Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, в определении допустимых размеров государственного долга и их достижении.
Задачами данной работы являются анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь, определение оптимальных источников финансирования бюджетного дефицита, а также выявление способов минимизации дефицита бюджета и госдолга, нахождение возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса и превышения допустимого размера государственного долга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….6
ГЛАВА 1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………………………….......7
1.1. Сущность и структура государственного бюджета…………………….7
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика..……………………………9
1.3. Государственный долг и его определение………………………………12
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь……………………………..…..15
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит………15
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..21
ГЛАВА 3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………..………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 116.63 Кб (Скачать файл)
  • частотой и продолжительностью спадов производства;
  • чрезмерными социальными расходами, например, на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, на содержание государственного жилого фонда и т.п., - безотносительно к динамике экономической эффективности.
  • усилением влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов.
  • расширением "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста.
  • бюрократизацией государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;
  • увеличением затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;
  • неудовлетворительной организацией процесса налогообложения и негативным отношением налогоплательщиков, не усматривающих по ряду причин сколько-нибудь тесной связи между произведенными ими выплатами в бюджетную систему и полученными взамен выгодами от реализации спектра правительственных программ;
  • милитаризацией экономики: увеличением расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий). [1, с. 187]

     Для понимания сущности дефицита  важно уяснить, что речь не  идет об арифметическом превышении  расходов над доходами. Дефицит  бюджета – это сложная финансовая  категория, выражающая совокупность  денежных отношений, возникающих  в процессе перераспределения  вновь созданной стоимости через  бюджетную систему страны. Одновременно  дефицит бюджета – это инструмент  финансовой политики, с помощью  которого регулируется совокупный  спрос, потребность государственного  сектора экономики в заимствованиях  на рынке капитала, величина государственного  долга. Дефицит бюджета служит объектом управления в целях достижения устойчивого экономического роста.

     Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной  экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным. 

     Таким образом, можно сделать  вывод, что не всегда наличие  дефицита бюджета свидетельствует   об отрицательных ситуациях в  экономике. Он не страшен в  количественно допустимых границах. Однако количество не должно  переходить в отрицательные качества  и ложиться тяжким грузом на  экономику страны и население,  сопровождаться сокращением средств  на выполнение социально значимых  программ. Необходимо также отметить, что в современном мире нет  государства, которое в те или  иные периоды своей истории  не сталкивалось с бюджетным  дефицитом. 

 

    1. Государственный долг и его определение

 

     Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (за минусом бюджетных излишков). [16, с.155] Государственный долг является показателем запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2012 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, который рассчитывается за определенный период времени (за год).

     Государственный долг – это  сумма задолженности по выпущенным  и непогашенным государственным  займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие  государственного долга различными  теоретиками дается различное.  При этом в конечном итоге  для полноценного понимания понятия  государственный долг применительно  к конкретной стране следует  искать, прежде всего, официального  толкования этого понятия в  различных нормативных правовых  актах.

     По источникам финансирования  государственный долг может быть  внутренним и внешним. [13, с.112]  На основании этой классификации можно сформулировать еще одно определение - государственный долг – совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени.

     Внешний государственный долг - это  составная часть государственного  долга по внешним займам и  другим долговым обязательствам  перед кредиторами-нерезидентами.  Наличие внешнего долга у страны  является нормальной мировой  практикой. Однако существуют  границы, за пределами которых  увеличение государственного внешнего  долга становится опасным. Масштабное  привлечение займов может привести  страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики  величины государственного долга  в мировой практике используются  специальные показатели – относительные  параметры внешнего долга. Они  включают отношение долговых  платежей (по погашению и обслуживанию  долга) к экспорту товаров и  услуг. По классификации Международного  банка реконструкции и развития  низким уровнем внешней задолженности  считается отношение меньше 25 %. Другими  показателями также являются:

- отношение  валового внешнего долга к  ВВП (менее 50% - низкий);

- отношение  валового внешнего долга к  экспорту товаров и услуг (менее  220% - низкий);

     По сути, наличие внешнего долга  предполагает передачу части  созданного продукта за пределы  страны. Рост внешнего долга снижает  международный авторитет страны  и подрывает доверие населения  к политике ее правительства.

     Основными кредиторами внешнего  долга, как правило, являются:

- другие  государства;

- международные  финансовые организации (такие  как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции  и развития и др.);

- частные  фонды – нерезиденты. 

     Внутренний государственный долг - это составная часть государственного  долга по внутренним займам  и другим долговым обязательствам  перед кредиторами-резидентами.  Наличие внутреннего долга не  является исключением в экономике,  а скорее – правилом. Экономически  развитые страны, как правило,  имеют значительный государственный  внутренний долг. Однако значительна  разница в причинах, способах  образования и особенностях функционирования  этого вида долга. Государственный  долг и вызвавшие его дефициты  могут быть тщательно продуманными  и спланированными факторами  стабилизации экономики и ее  развития.

     Внутренний государственный долг  рассматривается как «заем нации  сам себе» и не влияет на  общие размеры совокупного богатства  нации. Определенные отрицательные  последствия по его управлению  перекрываются положительными эффектами  от мобилизации дополнительных  финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:

     1. погашение задолженности производится  за счет бюджетных средств,  т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

     2. для уменьшения долга государство  может увеличивать налоги, что  может привести к макроэкономическим  последствиям, таким как уменьшение  инвестиций.

     3. действует эффект «вытеснения  инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный  рынок усиливает конкуренцию  на денежном рынке, что в  свою очередь приводит к увеличению  процентных ставок на денежный  капитал. Это лишает частный  сектор какой-то части инвестиций  и соответственно «тормозит»  экономическое развитие страны.

     Основными кредиторами внутреннего  долга, как правило, являются: население, корпорации, банки и  другие финансовые и кредитные  учреждения.

     Таким образом, можно сделать  вывод, что опасность большого  государственного долга связана  не с тем, что правительство  может обанкротиться. Подобное  невозможно, поскольку, как правило,  правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит  финансовую пирамиду, выпуская новые  государственные займы и делая  новые долги для погашения  старых. Кроме того, правительство   для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.  

     Серьезные проблемы и негативные  последствия большого государственного  долга, заключаются в следующем: 

а) снижается  эффективность экономики, поскольку  отвлекаются средства из

производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

б) перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

в) усиливается  неравенство в доходах;

г) рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может  привести к сокращению запаса капитала  и сокращению производственного  потенциала страны;

д) необходимость  выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

е) создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

ж) возлагает  бремя выплаты долга на будущие  поколения, что может привести к  снижению уровня их благосостояния;

з) выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП  за рубеж;

и) может появиться угроза долгового  и валютного кризиса.

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Динамика республиканского бюджета  и бюджетный дефицит

 

     Предельные размеры дефицита  республиканского бюджета, бюджетов  областей и города Минска устанавливаются  законом о бюджете Республики  Беларусь на очередной финансовый  год. Законопроект, составленный  Министерством финансов, представляется  в парламент. 

     Предельный размер дефицита республиканского  бюджета устанавливается в абсолютной  величине (в млрд. рублей) или в  процентах к валовому внутреннему  продукту.

     На 2012 год государственный бюджет  утвержден по расходам в сумме  92 771 972 225 тыс. рублей, исходя из  прогнозируемого объема доходов  в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей. Предельный  размер дефицита республиканского  бюджета на 2012 год установлен  в сумме 0 (ноль) рублей. [21, с.11]

     Если отследить планируемые ежегодно  размеры государственного бюджета  и бюджетного дефицита (Таблица  2.1) в соответствии с законами  на очередной финансовый год,  то можно сделать вывод о  том, что ежегодно увеличивались,  как доходы, так и расходы бюджета.  Соответственно возрастала и  сумма планируемого бюджетного  дефицита. Поскольку с 1 января 2010 года из состава республиканского  бюджета выведен Фонд социальной  защиты населения Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь, то наблюдается  снижение, как государственных расходов (на 19476,9 млрд. рублей по сравнению  с 2009 годом), так и доходов (на 19376,9 млрд. рублей по сравнению  с 2009 годом). Соответственно, уменьшилась  и запланированная сумма бюджетного  дефицита (на 100 млрд. рублей по сравнению  с 2009 годом).

 

Таблица 2.1 - Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2006-2011 гг., млрд. руб.

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы бюджета

25508,1

30611,1

38152,2

54899,3

35522,4

33611,4

Расходы бюджета

26638,1

32011,1

40342,2

57699,3

38222,4

39611,4

Дефицит

1130,0

1400,0

2190,0

2800,0

2700,0

6000,0


     

  Примечание – Источник: [Собственная разработка]

      На 2011 год были запланированы  снижение доходов (на 1911 млрд. рублей  по сравнению с 2010 годом) и  рост бюджетных расходов (на 1389 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом). В результате, запланировано и  значительное увеличение дефицита (на 3300 млрд. рублей).

     Еще в начале 90-х годов Республика  Беларусь столкнулась с огромным  размером дефицита государственного  бюджета. Он не был связан  с приобретением суверенитета  государства, а явился лишь  выражением общего состояния  экономики и государственного  бюджета СССР, в составе которого  долгое время находился.

     В экономической литературе этого  периода бюджетный дефицит рассматривается  как явление, не свойственное  социалистической системе хозяйства,  и поэтому бюджет планировался  с профицитом.

Информация о работе Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь