до этого. В противовес классической теории рыночного саморегулирования и государственного невмешательства в экономику он предложил альтернативную макроэкономическую теорию, в основе которой лежит государственное регулирование экономики. Это явление получило в науке название «кейнсианской революции». 
В отличие от классиков, сторонники кейнсианской теории отстаивают мнение, что рыночный механизм самостоятельно не может гарантировать достижения в экономике полной занятости. Они утверждают, что благодаря рыночным регуляторам экономика может быть уравновешена, то в ней может обеспечиваться равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, но одновременно может существовать неполная занятость, вынужденная безработица и высокий уровень инфляции. Полная занятость за счет лишь рыночных регуляторов - это не закономерность, а случайность. Для подтверждения этого положения кейнсианцы приводят несколько аргументов, отрицающих способность рыночного механизма самообеспечивать полную занятость.

Первый аргумент - кейсианского теорией исключено положение о том, что процентная ставка гарантирует обеспечение равновесия мех сбережениями и инвестициями. Ее сторонники считают, что владельцы сбережений и инвесторы - это совершенно разные экономические группы, которые в процессе принятия решений о сбережениях и их превращения в инвестиции руководствуются неодинаковыми мотивами. При этом процентная ставка не играет роли единственного фактора. Кроме нее, на уровень сбережений влияют также другие факторы, которые не отражают стремление людей получать доходы от сбережений. Довольно часто сбережения осуществляются для решения других проблем: 1) с целью накопления денег для осуществления крупных покупок, стоимость которых превышает размер текущих доходов, 2) для создания резерва денежных средств с целью осуществления непредвиденных расходов, связанных с лечением, безроботицей т.д., 3 ) с целью накопления денег, чтобы удовлетворить будущие потребности, например, для оплаты расходов за обучение. 
Процентная ставка не является единственным фактором и при решении вопроса о необходимости инвестирования. По мнению кейнсианцев, важным фактором, определяющим величину инвестиций, также норма чистой прибыли, ожидаемой от инвестирования. В процессе экономических колебаний оптимизм инвесторов относительно получения чистой прибыли может быть различным. 
Кейнсианцы считают представление классиков о роли текущих сбережений как источника инвестиций чрезмерно упрощенными, поскольку они не учитывают другие источники. По их мнению, кроме текущих сбережений на денежном рынке существуют два других источника инвестиций: 1) наличные сбережения, то есть население хранит деньги не только в банковской системе, а в наличной форме на руках; 
2) кредитные учреждения, которые способны мультипликативно приумножать сэкономленные деньги, вследствие чего величина инвестиций может превысить сбережения. 
Второй аргумент - кейнсианцы ставят под сомнение классическое положение о высокой эластичности цен и заработной платы, особенно в сторону снижения последней при уменьшении совокупного спроса. Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, наличие монополий, которые сдерживают снижение цен, и профсоюзов, которые сдерживают снижение заработной платы, что препятствует адекватному снижению цен и заработной платы в краткосрочном периоде и противодействует восстановлению совокупного предложения на уровне потенциального ВВП. Во-вторых, если даже допустить возможность снижения заработной платы вследствие падения совокупного спроса и спроса на рынке труда, то это не вызовет рост совокупного дохода работающих и потому не обеспечит восстановление их спроса на уровне потенциального ВВП. 
Опираясь на перечисленные аргументы, кейнсианцы делают вывод, что рыночный механизм не способен самостоятельно восстанавливать полную занятость и поэтому должен дополняться государственным регулированием экономики. При определении объектов государственного влияния на экономику кейнсианцы исходят из того, что главной причиной падения производства является недостаточность совокупного спроса. По их мнению, отставание совокупного спроса от совокупного предложения порождают два главных фактора. 
Первый - психология потребителей, т.е. домохозяйств. С увеличением их дохода уменьшается и его доля, которая идет на потребление, и увеличивается и, направляемой на сбережения. Такая тенденция в распределении растущего дохода получила название «основной психологический закон» Кейнса, согласно которому с увеличением дохода домохозяйств их предельная склонность к потреблению уменьшается, а предельная склонность к сбережениям увеличивается. Вследствие этого потребление отстает от производства, что вызывает падение производства. 
Второй - снижение эффективности капитала. С увеличением объемов накопления капитала норма прибыли падает согласно закону убывающей производительности капитала. Эта тенденция объясняется снижением возможностей реализовать произведенные продукты по достаточно высоким ценам вследствие уменьшения предельной склонности к потреблению. Следовательно, уменьшение предельной склонности к потреблению снижает инвестиционный спрос компонент совокупного спроса. 
Таким образом, согласно кейнсианской теории, не предложение создает спрос, а наоборот, спрос создает собственное предложение. Поэтому главным объектом государственного вмешательства в экономику должен быть совокупный спрос, который в кейнсианской теории получил название «эффективный спрос». Это означает, что увеличивая совокупный спрос, государство может эффективно влиять на уровень производства. Опираясь на концепцию «эффективного спроса», кейнсианцы предлагают два метода активизации и стимулирования совокупного спроса: 
первый - за счет увеличения государственных закупок или снижения налогов; 
второй - за счет снижения процентных ставок за кредит, что поднимет «предельную эффективность капитала» и увеличит инвестиции частного сектора экономики.

Рассматривая роль фискальных и денежно-кредитных инструментов в стимулировании совокупного спроса, кейнсианцы отдают предпочтение первым. Это объясняется тем, что во время спада производства инвестиции слабо реагируют на снижение процентной ставки. Итак, в этих условиях денежно-кредитная политика является неэффективной. Поэтому главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки, а фискальной политике на основе увеличения государственных инвестиций, предоставление льготных кредитов и т.п.. 
Конечно, использование государственного бюджета для стимулирования совокупного спроса может порождать бюджетных дефицит. В этих условиях кейнсианцы предлагают использовать государственные займы, налоги и в определенных пределах денежную эмиссию. 
Важную роль в кейнсианской теории играет мультипликатор инвестиций. Но эффект мультипликатора при различных условиях может быть разным. Наибольшую величину он при наличии в экономике неиспользованных мощностей и свободной рабочей силы. При наличии резервных мощностей достигается «дешевое» наращивание выпуска продукции за счет незначительных дополнительных инвестиций. Поэтому в условиях недостаточности совокупного спроса государство может за счет бюджетных расходов обеспечивать значительный мультипликативный эффект. 

 

 

Вопросы 18.19.20.21.22.

.       Роль государства в экономическом кругообороте.

 2.       Влияние государства на параметры экономического равновесия.

 3.       Дискреционная и автоматическая фискальная политика.

 Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, принимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще ​​называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Информация о работе Макроэкономика