Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, в определении допустимых размеров государственного долга и их достижении.
Задачами данной работы являются анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь, определение оптимальных источников финансирования бюджетного дефицита, а также выявление способов минимизации дефицита бюджета и госдолга, нахождение возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса и превышения допустимого размера государственного долга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….6
ГЛАВА 1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………………………….......7
1.1. Сущность и структура государственного бюджета…………………….7
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика..……………………………9
1.3. Государственный долг и его определение………………………………12
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь……………………………..…..15
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит………15
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..21
ГЛАВА 3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………..………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 116.63 Кб (Скачать файл)

     После распада СССР Беларуси  досталась практически разваленная  постсоветская экономика, несовершенная  система государственных финансов, в том числе и бюджетный  дефицит, растущий из года в  год.

     В 1991 г. Беларусь была объявлена  суверенной. Сальдо бюджета независимой  республики, согласно официальной  отчетности Министерства анализа  и статистики, было положительным,  и размер бюджетного профицита   этого года составил 1,7% ВВП. В  основном это объясняется тем,  что государственный бюджет  на 1991 год все еще предусматривал  выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное  значение бюджетного дефицита  возрастало. Дефицит бюджета проявился  уже в 1992 году в размере 1,9 %  ВВП, и с тех пор некоторое  время являлся хроническим для  республики. [6, с. 7-8]

     За годы независимости в Республике Беларусь была проведена структурная перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классификацию.  Не смотря на ежегодно планируемые размеры бюджета и бюджетного дефицита, в связи с возникающими изменениями в течение финансового года, а также с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики с 2009 года, наблюдается превышение размеров реальных доходов и расходов над планируемыми. Тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за прошедшие годы имели неравномерный характер, что характеризуется данными, приведенными в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

 

Год

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы, млрд. руб.

38391,0

48049,0

65663,4

62807,6

48754,2

Расходы, млрд. руб.

37256,2

47626,8

63811,3

63766,0

52979,8

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1135,0

422,1

1852,0

-958,3

-4225,6

в % к ВВП

     

0,7 %

2,4 %


   

 Примечание – Источник: [Собственная разработка]

     На основании таблиц 2.1 и 2.2 можно  видеть, что, не смотря на то, что хотя и планировался дефицит  бюджета, с 2006 по 2008 год бюджет  государства был исполнен с  профицитом. В 2009 году, не смотря  на рост доходов и расходов  по сравнению с плановыми показателями, бюджет был исполнен с дефицитом  значительно ниже запланированного (на 1841,7 млрд. рублей). В 2010 году реальный  дефицит превысил планируемый  на 1525,6 млрд. рублей, но в результате  не превысил установленного показателя  в 2-3 % от ВВП.

     Поскольку государственный бюджет  состоит из доходной и расходной  части, то для изучения его  динамики понадобится рассмотреть  динамику доходов и расходов  по отдельным статьям.

     Динамика структуры доходов консолидированного  бюджета в 2006-2009 гг. в процентах  представлена в Приложении А.

     Из таблицы видно, что основную долю доходов занимают налоговые. До 2009 года наблюдается их рост. Основными доходными источниками консолидированного бюджета являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.

     Удельный вес неналоговых доходов  значительно ниже налоговых возрастал  с каждым годом и в 2009 году  составил 9,1 % в общем объеме доходов  бюджета.

     Взносы на государственное социальное  страхование имели достаточно  высокий удельный вес в общем  объеме доходов. С 2006 по 2008 год  их процент в общем объеме доходов уменьшался, а в 2009 году составил 25,2 %, что выше на 3,1 %, чем в 2008 году.

     Как указывалось выше, с 1 января 2010 года Фонд социальной защиты  населения Министерства труда  и социальной защиты Республики  Беларусь выведен из состава  республиканского бюджета, поэтому  с целью сопоставимости данных  динамика доходов за 2009 год (Таблица  2.3) приводится без ФСЗН. [23, с.2, таблица  1]

Таблица 2.3 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., в процентах (без  учета ФЗСН)

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

1. Налоговые доходы – всего

88,4

92

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

В том числе - подоходный налог

9,2

11,0

  • Налоги на собственность

3,5

3,8

  • Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

в том числе - НДС

25,6

33,3

- акцизы

7,8

8,9

Продолжение таблицы 2.3

  • Налоговые доходы от ВЭД

17,1

11,8

2. Неналоговые доходы

11,4

7,8

3. Безвозмездные поступления

0,2

0,2

Итого доходов

100,0

100,0


    

  Примечание – Источник: [23]

     Из таблицы видно, что основными  доходными источниками остаются  налог на добавленную стоимость,  доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль  и акцизы, поступления по которым  возросли по сравнению с 2009 годом. 

     Доля НДС, налога на прибыль,  акцизов, налоговых доходов от  внешнеэкономической деятельности  в доходах консолидированного  бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет  обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

     Поступление доходов в течение  года (Рис. 2.1) имеет неравномерный  характер. [23, с.1, рис. 1]

Рисунок 2.1 – Динамика поступления доходов  консолидированного бюджета

       Примечание – Источник: [23]

      Из графика видно, что основная  доля доходов, как в 2009, так  и в 2010 гг., приходится на конец  года – декабрь-месяц. Также  высока доля доходов, поступающих  в апреле, июле, октябре. Это можно  объяснить тем, что наибольший  удельный вес в структуре доходов  занимают налоговые, налоговая  система республики совершенствуется  путем снижения налоговой нагрузки, в том числе постепенно перестраиваясь  на поквартальную уплату налогов.  Следовательно, доля доходов в  месяце, следующем за отчетным  кварталом, значительно выше, чем  в остальные.

     Расходы консолидированного бюджета  в 2010 году профинансированы в  сумме  52979,8 млрд. рублей. По сравнению  с 2009 годом (49200,8 млрд рублей) рост составил 7,7 %, в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

     Основную долю расходов консолидированного  бюджета за 2009 - 2010 гг. (Рис. 2.2)  занимают  национальная экономика, здравоохранение,  общегосударственные расходы. [23, с.3, рис. 2]

Рисунок 2.2 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.

      Примечание – Источник: [23]

     Как видно из Приложения Б в 2006-2009 годах основную долю расходов занимает социальная политика. С каждым годом можно наблюдать увеличение размеров средств, направляемых на ее реализацию. При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились. [22, с.9]

     Если отследить динамику расходов  с 2006 по 2008 год, то видно, что  расходы возрастали с каждым  годом. После социальной политики  значительная доля расходов направлена  на поддержку национальной экономики  и общегосударственные расходы,  образование и здравоохранение.

     По экономической классификации  основную долю в расходах занимают  текущие, основная доля в которых  – текущие бюджетные трансферты. Капитальные расходы в течение  2006-2008 гг. сохранялись на уровне 20 % из общей доли расходов.

     На основании проведенного анализа  можно сделать вывод, что характерным  для бюджетного дефицита Республики  Беларусь является несоответствие  плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете.

     Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.

     При этом налоговые поступления  не должны подгоняться под  постоянно растущие потребности  бюджета, их величина в ВВП  должна быть обоснована. Данное  обстоятельство требует проведения  политики, направленной на определение  оптимального уровня налоговой  нагрузки, соотношения налогов и  ВВП.

     Основными задачами в области  политики расходов бюджета является  сохранение достигнутого качественного  уровня социальных услуг, поддержка  реального сектора экономики,  обеспечение  повышения благосостояния  граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности  бюджетов всех уровней, реализация  программы жилищного строительства,  обеспечение безусловного исполнения  социальных обязательств государства  перед обществом.

 

2.2 Анализ государственного долга  и его основных показателей

 

     Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется  в соответствии с Бюджетным  Кодексом Республики, законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год и Указом Президента  Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных  займах (кредитах)».

     Внешним государственным долгом  является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по  внешним государственным займам  на определенный момент времени. [4, с.5] Основными кредиторами Беларуси являются Международный валютный фонд, Россия, Венесуэла, Германия, США, Международный банк реконструкции и развития.

     Внутренний государственный долг  в Беларуси может выступать  в виде:

· займов, выпускаемых в форме ценных бумаг  от лица Совета Министров Республики Беларусь;

· кредитов Национального банка Республики Беларусь;

· других долговых обязательств, гарантированных  Советом Министров Республики Беларусь.

     На 1 января 2011 года внешний государственный долг составил 9687, 2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11, 0 млрд. долларов США. [19,с.10] Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам (Таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Внешний государственный долг Республики Беларусь,  млн. долларов США

 

ГОД

01.01.2008 г.

01.01.2009 г.

01.01.2010 г.

01.01.2011 г

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством)

2057,7

3588,8

7778,8

9486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под  гарантии Правительства Республики Беларусь

311

130,1

112,6

201,0

Всего:

2336,7

3718,9

7891,4

9687,2


  

  Примечание – Источник: [23]

     В то же время из таблицы видно, что в структуре внешнего долга имеют значительный удельный вес и прирост кредиты, привлеченные Правительством (на 1707, 4 млн. долларов США за 2010 год), а кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства, наоборот имели тенденцию сокращаться до конца 2009 года и только за 2010 год возросли на 88,4 млн. долларов США.

     Лимиты внешнего (таблица 2.5) и внутреннего государственного долга ежегодно устанавливаются законом о республиканском бюджете. На 2012 год утверждены: лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14,3 млрд. долларов США. [21,с.10]

Таблица 2.5 - Лимиты внешнего  государственного долга, млрд. долларов США

Год

2008

2009

2010

2011

Лимит

6,0

9,5

11,0

13,0

Информация о работе Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь