Примечание – Источник: [Собственная разработка]
Из таблицы видно, что с каждым
годом планируемый показатель
внешнего долга увеличивается
по сравнению с предыдущим
годом. Но реальный внешний
долг Республики Беларусь ниже
запланированного показателя.
Лимит внутреннего долга также
меняется в сторону увеличения
из года в год.
Если на 1 января 2008 года внутренний
государственный долг Беларуси
составлял 6234,9 млрд белорусских рублей,
то за январь-июль 2011 года его сумма составила
три триллиона рублей при утвержденном
на 2011 год лимите четыре триллиона рублей.
[20, c.10]
Для того, чтобы сделать вывод о приемлемости
размера внешнего государственного долга,
необходимо учитывать не только его размеры,
но и рассчитать показатели кредитоспособности
по внешнему государственному долгу (таблица
2.6) и сравнить их с нормативами, установленными
Международным банком реконструкции и
развития.
Таблица 2.6 -
Показатели кредитоспособности по внешнему
государственному долгу, в процентах
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2008 г
|
01.01.2009 г. |
01.01.2010г. |
01.01.2011г. |
отношение внешнего гос.долга к экспорту товаров и услуг,
% |
220 % |
8,4 |
10,0 |
31,8 |
32,5 |
отношение внешнего гос.долга к валовому внутреннему продукту,
% |
50 % |
5,2 |
6,4 |
16,5 |
17,8 |
Отношение платежей по внешнему гос.долгу к экспорту товаров и услуг,
% |
25 % |
1,1 |
1,0 |
1,3 |
2,6 |
Примечание – Источник: [23]
Из таблицы видно, что, не
смотря на, казалось бы, огромные
размеры внешнего долга, показатели
кредитоспособности гораздо ниже
нормативов, что, конечно, дает
право делать вывод о том,
что размеры государственного
долга Беларуси не являются катастрофичными.
Но также заметен и их постоянный рост,
связанный с привлечением дополнительных
ресурсов в Республику Беларусь и соответственно
ростом внешнего долга.
Из проведенного анализа можно
сделать вывод, что за последние
годы в Беларуси вырос долг,
как государства, так и банков,
и нефинансовых организаций. Вместе
с тем, в целом, внешний долг
Беларуси находится на достаточно
низком уровне и не сказывается
на развитии национальной экономики.
Поэтому политика государства
направляется на сохранение объёма
государственного долга на экономически
безопасном уровне, сокращение стоимости
обслуживания долга, управление
внешним государственным долгом
с целью снижения рисков, связанных
с его структурой и стоимостью
его обслуживания.
ГЛАВА
3
МЕТОДЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ
БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Рассматривая и анализируя составляющие
государственного бюджета, на
первый взгляд может показаться,
что основным способом минимизации
бюджетного дефицита является
сокращение государственных расходов
и увеличение доходов. Но на
самом деле, все не так просто
и перед государством стоит
задача не столько необоснованно
повысить доходы путем увеличения
налоговой нагрузки и устранения
несрочных расходов, сколько поддержать
баланс доходной и расходной
части путем создания благоприятной
налоговой политики и своевременного
выполнения не терпящих отлагательств
государственных программ.
Характерным для бюджетного дефицита
Республики Беларусь является
несоответствие плановых показателей
на начало года итоговым на
конец года. Это связано с установившейся
практикой частых корректировок
Закона о бюджете.
Одна из основных проблем в
данной области – эффективность
использования средств, так как
их основная часть направляется
на оказание финансовой помощи
отраслям и предприятиям страны,
находящимся на грани выживания,
и реального возврата этих
средств в бюджет не происходит. Кроме
того, когда мнимые, записанные в проекте
бюджета доходы распределяются по статьям
расходов, появляется необходимость урезать
расходы по ходу выполнения бюджета. Это
приводит к росту неплатежей, падению
финансовой, в том числе налоговой,
дисциплины и подрыву авторитета государственных
институтов. Что касается проблемы финансирования
дефицита бюджета за счет низкоинфляционных
источников, то она является весьма актуальной.
Из анализа динамики и структуры
доходной части бюджета видно,
что выделяются две ее составляющие:
налоговая и неналоговая. Отличие
неналоговой составляющей заключается
в целевой направленности отчислений
и их временном характере.
Изучение показателей показывает,
что налоги являются основой
формирования государственного
бюджета. Не имея закрепления
за конкретными видами расходов,
они обеспечивают маневренность
бюджетными ресурсами и бесперебойное
финансирование предусмотренных
мероприятий.
Деление бюджета на несколько
частей искажает информацию об
использовании бюджетных ресурсов:
расходы одного и того же
назначения могут финансироваться
как непосредственно за счет
средств бюджета, так и из
фондов.
Значительная часть налоговых
платежей формирует доходную
базу местных бюджетов. Очевидно,
что около половины всех налоговых
поступлений зачисляется в доходы
местных бюджетов.
Таким образом, одним из основных
направлений бюджетно-налоговой
политики на ближайшие годы является снижение
налоговой нагрузки. Только за период
2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей,
34 самостоятельных сбора и платы включены
в состав государственной пошлины. [22,
с.1]
В качестве наиболее кардинальных шагов
можно отметить уменьшение ставок налогов,
установление единой ставки подоходного
налога в размере 12 % с 2009 года, ежегодное
увеличение стандартных налоговых вычетов
по подоходному налогу для физических
лиц, снижение ставки налога на прибыль
с 24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие. [17,
с.101]
Однако проблема высокого уровня
налогообложения остается попрежнему
достаточно острой. Уровень налогообложения
остается самым высоким на территории
постсоветского пространства. А это в
условиях активной внешнеэкономической
деятельности и открытости экономики
создает существенные проблемы в обеспечении
конкурентоспособности белорусских товаров
на традиционных рынках России и стран
СНГ. [9, с.44] Поэтому требуются коренные
реформы в области налогообложения и бюджетной
политики.
Возможными мерами являются:
а) отмена так
называемых «оборотных налогов»;
б) серьезная
научно обоснованная реформа в области
налогообложения фонда оплаты труда.
Реформирование подоходного налога,
предусматривающее увеличение доходов
граждан, даст возможность, во-первых,
снизить бюджетную нагрузку, во-вторых,
- вовлечь доходы населения в
реальный сектор экономики. Оно
должно начинаться с определения
налогооблагаемой базы и величины
ставок налогового изъятия с
учетом реальных затрат на
воспроизводство рабочей силы, соответствующих
процессам выравнивания жизненного
уровня населения и повышения
его благосостояния. [7, с. 40]
Таким образом, проблемы совершенствования
налоговой системы Республики
Беларусь в условиях экономической
интеграции требуют принятия
кардинальных решений по реформированию
системы налогообложения на основе
научно обоснованного подхода
и фактического анализа налогообложения
предприятий различных секторов
экономики и форм собственности.
[2, с.184]
Финансирование расходов, превышающих
реальные доходы, может осуществляться
за счет внешних и внутренних
источников: инфляционных и неинфляционных.
Большинство развитых стран для
покрытия бюджетного дефицита
прибегают к выпуску государственных
ценных бумаг, как безынфляционному
источнику финансирования бюджетного
дефицита.
При наличии дефицита бюджета
первоочередному финансированию
подлежат защищенные статьи бюджета.
В Беларуси к таким статьям
относят выплату заработной платы
и других выплат населению,
строительство социально значимых
объектов и поддержка агропромышленного
комплекса.
Если в процессе исполнения
бюджета происходит превышение
предельного размера дефицита
бюджета или снижение поступлений
по доходам бюджета более чем
на 10% от запланированного уровня,
то применяются секвестр расходов
по незащищенным статьям бюджета
или блокирование по отдельным
статьям его расходов. В таких
случаях секвестр или блокирование
применяются для республиканского
бюджета в порядке, установленном
законом о бюджете Республики
Беларусь на очередной финансовый
год.
Принятые в ходе исполнения
бюджета решения, приводящие к
уменьшению доходов или увеличению
расходов, должны определять источники
финансирования и предусматривать
меры по компенсации потерь
доходов бюджета.
В Беларуси применяется в основном не
инфляционный источник покрытия дефицита,
что подтверждает неразвитость рынка
государственных ценных бумаг, обусловленное,
прежде всего, низкой активностью первичных
инвесторов, явившейся следствием отсутствия
свободных средств, как у банков, так и
субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью
прямых инвестиций в производственную
сферу, ухудшением ликвидности банковской
системы, что обусловило резкое снижение
спроса на государственные ценные бумаги
в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость в
дальнейшем развития инфраструктуры
фондового рынка, главным образом
за счет активизации работы
таких финансовых институтов, как
центральный депозитарий и фондовая
биржа.
Необходимо также отметить, что
ряд проблем остается и в
сфере внешнего долга страны.
Существует также проблема с
погашением и обслуживанием кредитов
предприятий. Очевидно, что переложение
платежей по долгам предприятий
на правительство формирует не
что иное, как скрытый внешний
государственный долг и увеличивает
дефицит бюджета.
Таким образом, для преодоления
отрицательных последствий бюджетного
дисбаланса - инфляция, государственный
долг, истощение валютных резервов,
снижение инвестиционной активности,
сокращение экспорта, сопровождаемое
увеличением импорта, снижение
жизненного уровня населения, - необходимо
разрабатывать специальную программу
и проводить мероприятия по
сокращению бюджетного дефицита.
Такая программа должна предусматривать
наиболее существенные и качественные
меры:
- Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.
- Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности.
- Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства.
- Развитие территориально-регионального хозрасчета.
- Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.
- В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения.
- Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
- Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере.
- Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
- Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.
- Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.
- Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.
- Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.