Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, в определении допустимых размеров государственного долга и их достижении.
Задачами данной работы являются анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь, определение оптимальных источников финансирования бюджетного дефицита, а также выявление способов минимизации дефицита бюджета и госдолга, нахождение возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса и превышения допустимого размера государственного долга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….6
ГЛАВА 1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………………………….......7
1.1. Сущность и структура государственного бюджета…………………….7
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика..……………………………9
1.3. Государственный долг и его определение………………………………12
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь……………………………..…..15
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит………15
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..21
ГЛАВА 3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………..………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 116.63 Кб (Скачать файл)

     Примечание – Источник: [Собственная разработка]

     Из таблицы видно, что с каждым  годом планируемый показатель  внешнего долга увеличивается  по сравнению с предыдущим  годом. Но реальный внешний  долг Республики Беларусь ниже  запланированного показателя.

     Лимит внутреннего долга также  меняется в сторону увеличения  из года в год. 

     Если на 1 января 2008 года внутренний  государственный долг Беларуси  составлял 6234,9 млрд белорусских рублей, то за январь-июль 2011 года его сумма составила три триллиона рублей при утвержденном на 2011 год лимите четыре триллиона рублей. [20, c.10]

     Для того, чтобы сделать вывод о приемлемости размера внешнего государственного долга, необходимо учитывать не только его размеры, но и рассчитать показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (таблица 2.6) и сравнить их с нормативами, установленными Международным банком реконструкции и развития.

Таблица 2.6 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, в процентах

 

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2008 г 

01.01.2009 г.

01.01.2010г.

01.01.2011г.

отношение внешнего гос.долга к экспорту товаров и услуг, %

220 %

8,4

10,0

31,8

32,5

отношение внешнего гос.долга к валовому внутреннему продукту, %

50 %

5,2

6,4

16,5

17,8

Отношение платежей по внешнему гос.долгу к экспорту товаров и услуг, %

25 %

1,1

1,0

1,3

2,6


    

   Примечание – Источник: [23]

     Из таблицы видно, что, не  смотря на, казалось бы, огромные  размеры внешнего долга, показатели  кредитоспособности гораздо ниже  нормативов, что, конечно, дает  право делать вывод о том,  что размеры государственного  долга Беларуси не являются катастрофичными. Но также заметен и их постоянный рост, связанный с привлечением дополнительных ресурсов в Республику Беларусь и соответственно ростом внешнего долга.

     Из проведенного анализа можно  сделать вывод, что за последние  годы в Беларуси вырос долг, как государства, так и банков, и нефинансовых организаций. Вместе  с тем, в целом, внешний долг  Беларуси находится на достаточно  низком уровне и не сказывается  на развитии национальной экономики. 

     Поэтому политика государства  направляется на сохранение объёма  государственного долга на экономически  безопасном уровне, сокращение стоимости  обслуживания долга, управление  внешним государственным долгом  с целью снижения рисков, связанных  с его структурой и стоимостью  его обслуживания.

 

ГЛАВА 3

МЕТОДЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ  БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

     Рассматривая и анализируя составляющие  государственного бюджета, на  первый взгляд может показаться, что основным способом минимизации  бюджетного дефицита является  сокращение государственных расходов  и увеличение доходов. Но на  самом деле, все не так просто  и перед государством стоит  задача не столько необоснованно  повысить доходы путем увеличения  налоговой нагрузки и устранения  несрочных расходов, сколько поддержать  баланс доходной и расходной  части путем создания благоприятной  налоговой политики и своевременного  выполнения не терпящих отлагательств  государственных программ.

     Характерным для бюджетного дефицита  Республики Беларусь является  несоответствие плановых показателей  на начало года итоговым на  конец года. Это связано с установившейся  практикой частых корректировок  Закона о бюджете.

     Одна из основных проблем в  данной области – эффективность  использования средств, так как  их основная часть направляется  на оказание  финансовой помощи  отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания,  и реального возврата этих  средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой,  в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

     Из анализа динамики и структуры  доходной части бюджета видно,  что выделяются две ее составляющие: налоговая и неналоговая. Отличие  неналоговой составляющей заключается  в целевой направленности отчислений  и их временном характере.

     Изучение показателей показывает, что налоги являются основой  формирования государственного  бюджета. Не имея закрепления  за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность  бюджетными ресурсами и бесперебойное  финансирование предусмотренных  мероприятий.

     Деление бюджета на несколько  частей искажает информацию об  использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же  назначения могут финансироваться  как непосредственно за счет  средств бюджета, так и из  фондов.

     Значительная часть налоговых  платежей формирует доходную  базу местных бюджетов. Очевидно, что около половины всех налоговых  поступлений зачисляется в доходы  местных бюджетов.

     Таким образом, одним из основных  направлений бюджетно-налоговой  политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. Только за период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включены в состав государственной пошлины. [22, с.1]

     В качестве наиболее кардинальных шагов можно отметить уменьшение ставок налогов, установление единой ставки подоходного налога в размере 12 % с 2009 года, ежегодное увеличение стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие. [17, с.101]

     Однако проблема высокого уровня  налогообложения остается попрежнему достаточно острой. Уровень налогообложения остается самым высоким на территории постсоветского пространства. А это в условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики создает существенные проблемы в обеспечении конкурентоспособности белорусских товаров на традиционных рынках России и стран СНГ. [9, с.44] Поэтому требуются коренные реформы в области налогообложения и бюджетной политики.

     Возможными мерами являются:

а) отмена так  называемых «оборотных налогов»;

б) серьезная  научно обоснованная реформа в области  налогообложения фонда оплаты труда.

     Реформирование подоходного налога, предусматривающее увеличение доходов  граждан, даст возможность, во-первых, снизить бюджетную нагрузку, во-вторых, - вовлечь доходы населения в  реальный сектор экономики. Оно  должно начинаться с определения  налогооблагаемой базы и величины  ставок налогового изъятия с  учетом реальных затрат на  воспроизводство рабочей силы, соответствующих  процессам выравнивания жизненного  уровня населения и повышения  его благосостояния. [7, с. 40]

     Таким образом, проблемы совершенствования  налоговой системы Республики  Беларусь в условиях экономической  интеграции требуют принятия  кардинальных решений по реформированию  системы налогообложения на основе  научно обоснованного подхода  и фактического анализа налогообложения  предприятий различных секторов  экономики и форм собственности. [2, с.184]

     Финансирование расходов, превышающих  реальные доходы, может осуществляться  за счет внешних и внутренних  источников: инфляционных и неинфляционных.

     Большинство развитых стран для  покрытия бюджетного дефицита  прибегают к выпуску государственных  ценных бумаг, как безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

     При наличии дефицита бюджета  первоочередному финансированию  подлежат защищенные статьи бюджета.  В Беларуси к таким статьям  относят выплату заработной платы  и других выплат населению,  строительство социально значимых  объектов и поддержка агропромышленного  комплекса.

     Если в процессе исполнения  бюджета происходит превышение  предельного размера дефицита  бюджета или снижение поступлений  по доходам бюджета более чем  на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов  по незащищенным статьям бюджета  или блокирование по отдельным  статьям его расходов. В таких  случаях секвестр или блокирование  применяются для республиканского  бюджета в порядке, установленном  законом о бюджете Республики  Беларусь на очередной финансовый  год.

     Принятые в ходе исполнения  бюджета решения, приводящие к  уменьшению доходов или увеличению  расходов, должны определять источники  финансирования и предусматривать  меры по компенсации потерь  доходов бюджета.

     В Беларуси применяется в основном не инфляционный источник покрытия дефицита, что подтверждает неразвитость рынка государственных ценных бумаг, обусловленное, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

     Это означает необходимость в  дальнейшем развития инфраструктуры  фондового рынка, главным образом  за счет активизации работы  таких финансовых институтов, как  центральный депозитарий и фондовая  биржа.

     Необходимо также отметить, что  ряд проблем остается и в  сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с  погашением и обслуживанием кредитов  предприятий. Очевидно, что переложение  платежей по долгам предприятий  на правительство формирует не  что иное, как скрытый внешний  государственный долг и увеличивает  дефицит бюджета.

     Таким образом, для преодоления  отрицательных последствий бюджетного  дисбаланса - инфляция, государственный  долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое  увеличением импорта, снижение  жизненного уровня населения, - необходимо  разрабатывать специальную программу  и проводить  мероприятия по  сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать  наиболее существенные и качественные  меры:

  1. Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.
  2. Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности.
  3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства.
  4. Развитие территориально-регионального хозрасчета.
  5. Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.
  6. В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и  расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие  систему защищенности населения.
  7. Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
  8. Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере.
  9. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
  10. Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.
  11. Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.
  12. Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.
  13. Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их  помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

Информация о работе Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь