- частотой и продолжительностью спадов производства;
- чрезмерными социальными расходами, например, на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, на содержание государственного жилого фонда и т.п., - безотносительно к динамике экономической эффективности.
- усилением влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов.
- расширением "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста.
- бюрократизацией государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;
- увеличением затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;
- неудовлетворительной организацией процесса налогообложения и негативным отношением налогоплательщиков, не усматривающих по ряду причин сколько-нибудь тесной связи между произведенными ими выплатами в бюджетную систему и полученными взамен выгодами от реализации спектра правительственных программ;
- милитаризацией экономики: увеличением расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий).
[1, с. 187]
Для понимания сущности дефицита
важно уяснить, что речь не
идет об арифметическом превышении
расходов над доходами. Дефицит
бюджета – это сложная финансовая
категория, выражающая совокупность
денежных отношений, возникающих
в процессе перераспределения
вновь созданной стоимости через
бюджетную систему страны. Одновременно
дефицит бюджета – это инструмент
финансовой политики, с помощью
которого регулируется совокупный
спрос, потребность государственного
сектора экономики в заимствованиях
на рынке капитала, величина государственного
долга. Дефицит бюджета служит объектом
управления в целях достижения устойчивого
экономического роста.
Для того, чтобы определить воздействие
бюджетного дефицита на состояние национальной
экономики в целом, необходимо оценить
качество самого дефицита, которое может
быть весьма различным.
Таким образом, можно сделать
вывод, что не всегда наличие
дефицита бюджета свидетельствует
об отрицательных ситуациях в
экономике. Он не страшен в
количественно допустимых границах.
Однако количество не должно
переходить в отрицательные качества
и ложиться тяжким грузом на
экономику страны и население,
сопровождаться сокращением средств
на выполнение социально значимых
программ. Необходимо также отметить,
что в современном мире нет
государства, которое в те или
иные периоды своей истории
не сталкивалось с бюджетным
дефицитом.
- Государственный долг и его определение
Государственный долг – общий размер
задолженности правительства владельцам
государственных ценных бумаг, равный
сумме прошлых бюджетных дефицитов (за
минусом бюджетных излишков). [16, с.155] Государственный
долг является показателем запаса, поскольку
рассчитывается на определенный момент
времени (например, по состоянию на 1 января
2012 года) в отличие от дефицита государственного
бюджета, являющегося показателем потока,
который рассчитывается за определенный
период времени (за год).
Государственный долг – это
сумма задолженности по выпущенным
и непогашенным государственным
займам (включая начисленные проценты).
Следует отметить, что понятие
государственного долга различными
теоретиками дается различное.
При этом в конечном итоге
для полноценного понимания понятия
государственный долг применительно
к конкретной стране следует
искать, прежде всего, официального
толкования этого понятия в
различных нормативных правовых
актах.
По источникам финансирования
государственный долг может быть
внутренним и внешним. [13, с.112] На основании
этой классификации можно сформулировать
еще одно определение - государственный
долг – совокупность внешнего государственного
долга и внутреннего государственного
долга на определенный момент времени.
Внешний государственный долг - это
составная часть государственного
долга по внешним займам и
другим долговым обязательствам
перед кредиторами-нерезидентами.
Наличие внешнего долга у страны
является нормальной мировой
практикой. Однако существуют
границы, за пределами которых
увеличение государственного внешнего
долга становится опасным. Масштабное
привлечение займов может привести
страну к зависимости от кредиторов.
Для относительной характеристики
величины государственного долга
в мировой практике используются
специальные показатели – относительные
параметры внешнего долга. Они
включают отношение долговых
платежей (по погашению и обслуживанию
долга) к экспорту товаров и
услуг. По классификации Международного
банка реконструкции и развития
низким уровнем внешней задолженности
считается отношение меньше 25 %. Другими
показателями также являются:
- отношение
валового внешнего долга к
ВВП (менее 50% - низкий);
- отношение
валового внешнего долга к
экспорту товаров и услуг (менее
220% - низкий);
По сути, наличие внешнего долга
предполагает передачу части
созданного продукта за пределы
страны. Рост внешнего долга снижает
международный авторитет страны
и подрывает доверие населения
к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего
долга, как правило, являются:
- другие
государства;
- международные
финансовые организации (такие
как Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции
и развития и др.);
- частные
фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный долг
- это составная часть государственного
долга по внутренним займам
и другим долговым обязательствам
перед кредиторами-резидентами.
Наличие внутреннего долга не
является исключением в экономике,
а скорее – правилом. Экономически
развитые страны, как правило,
имеют значительный государственный
внутренний долг. Однако значительна
разница в причинах, способах
образования и особенностях функционирования
этого вида долга. Государственный
долг и вызвавшие его дефициты
могут быть тщательно продуманными
и спланированными факторами
стабилизации экономики и ее
развития.
Внутренний государственный долг
рассматривается как «заем нации
сам себе» и не влияет на
общие размеры совокупного богатства
нации. Определенные отрицательные
последствия по его управлению
перекрываются положительными эффектами
от мобилизации дополнительных
финансовых ресурсов в инвестиции или
развитие экономики страны. Однако присутствует
и ряд отрицательных последствий наличия
внутреннего государственного долга:
1. погашение задолженности производится
за счет бюджетных средств,
т.е. за счет налогоплательщиков:
таким образом, происходит переток
доходов к владельцам государственных
ценных бумаг, как правило, состоятельным
слоям общества;
2. для уменьшения долга государство
может увеличивать налоги, что
может привести к макроэкономическим
последствиям, таким как уменьшение
инвестиций.
3. действует эффект «вытеснения
инвестиций» частных предпринимателей.
Т.е. выход государства на ссудный
рынок усиливает конкуренцию
на денежном рынке, что в
свою очередь приводит к увеличению
процентных ставок на денежный
капитал. Это лишает частный
сектор какой-то части инвестиций
и соответственно «тормозит»
экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего
долга, как правило, являются:
население, корпорации, банки и
другие финансовые и кредитные
учреждения.
Таким образом, можно сделать
вывод, что опасность большого
государственного долга связана
не с тем, что правительство
может обанкротиться. Подобное
невозможно, поскольку, как правило,
правительство не погашает долг,
а рефинансирует, т.е. строит
финансовую пирамиду, выпуская новые
государственные займы и делая
новые долги для погашения
старых. Кроме того, правительство
для финансирования своих расходов может
повысить налоги или выпустить в обращение
дополнительные деньги.
Серьезные проблемы и негативные
последствия большого государственного
долга, заключаются в следующем:
а) снижается
эффективность экономики, поскольку
отвлекаются средства из
производственного
сектора экономики как на обслуживание
долга, так и на выплату самой суммы долга;
б) перераспределяется
доход от частного сектора к государственному;
в) усиливается
неравенство в доходах;
г) рефинансирование
долга ведет к росту ставки
процента, что вызывает вытеснение
инвестиций в краткосрочном периоде,
что в долгосрочном периоде может
привести к сокращению запаса капитала
и сокращению производственного
потенциала страны;
д) необходимость
выплаты процентов по долгу может
потребовать повышения налогов, что приведет
к подрыву действия экономических стимулов;
е) создается угроза высокой инфляции
в долгосрочном периоде;
ж) возлагает
бремя выплаты долга на будущие
поколения, что может привести к
снижению уровня их благосостояния;
з) выплата процентов или основной
суммы долга иностранцам вызывают
перевод определенной части ВВП
за рубеж;
и) может появиться угроза долгового
и валютного кризиса.
ГЛАВА
2
АНАЛИЗ
ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Динамика республиканского бюджета
и бюджетный дефицит
Предельные размеры дефицита
республиканского бюджета, бюджетов
областей и города Минска устанавливаются
законом о бюджете Республики
Беларусь на очередной финансовый
год. Законопроект, составленный
Министерством финансов, представляется
в парламент.
Предельный размер дефицита республиканского
бюджета устанавливается в абсолютной
величине (в млрд. рублей) или в
процентах к валовому внутреннему
продукту.
На 2012 год государственный бюджет
утвержден по расходам в сумме
92 771 972 225 тыс. рублей, исходя из
прогнозируемого объема доходов
в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей. Предельный
размер дефицита республиканского
бюджета на 2012 год установлен
в сумме 0 (ноль) рублей. [21, с.11]
Если отследить планируемые ежегодно
размеры государственного бюджета
и бюджетного дефицита (Таблица
2.1) в соответствии с законами
на очередной финансовый год,
то можно сделать вывод о
том, что ежегодно увеличивались,
как доходы, так и расходы бюджета.
Соответственно возрастала и
сумма планируемого бюджетного
дефицита. Поскольку с 1 января 2010
года из состава республиканского
бюджета выведен Фонд социальной
защиты населения Министерства
труда и социальной защиты
Республики Беларусь, то наблюдается
снижение, как государственных расходов
(на 19476,9 млрд. рублей по сравнению
с 2009 годом), так и доходов (на
19376,9 млрд. рублей по сравнению
с 2009 годом). Соответственно, уменьшилась
и запланированная сумма бюджетного
дефицита (на 100 млрд. рублей по сравнению
с 2009 годом).
Таблица 2.1 -
Планируемые размеры дефицита государственного
бюджета Республики Беларусь на 2006-2011
гг., млрд. руб.
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доходы бюджета |
25508,1 |
30611,1 |
38152,2 |
54899,3 |
35522,4 |
33611,4 |
Расходы бюджета |
26638,1 |
32011,1 |
40342,2 |
57699,3 |
38222,4 |
39611,4 |
Дефицит |
1130,0 |
1400,0 |
2190,0 |
2800,0 |
2700,0 |
6000,0 |
Примечание – Источник: [Собственная
разработка]
На 2011 год были запланированы
снижение доходов (на 1911 млрд. рублей
по сравнению с 2010 годом) и
рост бюджетных расходов (на 1389 млрд.
рублей по сравнению с 2010 годом).
В результате, запланировано и
значительное увеличение дефицита
(на 3300 млрд. рублей).
Еще в начале 90-х годов Республика
Беларусь столкнулась с огромным
размером дефицита государственного
бюджета. Он не был связан
с приобретением суверенитета
государства, а явился лишь
выражением общего состояния
экономики и государственного
бюджета СССР, в составе которого
долгое время находился.
В экономической литературе этого
периода бюджетный дефицит рассматривается
как явление, не свойственное
социалистической системе хозяйства,
и поэтому бюджет планировался
с профицитом.