Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 19:18, курсовая работа
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, в определении допустимых размеров государственного долга и их достижении.
Задачами данной работы являются анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь, определение оптимальных источников финансирования бюджетного дефицита, а также выявление способов минимизации дефицита бюджета и госдолга, нахождение возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса и превышения допустимого размера государственного долга.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….6
ГЛАВА 1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………………………….......7
1.1. Сущность и структура государственного бюджета…………………….7
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика..……………………………9
1.3. Государственный долг и его определение………………………………12
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь……………………………..…..15
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит………15
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..21
ГЛАВА 3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………..………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………
После распада СССР Беларуси
досталась практически
В 1991 г. Беларусь была объявлена
суверенной. Сальдо бюджета независимой
республики, согласно официальной
отчетности Министерства
За годы независимости в Республике Беларусь была проведена структурная перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классификацию. Не смотря на ежегодно планируемые размеры бюджета и бюджетного дефицита, в связи с возникающими изменениями в течение финансового года, а также с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики с 2009 года, наблюдается превышение размеров реальных доходов и расходов над планируемыми. Тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за прошедшие годы имели неравномерный характер, что характеризуется данными, приведенными в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы, млрд. руб. |
38391,0 |
48049,0 |
65663,4 |
62807,6 |
48754,2 |
Расходы, млрд. руб. |
37256,2 |
47626,8 |
63811,3 |
63766,0 |
52979,8 |
Дефицит/профицит, млрд. руб. |
1135,0 |
422,1 |
1852,0 |
-958,3 |
-4225,6 |
в % к ВВП |
0,7 % |
2,4 % |
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
На основании таблиц 2.1 и 2.2 можно
видеть, что, не смотря на то,
что хотя и планировался
Поскольку государственный
Динамика структуры доходов
Из таблицы видно, что основную долю доходов занимают налоговые. До 2009 года наблюдается их рост. Основными доходными источниками консолидированного бюджета являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.
Удельный вес неналоговых
Взносы на государственное
Как указывалось выше, с 1 января
2010 года Фонд социальной защиты
населения Министерства труда
и социальной защиты
Таблица 2.3 -
Динамика структуры доходов
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
1. Налоговые доходы – всего |
88,4 |
92 |
в том числе: |
||
|
20,6 |
24,2 |
В том числе - подоходный налог |
9,2 |
11,0 |
|
3,5 |
3,8 |
|
42,6 |
47,1 |
в том числе - НДС |
25,6 |
33,3 |
- акцизы |
7,8 |
8,9 |
Продолжение таблицы 2.3 | ||
|
17,1 |
11,8 |
2. Неналоговые доходы |
11,4 |
7,8 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 |
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Примечание – Источник: [23]
Из таблицы видно, что
Доля НДС, налога на прибыль,
акцизов, налоговых доходов от
внешнеэкономической
Поступление доходов в течение года (Рис. 2.1) имеет неравномерный характер. [23, с.1, рис. 1]
Рисунок 2.1 – Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Примечание – Источник: [23]
Из графика видно, что
Расходы консолидированного
Основную долю расходов
Рисунок 2.2 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.
Примечание – Источник: [23]
Как видно из Приложения Б в 2006-2009 годах основную долю расходов занимает социальная политика. С каждым годом можно наблюдать увеличение размеров средств, направляемых на ее реализацию. При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились. [22, с.9]
Если отследить динамику
По экономической
На основании проведенного
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.
При этом налоговые
Основными задачами в области
политики расходов бюджета
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей
Управление внешним
Внешним государственным
Внутренний государственный
· займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;
· кредитов Национального банка Республики Беларусь;
· других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.
На 1 января 2011 года внешний государственный долг составил 9687, 2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11, 0 млрд. долларов США. [19,с.10] Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам (Таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Внешний государственный долг Республики Беларусь, млн. долларов США
ГОД |
01.01.2008 г. |
01.01.2009 г. |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством) |
2057,7 |
3588,8 |
7778,8 |
9486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь |
311 |
130,1 |
112,6 |
201,0 |
Всего: |
2336,7 |
3718,9 |
7891,4 |
9687,2 |
Примечание – Источник: [23]
В то же время из таблицы видно, что в структуре внешнего долга имеют значительный удельный вес и прирост кредиты, привлеченные Правительством (на 1707, 4 млн. долларов США за 2010 год), а кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства, наоборот имели тенденцию сокращаться до конца 2009 года и только за 2010 год возросли на 88,4 млн. долларов США.
Лимиты внешнего (таблица 2.5) и внутреннего государственного долга ежегодно устанавливаются законом о республиканском бюджете. На 2012 год утверждены: лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14,3 млрд. долларов США. [21,с.10]
Таблица 2.5 - Лимиты внешнего государственного долга, млрд. долларов США
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Лимит |
6,0 |
9,5 |
11,0 |
13,0 |