Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, в определении допустимых размеров государственного долга и их достижении.
Задачами данной работы являются анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь, определение оптимальных источников финансирования бюджетного дефицита, а также выявление способов минимизации дефицита бюджета и госдолга, нахождение возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса и превышения допустимого размера государственного долга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….6
ГЛАВА 1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………………………….......7
1.1. Сущность и структура государственного бюджета…………………….7
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика..……………………………9
1.3. Государственный долг и его определение………………………………12
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь……………………………..…..15
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит………15
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..21
ГЛАВА 3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………..………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 116.63 Кб (Скачать файл)

     Для достижения реального эффекта  и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

     Таким образом, разработка и  последовательная реализация мер,  направленных на  увеличение доходов  и сокращение расходов, регулирование  бюджетного дефицита, целенаправленное  управление его размером в  совокупности с другими экономическими  антикризисными мерами будут  способствовать стабилизации финансового  положения республики.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Поскольку Республика Беларусь является унитарным государством, то такому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.

     Как известно, государственный бюджет  является финансовым планом любого  государства, на основе которого  осуществляются экономические отношения,  связанные с формированием, распределением  и использованием централизованного  государственного фонда денежных  средств. Средства государственного  бюджета используются для обеспечения  выполнения государством своих  основных функций, в том числе  и для поддержания деятельности  отдельных предприятий, и отраслей  народного хозяйства.

     Местные бюджеты – своеобразная  финансовая база регионов, обеспечивающая  осуществление мероприятий по  их социально-экономическому развитию.

     Из местных бюджетов финансируются  объекты жилищно-коммунального хозяйства,  а также транспорт, дорожное  хозяйство, благоустройство населенных  пунктов, развитие рыночной инфраструктуры  и др. Около 70 % расходов государства  на социально-культурную сферу  несут местные бюджеты.

     В связи с переходом к рыночным  отношениям методы и принципы  формирования, распределения и использования  бюджетных средств претерпели ряд существенных изменений. При плановой экономике государственный бюджет составлялся, в основном, исходя из решений съездов КПСС, и не всегда точно отражал экономическую ситуацию в стране, часто чрезмерно жестко направлял деятельность предприятий и организаций народного хозяйства. В переходной экономике государственный бюджет должен способствовать сохранению и росту экономического и технического потенциала страны.

     В Республике Беларусь уже  отошли от социалистических принципов  составления государственного бюджета,  но еще и не пришли к рыночным. На экономическую стабильность в республике негативно влияет несвоевременность принятия Закона Республики Беларусь «О бюджете» и постоянное уточнение показателей республиканского бюджета в течение года, несоответствие реальных показателей плановым, необоснованное сокращение отдельных статей расходов. Экономическая ситуация в Республике Беларусь может усугубиться постоянным увеличением государственного долга.

     На основании анализа динамики  республиканского бюджета видно,  что основным источником поступления  средств в бюджет являются налоги. Их доля в общей сумме доходов республиканского бюджета в последние годы составляет более 80%. Следовательно, государственный бюджет пополняется в основном за счет средств предприятий, организаций, объединений и физических лиц. Государство через налоги изымает у собственников часть их дохода в бюджет. Но налоговое законодательство Республики Беларусь, как и бюджетное, нестабильно, что зачастую делает налоги несправедливыми.

     Стабилизировать ситуацию можно  путем:

- правильного  выбора принципов и приоритетов  формирования и использования  бюджетных средств, поиска путей  и механизмов повышения эффективности использования доходов бюджета;

- своевременного  утверждения бюджета, более точного  и детального рассмотрения и  утверждения показателей бюджета,  исходя из реальных возможностей  экономики страны, что должно  обеспечить стабильные условия  для работы предприятий и организаций  народного хозяйства и объектов  социальной сферы;

- совершенствования  Налогового законодательства Республики  Беларусь, что обеспечило бы большую  собираемость налогов, а именно: дифференциация ставок налогов,  исключение противоречивых положений  в налоговом законодательстве, исключение  двойного налогообложения субъектов  хозяйствования, повышение требований  к квалификации работников налоговых  органов и проведение целенаправленной  политики по формированию благоприятных  взаимоотношений между налогоплательщиками  и налоговыми органами.

    Таким  образом, проблемы, затрагиваемые  в данной работе, являются весьма  актуальными для нашего государства.  Без надлежащего формирования  доходной и расходной части  бюджета невозможно финансирование  государственных проектов, поддержание  науки, здравоохранения, образования,  повышение уровня жизни в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Антонова, Н. Б. Государственное регулирование  экономики / Н. Б. Антонова. - Минск:  Академия управления при Президенте  РБ, 2002. – 757 с.;

2. Байнев, В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под ред. В. Ф. Байнев. - Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2007. – 272 с. ;         

3. Бункина, М.К. Экономическая политика: учеб. Пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов; под. ред.  М. К. Бункиной. - Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. – 333 с.;       

4. Бюджетный  Кодекс Республики Беларусь: принят  Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодексапо состоянию на 1 января 2011 г. – Минск: Амалфея, 2011. – 203 с.;   

5. Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. - Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. - 784 с.;   

6. Заико,  Л. Ф. Какой бюджет без компромисса,  а бизнес - без риска? / Л. Ф. Заико  // Дело.  - 2002. - №  1. - С. 7-8.;       

7. Заяц, В.В.  Средства осуществления устойчивого  развития / Заяц В. В. // Белорусская  экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2002. - № 11. - С. 39-47.;           

8. Иванова,  Н. Г. Казначейская система  исполнения бюджета / Н. Г. Иванова,  Т. Д. Маковник; под ред. Ивановой  Н. Г. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;            

9. Киреева,  Е.И. Проблемы реформирования  налоговой системы Республики  Беларусь / Киреева Е. И. // Директор. - 2004. - № 6. - С. 42-44.;   

10. Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе – 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;     

11. Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2-е  изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.;     

12. Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.]; под  общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 1998. – 216 с.;      

13. Макроэкономика: учебное пособие для студентов  заочной и дистанционной форм  обучения учреждений, обеспечивающих  получение высшего образования  по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под  общ. ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.;  

14. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева –  Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.;    

15. Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая  система Республики Беларусь: учебн. пособие / Н. А. Мельникова – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.;

16. Микро-  и макроэкономика: учебное пособие  / М. И. Плотницкий [и др.]; под  общ. ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224 с. ;         

17. Налоговый  Кодекс Республики Беларусь: принят  Палатой представителей 11 декабря  2009 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.: текст кодекса  по состоянию на 1 января 2011 г.  – Минск: Амалфея, 2011 – 512 с.; 

18. О бюджетной  системе Республики Беларусь  и государственных внебюджетных  фондах: Закон Респ. Беларусь, 04 июня 1993 г., № 2347-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]  / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.;

19. О республиканском  бюджете на 2010 год: Закон Респ. Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.:

одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.;   

20. О республиканском  бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З: принят Палатой представителей 14 сентября 2010 г.: одобрен Советом Республики 4 октября 2010 г. ;   

21. О республиканском  бюджете на 2012 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2011г. № 331-З: принят Палатой представителей 19 декабря 2011 г., одобрен Советом Республики 20 декабря 2011 г.;    

22. Отчет  о состоянии государственных  финансов Республики Беларусь  за  2009 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2012 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/year 10/yd10. – Дата доступа: 16.01.2012 г.;  

23. Отчет  о состоянии государственных  финансов Республики Беларусь  за январь-декабрь 2010 г. // Министерство  финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2012 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/year 9/yd9. – Дата доступа: 16.01.2012 г.;  

24. Романовский,  М. В. Финансы: учебник / М.  В. Романовский, О. В. Врублевская;  под ред. Романовского М. В. - Москва: Перспектива, 2006. – 543 с.;

25. Рябушкин, Б. Т. Основы статистики финансов: учеб. пособие / Б. Т. Рябушкин. - Москва:     Финстатинформ, 1997. - 81 с.                 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Динамика  структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2006-2009 гг., %

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1. Налоговые доходы – всего

70,1

71,3

71,3

65,7

в том числе:

       
  • Налоги на доходы и прибыль

16,0

15,5

17,0

15,3

В том числе - подоходный налог

6,5

 

6,4

6,4

6,9

  • Налоги на собственность

3,3

3,2

3,1

2,6

  • Налоги на товары и услуги

38,4

 

35,0

31,2

31,7

в том числе - НДС

19,2

18,0

17,4

19,2

- акцизы

7,4

6,3

5,9

5,8

  • Налоговые доходы от ВЭД

5,4

 

13,1

16,2

12,7

Взносы на государственное социальное страхование

 

24,2

23,4

22,1

25,2

2. Неналоговые доходы

5,7

5,3

6,6

9,1

Итого доходов

100,0

100,0

100,0

100,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2006-2009 гг.,млрд. рублей

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

  1. Доходы - всего

38391

48 049

65 663,4

62 807,6

1.1 Налоговые доходы, из них:

26929

34 235,6

46 808,4

41 304,7

Подоходный налог

2480,1

3 081,0

4 182,9

4 305,3

Налог на прибыль

3140,8

3 837,1

5 993,3

4 607,7

Налоги на собственность 

1268,4

1 519,2

2 004,8

1 626,7

 НДС

7364,8

8 669,6

11 399,2

12 083,1

Акцизы

2829,7

3 045,9

3 900,8

3 637,4

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

2068,7

6 281,3

10 612,6

7 969,5

1.2 Взносы на государственное социальное  страхование

9287,7

11 256,7

14 496,5

15 799,4

1.3 Неналоговые доходы

2174,5

2 556,7

4 358,4

5 703,5

2. Расходы (функциональная классификация)

37256,2

47 626,8

63 811,3

63 766,0

2.1 Общегосударственные расходы

4936,9

6 471,1

10 708,0

8 053,5

2.1 Национальная оборона

998,8

1 206,2

1 373,3

1 323,7

2.3 Судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности

1719,2

2 062,7

2 325,8

2 433,9

2.4 Национальная экономика

7600,9

11 189,0

16 494,9

16 359,9

2.5 Охрана окружающей среды

460,3

537,8

537,1

396,9

2.6 Жилищно-коммунальные услуги и  жилищное строительство

1674,0

2 152,5

3 109,6

3 042,6

2.7 Здравоохранение

3527,7

4 325,2

5 024,9

5 354,0


 

 

 

Продолжение приложения Б

 

2.8 Физическая культура, спорт, культура  и средства массовой информации

918,8

1 120,4

1 426,3

1 414,2

2.9 Образование

4788,4

5 547,3

6 635,3

6 767,1

2.10 Социальная политика (с ФСЗН)

10631,2

13 014,5

16 176,0

18 620,1

Расходы (экономическая классификация)

37256,2

47 626,8

63 811,3

63 766,0

Текущие расходы, из них:

29444,7

37 417,8

48 199,1

47 609,2

 Заработная плата

6528,0

7 501,9

8 650,4

9 282,4

Начисления на заработную плату

1801,0

2 048,8

2 355,6

2 479,0

Обслуживание государственного долга  Республики Беларусь

293,4

386,8

742,1

1 069,3

Текущие бюджетные трансферты

15107,7

20 347,5

27 611,6

25 933,4

Капитальные расходы

7608,9

9 596,5

13 003,2

11 177,3

Предоставление кредитов, ссуд, займов, за вычетом погашения

202,5

612,5

2 609,0

4 979,5

Дефицит (профицит)

1135,0

422,1

1 852,0

-958,3

Финансирование

-1135,0

-422,1

-1 852,0

958,3

 Внутреннее финансирование

-1150,7

-3 513,6

-4 864,4

-10 524,8

 Внешнее финансирование

15,7

3 091,5

3 012,4

11 483,1

Информация о работе Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь